Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Познание как система
В систему познания в первую очередь включают субъект(1) и объект(2) (см.: Рис.1.1).
Рис. 1.1. Познание как система Субъект познания – это тот, кто его реализует, т.е. творческая личность, формирующая новое знание. Научное познание, возникшее на определенном историческом этапе, осуществляется не обществом в целом, а его отдельными представителями, которые в своей совокупности образуют научное сообщество. Научное сообщество исторически развивается, организуясь в различные социальные и профессиональные формы. Такие формы многообразны: академии, университеты, лаборатории, исследовательские институты и т.д. Объект познания – это то, на что направлена познающая деятельность субъекта. Им могут быть как явления и процессы объективного мира, так и субъективный мир человека: образ мышления, психическое состояние, общественное мнение. Наконец, объектом научного анализа могут стать и «вторичные продукты» самой интеллектуальной деятельности, например, художественные особенности литературного произведения, закономерности развития мифологии, религии и т.д. Иногда в гносеологии вводится еще дополнительный термин «предмет познания». Предмет познания представляет собой определенный срез или аспект объекта, вовлеченного в сферу научного анализа. Это совокупность повторяющихся, существенных, необходимых связей, выбранных для исследования в объекте. Предмет познания – это определенное видение и понимание объекта исследования. Объект и субъект познания связаны в процессе познания духовно-практической деятельностью субъекта(3), которую по сути дела составляют два взаимосвязанных действия – распредмечивание и опредмечивание. Эти действия объективируют субъект и субъективируют объект (См.: Рис. 1.2). Объективация субъекта заключается в уяснении интереса к объекту познания; определение предмета познания в объекте; мотивацию познавательной деятельности; фиксацию результатов познания в знаке. Субъективация объекта происходит путем фиксации объекта как факта деятельности; формирования познавательного образа; «превращения» объекта в факт знания.
Рис. 1.2. Процесс познания
Процесс познания, как уже говорилось, носит целенаправленный характер, а поэтому предусматривает цель и программу(4) познания, в которую включаются задачи действий, порядок действий, средства познания, предполагаемый результат. В систему познания включен и познавательный инструментарий(5), куда входят язык познания, методы и формы познавательной деятельности и лабораторная база. Продуктом познания, как уже говорилось, является знание(6), представляющее единство образа и знака и включающее получение, обработку, хранение и трансляцию информации. Необходимым элементом системы познания является механизм проверки истинности полученного знания(7), включающий логический аппарат доказательства и критерий практики.
Date: 2015-10-21; view: 1152; Нарушение авторских прав |