Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эмпирическая критика рационализма
Начав с глубоких сомнений в истинности утверждений рационалистов об огромном объеме нашего знания, эмпирики закончили теорией, пронизанной не менее глубокими сомнениями относительно того, можем ли мы вообще действительно что-либо знать в прямом смысле. Оставив величественные миры совершенного знания (описанные Платоном и Декартом) и обратившись вместо этого за информацией о том, что действительно происходит, то есть к более знакомой области обычного опыта, эмпирики установили, что через этот канал мы можем получить лишь очень незначительное количество данных, а наша уверенность в них будет всегда и весьма далека от совершенства. Однако в то же самое время эмпирики всегда настаивали, что упреки в ограничении ими объема возможного человеческого знания — это не то же самое, что обвинения в его фантастичности. На платоновский мир идей невозможно указать, его нельзя продемонстрировать в повседневной жизни, в то время, как элементы и составляющие, к которым обращаются эмпирики, являются конкретными предметами каждодневного опыта. Можно сомневаться в том, что именно воспринимаем мы посредством оного, будет ли он в будущем таким же, как сейчас, но его компоненты хотя бы доступны для всеобщего восприятия. Наше знание о мире нашего опыта, возможно, навсегда останется лишь вероятностным, но, заявляют представители эмпиризма, это вероятностное знание является более важным и полезным для человечества, чем все предполагаемые достоверности рационалистов, и, по-видимому, всегда будет таковым. Относительно того, что рационалисты считают абсолютно достоверным, у самих них нет единого мнения. От многих своих утверждений они вынуждены были отказаться. Эмпирики же говорят, что их, менее проблемные, заявления, сделанные на базе утверждений об ограниченности человеческого чувственного опыта и его возможной ошибочности, более открыты для коррекции и доработки, как и для проверки будущим опытом. В качестве подтверждения правоты воззрений мыслителей эмпирического направления можно указать на то, что за последние два века наиболее значительные успехи человеческого познания были достигнуты не в так называемом "реальном" мире Платона или Декарта, а в области эмпирических (естественных) наук. Полностью сознавая ограниченность такого знания в терминах юмовского анализа эмпирического мира, можно, тем не менее, отметить, что, несмотря на недостоверный характер этих данных и их зависимость от наших органов чувств и психологических привычек, именно они оказали наибольшее воздействие на человеческую жизнь. Создатели очень сложной картины физического мира, включающего в себя элементарные частицы и солнечные, звездные системы, белковые молекулы и концепции современной медицины, психологии, вообще говоря, искали не абсолютно достоверного знания о реальном мире, а единообразия и закономерностей в мире внешних явлений и кажимости. Как бы ни была мала уверенность ряда философов-рационалистов в значимости чувственных данных, мы не можем не испытывать гордости — если не потрясения — от достижений естественнонаучных исследований за последние тридцать лет.
Date: 2015-10-21; view: 798; Нарушение авторских прав |