Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Задания 5 page





NB. НОНСЕНС (англ.), бессмыслен­ность, глупость, нелепость.

НОТАЦИЯ (лат.), выговор, на­ставление, нравоучение.

НОУ ХАУ (англ.), точный перевод: «знаю как», под которым понимает­ся всякое владение техническими, технологическими, творческими и иными знаниями, сведениями, рецептами, информацией. Термин применяется при заключении до­говоров, соглашений, рекламы, в выступлениях представителей фирм и пр. На другие языки не перево­дится.

ОБСКУРАНТ (лат.), враг нау­ки и просвещения, мракобес, реакционер.

ОБСТРУКЦИЯ (лат.), род про­теста, попытка срыва выступле­ния оратора шумом, топотом, ап­лодисментами, другим длинным выступлением, не относящимся к делу.

ОБЪЕКТИВНЫЙ (лат.), беспри­страстный, непредвзятый подход к теме.

ОДИОЗНЫЙ (лат.), неприятный, нежелательный, неприемлемый.

ОКАЗИЯ (лат.), случай, приклю­чение, нерядовое событие.

ОППОЗИЦИЯ (лат.), противопос­тавление взглядов, точек зрения.

ОППОНЕНТ (лат.), противник в споре, тот, кто возражает, выска­зывает собственную точку зрения, отличную от первой.

ОПТИМАЛЬНЫЙ (лат.), наибо­лее благоприятный, более соот­ветствующий.

ОПТИМИСТ (лат.), человек с бодрым, жизнерадостным настрое­нием, уверенный в хорошем буду­щем, в положительном решении вопроса, проблемы. Противопо­ложное понятие — пессимист.

ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, живая речь, получившая художественную обработку. Издавна различаются несколько форм красноречия: речи торжественные, судебные, полити­ческие, проповеди, поучения, быто­вые и пр. С развитием рацио и те­левидения появились новые формы бесед, интервью, диспутов и т.п.

ОРГИЯ (греч.), у древних — тор­жественное празднование в честь бога веселья Вакха, сейчас — раз­гульное и разнузданное веселье.

ОРИЕНТАЦИЯ (франц.), направ­ление в нужную сторону.

ОРТОДОКС, ортодоксальный (греч.), правоверный, неуклонно подчеркивающий верность опре­деленным убеждениям.

ОСТРОУМИЕ, ум легкий, цеп­кий, избирательный, быстро на­ходящий нужное слово в ответ на реплику, тот, кто «за словом в карман не полезет».

ПАБЛИСИТИ (англ.), извест­ность, популярность лично­сти, государственного деятеля.

ПАЛЛИАТИВ (франц.), полумера, нерешительное действие, половин­чатое мероприятие, то, что не мо­жет дать окончательного результата.

ПАМФЛЕТ (англ.), выступление на злободневную тему, в котором в резкой обличительной форме осмеивается какое-нибудь лицо или явление в общественной или политической жизни.

ПАНАЦЕЯ (греч.), мнимое сред­ство, которое, по мнению кого-нибудь, может помочь в любом случае жизни, исправить любые ошибки и просчеты.

ПАНЕГИРИК (греч.), патриоти­ческая речь у древних греков и римлян, в которой восхвалялись подвиги богов, героев, народа, предков.

ПАРАДОКС (греч.), неожиданное явление, сюжет, пример, проти­воречие привычным соображени­ям и представлениям.

ПАРЕМИЯ (греч.), притча, изре­чение, цитата из Библии.

ПАРОДИЯ (греч.), шуточное или насмешливое подражание внеш­ней форме чего-нибудь, напри­мер, речи, манере произносить слова, задавать вопросы, исполь­зовать междометия и пр.

ПАСКВИЛЬ (нем.), речь, произ­ведение оскорбительного или кле­ветнического характера.

ПАСОВАТЬ (франц.), признавать себя побежденным, сдаваться в споре, при обсуждении проблемы.

ПАТЕТИКА (греч.), страстность, полнота чувств, приводящая в волнение.

ПАТРИОТ (греч.), человек, лю­бящий свое Отечество.

ПАССИОНАРНОСТЬ, страстность.

ПАФОС (греч.), чувство, страсть, подъем, речь со страстным во­одушевлением.

ПЕРЛ (франц.), нечто единствен­ное в своем роде, образцовое, не­редко употребляется в ироничном смысле.

ПЕРСОНА (лат.), особа, личность, важная особа. Персона грата — ли­цо, пользующееся расположением. Персона нон грата — лицо нежела­тельное, вызывающее недоверие.

ПИКИРОВКА (франц.), обмен колкостями при споре, обсуждении.

ПЛАГИАТ (лат.), присвоение чу­жого авторства.

ПЛАН (лат.), плоский, ровный, сейчас — наметка содержания предполагаемого выступления, ре­чи, определение ее темы, форму­лирование основных разделов, подбор примеров, подготовка ре­чевых фигур, подбор литературы, определение содержания введения и заключения. Верный план — более чем половина успеха.

ПЛЮРАЛИЗМ (греч.), наличие у людей разных взглядов на одну проблему.

ПОЗЕР (франц.), оратор, озабо­ченный внешним эффектом сво­его поведения на кафедре, внеш­ней красивостью своих речей.

ПОЗИЦИЯ (лат.), точка зрения, отношение к проблеме.

ПОЛЕМИСТ (греч.), любитель споров, умеющий защищать свою точку зрения.

ПОЛИГЛОТ (греч.), человек, вла­деющий многими языками.

ПОМПЕЗНЫЙ (франц.), пыш­ный, роскошный, эффектно-тор­жественный.

ПОНЯТИЕ, в логике это форма мышления, отражающая предме­ты с их существенными призна­ками. Признаком предмета назы­вается то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.

ПОСТУЛАТ (лат.), предпосылка, допущение, позволяющее постро­ить систему доказательств.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ (лат.), торжест­венное предъявление, представле­ние чего-нибудь (книги и пр.).

ПРЕЗЕНТОВАТЬ (франц.), пода­рить, преподнести в дар.

ПРЕЗИДЕНТ (лат.), председатель в самим широком смысле слова.

ПРЕЛЮДИЯ (лат.), вступление, введение.

ПРЕСТИЖ (франц.), авторитет, влияние, уважение.

ПРЕТЕНЗИЯ (лат.), требование, жалоба, иск.

ПРЕЦЕДЕНТ (лат.), факт, случай, служащий оправданием для по­добного явления в будущем.

ПРИВАТНЫЙ (лат.), частный.

ПРИМИТИВНЫЙ (лат.), неслож­ный, грубо сделанный, простой.

ПРИНЦИП (лат.), руководящая идея, основное правило.

ПРИОРИТЕТ (нем.), первенство в открытии, изобретении и пр.

ПРОЗЕЛИТ (греч.), новый при­верженец чего-нибудь, вновь прим­кнувший к какой-нибудь новой точке зрения; новый защитник теории.

ПРОЛОГ (греч.), событие бывшее до того, что рассказывается в ос­новной части речи (произведения).

ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ (греч.) КУРС, вводный, предваритель­ный курс в учебный предмет.

ПРОПОНЕНТ (лат.), в формаль­ной логике — участник обсужде­ния, выдвигающий и обосновы­вающий свой тезис.

ПРОФАН (лат.), человек ничего не знающий, не посвященный, невежда в чем-либо.

ПУТЧ (нем.), неудавшийся госу­дарственный переворот.

РЕЗОН (франц.), довод, ра­зумное основание для реше­ния, смысл предложения.

РЕЗЮМЕ (франц.), краткое из­ложение сути речи, статьи, крат­кий вывод из сказанного.

РЕМА (греч.), то новое, что со­держатся в речи, в предложении, новая информация, сообщение ранее неизвестных фактов.

РЕМАРКА (франц.), пояснения к тексту, речи, замечания к ним.

РЕНЕГАТ (лат.), человек, изме­нивший своим убеждениям, пе­решедший на противоположную точку зрения.

РЕНОМЕ (франц.), репутация, слава, известность.

РЕПУТАЦИЯ (франц.), общее мнение о чьих-либо достоинствах и недостатках.

РЕФЕРАТ (лат.), публичный док­лад, изложение сути вопроса.

РЕЦЕНЗИЯ (лат.), отзыв, крити­ческая оценка выступления (более или менее подробная, устная или письменная).

РИТОРИКА (греч.), теория крас­норечия. Наука об ораторском искусстве.

РИТОРИЧЕСКИЙ, относящийся к риторике, риторический вопрос — ораторский прием, при кото­ром на заданный вопрос отвечает сам оратор, чтобы привлечь к не­му внимание аудитории.

РУТИНА (франц.), действия по шаблону, отсутствие чувства но­вого.

САБОТАЖ (франц.), открытое противодействие, скрытая по­меха.

САРКАЗМ (греч.), злобная, едкая и остро-язвительная насмешка.

СЕНСАЦИЯ (лат.), сильное впе­чатление, важное событие.

СЕНТЕНЦИЯ (лат.), высказыва­ние или речь нравоучительного, морального характера.

СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ (франц.), излишне чувствительный, при­торно-нежный.

СИЛЛОГИЗМ (греч.), дедуктив­ное логическое умозаключение, состоящее из двух посылок (боль­шой и малой) и выводов, напри­мер: все четырехугольники имеют четыре стороны, квадрат — четы­рехугольник, следовательно, квад­рат имеет четыре стороны.

СИЛЛОГИСТИКА (греч.), часть формальной логики, учение о сил­логизмах, в ироничном смысле для риторики — пустые, беспредмет­ные общие абстрактные рассужде­ния (то же, что схоластика).

СИМПАТИЯ (греч.), влечение, сочувствие, внутреннее располо­жение к кому-нибудь, к чему-нибудь.

СИНЕДРИОН, см. Ареопаг.

СИНОПСИС (греч.), общее обо­зрение, сборник материалов по одному вопросу.

СИСТЕМА (греч.), правильное расположение частей в целом, совокупность правил для продуманного расположения таких частей, способ устройства чего-нибудь.

СИТУАЦИЯ (франц.), совокуп­ная обстановка, обстоятельства.

СКЕПСИС (греч.), сомнение, не­доверие.

СКЕПТИК (греч.), недоверчивый, сомневающийся человек.

СЛЕНГ, см. Арго.

СОЛИДАРНОСТЬ (франц.), еди­номыслие, единодушие, совмест­ная ответственность, общность интересов.

СОЛИДНЫЙ (франц.), основа­тельный, надежный, степенный.

СПИКЕР (англ.), основное зна­чение — оратор, председатель за­седания, собрания.

СПИЧ (англ.), краткая речь, тор­жественная, застольная.

СПОНТАННЫЙ (лат.), непроиз­вольный выкрик, неожиданный вопрос, краткий ответ во время ораторского выступления.

СТАГНАЦИЯ (лат.), застой, не­подвижность, полная остановка развития.

СТАТУС КВО (лат.), положение до события, сохранение этого по­ложения.

СТЕРЕОТИПНЫЙ (греч.), неиз­менный, повторяющийся без из­менения, избитый, ходовой, надо­евший.

СТРУКТУРА (лат.), строение, устройство, внутреннее положение чего-нибудь относительно друг Друга.

СУПЕР (лат.), приставка, озна­чающая «сверх», «над», например, суперобложка.

СУФЛЕР (франц.), подсказчик, тайный руководитель, опреде­ляющий содержание выступления.

СФЕРА (греч.), область владения, влияния, область интересов.

СХЕМА (греч.), предварительный набросок, абстрактное упрощение проблемы, графическое изобра­жение вопроса.

СХЕМАТИЗМ, упрощенное изло­жение вопроса, неглубокое содер­жание ораторского выступления.

СХОЛИИ (греч.), примечания к тексту, которые сделал коммента­тор, по-гречески — «схолиаст».

ТЕЗАУРУС (греч.), одноязыч­ный толковый словарь, охва­тывающий всю лексику языка, те­заурусами являются словари В.И. Даля, С.И. Ожегова.

ТЕКСТ (лат.), подлинные слова оратора, записанные до или после выступления.

ТЕМА (греч.), главная мысль ре­чи, доклада, беседы, разговора.

ТЕМБР (франц.), особая окраска голоса, характерная для каждого оратора, человека.

ТЕОРИЯ (греч.), в риторике — логическое обобщение опыта вы­дающихся риторов и ораторов, за­кономерности ораторской деятель­ности, принципы подготовки ора­тора к выступлению, система познаний о правилах подготовки ораторов.

ТЕРМИН (лат.), слово, дающее точное определение понятия или явления, в древней мифологии — бог, охраняющий границы, почи­тался в народе в виде межевого камня.

ТИП (греч.), образец, модель, обобщенный образ.

ТИПИЧНЫЙ, характерный, обоб­щенный.

ТИРАН (греч.), жестокий чело­век, мучитель.

ТОЖДЕСТВО, полное сходство, абсолютное совпадение, «одно и то же».

ТОЛЕРАНТНОСТЬ (лат.), терпи­мость к другим мнениям, мыслям, верованиям.

ТОСТ (англ.), яркая застольная речь.

ТРИБУН (лат.), оратор, защи­щающий интересы трудящихся (со времен древнего мира). ТРИУМФ (лат.), блестящий ус­пех, торжество по этому поводу.

УБЕЖДЕНИЕ, прочное, сло­жившееся мнение, уверенный взгляд на что-нибудь, непоколе­бимая точка зрения. УЛЬТИМАТУМ (лат.), требова­ние, высказанное в форме угрозы.

УЛЬТРА... (лат.), приставка, озна­чающая все выходящее «за преде­лы», например, «ультрасложный», «ультрапримитивный».

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ, вывод, за­ключение.

УНИВЕРСАЛ (лат.), оратор с ши­рокими познаниями.

УНИТАРНЫЙ (франц.), стремя­щийся к единству, к объедине­нию.

УТИЛИТАРНЫЙ (лат.), практич­ный, выгодный, прикладной.

УТРИРОВАТЬ (франц.), преуве­личивать, впадать в крайность.

ФАБУЛА (лат.), краткое со­держание сюжета, речи, вы­ступления.

ФАВОР (лат.), благосклонность, расположение, покровительство вы­сокого лица.

ФАЛЬСИФИКАЦИЯ (лат.), под­делка документов, фактов, подта­совка примеров и т. п. в ходе ора­торского выступления.

ФАЛЬШ (нем.), обман, ложь, не­правда.

ФАМИЛЬЯРНОСТЬ (лат.), пре­увеличенная развязность (в том числе в ходе выступления), бесце­ремонность.

ФАНТАЗИРОВАТЬ (греч.), преда­ваться словесным мечтаниям, не имея на то реальных оснований. ФАНФАРОН (франц.), хвастун, бахвал, не очень серьезный чело­век.

.ФАРИСЕЙ, в Древней Иудее сто­ронник лицемерного соблюдения правил внешнего благочестия, сей­час — лицемер, ханжа, обманщик.

ФАРС (франц.), грубая шутка, непристойное высказывание.

ФЕНОМЕН (греч.), необычайный, исключительный факт, явление, событие, постигаемое, как говорят философы, в опыте, в чувственном познании. В точном переводе — «являющееся». Ноймен (точный перевод — «умопостигаемое»), термин введен Платоном и являет­ся противоположным «феномену» по механизму познания.

ФИГУРАЛЬНЫЙ (лат.), образ­ный, иносказательный.

ФИКЦИЯ (лат.), выдумка, вымы­сел, неосуществимое, обещание.

ФИНАЛ (итал.), заключительная часть речи, произведения.

ФОРМУЛИРОВАТЬ (лат.), кратко и четко выразить свою мысль, решение.

ФОРС-МАЖОР (франц.), непре­одолимое препятствие, которое не может быть устранено усилиями

человека, например, стихийное бедствие.

ФРАГМЕНТ (лат.), отрывок речи, выступления.

ФУРОР (лат.), шумный успех, восторженное одобрение.

ХАОС (греч.), полный беспоря­док, неразбериха.

ХАРИЗМА (греч.), «божья ми­лость», человек, одаренный свы­ше, имеющий исключительные, редкие личные качества, харизматический лидер.

ХИАЗМ (греч.) перестановка час­тей чего-нибудь в виде греческой буквы «X, которая называется «хи», зависит от творческого от­ношения автора к своему произ­ведению, но части «хи» должны быть уравновешены.

ХРЕСТОМАТИЯ (греч.), сборник каких-либо материалов, подоб­ранных в учебных целях, напри­мер, лучших образцов ораторского искусства.

ЦЕРЕМОНИЯ (лат.), торжество по заранее намеченному пла­ну, внешние условия, жеманность.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (лат.), уровень общественного развития в мате­риальной культуре, в отличие от духовной культуры.

ЦИНИЗМ (греч.), бесстыдство, наглость, грубая откровенность.

ЦИТАТА (лат.), дословная вы­держка из чужих слов, текста в подтверждение собственных сооб­ражений, доводов, выводов.

ШАБЛОН (нем.), избитая форма выражения, фраза, мысль.

ШЕДЕВР (франц.), образцовое произведение, верх искусства.

ШОКИРОВАТЬ (франц.), сму­щать кого-нибудь словами или действиями.

ЭГИДА (греч.), в древней мифологии — щит Зевса, сим­вол покровительства богов, «под эгидой» — под защитой высокого лица.

ЭГОИСТ (франц.), человек, выше всего ставящий свои личные ин­тересы.

ЭГОТИЗМ, преувеличенное мне­ние о собственной значимости. ЭГОЦЕНТРИСТ, ставящий себя в центр событий, интересов. ЭДЕМ, на древнееврейском языке означает то место, где был земной рай, сейчас — благодатный уголок земли.

ЭЙФОРИЯ (греч.), повышенно радостное настроение. ЭКВИВАЛЕНТ (лат.), равноцен­ное, равнозначное, равносильное явление.

ЭКИВОК (франц.), двусмыслен­ность, тайный намек на разночте­ния, на слухи.

ЭКСКЛЮЗИВ (англ.), журнали­стский материал, предназначен­ный исключительно для данного журнала, студии, газеты. ЭКСТАЗ (лат.), болезненно-исступ­ленное состояние крайнего вос­торга.

ЭКСТРАВАГАНТНЫЙ (франц.), сумасбродный, причудливый, не­обычайный.

ЭКСТРЕМИСТ (лат.), сторонник крайних мер, нередко со смер­тельным исходом для окружаю­щих и для самого себя.

ЭКСЦЕНТРИЧНЫЙ (франц.), вы­ходящий из ряда вон, странный, причудливый.

ЭЛИТА (франц.), лучший, избран­ный, выдающийся из общего ряда.

ЭЛЬДОРАДО (исп.), золотой, в золоте, позолоченный. Под этим обычно понимается мифическая, сказочная страна сказочных бо­гатств и удивительных чудес, «зо­лотой сон».

ЭМОЦИЯ (франц.), чувство, пе­реживание, волнение, страх, гнев, радость.

ЭНТИМЕМА, сокращенный сил­логизм, в котором пропущены или посылка или заключение, напри­мер, полный силлогизм — «Все сту­денты изучают логику» (большая посылка). «Сидоров — студент» (малая посылка). «Следовательно, Сидоров изучает логику» (заключе­ние). Для превращения полного силлогизма в энтимему нужно про­пустить один из трех компонентов.

ЭНЦИКЛОПЕДИЗМ (франц.), многосторонние, всеохватываю­щие знания, глубокие познания во всех областях человеческой деятельности.

ЭПАТИРОВАТЬ (франц.), пора­жать, удивлять содержанием или формой речи, выступления.

ЭПИГОН (греч.), жалкий после­дователь какой-нибудь школы, не сказавший в ней своего слова, не создавший ничего нового, яркого.

ЭПИГРАФ (греч.), фраза, цитата, помещенная перед сочинением, речью или перед их частью.

ЭПИЗОД (греч.), часть сюжета, от­дельное событие в повествовании.

ЭПИЛОГ (греч.), заключение, действие которого происходит че­рез некоторое время после основ­ных событий.

ЭПИТАЛАМА (греч.), песня, сти­хотворение на свадьбе, для свадьбы.

ЭПИТАФИЯ (греч.), надпись, сло­во на похоронах, на памятнике.

ЭРУДИТ (лат.), человек, обла­дающий большими знаниями во многих областях человеческой деятельности.

ЭСКИЗ (франц.), предварительный набросок произведения, схемы.

ЭСТЕТ (греч.), ценитель прекрас­ного, поклонник изящного.

ЭСТЕТИКА (греч.), учение о прекрасном, об искусстве, о ху­дожественном творчестве.

ЭТАЛОН (франц.), образец, дос­тойный подражания.

ЭТИКА (лат.), система норм нравственного поведения людей.

ЭТИКЕТ (франц.), строго установ­ленные нормы отношений между людьми при дворах монархов, у дипломатов, на приемах и пр.

ЭФФЕКТ (лат.), сильное впечат­ление от выступления кого-нибудь.

ЮМОР (англ.), изображение смешного, выставление со­бытий, недостатков в комическом виде.

ЮМОРИСТ (англ.), человек, об­ладающий юмором, изображаю­щий смешные сюжеты, оратор, вызывающий смех в зале.

Речь должна вырастать и развивать­ся из знания вещей.

Цицерон

Имена*

АВГИЕВЫ КОНЮШНИ, в древнегреческой мифологии — конюшни царя Авгия, которые не чистились много лет и были очищены за один день Гераклом, направившим через них русло ре­ки, в наши дни — это нечто чрез­вычайно грязное, запущенное, не связанное с контролем и управле­нием.

* Приведены имена мифических или реально живших персонажей, которые оказали влияние на красноречие или получили нарицательное значение, свя­занное с определенным сюжетом их жизни.

 

АВРОРА (лат.), богиня утренней зари в римской мифологии (в греческой — Эос). Сейчас исполь­зуется в значении веселой, рано встающей, работящей молодой женщины. Этим именем назван революционный крейсер русского флота.

АВТОМЕДОНТ (греч.), возница Ахиллеса, лихо и умело управ­лявший его боевой колесницей. Впоследствии так стали называть всякого ловкого возницу, кучера, а теперь и шофера.

АГАСФЕР, легендарный древне­еврейский «вечный жид», кото­рый был осужден вечно скитаться по земле «до конца мира». Сейчас — человек, скитающийся по жиз­ни без цели и пристанища.

АДОНИС (греч.), сирийский и финикийский бог природы, уми­рающей и воскресающей дважды в год. Его представляли в виде прек­расного юноши, возлюбленного богини любви Афродиты. Его именем называют очень молодого человека, прекрасного и несколь­ко болезненного.

АМАЗОНКИ (греч.), по древне­греческим легендам — племя воин­ственных молодых женщин, оби­тавших на реке Фермодонт (Малая Азия) или в предгорьях Кавказа и Меогиды (Азовское море) и совер­шавших набеги на сопредельные страны. Так называют молодую красивую и грубоватую женщину.

АНДРОМАХА, дочь царя Ээтиона и жена Гектара, отличалась любо­вью и верностью своему супругу, впоследствии стала символом супружеской верности.

АНДРОМЕДА, в греческой мифо­логии дочь эфиопского царя Кефея и Кассиопеи. Была отдана чу­довищу, но Персей спас ее. После смерти Андромеда превратилась в звезду и до наших дней светит нам в созвездии, носящем ее имя.

АНТЕЙ, афинский великан, сын Посейдона и Геи (земли), был не­победим, потому что касался своей матери-земли. Геркулес, узнав о его тайне, поднял его над землей и победил. В наше время его именем называют людей, имеющих тесную связь с землей, природой.

АНТИГОНА и ее жизнь послужили сюжетом для знаменитой трагедии Софокла. Дочь Эдипа и Иокасты, поддерживала своего отца во всех его необычайных невзгодах, остава­лась с ним до самой его смерти. Она кончила тем, что лишила себя жизни. Люди чтят в ее имени вер­ную дочернюю любовь к отцу, сест­ринскую любовь к братьям.

АНТИКЛЕЯ (греч.), дочь Автоли­ка, жена Лаэрта, мать Одиссея. Она умерла от горя, причинен­ного ей долгим отсутствием сына. В литературе — символ чрезвы­чайной материнской любви.

АПОЛЛОН, божество солнца, сын Зевса и Лето, брат-близнец Арте­миды, считался богом музыки, ис­кусств, прорицателей, покровите­лем стад и скота, спаситель от мо­ра, как «солнцеподобный» нередко назывался Гелиосом, пользовался огромной известностью во всем Древнем мире. В наше время его имя соотносится с чрезвычайной красотой и высокими проявлениями многих творческих способностей.

АРГОНАВТЫ, герои, отправив­шиеся на корабле «Арго» в Кол­хиду за Золотым Руном под пред­водительством Язона. Множест­венные приключения аргонавтов послужили причиной для того, чтобы этим именем стали назы­вать всех любителей опасных, длительных и красочных путеше­ствий. Отдельные сюжеты плава­ния аргонавтов описаны в музы­кальных, поэтических и прозаиче­ских произведениях.

АРГУС, АРГОС, существо, имев­шее множество (сто) глаз, кото­рого Гермес усыпил своей игрой на флейте. После этого Гера по­местила глаза Аргуса на хвост пав­лина. В современном языке Аргус, недремлющий страж, которому по­ручили важное дело по охране кого-нибудь.

АРИАДНА, помогла Тезею спа­стись от Минотавра, дав ему клу­бок ниток, при помощи которого он смог выбраться из лабиринта. Тезей обещал жениться на ней, но покинул ее. Ее нашел Дионис, подарил ей корону из семи звезд, которые в наши дни представля­ют собой одноименное созвездие. «Клубок Ариадны» в наши дни — путеводное направление в дороге, как и «звезды Ариадны».

АРИСТОФАН (ок. 450-380 до н. э.), древнегреческий поэт-коме­диограф, величайший поэт и ко­мический писатель всех времен и народов. До нас дошло его один­надцать комедий, которые отли­чаются удивительно тонким ост­роумием. Сравнение «с Аристофа­ном» — высшая оценка для писа­теля.

АРЛЕКИН (итал.), одна из масок комедии дель арте, слуга, шут, па­яц, носит костюм из шелковых разноцветных треугольников и черную маску, в наши дни соот­носится с народным весельем. АРТЕМИДА, сестра Аполлона, у римлян она называлась Дианой, богиня луны и охоты. Храм Арте­миды в Эфесе считался одним из семи чудес света, а знаменитей­шая из сохранившихся до наших дней статуй Артемиды находится в Версале в Париже.

АТЛАНТ, по древнегреческому мифу великан (титан), держал на голове и руках небесный свод. Сейчас — человек, взявший на себя тяжелую ношу, непосильную работу.

АФИНА ПАЛЛАДА, дочь Зевса, родившаяся из его головы после того, как он проглотил свою первую жену Метилу. Она олицетворяла собою мудрость, была богиней зна­ний, искусств и наук, изобрета­тельницей флейты, покровитель­ницей города Афин, ее священ­ными животными считались змея, сова и петух. Поскольку Афина еще почиталась как богиня вой­ны, то умная и сильная женщина и в наши дни — Афина.

АФРОДИТА — в греческой ми­фологии, у римлян — Венера, бы­ла богиней любви и красоты, поя­вилась из морской пены. Парис объявил ее самой красивой из богинь и отдал ей яблоко раздора. Обыкновенно ее сопровождал сын

— Эрот. Изображения богини красоты в любом материале (от мрамора до полотна) представля­ют собой образцы великих произ­ведений искусства. По традиции

— красивая женщина во все вре­мена или Афродита или Венера. Но Афродита — богиня любви вообще, а Венера — богиня суп­ружеской любви.

АХИЛЛ, или АХИЛЛЕС, главный герой «Илиады» Гомера. Он со­вершил неисчислимое количество подвигов, обладал множеством достоинств, но одним недостатком

— «ахиллесовой пятой». Все тело Ахилла было неуязвимо для ору­жия, кроме пятки. Именно в нее попал своей стрелой Ларис и убил героя. «Ахиллесова пята» и в на­ши дни означает слабое место кого-нибудь.

АЯКСЫ, в древнегреческой эпи­ческой поэме «Илиада» два нераз­лучных друга и героя Троянской войны, вместе сражавшихся на стороне греков. В наше время — верные друзья, «друзья до гроба»

БАХУС у римлян и Дионис у греков, бог вина и виноделия, путешествовал в сопровождении сатиров, кентавров, вакханок. Культ Диониса, сначала имевший харак­тер веселья, постепенно становил­ся все более невоздержанным и переходил в неистовые оргии (вак­ханалии). И в наши дни говорят про тех, кто «увлекается дружбой с бахусом», что у них краснеет нос и чернеет душа.

БУРИДАН ЖАН (1300-1358), французский философ, который изобразил осла, умирающего от голода между двумя охапками корма (сена и соломы), поскольку не мог выбрать, с какой из них начать. Сейчас выражение «бури­данов осел» свидетельствует о крайней степени нерешительно­сти, о неумении выбрать одно из двух, о неуверенности в себе.

ВАКХ, см. Бахус.

ВАКХАНКИ, участницы вакхана­лий (см. Бахус).

ВАЛЬПУРГИЕВА НОЧЬ, «ночь Святой Вальпургии» — когда в Германии на горе Броккен прохо­дят оргии, хороводы колдунов и ведьм. В наши дни под этим на­именованием фигурируют раз­гульные пирушки, неистовые вак­ханалии.

ВАНДАЛЫ (нем.), древнегерманские племена, прославившиеся своими стремлениями к уничтоже­нию произведений искусства, что они продемонстрировали, овладев Римом в 455 г. Сейчас — вандал, человек в высшей степени не­культурный, примитивный, раз­рушитель.

ВАЛЬТАСАР, вавилонский царь, по преданию убитый персами, вторгшимися в Вавилон во время веселого пира. Современное вы­ражение — «Вальтасаров пир» оз­начает «веселье перед несчасть­ем».

ВАРФОЛОМЕЙ, почитаемый свя­той у французских католиков. В ночь на его праздник на 24 авгу­ста была устроена в 1572 г. резня французских протестантов (гу­генотов), которая продолжалась три дня, унеся много тысяч жиз­ней. Позднее под этим выраже­нием понимается ночь массовых убийств.

ВЕНЕРА, см. Афродита. В 1761 г. М.В. Ломоносов открыл, что пла­нета, носящая ее имя, окружена атмосферой.

ВИКТОРИЯ, у греков Ника, бо­гиня победы, изображалась в виде летящей женской фигуры с вен­ком в руках. Петр I особенно лю­бил слово «виктория», а противо­положное обозначал словом — «конфузия». ВУЛКАН, см. Гефест.

ГАРПИИ, дочери морского бо­жества, похитительницы, ко­торые изображались в виде полуп­тиц-полуженщин. Им приписыва­лось похищение людей, которые пропадали без вести. Видимо, гар­пии усердно функционируют в наше время.

ГЕКТОР, одна из благороднейших фигур в «Илиаде» Гомера, сын Приама и Гекубы, супруг Ан­дромахи, главный герой троянцев в их борьбе с греками. В после­дующие времена, особенно в пе­риод жизни А.С. Пушкина, сим­вол чести и благородства. Гектор погиб в поединке с Ахиллесом. Образ Гектора был раньше извес­тен любому гимназисту.

ГЕНИЙ, дух, оживляющий лицо, место и пр., олицетворение внут­ренних сил и способностей муж­чины, соответствует греческому Демону. По мнению римлян, ме­стные гении имели вид змей, но в произведениях искусства изобра­жались в виде юношей с рогом изобилия или как крылатые суще­ства с неясными фигурами. До наших дней и слово «гений» и слово «демон» имеют широкое хождение.

ГЕРКУЛЕС (ГЕРАКЛ), величай­ший и самый известный до сих пор герой Древнего мира. Обла­дая нечеловеческой силой, он со­вершил двенадцать подвигов, рав­ных которым нет в истории чело­вечества. До наших дней могучий человек может быть назван Гер­кулесом.

ГЕРМЕС, бог промышленности, торговли и изобретений, хитрый, изворотливый, владеющий лов­ким умным словом, способный на обман и кражу. По преданию, Гермес изобрел лиру, натянув ни­ти на панцирь черепахи. Его изо­бражали в крылатых сандалиях или в шляпе с крыльями и с жез­лом счастья в руке. В Риме грече­скому Гермесу соответствовал Мер­курий. Они оба были символами успешной торговли, им поклоня­лись купцы.

ГЕРОДОТ, древнегреческий исто­рик, «отец истории» (484—425 до н.э.). Написанные им книги но­сили названия имен всех девяти муз Древнего мира.

ГЕРОСТРАТ, грек из г. Эфеса, с целью сохранения своего имени в истории в 365 г. до н.э. сжег храм Артемиды в г. Эфесе. Принято знаменитых разрушителей назы­вать его именем.

ГЕФЕСТ (у римлян — Вулкан), хромой от рождения сын Зевса и Геры, искусный мастер по обра­ботке металлов, ковал оружие богам и героям, используя по­мощь циклопов. Любимым ме­стом его пребывания считался остров Лемнос. Имена Вулкана и Гефеста олицетворяют собой ис­кусного мастера и в наши дни.

ГИМЕНЕЙ, бог брака, свадьбы, супружеского счастья, его изо­бражали в виде крылатого маль­чика с факелом в руках. Выраже­ние «узы Гименея» известно с древних времен, Гименею посвя­щено несколько свадебных гим­нов и песен.

ГИПНОС, бог сна, сын Ночи, брат Смерти, изображался в виде спя­щего юноши. В наши дни «под гипнозом» делаются операции, что позволяет избежать шоковой боли в ходе хирургического вмешатель­ства.

Date: 2015-10-18; view: 427; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию