Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Границы знанияБолее всего наша ограниченность проявляется в той области знания, которая, судя по всему, наиболее важна для нас. Исследуя, что мы можем знать о реальном существовании вещей, мы, по мнению Локка, вынуждены будем признать, что только в одном случае можно быть интуитивно уверенными в своем знании, а именно в знании собственного существования. К тому же, у нас есть доказательное знание существования Бога. По отношению ко всему остальному наше знание является чувственным, касающимся только тех объектов, которые воспринимаются нашими органами чувств. В отношении же тех предметов, о которых у нас нет даже чувственного знания, мы в принципе не можем знать, существуют ли они вообще. И все, что остается нам, — это принять факт ограниченности нашего знания и пребывать в довольстве и неведении. Поскольку наше знание о сосуществовании и реальном существовании ограниченно, Локк делает вывод, что если вся доступная нам информация ограничена теми эмпирическими элементами, которые мы постигаем путем восприятия сенсорных данных и данных самонаблюдения, то наука в качестве источника абсолютно необходимой и истиной информации - как в области физического мира, так и в сфере духовной жизни несостоятельна. Среди сопряженных качеств мы не в состоянии открыть ничего иного, как только то, что присутствует в нашем опыте. Но и из него мы никогда не сможем узнать, почему эти совокупности качеств появляются вместе. Мы никогда не можем наверняка утверждать: это должно случиться, а это — нет. Следовательно, любая область знания, которую бы ни развивал человек, никогда не даст ему полной достоверности и должна будет строиться только на его ограниченном опыте предшествующего восприятия отношений между качествами. Полное постижение естественного мира, к сожалению, всегда будет ограничено рамками наших знаний. Таким образом, знание, согласно эмпирической теории Локка, ограничивается знанием тех отношений, в которых могут находиться различные идеи. Возможно, если бы мы были вынуждены полагаться только на опыт, то, наверное, никогда, не могли бы знать ничего, что происходит за пределами идей нашего ума. Вот что пишет по этому поводу Локк: "Не сомневаюсь, что мой читатель к этому моменту уже пришел к мысли, что все это время я занимался ничем иным, как строительством воздушного замка, и он готов меня спросить: "К чему, собственно, вся эта суета? Знание, говорите вы, есть исключительно восприятие соотношений между нашими собственными идеями. Но кто скажет, чем являются они сами? Есть ли что-либо более непредсказуемое, чем воображение человеческого ума? Можно ли найти голову, в которой бы не было химер? А если бы удалось найти такого разумного и мудрого человека, то в чем, согласно вашей теории, заключалась бы разница между его знанием и знанием наиболее изощренного фантазера этого мира? Каждый из них имеет собственные идеи и по-своему воспринимает их соотношения между собой. Если и существует между ними какое-либо различие, то превосходство будет однозначно на стороне более взбалмошной головы, поскольку в ней и больше идей, и они более живы".
|