Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Политическая социализация в информационном обществе
Е.Н. Степанова
В условиях развивающегося информационного общества политическую социализацию предпочтительнее исследовать с точки зрения социально-информационного подхода. Политическая социализация представляется как процесс восприятия, накопления, фильтрации, анализа и усвоения личностью информации, полученной от общества, а также в результате собственного социального опыта, определения на этой основе собственной позиции и поведения во взаимоотношениях с обществом и государством. Данную точку зрения отличает от других определений то, что процесс политической социализации представлен не только как действие того или иного субъекта политики, но и как свойство самоорганизующейся информационной системы общества. Информация в данном случае выступает как обозначение содержания, полученного от общества в процессе приспособления к нему. В качестве социализанта здесь подразумевается человек, группа людей, определенное общество, носитель политического сознания (индивидуального, группового, массового), субъект политики. Государство всегда выступает в качестве одного из множества агентов политической социализации. И агент, и предмет, таким образом, являются элементами информационной системы общества, живущей по законам самоорганизации и властного управления одновременно. Рассматривая политическую социализацию как процесс информационного взаимодействия, можно более четко классифицировать и обобщить потоки информации, воздействующие на политическое сознание, поведение человека: образование, воспитание, манипуляции, агитация, пропаганда, социальный опыт. А это, в свою очередь, позволит разработать меры для эффективного формирования гармоничного, разумного и демократичного человека, гражданина и патриота своего отечества посредством информационных ресурсов. Важнейшими функциями политической социализации, по мнению автора, являются достижение личностью умений ориентироваться в политическом пространстве и выполнять определенные политические роли, а также воспроизводство политической системы общества, обеспечение преемственности развития государства. То есть, во-первых, человек стремится приспособиться, выжить, реализовать свои интересы в политической системе, поэтому у него возникает информационная потребность в знаниях, которую он реализует осознанно или на бессознательном уровне. Он получает определенный уровень знаний о политике, соответствующий его политическим правам и обязанностям. Происходит самоидентификация с социальной группой, нацией, обретается ощущение вовлеченности в социально-политическую систему. Наконец, у него формируются ценностные ориентации, представляющие собой этические или нормативные суждения относительно политической системы общества. Они служат своеобразным информационным фильтром в последующем процессе политической социализации, а также подсознательной направляющей в любой политической деятельности. Во-вторых, политическая социализация – это инструмент, посредством которого поддерживается определенный уровень легитимности режима и, следовательно, задаются границы, в которых режим может проводить политический курс, а также это определенный механизм воспроизводства самой политической системы. Эти функции не противоречат друг другу. Гармоничное сочетание информационных потоков призвано упорядочивать политические процессы, и, отвечая требованиям реализации наибольшего объема потребностей совокупностей индивидов и групп, обеспечивать стабильность системы в целом. Социализированная личность успешно самореализуется в рамках сложившегося устройства социально-политического общества. Таким образом, политическая социализация является свойством самоорганизующейся системы общества. Так как политическая социализация – это двусторонний процесс, то, во-первых, со стороны общества возможно контролировать содержание школьных учебных программ, сообщения средств массовой информации, воспитание, агитацию и др. Во-вторых, со своей стороны, личность вырабатывает факторы принятия или непринятия информации. При этом, когда говорится об избирательном отношении человека к информации, необходимо помнить, что это отношение находится как на подсознательном уровне, так и осуществляется сознательно, волевым усилием. Этот отбор, как правило, обусловлен информацией, заложенной в сознание человека на более ранней стадии. Именно поэтому весь процесс политической социализации, как и любой другой социализации, можно представить в виде накопления, переработки информации, поступающей из окружающего мира. В свою очередь, политическое сознание, в самом широком смысле этого понятия, предстает в качестве результата политической социализации. Сам механизм формирования сознания человека включает в себя как произвольное и непроизвольное внимание, так и произвольную и непроизвольную память, которые и регулируют потоки информации, отбирают по значимости. Произвольные внимание и память обусловлены волей самого человека, осознанием своих интересов, логической оценкой ситуации, т.е. рациональными механизмами. Непроизвольные – развиваются в соответствии с эмоционально-психологическими составляющими сознания человека. Те и другие механизмы действуют по определенным законам, изучая и обобщая которые можно регулировать процессы восприятия информации. Именно поэтому процесс социализации поддается целенаправленному воздействию. Как уже отмечалось выше, процесс политической социализации включает в себя и воспитание, и обучение навыкам политической деятельности, и обретение знаний о политике. Данные составляющие политической социализации как раз и представляют наиболее характерные механизмы воздействия на формирование сознания человека. Поэтому употребление терминов «воспитание» и «обучение» подразумевает целенаправленное и непосредственное влияние субъекта на политическую социализацию. На информационное поведение людей можно также влиять через управление инфопотребностью. Такие механизмы корректировки политической социализации являются косвенными и опосредованными механизмами воздействия. Так, если индивиду с детства предоставляется информация под определенным углом зрения, это влияет на формирование личности соответствующей направленности. В дальнейшем личность сама начинает отбирать информацию, отвечающую сформированной направленности [1, с. 10]. По такому пути политика воспитания и информирования формировалась в Советском Союзе и формируется в большинстве стран, в том числе в Соединенных Штатах Америки. Он эффективен, позволяет властным субъектам довольно долго влиять на поведение людей. Об этом свидетельствует исторический опыт. Однако при сломе, изменении и даже модернизации политической системы, которые происходят по объективным историческим причинам, человек испытывает огромный стресс, отвергает новые ценности, порядок, противодействует дальнейшему развитию общества, либо, не имея навыков оценки ситуации, легко поддается манипуляциям других политических сил. Второй путь воздействия заключается в том, чтобы научить человека самостоятельно ориентироваться в сложном и многомерном пространстве. Управление обществом с высоким уровнем политической культуры, социализации наладить намного проще, в нем самом заложены механизмы саморегуляции, саморазвития. Но процесс создания такого общества очень сложен, он требует много времени, ресурсов, нужно учесть все факторы и агенты социализации. Название агентов политической социализации получили конкретные люди и формальные институты, которые передают политические ценности, установки и модели политического поведения посредством воздействия на индивида. Агенты политической социализации подразделяются автором на политические и неполитические. В реальной жизни действие политических и неполитических агентов политической социализации тесно переплетается. С точки зрения информациологического подхода, всю совокупность субъектов, оказывающих влияние на политическую социализацию, автор объединяет в следующие подсистемы: 1. Подсистема воспитания – семья, школа, неформальные группы, друзья, клубы и организации, церковь, СМИ, где существенную роль играют коммуникативные связи. 2. Подсистема образования – школа, средние и высшие учебные заведения, учреждения послевузовского образования, где достигаются единство знаний и информации, активно формирующие политическое сознание, политическую культуру молодого поколения. 3. Подсистема средств массовой информации и коммуникации. 4. Политическая организация общества – законы, государство, политические партии и движения, молодёжные организации. В зависимости от типа источника, передающего политическую информацию, можно выделить первичные и вторичные источники. Первичные выполняют общественно значимые функции и способствуют приобщению широких слоев населения к политике (средства массовой информации). Вторичные – конкретно ориентированы и нацелены на передачу политической информации определенной социальной группе или отдельному индивиду. Данная функция осуществляется в основном институтом семьи, учебными заведениями, неформальным окружением. От первичных источников вторичные отличаются наибольшей вариативностью, которая обусловлена профессионализмом «вторичной» обработки и передачи информации. Поэтому эффективность процесса политического научения будет зависеть от профессиональных качеств как специальных (профильных), так и педагогических, которые должны рассматриватьсяв своей совокупности. Первые – связаны с политической компетентностью личности и определяются уровнем ее политической сведущности; вторые – базируются на умении «донести» эту политическую информацию до определенной социальной единицы, учитывая ее возрастные и индивидуальные особенности. Соответствие этих двух составляющих процесса политического обучения, коррелирующееся с накопленным человеком индивидуальным политическим опытом, а также воздействие факторов социальной среды будут выступать в качестве исходных критериев для определения уровня развитости его политической «самости». На начальных этапах политической социализации важнейшую роль играет семья, которая формирует у ребенка психологическую основу политических ориентаций, установок и моделей политического поведения. Именно семья на долгое время остается основным источником социализирующей информации. В странах с довольно стабильной политической системой (США, Великобритания) существует сильная зависимость политических ориентаций детей и их родителей. Воспитываясь в семье, ребенок рано входит в контакт и с другими агентами политической социализации. Сначала это детские дошкольные учреждения, а затем и школа, которая играет не менее важную роль, чем семья в процессе политического становления личности. Школа не только дополняет, но часто перестраивает политическую информацию, полученную ребенком в семье. В школе политическая социализация осуществляется по двум направлениям. Во-первых, прямая политическая социализация через преподавание гуманитарных дисциплин, где рассказывается о принципах политического устройства страны, объясняются права и обязанности граждан. Во-вторых, латентная, опосредованная социализация. Место школы в процессе политической социализации личности в значительной степени определяется характером политической системы общества. Латентное влияние школы происходит в двух информационных потоках. Во-первых, это опыт соприкосновения с особенностями функционирования системы отношений между учащимся и учителем, между учащимся и другими детьми, деятельностью органов ученического самоуправления (пионерскими, скаутскими организациями). Во-вторых, это обучение навыкам работы с информацией во время изучения различных дисциплин. Так, сведение к абсолютно истинным инстанциям Библии, учение марксизма-ленинизма приводило многих к некритическому отношению к источникам. Важнейшим агентом политической социализации также является внесемейное ближайшее окружение, персонифицированное в друзьях, группе сверстников. В определенных ситуациях воздействие этого агента может быть сильнее, чем семьи и школы. В России такую роль играют «пролетарские» районы крупных городов. Подобное влияние является одним из источников девиантного политического поведения [2, с. 298]. В современном мире уже на первом этапе политической социализации важнейшим агентом политической социализации являются средства массовой коммуникации (СМК): пресса, радио, телевидение, кино, видеозапись, компьютерные сети. Говоря о влиянии на молодежь и подростков средств массовой информации, надо, в первую очередь, отметить их информационное воздействие. Благодаря ему не только «раздвигаются стены квартир до границ планеты» [3, с. 46], но и приобретаются весьма разнообразные, противоречивые, несистематизированные сведения о типах поведения людей и образе жизни в различных социальных слоях, регионах, странах. Набор средств массовой коммуникации, который использует растущий человек, создает специфический для него информационный мир. Он существенно отличается даже у людей, живущих в одном жизненном пространстве (одноклассники, двоюродные братья), что определяет несовпадение в их ценностных ориентациях и стиле жизни. Кроме того, средства массовой информации формируют систему неформального образования, существенно отличающуюся от системы обучения в учебных заведениях. Техносфера рождает новые компоненты индустрии досуга и портативные средства информации. Она создает условия для развития детей, в частности обогащения их словарного запаса, овладения широким кругом информации. Но в то же время объективно она формирует слушателя, зрителя, т.е. потребителя. Станет ли он активным субъектом политики, зависит от многих условий. Например, условия влияния техносферы информационного пространства на политическое поведение и сознание молодежи могут создавать иллюзию присутствия человека на первых ролях в политических событиях, иллюзию общения с политическими субъектами. Они заменяют общение его со своей группой интересов в реальной политике виртуальным. В свою очередь, сама политика становится все более «виртуальной». Действия большинства политиков начинают соотноситься с элементами шоу, ориентироваться на восприятие их человеком с экрана телевизора. Так, эмоциональные, аргументированные, убеждающие речи перед собранным народом сначала вытесняли обращения через листовки и прессу, а теперь – красиво оформленные аудио-видеоролики способны изменить отношение электората к политику за пару месяцев. В политической сфере средства массовой коммуникации выполняют задачу внедрения норм господствующей политической культуры в сознание человека. Наиболее сильное влияние на политическое становление личности оказывают телевидение и радио. Средства массовой информации воздействуют на процесс формирования общественного мнения по наиболее важным и актуальным политическим проблемам. Вместе с тем средства массовой информации могут быть использованы и для политического манипулирования - скрытого управления политическим сознанием и поведением людей с целью принуждения их действовать вопреки собственным интересам. Вместе с тем все другие подсистемы также являются элементами информационного пространства, а значит, подчиняются принципам его функционирования: информация становится основной ценностью, товаром, атрибутом власти и политической жизни, и тот, кто обладает соответствующей информацией или может выдать ее за таковую, способен влиять на человека. Современная Россия показала, что политическая культура, ситуация в стране может меняться стремительнее, чем сменяются поколения, поэтому процесс политической социализации сопровождает человека в течение всей жизни. А потому периодизацию политической социализации можно представить следующим образом. С рождения до 6–7 лет ребенок усваивает основные принципы властности отношений, учится подчиняться родителям, их авторитету, начинает добиваться влияния на сверстников и родных. На этом этапе человек впитывает информацию, как губка, без анализа, однако эмоциональное отсеивание информации все же происходит. Основным институтом социализации в данном периоде является семья, но может существенно влиять и государство (так, ребенок в советское время воспитывался уже в детских садах в духе коллективизма и почитания мнения старших). Следующий этап (7–14 лет) характеризуется усвоением первого опыта общественной деятельности, сопряженной с ответственностью, знакомством с основными правами. Кроме того, в этом возрасте человек включается в информационное политическое пространство, становится объектом информационной политики. Образы политических лидеров для современного ребенка-подростка персонифицированы (то есть ассоциируются с конкретными личностями), а поведение политиков стереотипизируется. Главными институтами политической социализации, наряду с семьей, становятся школа и средства массовой коммуникации. Особенность первичной социализации заключается в том, что человеку приходится адаптироваться к политической системе и нормам политический культуры, еще не понимая их сущности и значения. Поэтому усвоение норм политической культуры в рамках этого этапа происходит прежде всего на эмоциональном, подсознательном уровне. Молодежная возрастная группа (14–28 лет) социализируется уже в русле двуединого процесса, в котором, с одной стороны, фиксируется усвоение личностью определенных норм, ценностей, ролевых ожиданий и прочих требований политической системы, с другой – демонстрируется, как личность избирательно осваивает эти традиции и представления, закрепляя их в тех или иных формах политического поведения. Молодежь, сталкиваясь с реальными, порой жестокими, обстоятельствами, осознает роль знаний и образования, стремится к ним. Это одна из самых характерных черт, присущих молодости. Сочетание стремления к поиску новой информации, обретению политических прав, юридического статуса дееспособности и совершеннолетия, достижению физической зрелости и с небольшим опытом и гибкостью, изменчивостью сознания делает потенциальный энергетический и мотивационный ресурсы молодежи мощнейшей политической силой. Поэтому практически все субъекты политики: государство, политические партии и движения, церковь и другие религиозные организации, отдельные лидеры, средства массовой информации объективно заинтересованы в том, чтобы иметь влияние на молодежь. Именно это время жизни человека характеризуется интенсивным познавательным процессом познания сферы политики. Постепенно он обретает пассивное и активное избирательные права, становится членом общественных организаций и движений, политических партий. К тридцати годам (в среднем) человек уже обладает значительным опытом и знаниями для ориентации в сфере политических отношений. Именно совпадение этих двух процессов, формирования основных политических знаний и обретения опыта, характеризует данный возрастной период, представляя особое значение. Количество институтов политической социализации молодежи по мере развития социально-политической структуры общества имеет тенденцию к росту. Кроме того, молодежь становится реальным участником событий, которые, наряду с политическими институтами и системой образования, выступают в качестве агентов политической социализации. Еще одна особенность данного возраста относительно политической социализации – острое противоречие между желаемым образом жизни и возможностью молодого человека и обществом реализовать его. В этот период человек социализируется не только политически, но входит также в экономическую, социальную, научную сферы жизни общества. В России сегодня молодой человек из средних и малообеспеченных слоев населения испытывает множество проблем реализации даже своих базальных потребностей, не говоря о потребностях более высокого порядка пирамиды Маслоу. Поэтому политические события, вернее их трактовка, которая находится в руках средств массовой информации, воспринимаются молодежью более остро, совсем не так, как взрослым населением, которое уже обрело чувство стабильности или опыт преодоления сложной ситуации. Следующие этапы политической социализации – трудовой и послетрудовой – выделены наукой недавно и мало изучены. Для России в последние двадцать лет, в период политических реформ, характерна активизация процесса политической социализации у взрослого населения. Он протекает очень болезненно, параллельно с социализацией молодежи. Поэтому нарушается преемственность общественно-политических норм и традиций. В зависимости от характера взаимодействия политической системы и индивида традиционно выделяются следующие типы политической социализации: гармонический, плюралистический, конфликтный, гегемонистский. Гармоничный тип политической социализации является оптимальной моделью для государства, ориентирующегося на создание открытого, развитого информационного общества.
Библиографический список 1. Киселев Н.Н. Информационная потребность как фактор социализации личности / Н.Н. Киселев. – Новосибирск, 1998. 2. Щеглов И.А. Политическая социализация личности и современный исторический процесс / И.А. Щеглов // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – №4. 3. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время» / А.В. Мудрик. – М., 1991. Date: 2015-10-21; view: 499; Нарушение авторских прав |