Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Выводы и критика
Разрабатывая свою эмпирическую теорию познания и пытаясь показать, как знание выводится из нашего чувственного опыта, Локк столкнулся с определенными особенностями и сложностями эмпирического подхода. Во-первых, если все наше знание имеет опытное происхождение, то значительную часть того знания, которое, согласно таким философам, как Платон и Декарт, мы имеем или могли бы иметь, пришлось бы считать фиктивной или иллюзорной. То знание, которое зиждется на платоновских или врожденных идеях, пришлось бы считать недействительным, поскольку такие идеи не появляются и не могут быть выведены из нашего чувственного опыта. Вообще говоря, эмпирическая теория познания, о чем можно судить по работе Локка, могла бы дать только "ограничивающие" результаты, поскольку любое утверждение относительно знания, которое нельзя выразить в терминах нашего опыта, пришлось бы отвергнуть. Да и все прекрасные описания "реального" мира, оставленные нам философами прошлого, если бы они не выводили их из опытных данных, пришлось бы отбросить как грезы или бессмыслицу. С другой стороны, если Локк прав, то есть философы прошлого — действительно мечтатели, тогда тем более от их воззрений пришлось бы отказаться. Во-вторых, локковская попытка построить теорию познания показала, что эмпирический подход может порождать определенные трудности. Если все наше знание базируется на идеях, которые мы постигаем опытным путем, и если все наше знание является знанием о взаимоотношениях наших идей, то как мы можем говорить, что наше знание есть знание о чем-то, что пребывает вне нас? Локк утверждал, что необходимо предположить существование субстанции или субстрата, к которой (которому) все наши идеи или хотя бы некоторые из них, принадлежат или относятся. При помощи исследования природы наших идей, утверждал он, мы можем выделить те из них, которые действительно представляют некоторые реальные характеристики субстанции или субстрата, и таким образом обрести некоторое действительное знание реального мира. Но некоторые из локковских оппонентов заметили, что его же "идейная направленность" делает восприятие подобных утверждений о знании весьма затруднительным, поскольку все, что мы должны были бы получить, было бы идеями нашего ума. Если строго придерживаться эмпирического тезиса, что все наше знание происходит из опыта, то предположение, что вне нас находится нечто, чему мы должны приписывать наши идеи, похоже, становится несостоятельным. Сомнительно и утверждение, что посредством исследования идей (и отношений между ними) мы можем установить истины об окружающем мире. Все наши идеи, вероятно, находятся на одном уровне — все они существуют в пределах нашей души.* В таком случае, спрашивают оппоненты, как можно серьезно говорить о том, что принимать в качестве основания для знания, а что отвергать как субъективные фантазии или игру воображения? Разобраться в этих следствиях эмпирической теории познания попытались два философа XVIII века — епископ Беркли и Давид Юм.
Date: 2015-10-21; view: 309; Нарушение авторских прав |