Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объяснение и понимание в мышлении





Важными функциями мышления являются объяснение и понимание (см.: Приложение. Рис 2.1).

Объяснение и понимание [3] обычно рассматриваются как совпадающие или пересекающиеся процессы. Однако анализ познания в XIX-XXвеках, выявил между ними существенные различия. Неокантианцы В. Виндельбанд, Г. Риккерт и другие утверждали, что познание природы в корне отличается от познания общества и человека, так как явления природы подчиняются объективным законам, а явления социальной жизни и культуры зависят от индивидуальных особенностей людей и неповторимых исторических ситуаций. Иначе говоря, познание природы – номотетический процесс, а познание социальных явлений – процесс идеографический. Соответственно для естествознания основная задача — подведение единичных фактов под общие законы, а для социального познания главным является постижение внутренних установок мотивов деятельности и скрытых смыслов, определяющих поступки людей. На основании этого В. Дильтей утверждал, что основным методом познания в естест­венных науках является объяснение, а в науках о культуре и человеке — понимание.

Однако, и науки об обществе также отражают объективные связи, которые описываются как законы объяснения со­циально-исторических явлений и деятельности индивидов. Вместе с тем, понима­ние применимо и к явлениям природы, так как в процессе изучения естественных иди технические наук, мы не раз убеждаемся, как труд­но и как важно понять то или иное явление, закон или результат эксперимента.

Теория познания различает следующие виды объяснения:

1) структурные, отве­чающие на вопрос, как устроен объект, например каков состав и взаимосвязь элементарных частиц в атоме;

2) функциональные, отвечающие на вопрос, как действует и функциони­рует объект, например животное, индивидуальный человек или определенный производственный коллектив;

3) причинные, отвечающие на вопрос, почему возникло данное явление, почему именно данный набор факторов привел к такому-то или другому следствию, и т. д.

При этом в процессе объяснения используются уже имеющиеся знания для объяснения других. Переход от более общих знаний к более конкретным, интерпретация новых знаний известной ранее и понятной (по смыслу и значению) знаковой системой и составляет процедуру объяснения. Причем одно и то же явление может объясняться иногда по-разному, в зависимости от того, какие законы, концепции или парадигмы положены в основу объяснения. Какое из этих объяснений более правильное, решают конкретные науки. Философская же задача состоит в исследовании структуры объяснения и условий, при которых оно дает правильные знания объясняемых явлений.

Знания, которые служат основанием для объяс­нения, называются «объясняющим». Знания, которые ими обосно­вываются, называются «объясняемым». В качестве объясняющего могут выступать не только законы, но и отдельные факты. На­пример, факт катастрофы атомного реактора, может дать объяснение факту повышения радиоактивности атмосферы над близлежащей территорией. В качестве объясняемого могут выступать не только факты, но и законы меньшей общности. Так, известный из курса элементарной физики закон Ома может быть объяснен либо на основе так называемой модели электронного газа Лоренца — Друде, либо на основе еще более фундаментальных законов квантовой физики.

Процесс объяснения, во-первых, устанав­ливает более глубокие и прочные связи между различными систе­мами знаний, что позволяет включать в них новые знания о зако­нах и отдельных явлениях природы. Во-вторых, он позволяет осуществлять предвидение и предсказание будущих ситуаций и процессов, поскольку логическая структура объяснения и предви­дения в общем сходна. Отличие же заключается в том, что объясне­ние относится к фактам, событиям, процессам или закономер­ностям, существующим или имевшим место в прошлом, тогда как предсказание относится к тому, что должно произойти в будущем.

Чем же отличается понимание от объяснения? Следует иметь в виду, что на всех этапах нашей познавательной деятельности нам постоянно приходится сталкиваться с чем-то неизвестным, знание о чем у нас отсутствует.

Во-первых, какое-либо явление может быть непонятно, потому что большинство людей о нем ничего или почти ничего не знает.

Во-вторых, мы можем не понимать тех или иных особенностей рассуждения или аргументации, потому что нам не хватает имеющихся у нас знаний.

В-третьих, может быть недостаточно известна культура, особенности эпохи, истори­ческие детали времени, когда создавался интересующий нас текст.

Понимание — это не единичный акт, а длительный и сложный процесс. Мы постоянно переходим от одного уровня понимания к другому. При этом осуществляются такие процедуры, как:

- интерпретация — первоначальное приписывание информации смысла и значения;

- реинтерпретация — уточнение и изменение смысла и значения;

- конвергенция — объединение, слияние прежде разрозненных смыслов и значений;

- дивергенция — разъединение прежде единого смысла на отдельные подсмыслы;

- конверсия — качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное преобразование и т.д.

Понимание, следовательно, представляет собой реализацию многих процедур и операций, обеспечивающих многократное преобразование информации при переходе от незна­ния к знанию. Создание абстракций высших уровней и объединение их в различные концептуальные схемы представляет собой своего рода витки диалектической спирали, движение по которой сопровождается возвратом к старому, выработкой новых призна­ков, их количественным накоплением, качественными преобразова­ниями, постоянным разрешением возникающих смысловых противоречий.

 

Date: 2015-10-21; view: 757; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию