Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прогнозирование и моделирование военных и политических конфликтов





1. Военные конфликты.

Военный конфликт – это любые военные столкновения, в том числе и мировые войны. Кроме этого, мы употребляем понятие «военный конфликт» по отношению к таким военным коллизиям, которые обладают некоторыми особенными чертами. К ним можно отнести следующие:

- борьба с использованием средств военного насилия как с одной, так и с другой стороны;

- географически локализованный масштаб ведения боевых действий;

- ограниченное использование сил и средств военного насилия;

- относительная управляемость процесса развития конфликтных отношений между участниками спора;

- относительная ограниченность частных, регионально-ситуативных целей, которые стороны преследуют в споре.

Теоретики нашего времени рассматривают военный конфликт обычно с точки зрения его соотношения с международным конфликтом, с позиций той опасности, которую это явление представляет как возможный детонатор новой мировой войны. Все более принимаются во внимание экономические, экологические, социально-политические, социально-психологические, юридические и другие аспекты явления военно-политического конфликта.

Вышесказанное даёт нам повод определить военный конфликт как острую фазу развития противоречий между государствами, а также военизированными общественно-политическими формированиями. На этой фазе развития противоречий, стороны конфликта для достижения своих регионально-ситуативных, частных целей используют с различной степенью ограниченности военные средства при отсутствии между ними общего состояния войны. Это как раз является одна из основных черт военно-политического конфликта. Процесс конфликтного взаимодействия сторон разворачивается, как правило, на географически ограниченной территории: в пограничных конфликтах, например, в приграничных районах, в территориальных – на спорных землях, в межнациональных – в регионах компактного проживания определённых этносов. Бывают и исключения, когда действия противостоящих сторон распространяются на всю территорию противника.

Взаимодействие между государствами на современном этапе свидетельствует о том, что главной областью, в которой концентрируются частные / региональные цели государств, является экономика. По словам Ф. Фукуямы, военные конфликты ныне поднимаются на новый уровень экономический уровень.

Важно отметить, что при стремлении участников конфликта к достижению своих целей силовым способом взаимодействие сторон, как правило, не выходит за рамки военного конфликта. Кроме этого история военно-политических конфликтов доказывает, что частная цель различных государств может трансформироваться в цель глобальную в системе ценностей какого-либо участника столкновения. Последнее означает эскалацию военного конфликта в войну.

Анализируя военно-политические конфликты, важно определить чёткую границу между военным конфликтом и различными односторонними военными акциями. Под термином «односторонняя военная акция» обычно понимается такое явление как оккупация, интервенция, военный шантаж. Военно-политические конфликты имеют конкретные признаки. Так, военный конфликт предполагает активные действия со стороны обоих участников спора. В том случае, если сила, используемая одним из участников столкновения, не встречает военно-силового противодействия со стороны другого его участника, то нет и самого военного конфликта, а есть односторонняя военная акция. В этом смысле обнаруживается общность военного конфликта и войны. Известный австрийский военный теоретик К. Клаузевиц писал о войне следующее: «Война не может представлять действия живой силы на мёртвую массу и при абсолютной пассивности одной стороны она вообще немыслима».

Военные конфликты имеют и другие важные отличительные признаки. В таких конфликтах наблюдается ограниченность сил и средств военного насилия. Данный факт означает, что в процессе конфронтационного военно-силового взаимодействия государств значительное место занимает использование средств насилия, не предполагающего подчас открытой вооружённой борьбы, но вместе с тем осуществляемого с помощью военных сил и средств, выступая не в прямом предназначении, а в качестве мер давления.

Рассмотренные признаки присущи обоим явлениям: и военным конфликтам, и войне. Конфликт всегда есть неразвитая война. Если же между участниками конфликтного процесса прекращается обмен информацией, то конфликт перестаёт быть управляемым. В этом случае «включаются» другие механизмы, генерирующие силы эскалации. Конфликт перерастает в войну. Конфликт не предполагает конфронтации абсолютно по всем вопросам. В этом его ещё одна весьма принципиальная черта. Противостоящие в конфликте стороны в силу данного обстоятельства могут осознавать себя не только соперниками, но и зависимыми друг от друга партнёрами. Такое ощущение, как отмечает американский политолог А. Джордж, необходимо участникам конфликта для того, чтобы они могли осознать всю важность и полезность конструктивных двусторонних мер, направленных на блокирование механизмов эскалации конфликтных отношений. Война, если она началась, представляет собой процесс, вышедший из-под контроля.


При анализе военно-политических конфликтов важно уделять внимание и на другой аспект. Он состоит в определении типа и разновидности конкретного конфликтного процесса с применением в нем военных сил и средств. В основу решения отмеченной задачи необходимо «положить» осмысление содержания и противоречий переживаемого мировым сообществом этапа развития. Исходными принципами такого осмысления должны выступать, во-первых, системное восприятие процесса развития человечества и, во-вторых, рассмотрение различных государств в качестве элементов системы межгосударственных взаимодействий. На этой основе можно было бы выделить две большие группы противоречий, которые определяют сегодня процесс развития человечества, – надсистемные и внутрисистемные.

Среди противоречий первой группы необходимо назвать следующие:

а) между расширяющимся влиянием результатов деятельности человечества на окружающую среду и уменьшающимися возможностями её самовосстановления;

б) между увеличивающимися потребностями человечества в использовании природных ресурсов и ограниченными возможностями удовлетворения этих потребностей разведанными запасами.

Надсистемные противоречия могут порождать конфликты двух типов – «сырьевые» и «экологические», которые уже сегодня способны вызывать крупные военные столкновения. Яркий пример – конфликт между Ираком и Кувейтом, который молниеносно приобрёл сложнейшую структуру с тенденцией эскалации до уровня войны, так как затронул интересы всех государств – потребителей ближневосточной нефти.

Существование внутрисистемных противоречий обусловлено двумя главными взаимосвязанными причинами: во-первых, различным статусом элементов современной системы межгосударственных отношений; во-вторых, различным характером межэлементной корреляции в процессе функционирования этой системы.

Структурные противоречия в системе межгосударственных отношений имеют место в результате объективного различия между уровнем развития государств, составляющих структуру рассматриваемой системы. Сюда необходимо включить противоречия:

1) между развитыми государствами;

2) между развитыми и неразвитыми государствами;

3) между неразвитыми государствами.

Корреляционные противоречия функционируют как результат взаимодействия, соприкосновения, взаимоотторжения несходных идеологических, нравственных, религиозных, культурных ценностей, принадлежащих различным представителям общества.

Следует отметить, что все вышеназванные противоречия (как надсистемные, так и внесистемные) сами по себе непосредственно не порождают военных конфликтов. Они всегда связаны с материально-экономическими условиями жизни общества, через них находят своё «осмысление» или «стереотипизацию» в духовной сфере и только после этого трансформируются в политику, в конкретные политические действия государств. Таким образом, военные конфликты всегда порождаются политикой государств.


По своему содержанию и характеру военные конфликты, которые имеют место сегодня и возникновение которых возможно в начале XXI столетия, могут принадлежать к следующим основным типам и классам.

Развитие надсистемных противоречий способно приводить к военным конфликтам, обусловленным дисгармонией отношений человека с природой / биосферой.

Уже сегодня имеются основания предполагать, что вероятность возникновения «сырьевых» и «экологических» конфликтов в будущем может оказаться весьма высокой.

Кризисы в межгосударственных отношениях могут явиться причинами возникновения военных конфликтов как преимущественно «структурного», так и преимущественно «корреляционного» типа.

Процессы интеграции, в которые оказались вовлечёнными практически все экономически развитые страны мира, позволяют сделать вывод о том, что вероятность «структурного» типа возникновения конфликтов между ними сегодня и в ближайшей перспективе будет оставаться довольно низкой.

Военные конфликты между развитыми и неразвитыми государствами имеют сегодня среднюю степень вероятности, которая в целом имеет тенденцию к возрастанию. Данный факт можно объяснить тем, что в результате необратимого процесса эволюции неразвитые элементы системы межгосударственных отношений будут постоянно стремиться к уровню и состоянию развитых. Всё это будет в известной степени сказываться на изменении статуса различных элементов структуры рассматриваемой системы. Иными словами, неизбежно будут затронуты интересы высокоразвитых стран, которые для восстановления устраивающего их порядка могут использовать военные средства.


Вероятность возникновения конфликтов третьего выделенного класса сегодня очень высока и, скорее всего, сохранится в будущем. Социальная напряжённость, мощные процессы внутренней социальной дифференциации и другие факторы подталкивают эти страны к борьбе друг с другом за более выгодные места в структуре мировой системы межгосударственных отношений.

Среди военных конфликтов «корреляционного» типа необходимо назвать следующие: конфликты, являющиеся следствием обострения идеологического противостояния; этнические и межнациональные; религиозные; территориальные. В условиях интенсификации взаимосвязей между всеми субъектами мировой системы межгосударственных отношений развитие противоречий преимущественно корреляционного типа может достигать такого состояния, когда они окажутся способными порождать многочисленные военные конфликты и войны.

2. Политические конфликты.

Все политические конфликты в обществе можно разделить на два основных вида: горизонтальные и вертикальные.


А. Горизонтальные политические конфликты.

В них борьба за власть и властные полномочия ведётся в рамках существующего режима. Например, между правительством и парламентом, различными политическими группировками в правящей элите, государством и отдельными субъектами политики (личностью, группой, институтом).

Цели и причины возникновения горизонтальных конфликтов – совершенствование существующей системы власти. Например, смена неугодных лидеров или правящей элиты, частичная корректировка политического курса, увеличение или уменьшение властных полномочий тех или иных субъектов политики.

В демократической политической системе горизонтальные политические конфликты институционализированы и в определённой степени запрограммированы. Большинство из этих конфликтов носит открытый, публичный характер. Например, парламентские дебаты, роспуск парламента и назначение досрочных выборов, вотум недоверия правительству, обращение в конституционный суд.

Тоталитарный режим власти не признает никаких политических конфликтов и стремится их не допустить. Если же горизонтальные конфликты в тоталитарной политической системе и случаются, то они приобретают форму заговора или дворцового переворота. Примером горизонтального конфликта в тоталитарном государстве может служить факт смещения в 1964 году с поста первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущёва. Пленум ЦК КПСС (14 октября 1964 года), решавший вопрос об освобождении Н. С. Хрущёва от занимаемой должности, был внеочередным и собрался в отсутствие своего секретаря и больше походил на заговор.

Б. Вертикальные политические конфликты.

В них конфронтация проходит по линии «власть – общество».

Социальная политическая структура общества весьма неоднородна. Различные социальные слои, классы и этнические группы в этой структуре занимают различные позиции (статусы) и играют разные роли. Иерархичность статусно-ролевой структуры, неравный доступ к ресурсам и власти порождают политические конфликты на всех уровнях вертикали «власть – общество».

Вертикальные политические конфликты, в свою очередь, можно разделить на два подвида:

а) статусно-ролевые конфликты используются в борьбе за повышение личного и группового статуса (роли) в политической структуре общества (за место в иерархии политической власти, за совокупность и объём политических прав и свобод, за возможность участвовать в политической жизни и влиять на неё, за соответствие статуса и роли); статусно-ролевые конфликты возникают не только по вертикали «верхи» – «низы», но и по горизонтали – между политическими субъектами, находящимися примерно на одинаковых ступенях статусно-ролевой структуры (борьба партий и фракций в партии);

б) режимные политические конфликты преследуют цели свержения существующего политического строя или радикального изменения политического курса.


3. Международные вооружённые конфликты.

Современное международное право запрещает захватнические, агрессивные войны (п. 4 ст. 2 Устава ООН). Данный факт не означает, что войны уже исключены из жизни человеческого общества, что исчезли причины и источники, порождающие вооружённые конфликты. Помимо незаконных войн в современных условиях могут иметь место и справедливые войны, не запрещённые международным правом в рамках международных вооружённых конфликтов, а также законное применение вооружённой силы.

К ним относятся:

• оборонительные войны в порядке осуществления государством или группой государств права на индивидуальную или коллективную самооборону от агрессии в соответствии со ст. 51 Устава ООН;

• национально-освободительные войны колониальных или зависимых народов, поднявшихся с оружием в руках на борьбу за своё национальное освобождение и образование собственного независимого государства (например, Организация Освобождения Палестины);

• операции войск ООН, созданных по решению Совета безопасности ООН в соответствии со ст. 42 Устава ООН;

• применение вооружённой силы при выполнении договорных обязательств (например, использование индийских войск против группировки «Тигры освобождения "Тамил илама"» в соответствии с договором между Индией и Шри-Ланкой об урегулировании этнического конфликта в Шри-Ланке 1987 года).

Наличие источников, порождающих войны, обусловливает необходимость существования в международном праве специфических правовых норм, призванных регулировать отношения между государствами в случае вооружённых конфликтов и содействовать гуманизации ведения вооружённой борьбы.

Их значение состоит в том, что они:

• ограничивают воюющих в выборе средств и методов ведения военных действий;

• запрещают или ограничивают применение наиболее варварских средств ведения войны;

• регламентируют положение нейтральных, а также не участвующих в вооружённом конфликте государств;

• служат интересам миролюбивых сил, способствуют разоблачению агрессивных, реакционных сил;

• защищают гражданское население, оказавшееся на территории в зоне вооружённого конфликта.

Международное право в период вооружённых конфликтов регулирует поведение воюющих сторон, как в процессе международных вооружённых конфликтов, так и вооружённых конфликтов немеждународного характера.

Согласно положениям Женевских конвенций 1949 года международными вооружёнными конфликтами признаются такие конфликты, когда один субъект международного права применяет вооружённую силу против другого субъекта.

Таким образом, сторонами в вооружённом конфликте могут являться государства, нации и народности, борющиеся за свою независимость, международные организации, осуществляющие коллективные вооружённые меры по поддержанию мира и международного правопорядка.

Согласно ст. 1 Дополнительного протокола I Женевских конвенций, касающегося защиты жертв международных вооружённых конфликтов, международными являются также вооружённые конфликты, в которых народы ведут борьбу против колониального господства и иностранной оккупации и против расистских режимов в осуществление своего права на самоопределение.

Вооружённый конфликт между повстанцами и центральным правительством является, как правило, внутренним конфликтом.

Однако повстанцы могут быть признаны «воюющей стороной», когда они:

• имеют свою организацию;

• имеют во главе ответственные за их поведение органы;


• установили свою власть на части территории;

• соблюдают в своих действиях «законы и обычаи войны».

Признание повстанцев «воюющей стороной» исключает применение к ним национального уголовного законодательства об ответственности за массовые беспорядки.

На захваченных в плен распространяется статус военнопленных.

Повстанцы могут вступать в правоотношения с третьими государствами и международными организациями, получать от них допускаемую международным правом помощь. Таким образом, признание повстанцев «воюющей стороной», как правило, свидетельствует о приобретении конфликтом международного статуса и является первым шагом к признанию нового государства.

4. Вооружённые конфликты немеждународного характера.

Вооружённые конфликты немеждународного характера – это все непопадающие под действие ст. 1 Дополнительного протокола I Женевских конвенций вооружённые конфликты, происходящие на территории какого-либо государства между его вооружёнными силами или другими организованными вооружёнными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять положения Дополнительного протокола II Женевских конвенций, касающегося защиты жертв вооружённых конфликтов немеждународного характера.

Вооружённые конфликты немеждународного характера обладают следующими признаками:

• применение оружия и участие в конфликте вооружённых сил, включая полицейские подразделения;

• коллективный характер выступлений;

• действия влекущие обстановку внутренней напряжённости (внутренние беспорядки не могут считаться рассматриваемыми конфликтами);

• определённая степень организованности повстанцев и наличие органов, ответственных за их действия;

• продолжительность и непрерывность конфликта; отдельные спорадические выступления слабоорганизованных групп не могут рассматриваться как вооружённые конфликты немеждународного характера;

• осуществление повстанцами контроля над частью территории государства.

К вооружённым конфликтам немеждународного характера следует относить все гражданские войны и внутренние конфликты, возникающие из попыток государственных переворотов. Данные конфликты отличаются от международных вооружённых конфликтов, прежде всего, тем, что в последних обе воюющие стороны являются субъектами международного права, в то время как в гражданской войне воюющей стороной признается лишь центральное правительство.

Государства не должны вмешиваться во внутренние конфликты на территории других государств. Однако на практике осуществляются определённые вооружённые мероприятия, получившие название «гуманитарной интервенции». Именно так, например, были охарактеризованы вооружённые акции в Сомали и Руанде, предпринятые с целью приостановления происходивших там внутренних конфликтов, сопровождавшихся массовыми человеческими жертвами.

Такая проблема как внутренние вооружённые конфликты, причины их возникновения и влияние их на военно-политическую обстановку в отдельных странах, в регионах и в мире, судя по многим признакам, ещё не нашли своего места в теории и потребуют для своего изучения и осмысления, как с научной, так и с практической стороны ещё многих усилий и внимания. Наиболее важно, что в современных условиях именно внутренние вооружённые конфликты все чаще становятся детонаторами серьёзных и опасных геополитических взрывов.


Существенно и то, что внутренние вооружённые конфликты очень часто соприкасаются, а то и сливаются с таким явлением, как терроризм, представляющим на данном этапе определённую угрозу международному миру и безопасности.

Должно быть понятно, что внутренние вооружённые конфликты по причинам их возникновения, по своей сути и содержанию могут довольно существенно отличаться друг от друга. Наверное, все они по-своему уникальны, поэтому их осмысление и изучение каждый раз требуют своего подхода, отдельного конкретного рассмотрения.

Очевидно, что один и тот же внутренний конфликт может оцениваться по-разному, зачастую с полярных позиций: для одних это, допустим, освободительная война или что-то похожее на неё, для других – вооружённый мятеж. Следовательно, подходить к интерпретации разных внутренних конфликтов с одинаковыми мерками нельзя.

Какими бы многочисленными и непримиримыми ни были различные экстремистские группировки и движения, сами по себе они сегодня не в состоянии самостоятельно решить поставленные перед собой задачи, для решения которых необходимо обладать мощной и гармонично развитой экономической и научно-технической базой, производимыми в высокоразвитых государствах современными средствами вооружённой борьбы, материально-технического обеспечения и ведения пропагандистской работы, возможностями привлечения в свои ряды наёмников и военных специалистов, иметь координирующие органы и своих сторонников в различных государствах и общественно-политических структурах мирового сообщества и другие возможности.

Иными словами, без определённой поддержки своих действий на государственном и международном уровнях их предприятие, как правило, обречено на неудачу.

В связи с частым возникновением конфликтов в различных регионах мира в середине и конце XX века (в период с 1946 года по 2000 год – около 200 региональных конфликтов) появилась необходимость в их прогнозировании и выработки моделей урегулирования.

5. Прогнозирование военно-политических конфликтов.

Прогноз – это вероятностное научно обоснованное суждение относительно наблюдаемого состояния объекта в определённый момент времени.

Процесс разработки прогноза называется прогнозированием.

Прогнозирование политического конфликта ставит перед собой следующие задачи:

- определить возможность возникновения конфликта с упреждением во времени;

- выявить варианты развития конфликта;

- определить возможные варианты поведения участников конфликта;

- определить возможные пути разрешения конфликта.

В задачу прогноза не входит получение ответа на вопрос «что будет», он отвечает на вопрос – «что будет, если будут иметь место определённые основания».

В том случае, когда конфликт развился и приобрёл собственную политическую, а порой и военно-политическую динамику, прогнозируется уже ход его развития и возможные перспективы его реализации и разрешения.

Конфликт имеет следующие характеристики:

- политический или военно-политический;

- контролируемый или неконтролируемый;

- локализованный как внутренний или отягощённый внешним вмешательством;

- наличие внешних сил действующих как со знаком «плюс», так и со знаком «минус»;

- дифференциация внутренних сил на умеренных и радикалов, динамика изменения их влияния;

- соотношение вооружённых сил, потенциал мобилизации, возможность военной поддержки (поставки оружия);

- особенности национальной психологии (стойкость, жертвенность, уровень организации).


Чтобы прогнозировать этнические конфликты необходимо отслеживать некоторые чрезвычайно важные процессы:

1. Динамику соотношения различных этнических групп, как в целом по стране, так и в местах компактного проживания национальных меньшинств.

2. Демографические тенденции среди различных этнических групп.

3. Миграционные потоки этнических групп.

4. Динамику представительства этнических групп в экономике и политике.

5. Динамику языковой ситуации, иными словами, использование и распространённость языка этнических меньшинств, выпуск газет, радио и телепрограмм.

6. Динамику смешанных браков.

7. Динамику образовательных и культурных процессов.

8. Динамику преступлений на этнической почве.

Ситуация, когда по основным показателям экономического, политического и культурного влияния, разрыв между основными этническими группами увеличивается, предполагает создание объективной предпосылки для обострения межэтнических отношений.

Косвенными показателями ожидаемого обострения являются:

- стремление этнических меньшинств к обособлению;

- уменьшение смешанных браков, сужение ареала смешанного расселения, обострение тона печати.

Власти могут выбрать одну из трёх моделей поведения:

- игнорирование конфликта, давая ему возможность тлеть и самовозобновляться;

- избегать чёткой публичной оценки его природы;

- активно участвовать в урегулировании конфликта.

Демократический процесс контроля конфликтных ситуаций предполагает ряд специальных процедур:

1. Взаимный и оперативный обмен информацией об интересах, намерениях, очередных шагах участвующих в конфликте сторон;

2. Сознательное взаимное воздержание от применения силы или угрозы применения силы, способных придать неуправляемость конфликтной ситуации;

3. Объявление взаимного моратория на действия обостряющие конфликт;

4. Подключение арбитров, беспристрастный подход которых к конфликту гарантирован, а рекомендации принимаются за основу компромиссных действий;

5. Использование существующих или принятие новых правовых норм, административных или иных процедур, способствующих сближению позиций сторон, втянутых в конфликт;

6. Создание и поддержание атмосферы делового партнёрства, а затем и доверительных отношений как предпосылок исчерпания текущего конфликта и предотвращения аналогичных конфликтов в будущем.

Конфликт может оказаться и неразрешённым, тогда создаётся положение, которое ведёт не к его окончанию, а как бы к «круговому движению». Подобная ситуация требует поиска новой стратегии и тактики контролирования конфликта.

Конфликт может разрешиться и сам по себе, без попыток его сознательного регулирования (из-за утраты актуальности предмета спора, усталости политических субъектов, истощения ресурсов).

Политический и правовой механизм урегулирования должен строиться на комплексной основе и на различных уровнях, включая:

- механизм урегулирования конфликта между непосредственными его участниками;

- многосторонний механизм урегулирования с участием всех заинтересованных сторон, независимо от их региональной принадлежности;

- универсальный механизм в рамках институтов и организационных структур.

Урегулирование региональных конфликтов предполагает разработку различных политических моделей и форм урегулирования. Разработка таких моделей и форм проводится государствами по дипломатическим каналам с участием ООН. К таким моделям можно отнести: прекращение огня в межгосударственной войне путём переговоров и достижения согласия с использованием посреднических функций Генерального секретаря ООН либо с участием дипломатии трёх заинтересованных стран.

Эта модель была использована:

- в ирано-иракской войне (двустороннем и многостороннем урегулировании при участии государств гарантов и частичном участии ООН);

- в афганском конфликте (США и СССР – гаранты; межгосударственное урегулирование при посредничестве третьей стороны; политическое урегулирование конфликта на основе диалога).

Наиболее распространённое средство достижения примирения сторон, используемое в технологиях управления и разрешения конфликтов – переговоры. Их модели и формы весьма различны, но в них есть типические компоненты, которые могут стать историческим прецедентом для урегулирования других региональных конфликтов.

Население южных районов бывшей советской территории, от Молдовы на западе до Таджикистана в Центральной Азии, пережило период насилия, ассоциированного с усилиями создать новые государства, часто на территории, населённой этническими группами с исторической враждебностью по отношению к другим, с претензией на её часть как на свою патримониальную родину одновременно с другими нациями и народами. По ряду причин РФ оказалась втянутой в большинство из этих региональных конфликтов.

Россия – не беспристрастный наблюдатель, об этом говорят действия российских войск в Молдове, Таджикистане, Абхазии, Нагорном Карабахе. В региональных конфликтах задействованы, как правило, не только его непосредственные участники, но и крупные державы, создавая тем самым общую конфликтную цепь в мировой политике в целом.

Региональные конфликты требуют внимательного исследования, прогнозирования потенциальных причин их возникновения, изучения их движения от зарождения и до эскалации, создания механизмов их контролирования и урегулирования. Урегулирование конфликтов является сложной задачей. Сегодня любое продвижение в этой области имеет большое значение, как для стран СНГ, так и для всего мирового сообщества в целом.

В реальной жизни «чистые» или идеальные типы и виды военно-политических конфликтов, представленные в рассмотренной схеме, конечно, не встречаются. С целью определения к какому типу или классу относится исследуемый военно-политический конфликт, необходимо обнаружить в механизме его возникновения результаты взаимодействия всех тех разнообразных противоречий, которые составляют конкретную конфигурацию его причин, выделить среди них главные, решающие, наиболее конфликтогенные. Необходимо видеть явление таким, каким оно предстаёт и каким фактически является для каждого из его участников. К примеру, военные действия во Вьетнаме с самого начала для народа этой страны, бесспорно, были войной, а для другой стороны первоначально представлялись карательной колониальной экспедицией, полицейской акцией, локальным конфликтом. И только тогда, когда потери этой второй стороны перешли за определённый порог, превысили приемлемый для общества уровень, оценка явления стала меняться – сначала в общественном мнении, а затем и в официальных сферах. Подобная эволюция имела место и при оценке в СССР действий советских войск в Афганистане.








Date: 2015-10-21; view: 3886; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.036 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию