Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Судебные инстанции
Концепция судебной реформы в РСФСР, одобренная постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 г. № 1801-1, сделала первую серьёзную попытку обоснования необходимости создания стройной и сильной судебной системы. Конституция РФ 1993 г. создала правовую основу развития и совершенствования законодательства РФ, связанного со становлением судебной системы России. С целью разработки положений о судебной системе России тщательно изучались судебные системы зарубежных стран, достаточно эффективно функционирующие в правовых федеративных государствах. Был сделан вывод, что на характеристики и становление судебной системы существенно влияют исторические условия её формирования, сложившиеся традиции, правовая культура, поэтому копирование зарубежного опыта было признано невозможным и нецелесообразным. Решено было учитывать российские специфические политические, экономические, социальные и правовые условия, в которых приходится функционировать российской судебной системе. Часть 2 ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» гласит: «В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации». К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик; краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся к судам субъектов Российской Федерации. Суды, входящие в единую судебную систему Российской Федерации, осуществляют свои полномочия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путём: установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации»; соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации; признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.[101] Судебная система имеет принципы своего построения. Н.А. Колоколов считает, что судебная система строится, базируясь на трёх основных принципах: 1) соответствие целям и задачам, стоящим перед органами судебной власти согласно действующему законодательству; 2) соответствие экономическим возможностям государства; 3) соответствие запросам общества.[102] Применение этих принципов создаёт при построении судебной системы определённые условия, в которых судебная система работает и выполняет свои задачи. Задачи для всех судов общие, они выражаются в обеспечении законности, защите конституционного строя, прав, свобод и законных интересов граждан, других социальных ценностей. Закрепление в Конституции Российской Федерации основных параметров судебной системы не препятствует специфике построения судов и судебных инстанций в Российской Федерации, ибо судебная система устанавливается также федеральным конституционным законом (ч. 3 ст. 118 Конституции РФ). Поэтому допущена экспериментальная апробация ювенальных судов (например, в г. Таганроге и г. Шахты Ростовской обл.). Однако при этом законодатель не вправе создавать чрезвычайные суды, что прямо запрещено Конституцией РФ (ч. 3 ст. 118). При организации органов судебной власти законодатель обязан следовать тем конституционным требованиям, которые гарантируют эффективную реализацию права на судебную защиту как одного из основных неотчуждаемых прав и свобод человека. Правосудие вправе осуществлять только указанные в Конституции РФ и в федеральных конституционных законах суды, что должно исключить возможность присвоения функций правосудия иными государственными органами и общественными объединениями Этот вид государственной деятельности может осуществляться только определёнными законом способами, а именно путём рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях в установленном законом порядке гражданских и уголовных дел. Рассмотрение и разрешение уголовных и гражданских дел основано на конституционных принципах равенства граждан перед законом и судом, независимости судей и их подчинении только Конституции РФ и федеральному закону, гласности судебного разбирательства, осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, участия в нём представителей населения, обеспечения обвиняемому юридической помощи. Потерпевшим от преступления и злоупотребления властного государство обеспечивает доступ к правосудию. Суды различной компетенции руководствуются правилами судопроизводства, предусмотренными процессуальными нормами, содержащимися в различных источниках права. Правовая регламентация судопроизводства не исчерпывается только процессуальным законодательством. Целый ряд организационных институтов, судебных действий, входящих в круг судебной деятельности и обеспечивающих отправление правосудия, регулируется также подзаконными актами: инструкциями по делопроизводству, инструкциями о порядке хранения вещественных доказательств и т.п. Учреждение системы судов государства традиционно является предметом конституционного регулирования, так как речь идёт об обеспечении судебных гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина. При этом под судебной системой понимается совокупность судебных органов, построенная на основе разграничения их компетенции (пределов власти, выражающихся в подведомственности и подсудности дел), деления на звенья в зависимости от административно-территориального деления и организационных связей между отдельными судами, установления процессуальных связей между судебными инстанциями и внутренними структурами самих судебных органов.[103] Анализ рассмотренных обстоятельств позволяет предложить ещё одно определение понятия судебной системы: Судебная система – это совокупность всех судов Российской Федерации (федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации), входящих в единую судебную систему, имеющих общие задачи, принципы организации и деятельности по осуществлению правосудия и реализующих посредством правосудия самостоятельную судебную власть, действующую независимо от законодательной и исполнительной властей.[104] Каждое авторское определение способствует полноте раскрытия понятия судебной системы. Нам представляется, что судебная система Российской Федерации – это совокупность самостоятельных независимых судов, реализующих функцию судебной власти, имеющих общие задачи по обеспечению законности, защите конституционного строя, прав и свобод граждан и других социальных ценностей, объединенных едиными принципами организации и деятельности, соблюдением установленных федеральными законами правил судопроизводства. Непосредственно системе судов посвящена гл. 3 Закона, состоящая из 11 статей. Поскольку порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ, системы арбитражных судов были к моменту принятия закона «О судебной системе Российской Федерации» уже урегулированы отдельными законами, а соответствующие законы об организации и деятельности судов общей юрисдикции находились ещё в стадии разработки, рассматриваемый закон оказался рамочным. В нём отражена лишь общая схема судебной системы и существующие инстанционные связи, т.е. указано, какие суды рассматривают дела по первой инстанции, а какие выступают в качестве непосредственно вышестоящей. Судебные инстанции Место судов в судебной иерархии определяется их процессуальной компетенцией, то есть правами и обязанностями предоставленными законом по рассмотрению судебных дел. Слово «инстанция» –от латинского языка – instantia – означает непосредственная близость. Это ступень, звено в системе подчинённых друг другу государственных органов, учреждений. Судебная инстанция – это судебная структура, подразделение, состав суда, которому законом определено рассматривать судебные дела впервые, или осуществлять проверку уже вынесенных судебных актов. Существуют в судебных учреждениях суды первой инстанции, рассматривающие первоначально дела по существу, т.е. с принятием судебного акта, разрешающего спор; вторая (апелляционная, кассационная) инстанция, управомоченная проверять не вступившие в законную силу судебные акты по жалобам, поданным в определённый законом срок; надзорные инстанции, которые вправе проверять вступившие в законную силу судебные акты. С введением в России института мировых судей, в районных судах образованы апелляционные инстанции по проверке судебных актов, вынесенных мировыми судьями. В арбитражных судах выделяется самостоятельная апелляционная инстанция. Каждая из судебных инстанций имеет свою особенность. Суд первой инстанции – это суд, управомоченный в пределах своей компетенции на непосредственное первоначальное рассмотрение, исследование и установление в судебном заседании обстоятельств дела и вынесения по нему соответствующего судебного акта (решения, приговора, определения, постановления). Кассационная инстанция – эта стадия судопроизводства, предусматривающая проверку законности и обоснованности не вступившего в законную силу судебного акта, и в то же время суд – рассматривающий дела по жалобам и представлениям (протестам) прокурора на решения, приговоры, определения суда первой инстанции и постановления судьи, не вступившие в законную силу. Кассационная инстанция именуется ещё второй инстанцией. Апелляционный порядок рассмотрения жалоб и представлений в судах общей юрисдикции установлен исключительно для проверки приговоров, решений, постановлений, вынесенных мировыми судьями. Этот новый для российского судопроизводства порядок обжалования вынесенных мировыми судьями системы судов общей юрисдикции решений характерен тем, что проверка законности, обоснованности и справедливости осуществляется по правилам производства в суде первой инстанции, то есть путём рассмотрения дела по существу. Второй инстанцией для проверки судебных актов мировых судей в апелляционном порядке является судебный состав районного суда, на территории района которого размещается судебный участок мирового судьи. Апелляционная инстанция по жалобам на не вступившие в законную силу решения и определения арбитражного суда первой инстанции действует в отдельно выделенной самостоятельной группе арбитражных апелляционных судов, состоящей из 20 арбитражных апелляционных судов. Пересмотр судом апелляционной инстанции не вступивших в законную силу приговоров, решений и определений – наиболее доступный и быстрый способ проверки законности и обоснованности судебных актов. Осуществление права на обжалование в данном случае зависит от воли самих участвующих в деле лиц, сроки апелляционного обжалования и рассмотрения достаточно кратки, судебные расходы невелики, обязательные требования, предъявляемые к жалобе, сведены до минимума. Главная задача апелляционной инстанции – проверить законность и обоснованность не вступивших в законную силу судебных актов, вынесенных судом первой инстанции, и тем самым не допустить вступление в законную силу и исполнение ошибочных судебных актов. Надзорная инстанция – это стадия судопроизводства, в которой проводится проверка законности и обоснованности вступивших в законную силу судебных актов (решений, приговоров, определений). По уголовным делам вопросы, связанные с осуществлением проверки дел в порядке надзора, изложены в гл. 48 УПК РФ. По гражданским делам деятельность надзорной инстанции регулируется нормами главы 41 ГПК РФ. Надзорный порядок рассмотрения судебных актов осуществляется по делам, рассмотренным судами общей юрисдикции, кроме дел, рассмотренных военными судами, в первичной надзорной инстанции президиумах областных, краевых и приравненных к ним судов. Судебные акты военных судов в порядке надзора рассматривают президиумы окружных (флотских) военных судов. Эти суды рассматривают надзорные жалобы и представления на решения, приговоры, определения, постановления, вступившие в законную силу и рассмотренные гарнизонными военными судами. Надзорными правомочиями обладает также Верховный Суд РФ. Следует отметить, что жалобы и представления в порядке надзора имеют право рассматривать только указанные в законе суды. К ним относятся: президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа; президиум окружного (флотского) военного суда; Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ; Военная коллегия Верховного Суда РФ; Президиум Верховного Суда РФ. К компетенции президиумов названных судов относятся пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу решений, приговоров, определений судов субъектов РФ, вынесенных ими в качестве суда первой инстанции, если указанные судебные акты не были предметом кассационного или надзорного рассмотрения в Верховном Суде РФ; кассационных определений суда субъекта РФ; апелляционных решений и определений районных судов, вступивших в законную силу судебных приказов, решений и определений районных судов и мировых судей. Порядок рассмотрения и разрешения судебных дел, как видно из ссылок на гл. УПК и ГПК РФ, урегулирован законом. Все органы, пересматривающие дела в порядке надзора, действуют коллегиально. Подробно надзорный порядок пересмотра судебных актов по гражданским, уголовным, административным делам изучается в рамках курсов гражданского процессуального права и уголовно-процессуального права, а также административного права и судопроизводства. Пересмотр вступивших в законную силу решений, определений и постановлений арбитражных судов в порядке надзора – самостоятельная стадия арбитражного процесса. Вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов Российской Федерации могут быть пересмотрены в порядке надзора только Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ (ст. 291 АПК РФ). Заявление или представление о пересмотре судебного акта в порядке надзора направляется непосредственно в Высший Арбитражный Суд РФ в письменной форме, подписанное лицом, ходатайствующим о пересмотре судебного акта или его представителем. Судебные акты арбитражных судов подлежат изменению в порядке надзора, если Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ установит, что оспариваемый судебный акт: нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права; препятствует принятию законного решения по другому делу; нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц или иные публичные интересы. Детально надзорный порядок пересмотра решений арбитражных судов изучается в рамках курса, посвященного арбитражному процессу. Образование Конституционного Суда РФ стало первым в истории России шагом реального воплощения в жизнь одной из центральных идей правового государства. Решение об учреждении Конституционного Суда РФ отвечало общему подходу, который был избран для формирования новой государственности, и повышению роли права в жизни общества.[105]
Date: 2015-10-22; view: 480; Нарушение авторских прав |