Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Центр индивидуального сопровожденияСтр 1 из 15Следующая ⇒
Назначение проекта связано с обеспечением основных прав детей на образование, гарантию полноценного развития каждого ребенка в процессе получения образования. Основной замысел проекта состоит в построении в Санкт-Петербурге системы индивидуального сопровождения Развития учащихся, предполагающей обеспечение психолого-педагогической медико-валеологической и социальной помощи и поддержки детей, их родителей и педагогов. Сопровождение понимается в логике проекта в единстве пяти составляющих: комплексной диагностики, информации, консультирования, проектирования индивидуально ориентированных программ коррекции, первичной помощи в решении проблем. Предполагается обеспечение качественного улучшен» помощи детям в развитии за счет объединения разрозненных усилий специалистов (психологов, социальных педагогов, валеологов, медицинских работников, педагогов-дефектологов), работающих в системе образования. В ходе реализации проекта предполагается перейти выборочной случайной помощи отдельным детям к планомерной систематической поддержке всех детей с ограниченными возможностями развития, детей-сирот, большинства детей системы общего образования. Проект предполагает создание межшкольных (межучрежденческих) центров индивидуального сопровождения во все районах города из расчета один центр (5—7 специалистов на 1500—2000 детей; организацию центров на базе отдельных образовательных учреждений; перепрофилирование ряда существующих служб. Построение центров ориентируется в основном на ис пользование внутренних резервов существующей системе рост качества должен быть обеспечен за счет координации усилий, использования единой диагностической и научной методической базы, применения стандартизированной технологии в решении ряда типовых проблем, В результате в городе будет создана единая система психолого-педагогического медико-социального сопровождения развития детей. Все дети с ограниченными возможностями в развитии, большинство детей в системе общего образования получат гарантированное индивидуальное сопровождения развития. | Краткая история и современное состояние проекта. У проекта создания системы ППМС-сопровождения множество источников: — опыт функционирования в городе специализированных' районных служб, обеспечивающих разнонаправленную психолого-педагогическую медико-социальную поддержку детей и их родителей (консультативные службы, коррекционные; центры, диагностические центры, службы «Доверие», кризисные службы и т.д.); — многолетняя работа медико-педагогических консультаций для детей с проблемами в развитии; — разработки координационных, научно-методических экспертных советов, созданных Комитетом по образованию; — исследования различных научных центров города; — реализация в городе международных программ по созданию системы сопровождения развития учащихся; — опытно-экспериментальная и инновационная работа различных групп педагогов, психологов, социальных педагогов, валеологов, коррекционных педагогов. В настоящее время Комитет по образованию г. Санкт-Петербурга возглавил работу по созданию единой сети центров комплексного сопровождения индивидуального развития учащихся. Проект же начинался с эксперимента, одобренного Городским Экспертным Советом (см. главу «Это сладкое слово наука»). Авторами эксперимента выступила группа ученых и практиков, поддержанных международными экспертами. Суть эксперимента — в построении в системе образования образцов психолого-педагогических медико-социальных центров индивидуального сопровождения развития учащихся. Центры предназначались для психолого-медицинского и социального сопровождения учеников школы. Термин «сопровождение» понимается нами как определенная гарантия для ребенка в получении помощи и защиты на весь период обучения, ППМС-центр во всех проблемных ситуациях «выступает» на стороне ребенка. Центр создается для помощи семье, ребенку и педагогам в осуществлении разумного и осознанного выбора эффективного пути решения проблем развития. Теоретическую базу деятельности центра составляют следующие положения: — ранняя диагностика проблем способствует более полноценной их коррекции; — коррекция проблем должна происходить на фоне «успешности» в какой-либо сфере деятельности ребенка (Педагогика Успеха), что, в свою очередь, диктует необходимость диагностики достижений; — коррекция проблем ребенка предполагает одновременную коррекцию поведения семьи и педагогов; — реальная помощь ребенку возможна только при условии грамотной заинтересованности со стороны семьи и школы; — психолого-медицинское консультирование семьи и школы имеет самостоятельную ценность, вне зависимости от наличия проблем; ~ в коррекции проблем предпочтение отдается индивидуальной работе, но наиболее продуктивный путь — изменение Среды жизнедеятельности ребенка или изменена позиции ребенка по отношению к среде, стимулируют создание проблем. Естественно, что теоретическую базу составляют и временные положения, обеспечивающие развитие медицинского и психологического сопровождения ребенка. Принципы и содержание деятельности ППМС-центров: 1. Фундаментальные принципы деятельности: — автономность, независимость; — приоритет интересов ребенка («всегда на стороне ре бенка»); — непрерывность сопровождения; — совещательный характер; — мультидисциплинарность. 2. Области деятельности центров: — выбор образовательного маршрута; — преодоление затруднений в учебе; — решение проблем личностного развития. 3. Основные функции деятельности: — диагностика; — консультации; — информация; — первичная помощь в решении проблем. 4. Особую роль ППМС-центры играют: — при переходе с этапа на этап обучения; — при переходе в систему специализированного образования; — при необходимости системных изменений в образовательном учреждении. 5. Общая логика работы центра: а) массовая диагностика (на уровне всех учащихся школы). Проводится несколько раз по специальным методика диагностики развития; б) выявление детей, имеющих проблемы в развитии; в) адресное сопровождение детей, имеющих проблемы в развитии, от момента выявления проблемы до ее разрешения. 6. ППМС-центр начинает специальную работу с ребенком в следующих случаях: — выявление проблем в ходе массовой диагностики; — обращения семьи за консультациями; — обращения педагогов; — обращение самого ребенка по поводу проблем. 7. Состав центра: — директор (педагог-дефектолог); — психологи; — социальный педагог; — логопед; — медицинская сестра (на уровне согласования решения отдельных проблем). Как и всякий эксперимент, путь построения ППМС-центров немыслим без определения критериев эффективности деятельности (см. главу «Критерии и ориентационное поле развития школы»). По замыслу авторов, об успешности прохождения эксперимента можно говорить, если: — будет сформирована востребованность услуг центра со стороны педагогов, родителей, детей (показатели — количество и содержание обращений в центр); — будет выражена динамика роста удачно решенных проблем по сравнению с проблемами, решить которые не удалось; — будет обеспечен общий рост психолого-медицинской компетентности педагогов, родителей и детей (по оценке специалистов). Косвенными критериями эффективности будут выступать: — рост удовлетворенности качеством образовательного процесса (учащиеся, педагоги, родители); — снижение конфликтности; — повышение общего уровня успешности учащихся в школе. В этой книге мы часто обращаемся к опыту работы гимназии № 56 (один из авторов имеет честь быть ее научным руководителем). Воспользуемся идеями школы и для ответа на вопрос, кто может осуществлять индивидуальное сопровождения развития учащихся в современной школе. В гимназии № 56 создана специализированная служба педагогического сопровождения «Ученик». Служба создана для обеспечения максимально возможного комфорта для всех учащихся в школе. Сопровождение, таким образом, это гарантия защищенности, ненавязчивой помощи, комфорта. Служба «Ученик» включает в себя два объединения: ППМС-центр и Объединение классных руководителей. В состав Объединения входят все классные руководители гимназии. Главная задача объединения — обеспечение целесообразной жизнедеятельности школы в рамках образовательного процесса в самых различных его формах. Функциональные обязанности классного руководителя: 1. Помощь учащимся в организации работы в рамках образовательного процесса: — организация изучения и контроль за выполнением правил школьной жизнедеятельности; — организация дежурства (в соответствии с Положением) уборки класса, других помещений, закрепленных за классом; — помощь ученикам в обеспечении учебной литературой; — организация рейтинговой оценки образовательных достижений учащихся; — участие во всех совещаниях, на которых обсуждается деятельность класса, защита интересов класса перед администрацией школы; — контроль за ведением классной документации (журнал, личные дела). 2. Индивидуальная работа с учащимися: — ведение диагностической и коррекционной работы с учениками, нуждающимися в специальной поддержке; — сотрудничество с ППМС-центром по сопровождению учащихся; — помощь ученикам и педагогам в решении индивидуальных учебных конфликтов. Формирование и развитие детского коллектива: — работа по формированию детского коллектива в соответствии с педагогическим замыслом гимназии; — обеспечение хорошего учебного настроя в детском коллективе; — организация участия детского коллектива в общешкольных делах; — участие во всех мероприятиях, в которых задействован класс; — проведение с учащимися видеоуроков; — работа вместе с классом по целевым программам. 4. Сотрудничество с родителями по воспитанию учащихся: — регулярное проведение родительских собраний с обсуждением перспектив жизни класса; — проведение индивидуальных консультаций с родителями каждого ребенка (не реже 2 консультаций в год); — регулярное информирование родителей об успешности обучения учащихся; — проведение с родителями совместных мероприятий; — привлечение родителей к участию в решении школьных; проблем; — установление контактов родителей с ППМС-центром. Сегодня Санкт-Петербург от проведения локальных (и очень успешных) экспериментов перешел к построению общегородской системы, в которой Центры сопровождения выступают необходимым элементом гарантии эффективности образовательного процесса в целом. (Напомним, что в первой главе авторы определил в качестве меры эффективности образования его направленность на развитие личности.) Каково же место ППМС-центра в образовательной системе района, города? Что может включать в себя предмет договора ППМС-центра с его Учредителем: — научно-методическое и организационное обеспечение разработки, включающей анализ востребованности, и реализации Программы создания в районе системы ППМС-сопровождения развития учащихся; — ППМС-сопровождение учащихся в образовательных учреждениях (в соответствии с общими нормативами сопровождения); — реализация образовательных программ дополнительного образования, обусловленных общими задачами ППМС-сопровождения; — организационное и научно-методическое сопровождение деятельности психологов, социальных педагогов, валеологов, коррекционных педагогов, ППМС-центров, работающих в образовательных учреждениях; — создание и научно-методическое обеспечение различных служб, обеспечивающих коррекционную и другую помощь детям и семьям (медико-педагогическая комиссия, «телефон доверия», «социальная гостиница» и т.д.); — реализация образовательных программ дополнительного образования для системы повышения квалификации и переподготовки кадров (при наличии лицензии). Ранее отмечалось, что суть работы центра в том, чтобы помочь ребенку и его семье самостоятельно решить ту или иную проблему, которая возникает на сложном пути развития. Естественно, что наиболее важными союзниками центра становятся родители. В ППМС-центре г. Ломоносова разработан проект письма-обращения к родителем с информацией о работе ППМС-центра. Уважаемые_________________________! Психолого-педагогический медико-социальный центр предлагает вам сотрудничество в создании условий для полноценного развития Вашего ребенка. Центр создан ______ и является государственным учреждением системы образования. У нас работают специалисты: педагоги, психолога, коррекционные педагоги, валеологи, социальные педагоги, психотерапевты, педиатры. В своей работе мы используем методики, рекомендованные для нашей деятельности авторитетными специалистами. ППМС-центр — это центр индивидуального сопровождения. Что же такое — метод индивидуального сопровождения: — мы начинаем решение проблемы с диагностики ее существа; — мы обеспечим вас всей необходимой вам информацией по существу проблемы, имеющейся у вашего ребенка; — вместе с вами мы создадим индивидуальный план решения проблемы; — мы окажем вам первичную помощь в реализации плана; — мы будем консультировать вас, вашего ребенка, педагогов по ходу выполнения плана; — мы обеспечим диагностику успешности реализации плана, при необходимости вместе с вами будем его корректировать. Самое главное: — мы не решаем проблем за вас и вашего ребенка — мы лишь помогаем принять правильное решение; — мы стараемся вместе с Вами решать все возникающие проблемы (если не умеем сами — подскажем, к кому обратиться); — мы будем решать проблемы тогда, когда они возникают; — мы будем стараться предупреждать возникновение проблем (проводя необходимую диагностика консультируя педагогов и детей). Мы окажемся рядом: — если необходимо выбрав образовательное учреждение, класс, образовательную программу; — если ребенку необходимо преодолеть затруднения в учебе; — если у ребенка возникли проблемы в личностном развитии. Когда центр, встречается с ребенком: — при проведении массовых диагностических исследований; — при проведении групповых консультаций и тренингов; — если необходимо начать индивидуальное сопровождение. В каких случаях центр начинает индивидуальное сопровождение вашего ребенка; — если проблема выявилась в ходе массового обследования; — если вы или ваш ребенок обратились за помощью в центр; — если педагог пришел к нам, увидев проблему, с которой он не может справиться. Что гарантирует индивидуальное сопровождение: — интересы вашего ребенка всегда для Центра на первом месте; — мы независимы от образовательного учреждения; — сопровождение идет в течение всего периода обучения; — мы только предлагаем пути решения, но принимаете решение всегда вы; — совместная работа других специалистов всегда даст лучший результат; — для вас наши услуги бесплатны; — мы никогда не допусти» нарушения тайны информации, разглашение которой способно нанести вред вашему ребенку. Как работает центр: Где находится центр: Наши телефоны: Директор ППМС-центра. Для понимания сути метода сопровождения ключевой единицей является понятие «проблемы в развитии». Специалисты разных профилей, работающим в сфере ППМС-сопровожения, попытались создать своеобразный классификатор наиболее типичных проблем, помощь в разрешении которых нужна нашим детям. Ведя разговор о сопровождении, авторы сознательно на начальном этапе сузили его поле до сопровождения развития учащихся. Тому есть несколько причин: — сопровождение развития учащихся — это главное назначение метода сопровождения; — естественно, именно в этом направлении системой получены самые весомые результаты (как теоретического, так и практического характера); — именно в этом направлении выявлено и самое большое число проблем (слабая диагностическая база развития учащихся в образовательном процессе, низкая технологическая культура психологической и социальной поддержки, плохая готовность специалистов к командной работе, ограниченное информационное обеспечение процессов выбора образовательного маршрута и т.д.). С другой стороны, мы имеем полное право говорить и о других формах сопровождения: индивидуальном сопровождении личностного и профессионального развития педагога (осуществляемого различными методическими службами) и сопровождения развития образовательных систем (их субъектную природу авторы анализировали в предыдущих главах данной книги). Все эти формы и виды сопровождения объединяет одно: — фокусировка внимания на развитии субъекта как главной задаче; — помощь через обучение самостоятельному решению проблем; — вера во внутренний потенциал развития того, на кого направленно сопровождение; — ориентация на предупреждение проблем путем создания прочных ориентиров достижений и Успеха. Заметим, что авторы не склонны бесконечно расширять понятие сопровождения; именно поэтому мы не говорим о сопровождении образовательных программ, о сопровождении учебников. Сопровождение возникает там, где возможно взаимодействие двух свободных субъектов, один из которых временно нуждается в поддержке.
Date: 2015-10-21; view: 468; Нарушение авторских прав |