Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Москва — Воронеж 2004





О. П. Рожков

И. В. Дворова

 

Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2—4-го года жизни

Методические рекомендации

Рекомендовано редакционно-издательским советом Российской академии образования к использованию в качестве учебно-методического пособия

Москва — Воронеж 2004


СОДЕРЖАНИЕ:

 

Предисловие 4

Введение 5

1. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-го года жизни 10

1.1. Дидактические игры на развитие действий с предметами с детьми 2-го года жизни 10

1.2. Занятия по месяцам с детьми 2-го года жизни 11

2. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 3-го года жизни 43

2.1. Особенности формирования действий 43

2.2. Дидактические игры на развитие действий с предметами с детьми 3-го года жизни 47

2.3. Занятия по месяцам с детьми 3-го года жизни 49

3. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 4-го года жизни и введению для них первых математических представлений 109

3.1. Тематический план по сенсорно-моторному воспитанию детей 4-го года жизни и введению для них первых математических представлении 111

3.2. Комплекс занятий с детьми 4-го года жизни 113

 


УДК 159.922.8

ББК 88.8

Р62

 

Главный редактор Д. И. Фельдштейн

Заместитель главного редактора С. К. Бондырева

Члены редакционной коллегии:

A.Г. Асмолов

B.А. Болотов

В.П. Борисенков

А.А. Деркач

А.И.Донцов

И. В. Дубровина

М.И.Кондаков

В. Г. Костомаров

Н. Н.Малофеев

Н. Д. Никандров

В. А. Поляков

В. В. Рубцов

Э. В. Сайко

Рожков О. П.

 

Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2—4-го года жизни: Методические рекомендации / О. П. Рожков, И. В. Дворова. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.— 192 с. — (Серия «Библиотека педагога-практика»).

ISBN 5-89502-439-4 (МПСИ)

ISBN 5-89395-511-0 (НПО «МОДЭК»)

В данном пособии излагается система дидактических игр и упражнений для детей с трудностями в развитии. Приведены конспекты игр-занятий, способствующих оптимальному развитию детей на каждом этапе обучения.

Пособие будет полезно врачам, воспитателям специализированных дошкольных учреждений, родителям.

УДК 159.922.8 ББК 88.8

ISBN 5-89502-439-4 (МПСИ)

ISBN 5-89395-511-0 (НПО «МОДЭК»)

© ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ

Российской академии образования (РАО), 2003 © Московский психолого-социальный институт,

2003 © Оформление. НПО «МОДЭК», 2003


 

Предисловие

На сегодняшний день в области специального образования имеется ряд проблем, одна из которых — проблема наиболее эффективных условий организации обучения детей с трудностями в развитии[1]. На основе сложившегося опыта можно сказать, что содержание обучения детей, воспитывающихся в специализированном дошкольном учреждении (Доме ребенка), совпадает с содержанием обучения детей с нормальным интеллектом. Но при этом следует подчеркнуть, что у детей из Дома ребенка все психические и физические процессы формируются значительно медленнее, чем у детей с нормальным развитием. Для детей с трудностями в развитии и обучении характерна неравномерность развития психических процессов - - гетерохрония, каждый ребенок развивается по-своему, имеет индивидуальную систему дефектов. А значит, и подход должен быть индивидуальный.

Педагоги Дома ребенка призваны решать не только общие, но и коррекционные задачи. Коррекция и компенсация аномального развития не могут происходить стихийно. Ребенок с трудностями в обучении нуждается в своевременном, всестороннем и систематическом педагогическом воздействии. Только при условии правильно организованной, четко отлаженной системы педагогического процесса можно говорить о положительных результатах в решении задач всестороннего развития детей, воспитывающихся в Доме ребенка.

Поэтому для более четкой организации педагогической работы весь процесс обучения в Доме ребенка делится на этапы. Основополагающим моментом этапности обучения является возрастной критерий ребенка и его психическое развитие (от рождения до года, от 1 года до 2 лет и т. д.). Каждый этап соответствует примерно одному учебному году. Период пребывания на том или ином этапе обучения может быть различным в зависимости от тяжести нарушений в интеллектуальной и речевой сферах.

Соответственно одни дети могут усваивать материал быстрее, другие — медленнее. Желательно, чтобы малыш находился на каждом этапе обучения до полного усвоения им материала.


В пособии приведены конспекты игр-занятий по сенсорике, способствующих осуществлению основной задачи каждого этапа обучения. Ведь недаром выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребелъ, М. Монтессори), а также представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (А. В. Запорожец, А. П. Усова) считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания, поскольку, сенсорное воспитание — это развитие у ребенка процессов восприятия и представления о предметах и явлениях окружающего мира. При подборе дидактических игр мы прежде всего преследовали коррекционные цели и учитывали особенности развития детей каждого возраста.

Таким образом, на каждом этапе обучения стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.

На 1-м этапе — обогащения ребенка впечатлениями — следует создавать для малыша условия, при которых он мог бы следить за движущимися игрушками, хватать предметы разной формы и величины.

На 2-м этапе — накопления представлений о цвете, форме, величине предметов - - он должен уметь сопоставлять предметы способом прикладывания.

На 3-м этапе — обучения выделять цвет, форму, величину как особые признаки предмета — он должен накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы, об отношениях между предметами по величине при их зрительном соотнесении.

На 4-м этапе — формирования устойчивых сенсорных эталонов, закрепленных в речи, — он должен вырабатывать представления о количестве и счете, уметь ориентироваться во времени.

На 5-м этапе — знакомства с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур — расширять представления о количестве и счете, уметь ориентироваться во времени.

На основе этих задач нами и разработана система дидактических игр и упражнений, предложенная далее по возрастам.







Date: 2015-10-22; view: 367; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию