Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Механизмы социализации. В структуре теории социализации центральное положение занимает трактовка содержания и функций этого процесса
В структуре теории социализации центральное положение занимает трактовка содержания и функций этого процесса. Мы можем рассматривать его как направленный на общество или на личность. В первом случае функцией социализации оказывается, в глобальном смысле, созидание социальности, реализация преемственности поколений, гарантирование накопления позитивных, с точки зрения интересов социума как целого, изменений. Как оценивал это понимание социализации Эрих Фромм («Бегство от свободы»)? С точки зрения социального процесса функция воспитания, очевидно, состоит в том, чтобы подготовить индивида к выполнению той роли, которую ему предстоит играть в обществе. То есть воспитание должно сформировать его характер таким образом, чтобы он приближался к социальному характеру. Карл Ясперс подчеркивает определяющую роль институциональных факторов реального процесса социализации, указывая при этом, что демократическая модель общества предполагает определенные формы партнерства государства и масс и этом процессе, но не отказ от государственного регулирования, который может вести только к усреднению, отказу от идеи и иерархии. Как полагает Реймон Арон, понимание социализации в качестве базовой, формообразующей характеристики современного общества, утвердилось в социологии. Во втором случае социализация понимается как процесс реализации личностного потенциала, развития человека во взаимодействии с окружающим его миром, в котором правомерно выделять макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы. В концепции Г.Олпорта созревание человека — непрерывный, продолжающийся всю жизнь, процесс становления, построения собственной функциональной автономии (проприотической системы развития). Интроспективно понимание социализации в трактовке Эрика Эриксона, интерпретирующего ее как длительный процесс развития от совершенной беспомощности к высокому чувству свободы и совершенства, идущий в рамках социальных систем, которые значительно ограничивают свободу и дают возможность части людей жестоко эксплуатировать других. Наиболее последовательно принцип гуманизма реализован в трактовке социализации К.Г.Юнгом, не только видевшим полную реализацию человеческого «Я», становление целостного, единого и неповторимого индивида конечной жизненной целью, но полагавшим в индивидуализации личности единственное условие выживания социума. Гибельные, разрушительные тенденции в его бытии могу быть остановлены только сбережением целостности человека, возвышением его души. Несмотря но наше горделивое превосходство над природой, мы все еще ее жертвы, ибо не научились контролировать свое собственное естество. Haш интеллект создал новый мир, господствующий в природе, и населил его чудовищными машинами, эти машины, без сомнения, оказались полезными, и не столько, что мы не видим возможности избавиться от них и своего раболепии перед ними... Так как любое изменение должно где-то начинаться, то пережить вынести его в себе должен отдельный человек. Таков социальный аспект проблемы; в плане научном, методологическом К.Г.Юнг осмысливает свою полемику с 3.Фрейдом как отстаивание именно гуманистической трактовки личности и ее развития. Индивид — это единственная реальность. Чем дальше мы уходим от него к абстрактным идеям относительно Homo sapiens, тем чаще впадаем в ошибку. Содержание процесса социализации определяется господствующей в обществе системой норм и ценностей. Упрощенные версии структурализма всегда основываются на игнорировании глубоких цивилизационных различий между реально существующими обществами. Эту специфику блестяще демонстрирует С.Geertz, анализируя принципиальные отличия западной модели социализации от принятых в традиционных культурах. Первая базируется на европейской концепции человека как отграниченного, уникального, более или менее целостного мотивационного и когнитивного микрокосма, динамического центра сознания, эмоций суждения и действия, организованных о легко различимое целое, противостоящее и другим подобным целым, и природному, социальному окружению. Модели социализации в традиционных обществах могут предполагать совершенно иное понимание индивида, иную картину его отношений с социумом. Здесь возможны как полная идентификация индивида с окружением или ролью, так и напротив, отрицание целостности личности, утверждение ее диффузности. Определить понимание процесса социализации как социального помогает толкование интерпретации Л.Альтюссером. Анализируя идеологические формы, Л.Альтюссер приходит к выводу, что они представляют собой не системы убеждений, а социальные процессы, выстраивающие идентичность индивидов, дающие им статус. Отсюда мы можем непосредственно переходить к пониманию, в рамках которого аккультурация и аккомодация выступают не модальностями, стадиями или, хотя бы, формами реального процесса социализации, но лишь абстракциями, отражающими его сущность в условном плане. Общество как открытая самоорганизующаяся система формируется посредством социализации людей, вещей, отношений; оно не союз лиц, а сложнейшая форма тотальной структурализации реальности, социализации реальности, в которой социализация личности предстает в качестве значимого, но частного проявления более общего процесса. Социально-психологическая теория в качестве первого, эмпирически наиболее отчетливо выделяемого, уровня процесса социализации берет формирование поведенческих установок, аттитюдов. Г.М.Андреева выстраивает иерархию элементов механизма социализации следующим образом: формирование профессиональных намерений, знаний, навыков; системы регулятивных механизмов социального поведения; ценностно-нормативных представлений; механизмов саморегуляции. Приведенная трактовка теории оперантного научения помогает акцентировать приводимая ниже схема:
Аттитюд -> Навык -> Интериоризация нормы® Механизм саморегуляции Антитюд — модель поведения, сознательно нацеленная на предупреждение формирования образов, по которым люди могли бы дифференцироваться по разнообразным признакам (по половому, по субкультуре, по преступности, по расовым отношениям). Бихевиористский подход, действительно, удобен для исследователя, прежде всего, с точки зрения обоснования валидности результатов; эффективен для целой совокупности практических ситуаций. Однако, в отношении социализации для нас существенна именно содержательная сторона. Нельзя назвать полноценной теорию, ограничивающую содержание социализации адаптацией. В данной схеме потребности рассматриваются как источник первичных установок, как в свое время их определял Д.Н.Узнадзе. Реализуясь в поведении, эти установки корректируются относительно реальных возможностей удовлетворения витальных потребностей индивида. Как правило, в современном обществе удовлетворение первичных потребностей не осуществляется непосредственно, а является результатом достаточно сложной цепочки отношений. Интериоризация норм (интернализация) — процесс, в ходе которого индивид познает и принимает в качестве обязательных социальные ценности и нормы поведения, характерные для его социальной группы или более широкой общности. Интернализация — процесс, в ходе которого ценности и идеи впитываются индивидом, принимаются как свои собственные и соответственно воспринимаются как естественные и нормальные. Считается, что процесс социализации приводит к интернализации ценностей. Впрочем, ряд социологов полагает, что эти два процесса отнюдь не столь жестко связаны друг с другом. Date: 2015-10-21; view: 412; Нарушение авторских прав |