Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
От автора. В книге заново переводится, анализируется и раскрывается один из самых авторитетных источников по йогеСтр 1 из 22Следующая ⇒ Михаил Свечников Сутры Патанджали С точки зрения Практики йоги Москва, 2011 Аннотация
В книге заново переводится, анализируется и раскрывается один из самых авторитетных источников по йоге. Показывается, что следуя логике Патанджали, можно не только выстроить свою повседневную и чрезвычайно полезную во всех отношениях практику йоги, но и проследить стратегическую нацеленность древних риши-йогинов на исчерпывающее познание этого мира с целью полного выхода из его ограничений. Содержание Предисловие -- 4 Краткое изложение Сутр -- 7 Литературный перевод Сутр -- 9 Комментарии к Сутрам -- 28 Пословный (буквальный) перевод Сутр – 78 Очерки – 99 1) Ишвара и ОМ 2) Несколько замечаний о Я, Наблюдателе и свободе 3) Восприятие в обычном и измененном сознании 4) Практика йоги по Патанджали. Помехи 5) О насущности покоя 6) Последствия регулярной практики 7) Самадхи «облако дхарм» 8) Конструктивное понимание самадхи 9) Оттенки покоя 10) Логическая структура 11) Подсознание 12) Этика йоги 13) Отвергнутая глава 14) Тантра в Сутрах 15) Читта вритти 16) Сампраджнята – распознавание 17) Самьяма над тройной переменой 18) Состояние самапатти 19) В поисках самапатти: собственная частота внимания 20) Йога Патанджали как стратегическая дисциплина Йога-коша -- 164 Приключение вместо заключения… Предисловие Виктора Бойко Уважаемый читатель, если ты читаешь эти строки, тобою открыта книга Михаила Свечникова «Сутры Патанджали с точки зрения практики йоги». Подобного труда в отечественной (да и не только) литературе по данной теме еще не было. В этой работе автор уникальным образом соединил доскональное знание эзотерики и восточной философии с реализацией собственной йогической садханы. Да, базовые асаны йоги несложны, однако возможность их выполнения зависит от множества факторов, таких, как возраст, исходное состояние здоровья, комплекция и так далее. Неоценимая их польза для человека современного состит в том, что посредством грамотного взаимодействия субъекта со своим собственным телом на какое-то время существенно тормозится ментальная активность, состояние сознания приближается к сути йоги, описанной Патанджали, а именно – читта вритти ниродха (ЧВН). Это «Тишина мысли, расправляющей крылья, как она не любит тревог ума и сердца! Тишина Господня – гавань всех кораблей. Но благо покоя я хочу отличать от омертвения» (Экзюпери). Самостоятельно изучив санскрит, автор, пользуясь разнообразной, в том числе и редкой справочной литературой перевел Сутры и откомментировал их на основании корреляции своего опыта с положениями первисточника. Мы неоднократно обсуждали с автором различные узкие места в тексте Сутр, и пришли к единодушному мнению: человек, сполна и надолго не вовлеченный в процесс личной садханы никогда не приблизится к подлинному их пониманию. Более того, изыски таких всемирно известных ученых, как Д.Чаттопадхьяя, С.Радхакришнан и С.Дасгупта с точки зрения практика йоги остаются всего лишь талантливыми играми в семантическом поле. В рассуждениях есть логика, но истина в них не рождается. Искусство рассуждать не действуя – лучший способ обмануть себя самого. Тем ценней выглядит на этом фоне сугубо прагматический подход автора, который излагает свои умозаключения простым языком и в рамках известной бритвы Оккама. Я даже склонен считать что создание данной книги - одна из творческих сиддх автора. Вторая – преподавание йоги. На его примере мы видим что полноценное и качественное погружение в йогу отнюдь не понижает социализацию человека, напротив, делает ее весьма эффективной, поскольку обычную и достаточно напряженную работу в бизнес-структуре автор успешно соединяет с работой в Школе. Идеальное сочетание – одно помогает другому, в то время как увлечение высокими идеями и словами мучительно и бесплодно, не давая человеку сбыться. Итак, перед вами промежуточный итог личного пути автора, отданный во всеобщее пользование, будем же благодарны тому, кто его прошел и поделился с нами. 3 мая 2011, ВСБ От автора
Почти каждый день, обычно с утра, на протяжении последних четырех лет я расстилаю коврик и выполняю на нем несложные упражнения йоги. Я делаю это с удовольствием, по потребности организма, с которым давно уже установилось достаточное взаимопонимание. Я не гоню его обязаловкой, не спешу, и тело мое вместе с психикой наполняется тем покоем, который увеличивает внутренний ресурс, позволяющий жить дальше – быть может, долго и счастливо. Иногда добавляю вечерние занятия, смотря по времени и по желанию. Есть у меня и самая обычная работа в офисе за компьютером, с ее неразберихой, рутиной, не всегда приятным общением. Есть и повседневная жизнь в мегаполисе с его «экологией» и перенаселенностью. Есть дети, которые, слава богу, уже выросли, но еще нуждаются во мне как в опоре. Короче, есть проблемы, и их нужно ежедневно решать, и эти проблемы постоянно подъедают мой внутренний ресурс. Я не молод и в полной мере ощутил и ощущаю на себе разрушительное и неумолимое движение времени. И когда, несколько лет назад, под вопросом оказалась моя способность зарабатывать на жизнь себе и близким, давняя склонность к йоге дополнилась полноценной мотивацией заниматься ею регулярно. Иногда мегаполис берет свое, и я болею. Тогда занятия йогой временно прекращаются, бывает, приходится принимать таблетки, хотя с годами занятий такие «выбивающие из строя» случаи стали гораздо реже. Обладая способностью понятно объяснять, я быстро стал преподавателем йоги в составе давно и успешно существующей Школы йоги. Наличие благоприятной среды позволило сформулировать для себя прагматические принципы и подходы к освоению методов йоги, в первую очередь понимание ведущей роли регулярной релаксации, как физической, так и психической. Наработалось собственное «рабочее состояние» достаточно глубокого покоя, когда нет спешки, нет интенсивных, нарушающих покой, ощущений. Возникло понимание, как «вползать» в любую доступную асану и сохранять в ней комфорт. Не могу сказать, что я усердно штудировал многоликую «околойогическую» литературу, скорее «просматривал картинки». Мое внимание всегда приковывал один-единственный текст – Йога-Сутры Патанджали. Так уж сложилось, что я возвращался к нему снова и снова в течение последних двадцати лет. Пробовал комментировать, но все комментарии, даже красивые и логичные, неубедительно «зависали в воздухе» из-за отсутствия достаточной опоры, твердого основания. Регулярная практика и интенсивное общение в моей Школе йоги дало ту точку отсчета, относительно которой накопленное желание «разобраться» с Сутрами, наконец, реализовалось – в удовлетворяющее меня понимание. Поскольку я довольно интенсивно обсуждал свои (то и дело вспыхивающие) проблески понимания в Интернете, а также с коллегами, стало ясно, что выбранный тренд исследования (от опоры на практику) находит многочисленные положительные отклики у тех, кто давно и успешно практикует йогу. Отсюда и решение сделать книгу переводов и комментариев, которая вряд ли бы появилась без той благоприятной среды, в которой я имел счастье оказаться. Должен сказать, что я никогда не взялся бы за эту работу, если бы имел под рукой хоть сколько-нибудь устраивающий меня перевод, а главное целостное понимание Сутр. Скажем, такого качества перевод, который мы видим на примере БхагавадГиты в изложении Б.Л.Смирнова. Меня совершенно не устраивали популярные в среде комментаторов мнения о запутанности и крайней философичности Сутр. Буквально все «чуют» в этом тесте «запредельный космос», но этим чутьем, восхищением, фантазированием и переписыванием друг у друга комментариев всё и ограничивается. Поэтому, имея под рукой санскритский текст, повседневную практику и благоприятную среду общения, я выбросил из поля своего внимания все до сих пор сделанные комментарии и начал с нуля. Конечно, переводы многих афоризмов Сутр давно устоялись и не нуждаются в корректировке, так что принять очевидное было легко и приятно. Гораздо труднее было вскрыть внутреннюю логику Сутр, совершить, так сказать, их системную реконструкцию. Ведь только такое понимание позволяло логически вычислить «темные», непонятные сутры, а главное ответить себе на вопрос, почему Патанджали делает именно такие, а не другие «пируэты мысли»? Довольно долго я принимал во внимание лишь ту часть Сутр, которая непосредственно коррелировала с моей каждодневной практикой, относя остальное на «тантрические и философические вкрапления». Но, слава Богу, в итоге все легло как надо, и лишних мест в Сутрах не оказалось. Возникшая системная реконструкция ошеломляет своим размахом, неумолимостью, и в то же время – приятной возможностью выделить из нее разумное подмножество глубоких рекомендаций, позволяющих практиковать йогу в рамках обычной человеческой жизни, делая ее более счастливой и здравой. Надеюсь, комментарии, очерки и материалы данной книги помогут заинтересованному читателю дополнить свое понимание йоги и Йога-Сутр, или – что еще лучше – дадут ему импульс к исследованию более глубокому или под иным углом.
Михаил Свечников 1 мая 2010 года, Москва.
|