Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность познания. Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира
Познание есть специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира. Оно развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной практикой. Практика – это материальное освоение общественным человеком окружающего мира. В ней люди преобразуют и создают материальные вещи, опредмечивая свои сущностные силы. Опредмечивание и есть процесс материализации намерений людей, превращение субъективных творческих способностей, замыслов, идей в форму предметности, в вещь, объективно существующую. Опредмечиванию в процессе освоения мира человеком всегда предваряет распредмечивание – преобразование предметов действительности в чувственные и логические образы. Практика приводит в движение весь предметный мир, заставляя его служить человеку, в практике человек постоянно связывает мир вещей, свое видение мира и свои субъективные устремления. Практика человека является разумной целесообразной деятельностью, т.е. требует определения цели, средств и методов в практически-познавательной деятельности. Цель предполагает мысленное представление будущей вещи, она – идеальный (духовный) образ будущего результата и всегда предполагает предварительное манипулирование полученными в результате распредмечивания образами. Разумный характер практической деятельности предполагает предварительное продумывание программы действий, оценку возможных средств и условий достижения цели, построение плана деятельности. В тесной связи с практикой развивается и познание. Оно и есть процесс получения и накопления знаний обществом. Знание является человеческой информацией о мире оно с самого начала встраивается в практическую деятельность, составляя ее необходимую предпосылку и условие осуществления. Знание всегда есть идеальный образ действительности. Знать что-либо – значит иметь некоторое идеальное представление об интересующем нас предмете. Это представление материализуется в знаковой системе, которая представляет семиотическое поле культуры. В составе этого поля можно выделить 5 основных типов знаков и знаковых систем[1]: - природные; - функциональные; - конвенциональные; - знаковые системы записи; - вербальные (естественные языки). Познание и знание различаются как процесс и его результат. Познание – это общественно-исторический, аккумулятивный процесс получения и совершенствования знаний о мире, в котором живет человек. Интеграция индивидуальных знаний в общечеловеческое достояние осуществляется через общение людей, критическое усвоение и признание этих знаний обществом. Передача знаний от поколения к поколению и обмен знаниями между современниками возможны благодаря материализации субъективных образов, выражению их в языке и закреплению в культуре общества. Процесс познания весьма многогранен, как многогранна и общественная практика. По своей глубине, уровню отражения действительности, использованию источников и средств выделяют обыденное и научное познание. Первое в принципе в той или иной мере присуще любому индивиду. Второе функционирует как следствие глубоко специализированной, профессиональной, подготовки сообщества ученых. Познание природы ведет к становлению физики, химии, геологии и т.д., составляющих в совокупности естествознание. Познание самого человека и общества обусловливает становление гуманитарных и общественных дисциплин. Существует также художественное познание. Весьма специфично религиозное познание, направленное на понимание таинств и догматов религии. Можно выделить и другие виды познания. Специфика философского подхода к познавательной деятельности: 1) Философия ставит и изучает вопрос о познавательности мира, об отношении сознания человека к объективному миру. 2) Философия изучает диалектику объекта и субъекта в процессе познания. 3) Философия анализирует процесс познания, его черты и специфику в отличие от других видов деятельности человека. 4) Важнейшим философским вопросом в познании является проблемы истинности в познавательной деятельности. 5) Философия рассматривает методологию и методы познания, особенности научно-теоретического познания. 6) Философия разрабатывает общие критерии познавательной деятельности. Рассматривается практика как критерий познавательной деятельности; например, критерии научной познавательной деятельности, критерии обыденно-практической познавательной деятельности и т.д.
Date: 2015-10-21; view: 1455; Нарушение авторских прав |