Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тюркоязычной литературы
Алишер Навои (1441-1501 гг.). Великий поэт, мыслитель, государственный деятель гениальных и разносторонних способностей; основатель литературы на тюрки. Родился в Герате в аристократической семье. Самарканд и Герат как культурные центры тогдашнего восточного мира. Развитие науки, зодчества. Получение юным Алишером элитного образования. Изучение арабского, иранского, тюркского языков. Служба Алишера (в 15 лет) у Абуль Касима Бабура, правителя Хорасана. Поддержка Бабуром одаренного юноши в его увлечении поэзией, музыкой, языками. Хусейн Байкара (правитель Герата) - в судьбе Алишера Навои. Назначение визиром правительства. Творческий интерес Навои к родному языку как литературному. Роль поэтов-предшественников и современников Навои - Саккоки, Лютфи, Атои и других в создании литературы на тюрки и в формировании Алишера Навои как поэта. Лютфи - мастер тюркоязычных газелей, Саккоки - тюркских касыд и лирических газелей. ("Сладкозвучные бейты Саккоки славятся в Самарканде" - Навои). Написание Алишером Навои стихов на двух языках - на персидском (под псевдонимом "Фани" - "временный", "преходящий") и на родном (тюрки) под своим именем - Навои. Замыслы Навои создать литературу (все, имеющиеся на фарсыязычной литературе, жанровые формы) на тюрки. Попытки и до Навои создать литературу на тюркских языках. Книга Юсуфа Баласагуна из Кашгара "Кутадгу билик" ("Книга, делающая счастливым") на уйгурском языке (1069-1070 гг.);творчество Ахмеда Ясави (дервишского шейха) на тюрки (XII в.). Вспышка литературы на кипчакском языке в столице Золотой Орды в городе Сарай; творчество одаренных тимуридов на «чагатайском» языке "Книга любви" (1435-1436 гг.) внука Тимура Сеид Ахмеда; стихи и книга "Бабур-намэ" императора империи Великих Моголов Мухаммеда Бабура; сборник лирических стихов Султана Хусейна Байкара, у которого служил визиром правительства и Алишер Навои. Творчество других тюркоязычных поэтов - Амири, Атои, Лютфи -современников и предшественников Алишера Навои. Творческие связи Навои с поэтами Лютфи, Хусейном Байкара. Творческая дружба Алишера Навои с классиком фарсыязычной литературы Абдурахманом Джами. Лингвистический трактат Навои "Тяжба двух языков" (спор иранского и тюркского языков на предмет быть достойным литературным языком) в пользу тюркского языка. Трактат по стихосложению "Весы размеров". Особенности лирического творчества Алишера Навои. Сборники "Диван" и "Чар-диван" на персидском и на тюркском (староузбекском) языках. Увлечение Навои поэмой-маснави суфийского поэта Фарудаддина Аттара "Язык птиц", где тридцать птиц проходят ряд этапов самосовершенствования - лишений, испытаний в поисках таинственного царя птиц - Симурга и, как выясняется, сами оказываются Симургами. Создание Алишером Навои в форме назира собственной одноименной поэмы с оригинальной трактовкой (в отличие от суфийской идеологии) сюжетных мотивов, действий и образов. Замыслы создания Навои на тюркском языке жанровой формы хамса-шедевра фарсыязычной литературы. Одобрение этих планов классиком иранской литературы Абдурахманом Джами. Хамса-пятерица Алишера Навои - поэмы "Смятение праведных", "Фархад и Ширин", "Лейла и Меджнун", "Семь планет", "Стена Искандера", созданные в 1483-1485 годах, как назира (полемика) с аналогичными произведениями (пятерицами, семирицами) фарсыязычных классиков - Низами, Хосрова, Джами ("Преданья эти - плод седых веков, о них писали Низами и Хосров. Основой взяв, я перестроил их: я жизни больше влил в героев их"). Традиционные рамки классической формы хамса в произведении Навои и его жанровое новаторство ("На этот путь Хосрова и Джами я выведен когда-то, но пойми, что вправе выражать свои (мысли) в напевах собственных - "Навои"). '"Смятение праведных" - поэма-маснави, состоящая из философских притч и афоризмов, дидактических повествований (о правилах, народе, вере, морали и т.д.) как назира на аналогичные философско-дидактические произведения Низами ("Сокровищница тайн"), Хосрова ("Восход светил"), Джами ("Подношение праведных"). Структура маснави: широкое вступление из 9 частей и двадцать глав (макалэ) между вступлением и эпилогом, посвященные той или иной проблеме морали, религии, философии, общественной жизни: глава первая - вопросы веры, изложение основных ее догматов, характеристика, роли пророка; второе - о покорности провидению, об истинной набожности; третья - критика несправедливых и жестоких властителей; четвертая - изобличение лицемерных и корыстолюбивых шейхов; пятая - о понятиях щедрости и великодушия и т.д. Завершение каждой из глав нравоучительной притчей-рассказом, "обрамляющим", как бы иллюстрирующим философские и дидактические материалы, наставления, составляющие эту макалэ. Маснави "Фархад и Ширин" - гимн творческому труду и труженику, утверждение высоких идеалов любви и справедливости. Образ главного героя маснави - сына китайского властителя - Фархада. Его любознательность и поэтическая одаренность. Изучение им тайн природы, искусств, ремесел, зодчества, стремление к новому, знаниям. Гуманизм Фархада. Явление Фархаду в магическом зеркале лика прекрасной девушки Ширин как художественный прием восточных эпических форм. Чувства, любовь Фархада к Ширин. Фархад среди строителей оросительного канала, его вдохновенная работа. Изображение Алишером Навои в лице Фархада гуманистических идеалов своего времени, свое понимание проблемы личности и истории. Трагический финал маснави "Фархад и Ширин" (Фархад предпочитает выбрать смерть, но не подвергать опасности жизни других; узнав о гибели Фархада, прощается с жизнью и Ширин). Образ Хосрова, жестокого правителя, лицемерного человека, идущего войной из-за личной корысти на целый народ. Изображение Алишером Навои образа Фархада - труженика на первом плане - назира по отношению к образам поэмы "Хосров и Ширин" Низами (у Низами на первом плане - образ Хосрова, что отражается и в названии произведения: "Хосров и Ширин"). Придание Навои царю Хосрову черт кровожадного восточного деспота ("Через мирные чужие рубежи, несет убийства, гнет и грабежи... Шах Хосров Парвиз от тех времен до наших дней позором заклеймен"). Оптимистичное завершение поэмы-маснави "Фархад и Ширин", утверждение вечности добрых деяний и жизни на земле - захватчики изгнаны из страны Ширин (Армения), широко, благотворно течет жизнеутверждающая, жизнеформирующая вода по оросительному каналу, который был построен при участии Фархада. Маснави "Лейла и Меджнун" - романтическая поэма о фанатичной любви и жертвенном подвиге - назира на одноименные произведения Низами Ганджави, Амира Хосрова, Абдурахмана Джами и т.д. Особенность и предмет жанра (назира) Навои ("...Я больше жизни влил в ихгероев..."). Использование старинных арабских сказок и легенд народов Востока. Осуждение поэтом жесто-кости, алчности, утверждение искренности чувств. Социальные, классовые мотивы в трактовке их действий (отец Лейли готовит для нее богатого жениха против ее воли). Придание жизненности, "заземленности" событиям и героям (Лейла - дочь школьных учителей), конкретных черт времени и пространства. Образ Меджнуна (Кайса) - мученика. Одиночество и безумие. Образ Лейли, воплощающий женскую преданность, одухотворенность в любви. Маснави "Семь планет" Алишера Навои - авантюрно-философское повествование с "ящичной" композицией. "Семь планет" как назира поэмам Низами "Семь красавиц", Хосрова "Восемь раев" и т.д. Традиционность центрального героя, исторической личности, иранского шаха Бахрама Гура (изображенный и в "Шах-намэ" (X век Фирдоуси). Основание Алишером Навои жизненности и правдивости образа царя Бахрама, изображенного Низами в "Семи красавицах" с позиции своего времени (XV в.). Требование Навои целостности образа, противопоставление жизненной правды литературным условностям. Изображение Алишером Навои Бахрама Гура царем-самодуром, проводящим свои дни в пьянстве и разврате. Любовные отношения в "Семи планетах" как назира любовным отношениям (особенно в лице Бахрама) в "Семи красавицах". Полемика Навои с Низами по отношению к системе образов и действий героев. Бахрам и Диларам, Бахрам и семь красавиц. Причина замены образов семи красавиц (изображенных в поэме Низами "Семи красавиц") в поэме Навои "Семь планет" семью странниками, умудренных жизненным опытом. "Рамочная" и "ящичная" структура поэмы, любовные ситуации Бахрама и Диларам как идейная и структурная "рамка" семи повестям странников (египтянина Сада, ювелира из Малой Азии, музыканта из Хорезма и т.д.). Поучительная концовка маснави "Семь планет" - гибель Бахрама и его людей во время охоты. Маснави "Стена Искандера" Алишера Навои - историко-политический, социальный роман об реальном историческом лице - Александре Македонском, основанный на мифологическом вымысле. Образ Искандера (Александра Македонского) как образцового монарха, заботящегося о народных нуждах, создающего большое, централизованное государство. Искандер - идеальный государь, обладатель пытливого ума, изобретатель (придумывает разные чудесные машины), враг насилия и раздоров. Основные черты как справедливого государя: сокращает размеры налогов, строит новые города, жилища, организует сильную армию, но не для подавления, а освобождения других народов от деспотов. Искандер отменяет там варварские обычаи, устанавливает гуманные законы и т.д. Изображение Алишером Навои социального идеала - государства и государя - наставления, урок мудрости и справедливости правителям. Представление Навои о боге, признание объективности мира, отождествление мира с божеством. Прославление поэтом человеческого разума как меры вещей. Сильная централизованная власть монарха, могущего создать крепкую державу - идеал правителя для Навои. Патриотизм А.Навои. Отсутствие национальной и религиозной розни и нетерпимости. Навои - великий просветитель. Трактаты "Возлюбленная сердец", посвященный вопросам этики и морали; "Сокровищница мыслей", вбирает в себя мысли Навои о своем времени и современниках. Поэтика Навои. Сочетание реалистических приемов изображения с приемами преувеличения, гротеска, нарочитой гиперболизации. Наличие сказочных мотивов, романтических картин, философских обобщений. Значение творчества Алишера Навои в становлении тюркоязычной литературы. Взаимодействие жанров, усиление художественного синтеза как признаки развития всех времен, движения к более современным формам художественного познания и отражения действительности.
План практических занятий Date: 2015-10-22; view: 1023; Нарушение авторских прав |