Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
С точки зрения практики 4 page3-45 Цель – проникновение тонкого в грубое, тогда достигается господство над материей (самьяма – в отличие от поверхностного внимания и «крупнокускового» восприятия – обладает свойством проницательности) 3-46 Отсюда способности: уменьшение до мельчайшего размера и другие, при этом совершенство тела и его функции не нарушаются (без особых комментариев, аналоги неизвестны; обычно добавляют увеличение до любого размера, легкость тела и прочие чудеса; в терминах китайского цигуна легкость тела объясняется идеальной циркуляцией энергии «ци», то есть действительно полным проникновением тонкого (энергии «ци») в грубое тело) 3-47 Идеальная форма, красота, мощь, крепость алмаза составляют совершенство тела (необходимое условие для выхода из сансары, буквально: здоровый дух дает здоровое тело; ведь болезнь означает неотработанные кармические связи-напряжения)
* * * 3-48 Самьяма в отношении собственной формы и целесообразности соединения с клешей «асмита» дает подчинение индрий (органов познания и действия) 3-49 Отсюда быстрота ума, внечувственное восприятие, управление на уровне праматерии (ср. 3-37 – о том же)
Комментарий. Весьма любопытным представляется понимание 3-48 как постановку эго («асмита») на службу… чему? неумолимо движущемуся в сторону кайвальи процессу. Происходит финальное освоение собственной формы, вычерпывание бхоги с совершенно неведомого обыденности уровня бытия. Здесь же упоминание об управлении на уровне прадханы (смутно понимаемой теоретически как «первичная материя»), подчеркивается совершенно иной уровень (в том числе скоростной) преобразованных самьямой (см. 3-15) индрий. И это становится возможным все по той же причине: происходит практическое освоение различения (вивека кхьятех, см. 2-28) между Пурушей (недвижением) и Пракрити (движением, изменчивостью). А именно:
* * * 3-50 Лишь различение сознания (в состоянии «саттва») и Пуруши дает всеведение и господство над всеми проявлениями 3-51 Такая отстраненность разрушает самое семя рабства и приносит абсолютное освобождение (кайвалья)
* * * 3-52 Не улыбайся горделиво, будучи признанным высокими существами, иначе рискуешь снова попасть в привязанность
Комментарий. По всему описанию сиддх равномерно (в начале, 3-20, в середине, 3-38 и в конце, 3-52) распределены три предупреждения, дабы практик не забыл о конечной цели – выходу из сансары (колеса перерождений).
* * * 3-53 Самьяма в отношении следования моментов времени порождает различение (Пуруши и сознания) 3-54 Таким образом различаются эти два, казалось бы, неразличимых объекта 3-55 Интуиция объемлет все объекты и все аспекты объектов СРАЗУ, без очередности; таково знание, рожденное различением 3-56 Саттвическое сознание, равное по чистоте Пуруше, приводит к абсолютной свободе (кайвалье)
Комментарий. Повторим: внимание в самьяме не скачет по крупно нарезанным кускам восприятия, а непрерывно течет. Так и время (есть ли оно само по себе для обыденности?) более не нарезается кусками от события к событию. Моменты текут непрерывно, что создает отчетливое чувство парения над воспринимаемым. Соответственно рождается неотождествление, уж слишком велик накопленный массив Атмана (простого внимания), за которым стоит присутствие Пуруши. Этот объем внимания, выражаясь в интуитивной способности, охватывает объекты целиком, не перебирая их свойства по очереди (ср. 4-18). Но это, конечно, должно стать экспериментальным фактом, а не выдумкой или теорией. Или просто быть принятым к сведению как гипотеза. Кайвалья, выход из сансары (3-56) – венец всего естественного процесса. Позади оставляется и великолепие сиддх, ибо исчерпан для данного Пуруши весь возможный опыт (бхога) этого мира.
Подытоживая содержание Второй и Третьей глав, можно сказать, что во Второй главе практик учится отстаивать свою практику перед натиском мира внешнего (бхоги) и мира внутреннего (психика, память, самскары). Попутно выясняя обширность, необозримость того опыта (бхоги), который ему предстоит исчерпать. А также уясняет невозможность этот опыт впитать с помощью механизма клеш. В Третьей главе практик (преодолевая попутно искушение собственного могущества) оснащается инструментом самьямы, позволяющим быстро (даже слишком, приходится тормозить...) вычерпывать бхогу вплоть до тончайших уровней материи (пракрити) и утвердиться в ожидании перехода (кайвальи).
Четвертая глава. Кайвалья-пада. Выход из Сансары. * * * 4-1 Многими средствами даются сиддхи – от рождения, от силы растений, мантрами, тапасом, возникая в самадхи 4-2 Но переход к жизни иной свершается лишь притоком пракрити 4-3 Нет средств подчинить пракрити – можно лишь, уподобившись земледельцу, устранять препятствия на ее пути
Комментарий. Сиддхи – «лишь» инструментальная часть человека, пусть и необычная. Даже обретенные за счет самьямы, они сами по себе не дают «перехода к жизни иной», этот переход происходит естественно. И к следующей жизни и к выходу из колеса жизней – приходят в силу естественных причин, «притока пракрити». Йогин, сознавая свою конечную цель, трудится как земледелец, облегчая этот приток, но не командуя им, несмотря на то, что владеет управлением на самых тонких материальных уровнях (3-49). В нужный момент толчок пракрити выбрасывает готового к этому йогину из колеса сансары. В многозначной же фразе «к жизни иной» можно усмотреть намек на неведомые нам уровни существования (другие миры), стоящие выше сансарного механизма. Каким образом поддерживается колесо перерождений?
4-4 Создаются сознания (читты) лишь благодаря опорной клеше «асмита» 4-5 Множество жизненных вихрей порождает каждое из этих сознаний (читт)
Комментарий. Схема такова: очередное воплощение (рождение) происходит в силу фундаментальной зацепленности в материи клешой «асмита» - чувство Я, центр, вокруг которого собирается и развивается обыденное сознание, сценарий жизни. И очередное индивидуальное сознание в свою очередь рождает множество проектов, затей, реализует привязанности, ставит цели, достигая или не достигая их. Йогин, находящийся в рамках колеса сансары, сочетает в себе механизмы «клишта» и «аклишта». «Клишта» обеспечивает его фундаментальную зацепленность за материю данного уровня (за этот мир), а «аклишта» позволяет 1) не наворачивать штрафные круги, ненужные связи 2) эффективно насыщать свое внимание (Атмана) бхогой (опытом). Поэтому:
* * *
4-6 Те из них, что рождены в дхьяне, – свободны от кармы 4-7 Карма йогина не белая и не черная, у остальных она тройственная 4-8 И плоды ее отличаются лишь проявленными в данной жизни васанами
Комментарий. Дхьяна (медитативное, бесструктурное внимание) – уже не специфическое, а естественное состояние для йогина, реализовавшего уровень Третьей главы. Дела его (карма) – не плохие и не хорошие, они – уместные и своевременные, ни больше, ни меньше. Это его внешняя свобода. К тому же благодаря отстраненности (вайрагье), он не привязывается к совершенному им. Это его внутренняя свобода. Не озабочен он и шлифовкой своих индивидуальных привычек (васан), если они не мешают его общему прогрессу.
* * * 4-9 Кастой, местом, эпохой могут различаться рождения, но все они нанизаны на единую нить памяти и самскар, ибо форма остается одной и той же 4-10 Их (рождения) питает безначальный источник вечного желания жить (- клеша «абхинивеша») 4-11 Цепочки причин и следствий опираются на основание, удерживающее их вместе; нет основания – не будет и цепочек
Комментарий. Форма – суть клеша «асмита», базовый гвоздик, порождающий новые сознания. Роли пяти клеш распределяются в данном контексте так: авидья (неведение) выступает как внешняя принудительная базовая пелена, не позволяющая различить Пурушу и Пракрити (дух и материю). В рамках этой слепоты начинается поиск выхода из Сансары (которая безжалостно давит на божьи созданья) путем проб и ошибок (клеша-механизм эволюции), и этот поиск выявляет представителей духа и материи: асмита (Я-сознание) проступает со стороны Пуруши, абхинивеша (жгучее желание жизни) мощно толкает «снизу», от материального. Плюс простая, но неотразимая, двойственная механика притяжения-отталкивания (рага-двеша). Конгломерат причинно-следственных связей, составляющий Колесо Сансары, не висит в воздухе – он опирается на основание клеш. Клеши же – благодаря йогической технологии регулярного ускользания (качественная практика насквозь аклишта) и проработки (садхана) – попросту оставляются со временем как дурная привычка. В параллель действуют два режима – то клишта (опыты с трением, страданием), то аклишта (интуиция, проскальзывание, сверхтекучесть). Тогда в жестком клубке причин и следствий назревают размягчения и пустоты (движение в сторону дхарма-мегха самадхи (4-29), дхармы (элементы бытия) перестают быть жестко связанными). Возникает карма йогина (не белая, ни черная, ускользающая от эго), отличная от обычной тройственной кармы (хорошо, плохо, никак). Проявляются сиддхи, свойственные режиму аклишта, возникает устойчивое присутствие Пуруши (как части иного уровня и врат в иное). И главное – возникает скорость, позволяющая сойти с многоцветной, но монотонной и приевшейся орбиты повторений одних и тех же проб и ошибок. Далее излагается сущность мировосприятия с точки зрения сознания-читты – с прицелом на сдвиг восприятия в сторону вечного, чистого, Атмана (2-5).
4-12 Прошлое и будущее существуют реально, отличаясь лишь состоянием дхарм 4-13 Эти дхармы, тонкие или проявленные, по сути своей – гуны 4-14 Поэтому единая сущность всех объектов – изменчивость 4-15 Один и то же объект по-разному воспринимается двумя разными умами, ибо пути бытия этих умов различны 4-16 Но если нет ни одного ума, воспринимающего данный объект, что тогда? 4-17 Вот так, из-за переменчивых свойств ума, и воспринимаются объекты, становясь то известными, то забытыми
Комментарий. Под дхармами проще всего понимать некие элементы бытия (4-12). Ум весьма склонен классифицировать существование в различных терминах, в частности, в терминах дхарм. Как бы там ни было, основное в системе дхарм – изменчивость, поток (4-13). Сами умы, будучи конгломератами дхарм, также изменчивы, и воспринимают одни и те же объекты (и абстрактные, и конкретные) очень по-разному, в зависимости от ситуации. Ну, хотя бы по существенности объекта в текущей (для данного сознания) ситуации (4-15). По этой существенности умам свойственно и забывать о воспринятых объектах, потерявших к некоему моменту свою актуальность (4-16 – 4-17). Возможен ли в принципе иной режим восприятия?
4-18 Всегда ведомы вихри сознания его господину – Пуруше неизменному 4-19 Не та она, читта, что сияет сама по себе, познаваема ибо 4-20 Вдобавок одновременно эти два (Пуруша и читта) непостижимы
Комментарий. Уже отмечалось (2-20), что Зрящий видит (воспринимает) сущее (мир сансары) через пелену, зеркало, дисплей ума. И видение это целостное, без дробления на последовательности движений внимания. Отсюда возможность интуитивных проблесков и прозрений в прошлое и будущее (3-16), потому что в текущем рисунке сознания присутствуют и следы прошлого и зерна будущего. Сознание же, будучи распятым между Пурушей и Пракрити, не самостоятельно, и движется лишь в инерции причинно-следственных цепочек (кармы, 4-19).
Что касается 4-20, то особенно заметно это в рутинной практике йоги. Сознание в лице Я (центра контроля и принятия решений) уступает место созерцательному аспекту. Точка Я расплывается в некое облако-Зрящего. И обратно, в обыденности Зрящий отступает, и насущность выживания актуализирует Я-центр.
* * * 4-21 Сознание, спорящее с другим сознанием, создает дурную бесконечность мнений и путаницу в памяти 4-22 Сознание успокоенное принимает свою естественную форму – буддхи 4-23 И тогда, будучи окрашенным Зрящим и зримым, оно может постигать все сущее 4-24 Бесчисленны в своей пестроте васаны, и все они действуют совместно ради иного
Комментарий. Йога Патанджали совершается на 4 счета (соответственно 4-м главам). Раз – остановка привычного бега по жизни, два – проработка тела и сознания с переходом к преимущественно режиму «аклишта», три – сверхбыстрое собирание бхоги благодаря сиддхам, четыре – ожидание ухода, когда широким взглядом окидывается панорама бытия. Видится, как может блуждать сознание в бесконечных лабиринтах мышления(4-21), каково оно будучи успокоенным (4-22), насколько мощно может работать аппарат «аклишта» (4-23), и как пригождается любая кроха опыта и восприятие многообразия мира, насыщающего внимание-Атмана (4-24).
4-25 Различение Зрящего прекращает непрерывную генерацию Я-сознания 4-26 Тогда это сознательное различение влечет читту к кайвалье 4-27 Возникающие при этом пустоты заполняются новыми содержаниями сознания, порождаемыми самскарами 4-28 Они устраняются подобно клешам 4-29 При высоком состоянии, свободном от любых вовлеченностей, различающее осознание вводит в дхарма-мегха самадхи 4-30 Посредством которого клеши и карма перестают беспокоить
Комментарий. В итоге клеша «асмита», являющаяся якорем новых воплощений, слабеет (4-25). Влечение читты к кайвалье (4-26) означает, что чистота сознания постепенно становится равной чистоте Пуруши (3-56). Психика дочищается, пустеет (4-27). Устранение клеш (переход в «аклишта», 4-28) – медитативный процесс (2-11), собственно окончательный переход к медитативному вниманию. Дхармы (элементы бытия) перестают быть жестко связанными (4-29).
4-31 Тогда все замутняющие восприятие завесы спадают, и открывшееся знание бесконечно в сравнении с познанным в этом мире 4-32 Тем самым дела завершаются, круговерть перемен теряет смысл, гунам приходит конец 4-33 Суть сцепленности моментов и бесконечной ряби перемен отчетливо и окончательно осознаются, проступает самая глубинная тенденция (крама [однонаправленности-экаграты]) 4-34 Гуны сворачиваются, цели Пуруши иссякают, он утверждается в кайвалье, или в своей естественной форме, силой сознания венчаясь
Комментарий. 4-31, возможно, указывает на некие новые горизонты, может быть, другой мир. И тогда прежнее (сансарный механизм) уже не привлекает совсем, вся его аппаратура выключается для познавшего Иное (4-32, 2-22). Сама сущность времени и колебаний вокруг ее оси отрицаются им, для него становится явным иной путь (4-33). И тогда происходит окончательное замирание, уход от этого мира с полным багажом почерпнутого в нем опыта, и ожидание чего-то несказанно нового в полном «силовом» сознании.
Йога-сутры Патанджали
Буквальный (пословный) перевод
Я полагаю важным иметь такой подстрочник, по которому любой искренне желающий может составить литературный перевод по своему вкусу. Для корректной передачи русской транскрипции используется шрифт Arial Dev, «непонятые» буквы которого передают примерно следующие звуки (без претензии на строгость):
А = долгое «аа» И = долгое «ии» У = долгое «уу» Р = похоже на р в слове «бодрствующий» Ш = придыхательное «шь» Х = придыхательное «ха» Т = английское «t» Д = английское «d» Г = английское «ng» Й = «нь» Н = «н» с более оттянутым назад языком М = носовое «м» или «н»
Для удобства чтения сплошное написание подряд ряда слов на санскрите разбивается черточкой-дефисом на отдельные слова – там, где это возможно. В пословном переводе этот прием повторяется синхронно. Правильное ударение в санскрите – вопрос спорный, в доступных озвучках (например, Каштуба Десикачара) ударение ставится в пользу благозвучности напевного стиха. Иногда в длинных фразах смысловые фрагменты разделяются косой чертой (слэшем).
|