Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первичные и вторичные качества





 

Все наши восприятия Локк подразделяет на два вида: идеи первичных качеств и идеи вторичных качеств. Первичными качествами являются те элементы нашего опыта, которые принадлежат самим объектам нашего восприятия, тогда как вторичным качествам "фактически ничто не соответствует в самих объектах, кроме "сил" вызывать в нас различные впечатления при помощи своих первичных качеств". Например, объясняет Локк, размеры и форма — это первичные качества, в то время как цвет, видимый нами, не является таковым. Объект не имеет цвета, он возникает в результате определенных состояний объекта, или "сил", которые действуют на разум таким образом, что мы видим цвет; сами же объекты, воспринимаемые нами в реальности, никакими цветами не обладают. Отсюда Локк пытается вывести различие между научным описанием объекта, перечисляющим его свойства сточки зрения ученых, и нашим обычным восприятием того же самого объекта.

"Частички огня или снега действительно обладают некоторым объемом, формой, количеством и движением, независимо от того, воспринимаются ли они чьими-либо органами чувств; следовательно, поскольку они принадлежат самим объектам, их молено назвать действительными качествами; в то время как яркость, тепло, белизна и холодность реально присутствуют в них не в большей степени, чем боль или болезнь в манне небесной. Отделите восприятия от объектов — закройте глаза, чтобы не видеть свет и цвет; заткните уши от звуков; не позвольте языку воспринимать вкус, а обонянию запах — и все вкусы, цвета, запахи и звуки — в той степени, в которой они являются отдельными идеями — исчезнут и пропадут, сведясь к вызывающим их причинам, то есть объе­му, форме и движению этих частичек".

Если, таким образом, существуют некоторые качества, называемые первичными, которые мы воспринимаем и которые принадлежат объектам, то каким образом мы обретаем наши идеи об объектах? Локк заявляет, что если мы замечаем, что некоторые простые идеи постоянно появляются вместе и оказываются всегда связанными между собой, то мы полагаем, что эти идеи принадлежат одному предмету. Мы не в состоянии представить, чтобы эти простые идеи существовали, не принадлежа вещи или не будучи связанными с ней. Таким образом, мы предполагаем, что должна существовать субстанция или некоторый субстрат — нечто, что либо объединяло бы все эти качества, либо порождало их. Локк утверждает, что когда мы воспринимаем совокупность качеств, которую обыкновенно на­зываем "золотом" (соответствующий цвет, плотность и другое), то при этом предполагаем, что существует некоторая "субстанция" или "субстрат", к которым эти свойства относятся или из которых они исходят, -- нечто, что лежит в основе этих качеств и объединяет их между собой. Мы не в состоянии составить ясное и четкое представление (понятие) о том, что из себя представляют подобные субстанции, кроме как в терминах присущих им качеств. Если кого-либо попросить дать точное описание такой субстанции, то, отмечает Локк, все, что сможет сказать человек, это, что он не знает, чем эта субстанция является. Вместе с тем, мы чувствуем, что следует предположить существование чего-то, к чему относятся различные элементы нашего опыта. Чтобы проиллюстрировать затруднения, с которыми сталкиваются, пытаясь определить субстанцию, Локк вспоминает случай, когда "индуса, утверждавшего, что мир покоится на огромном слоне, спросили, на чем стоит слон, он ответил, что на громадной черепахе. На вопрос, на чем стоит эта удерживающая слона черепаха, он ответил; на чем-то, чего он не знает". В подобном же, зыбком и неясном, положении оказываемся и мы, когда приписываем разнообразные элементы нашего опыта различным субстанциям: либо как принадлежащие им — когда идет речь о первичных свойствах, либо как порождаемые ими в случае вторичных качеств.

 







Date: 2015-10-21; view: 416; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию