Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Осмысление задач воспитания и распределение ответственности за конечный результат (деловая игра)





Шаг 1. Вступление.

В результате нашей работы мы поняли, что счастье в личной жизни человека, так же, как и нравственное здоровье зависят от воспитания и являются фактически его результатом и показателями воспитанности.

 

Шаг 2. Осмысление.

Вопросы для осмысления:

1. Как Вы понимаете, что значит «воспитывать»?

2. Как Вы понимаете, что значит «воспитанность»?

 

Комментарии:

Существует множество трактовок понятия «воспитание» и «воспитанность». Предлагаем Вам некоторые из них:

Воспитание – сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения подрастающих поколений в жизнь общества: в быт, общественно- производственную деятельность, творчество, духовность, становление их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями, созидателями собственного счастья. Оно обеспечивает общественный процесс и преемственность поколений. (Лихачев Б.Т. Педагогика, М., 1998).

Воспитание – процесс манипуляции поведением и психикой воспитуемого с целью привития качеств, угодных воспитателю (Энциклопедический словарь)

Воспитанность – уровень личностного развития, в основе которого лежит ценностное отношение человека к себе, другим людям, труду, Родине, обществу.

«Введение этих пяти базовых ценностей не является догмой…, но без них не возможен социальный стержень личности, а значит, невозможна социальная зрелость» (Информационно-справочный сборник № 11-12 1998г. Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области «Концепция воспитания в ОУ» авт. Н.П. Царева, Н.Н. Петушкова, Н.Н. Козлова).

Различают воспитанность внутреннюю (нрав – характер, проявление в отношениях) и внешнюю (поведение, манеры).

Средства воспитания - относительно независимые источники формирования личности. К ним относятся виды деятельности (труд, игра, учение), предметы, вещи (игрушки, ЭВМ) произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, литература, общественная жизнь), природу (Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах, М., 1997).

Возможные вопросы для осмысления:

1. Что значит «относиться к себе, как к ценности»?

2. Что значит «относиться к людям, как к ценности»? и т.д.

 

Комментарии:

1. Отношение ребенка к самому себе формируется прежде всего через отношение к нему значимых людей (родителей, педагогов, товарищей).

Существует два вида отношений: доброжелательное и недоброжелательное. Равнодушие – разновидность недоброжелательного отношения, когда все равно хорошо себя чувствует ребенок или плохо, интересно ему или неинтересно, страшно или нестрашно, получается или не получается и т.д.

Человек, который умеет себя ценить, любить и уважать не позволит себе унизиться до хамства, грубости, матерщины; опуститься до пьянства, проституции и т.п. Речь идет не об эгоизме, а о человеческом достоинстве. Если человек не научиться любить, ценить и уважать (т.е. беречь свое человеческое достоинство) себя, самого близкого себе человека, то как же он сможет ценить, любить и уважать других людей?

«Возлюби ближнего своего, как самого себя». Заметьте сначала возлюби себя, а через это ближнего. Воспитывать бережное отношение ребенка к себе, значит: не навешивать на него ярлыков и штампов; не унижать; заботиться о его нуждах; быть требовательным, но помогать в трудной ситуации, разобраться в своих чувствах, переживаниях; помогать добиться хорошего результата в учебе и т.д. вселить в него веру, что он хороший и способный к познанию, совершению добрых дел и поступков. имеет ли это общее с забалованностью, попустительством?

2. Доброжелательное отношение людей к человеку порождает ответное доброжелательное отношение человека к людям. И наоборот, подумайте и скажите, если кто-то по отношению к нам не справедлив, груб, жесток, равнодушен, то как мы к нему относимся?

3. Ценностное отношение к труду как источнику всех благ, силе, движущей прогресс человеческого сообщества, формируется постепенно в процессе развития важнейшего качества – трудолюбия. Отсутствие трудолюбия порождает тунеядство – стремление жить за чужой счет, паразитизм.

В основе трудолюбия лежат: полезные привычки, умение преодолевать внешние и внутренние препятствия на пути достижения целей разного уровня (воля), ответственное отношение к делу (чувство долга), творческий подход (как сделать лучше, проще, удобнее и т.п.), осознание красоты и общественной полезности своего труда.

Вопросы для последующего осмысления:

1. Какими качествами должен обладать взрослый, чтобы у ребенка сформировать полезные привычки? (ответственность, волю и т.д.).

4. Формирование ценностного отношения к Родине начинается не «с картинки в букваре», а скорее всего с чувства принадлежности к своей семье. Родина – место, где чувствуешь себя не только любимым, нужным, но и защищенным, где вокруг «свои люди».

Сначала это – семья ребенка, а потом все шире, как круги по воде: его двор, улица, класс, школа, поселок, район и т.д.

Родина - место, где есть своя история, традиции, культура, природа и все это – близко, понятно, дорого для души.

 

5. Ценностное отношение к обществу характеризуется определенным уровнем социальной зрелости и формируется в процессе накопления опыта социального созидания и ответственности, представлений о том, как можнодостичь успеха в жизни, не нарушая нравственно-правовых норм жизни людей, среди которых живешь.

Нам представляется, что ценностное отношение к обществу определяется гражданской ответственностью.

Быть гражданином, значит сочетать в себе следующее:

- принадлежать данному государству и обществу по факту своего рождения и значит жить в соответствии с установленными в нем обычаями, законами, знать и уважать его историю, культуру, природные особенности;

- способность нести личную ответственность за собственную судьбу и благополучие (это может делать только человек - труженик);

- способность нести личную ответственность за судьбу и благополучие своих близких (это может делать только семьянин);

- способность нести личную ответственность за судьбу и благополучие своего Отечества в целом (на это способен только Патриот).

 

Вопросы для осмысления:

1. Какие задачи мы должны поставить перед собой, как родители и педагоги, чтобы сформировать ценностное отношение детей по каждой из 5 позиций?

 

педагоги родители
К самому себе (ребенок) 1-2- задачи общие примерно по 2-3- задачи частные
I ступень обучения: 1. 2. 3. … I ступень 1. 2. 3. …
II степень обучения 1. 2. 3. II ступень
III ступень 1. 2. 3. III ступень 1. 2. 3.
к людям
I ступень обучения: 1. 2. 3. … I ступень 1. 2. 3. …
II степень обучения 1. 2. 3. II ступень
III ступень 1. 2. 3. III ступень 1. 2. 3.
и т.д.

 

Примечание: Методика имеет свои положительные и отрицательные качества.

К положительным можно отнести – глубокий уровень осмысления и осознания, побуждений к самоанализу и повышению психолого-педагогической компетентности как родителей, так и педагогов.

К отрицательным – невозможность уложиться по процедуре в короткое время (но стоит ли спешить в таком важном деле? «Поспешишь – людей насмешишь»).

 

Date: 2015-10-21; view: 291; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию