Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Осмысление задач воспитания и распределение ответственности за конечный результат (деловая игра)
Шаг 1. Вступление. В результате нашей работы мы поняли, что счастье в личной жизни человека, так же, как и нравственное здоровье зависят от воспитания и являются фактически его результатом и показателями воспитанности.
Шаг 2. Осмысление. Вопросы для осмысления: 1. Как Вы понимаете, что значит «воспитывать»? 2. Как Вы понимаете, что значит «воспитанность»?
Комментарии: Существует множество трактовок понятия «воспитание» и «воспитанность». Предлагаем Вам некоторые из них: Воспитание – сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения подрастающих поколений в жизнь общества: в быт, общественно- производственную деятельность, творчество, духовность, становление их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями, созидателями собственного счастья. Оно обеспечивает общественный процесс и преемственность поколений. (Лихачев Б.Т. Педагогика, М., 1998). Воспитание – процесс манипуляции поведением и психикой воспитуемого с целью привития качеств, угодных воспитателю (Энциклопедический словарь) Воспитанность – уровень личностного развития, в основе которого лежит ценностное отношение человека к себе, другим людям, труду, Родине, обществу. «Введение этих пяти базовых ценностей не является догмой…, но без них не возможен социальный стержень личности, а значит, невозможна социальная зрелость» (Информационно-справочный сборник № 11-12 1998г. Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области «Концепция воспитания в ОУ» авт. Н.П. Царева, Н.Н. Петушкова, Н.Н. Козлова). Различают воспитанность внутреннюю (нрав – характер, проявление в отношениях) и внешнюю (поведение, манеры). Средства воспитания - относительно независимые источники формирования личности. К ним относятся виды деятельности (труд, игра, учение), предметы, вещи (игрушки, ЭВМ) произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, литература, общественная жизнь), природу (Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах, М., 1997). Возможные вопросы для осмысления: 1. Что значит «относиться к себе, как к ценности»? 2. Что значит «относиться к людям, как к ценности»? и т.д.
Комментарии: 1. Отношение ребенка к самому себе формируется прежде всего через отношение к нему значимых людей (родителей, педагогов, товарищей). Существует два вида отношений: доброжелательное и недоброжелательное. Равнодушие – разновидность недоброжелательного отношения, когда все равно хорошо себя чувствует ребенок или плохо, интересно ему или неинтересно, страшно или нестрашно, получается или не получается и т.д. Человек, который умеет себя ценить, любить и уважать не позволит себе унизиться до хамства, грубости, матерщины; опуститься до пьянства, проституции и т.п. Речь идет не об эгоизме, а о человеческом достоинстве. Если человек не научиться любить, ценить и уважать (т.е. беречь свое человеческое достоинство) себя, самого близкого себе человека, то как же он сможет ценить, любить и уважать других людей? «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Заметьте сначала возлюби себя, а через это ближнего. Воспитывать бережное отношение ребенка к себе, значит: не навешивать на него ярлыков и штампов; не унижать; заботиться о его нуждах; быть требовательным, но помогать в трудной ситуации, разобраться в своих чувствах, переживаниях; помогать добиться хорошего результата в учебе и т.д. вселить в него веру, что он хороший и способный к познанию, совершению добрых дел и поступков. имеет ли это общее с забалованностью, попустительством? 2. Доброжелательное отношение людей к человеку порождает ответное доброжелательное отношение человека к людям. И наоборот, подумайте и скажите, если кто-то по отношению к нам не справедлив, груб, жесток, равнодушен, то как мы к нему относимся? 3. Ценностное отношение к труду как источнику всех благ, силе, движущей прогресс человеческого сообщества, формируется постепенно в процессе развития важнейшего качества – трудолюбия. Отсутствие трудолюбия порождает тунеядство – стремление жить за чужой счет, паразитизм. В основе трудолюбия лежат: полезные привычки, умение преодолевать внешние и внутренние препятствия на пути достижения целей разного уровня (воля), ответственное отношение к делу (чувство долга), творческий подход (как сделать лучше, проще, удобнее и т.п.), осознание красоты и общественной полезности своего труда. Вопросы для последующего осмысления: 1. Какими качествами должен обладать взрослый, чтобы у ребенка сформировать полезные привычки? (ответственность, волю и т.д.). 4. Формирование ценностного отношения к Родине начинается не «с картинки в букваре», а скорее всего с чувства принадлежности к своей семье. Родина – место, где чувствуешь себя не только любимым, нужным, но и защищенным, где вокруг «свои люди». Сначала это – семья ребенка, а потом все шире, как круги по воде: его двор, улица, класс, школа, поселок, район и т.д. Родина - место, где есть своя история, традиции, культура, природа и все это – близко, понятно, дорого для души.
5. Ценностное отношение к обществу характеризуется определенным уровнем социальной зрелости и формируется в процессе накопления опыта социального созидания и ответственности, представлений о том, как можнодостичь успеха в жизни, не нарушая нравственно-правовых норм жизни людей, среди которых живешь. Нам представляется, что ценностное отношение к обществу определяется гражданской ответственностью. Быть гражданином, значит сочетать в себе следующее: - принадлежать данному государству и обществу по факту своего рождения и значит жить в соответствии с установленными в нем обычаями, законами, знать и уважать его историю, культуру, природные особенности; - способность нести личную ответственность за собственную судьбу и благополучие (это может делать только человек - труженик); - способность нести личную ответственность за судьбу и благополучие своих близких (это может делать только семьянин); - способность нести личную ответственность за судьбу и благополучие своего Отечества в целом (на это способен только Патриот).
Вопросы для осмысления: 1. Какие задачи мы должны поставить перед собой, как родители и педагоги, чтобы сформировать ценностное отношение детей по каждой из 5 позиций?
Примечание: Методика имеет свои положительные и отрицательные качества. К положительным можно отнести – глубокий уровень осмысления и осознания, побуждений к самоанализу и повышению психолого-педагогической компетентности как родителей, так и педагогов. К отрицательным – невозможность уложиться по процедуре в короткое время (но стоит ли спешить в таком важном деле? «Поспешишь – людей насмешишь»).
Date: 2015-10-21; view: 318; Нарушение авторских прав |