Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Центр индивидуального сопровождения





Назначение проекта связано с обеспечением основных прав детей на образование, гарантию полноценного разви­тия каждого ребенка в процессе получения образования.

Основной замысел проекта состоит в построении в Санкт-Петербурге системы индивидуального сопровождения Развития учащихся, предполагающей обеспечение психоло­го-педагогической медико-валеологической и социальной помощи и поддержки детей, их родителей и педагогов.

Сопровождение понимается в логике проекта в единстве пяти составляющих: комплексной диагностики, информации, консультирования, проектирования индивидуально ориентированных программ коррекции, первичной помощи в решении проблем.

Предполагается обеспечение качественного улучшен» помощи детям в развитии за счет объединения разрозненных усилий специалистов (психологов, социальных педагогов, валеологов, медицинских работников, педагогов-дефектологов), работающих в системе образования.

В ходе реализации проекта предполагается перейти выборочной случайной помощи отдельным детям к планомерной систематической поддержке всех детей с ограниченными возможностями развития, детей-сирот, большинства детей системы общего образования.

Проект предполагает создание межшкольных (межучрежденческих) центров индивидуального сопровождения во все районах города из расчета один центр (5—7 специалистов на 1500—2000 детей; организацию центров на базе отдельных образовательных учреждений; перепрофилирование ряда существующих служб.

Построение центров ориентируется в основном на ис пользование внутренних резервов существующей системе рост качества должен быть обеспечен за счет координации усилий, использования единой диагностической и научной методической базы, применения стандартизированной технологии в решении ряда типовых проблем,

В результате в городе будет создана единая система психолого-педагогического медико-социального сопровождения развития детей. Все дети с ограниченными возможностями в развитии, большинство детей в системе общего образования получат гарантированное индивидуальное сопровождения развития. |

Краткая история и современное состояние проекта.

У проекта создания системы ППМС-сопровождения множество источников:

— опыт функционирования в городе специализированных' районных служб, обеспечивающих разнонаправленную психолого-педагогическую медико-социальную поддержку детей и их родителей (консультативные службы, коррекционные; центры, диагностические центры, службы «Доверие», кризисные службы и т.д.);

— многолетняя работа медико-педагогических консультаций для детей с проблемами в развитии;

— разработки координационных, научно-методических экспертных советов, созданных Комитетом по образованию;

— исследования различных научных центров города;

— реализация в городе международных программ по созданию системы сопровождения развития учащихся;

— опытно-экспериментальная и инновационная работа различных групп педагогов, психологов, социальных педагогов, валеологов, коррекционных педагогов.

В настоящее время Комитет по образованию г. Санкт-Петербурга возглавил работу по созданию единой сети центров комплексного сопровождения индивидуального развития учащихся. Проект же начинался с эксперимента, одобренного Городским Экспертным Советом (см. главу «Это сладкое слово наука»). Авторами эксперимента выступила группа ученых и практиков, поддержанных международными экспертами. Суть эксперимента — в построении в системе образования образцов психолого-педагогических медико-социальных центров индивидуального сопровождения развития учащихся.

Центры предназначались для психолого-медицинского и социального сопровождения учеников школы. Термин «сопровождение» понимается нами как определенная гарантия для ребенка в получении помощи и защиты на весь период обучения, ППМС-центр во всех проблемных ситуациях «выступает» на стороне ребенка. Центр создается для помощи семье, ребенку и педагогам в осуществлении разумного и осознанного выбора эффективного пути решения проблем развития.

Теоретическую базу деятельности центра составляют следующие положения:

— ранняя диагностика проблем способствует более полноценной их коррекции;

— коррекция проблем должна происходить на фоне «успешности» в какой-либо сфере деятельности ребенка (Педагогика Успеха), что, в свою очередь, диктует необходимость диагностики достижений;

— коррекция проблем ребенка предполагает одновременную коррекцию поведения семьи и педагогов;

— реальная помощь ребенку возможна только при условии грамотной заинтересованности со стороны семьи и школы;


— психолого-медицинское консультирование семьи и школы имеет самостоятельную ценность, вне зависимости от наличия проблем;

~ в коррекции проблем предпочтение отдается индивидуальной работе, но наиболее продуктивный путь — изменение Среды жизнедеятельности ребенка или изменена позиции ребенка по отношению к среде, стимулируют создание проблем.

Естественно, что теоретическую базу составляют и временные положения, обеспечивающие развитие медицинского и психологического сопровождения ребенка.

Принципы и содержание деятельности ППМС-центров:

1. Фундаментальные принципы деятельности:

— автономность, независимость;

— приоритет интересов ребенка («всегда на стороне ре бенка»);

— непрерывность сопровождения;

— совещательный характер;

— мультидисциплинарность.

2. Области деятельности центров:

— выбор образовательного маршрута;

— преодоление затруднений в учебе;

— решение проблем личностного развития.

3. Основные функции деятельности:

— диагностика;

— консультации;

— информация;

— первичная помощь в решении проблем.

4. Особую роль ППМС-центры играют:

— при переходе с этапа на этап обучения;

— при переходе в систему специализированного образования;

— при необходимости системных изменений в образовательном учреждении.

5. Общая логика работы центра:

а) массовая диагностика (на уровне всех учащихся школы). Проводится несколько раз по специальным методика диагностики развития;

б) выявление детей, имеющих проблемы в развитии;

в) адресное сопровождение детей, имеющих проблемы в развитии, от момента выявления проблемы до ее разрешения.

6. ППМС-центр начинает специальную работу с ребенком в следующих случаях:

— выявление проблем в ходе массовой диагностики;

— обращения семьи за консультациями;

— обращения педагогов;

— обращение самого ребенка по поводу проблем.

7. Состав центра:

— директор (педагог-дефектолог);

— психологи;

— социальный педагог;

— логопед;

— медицинская сестра (на уровне согласования решения отдельных проблем).

Как и всякий эксперимент, путь построения ППМС-центров немыслим без определения критериев эффективности деятельности (см. главу «Критерии и ориентационное поле развития школы»).

По замыслу авторов, об успешности прохождения эксперимента можно говорить, если:

— будет сформирована востребованность услуг центра со стороны педагогов, родителей, детей (показатели — количество и содержание обращений в центр);

— будет выражена динамика роста удачно решенных проблем по сравнению с проблемами, решить которые не удалось;

— будет обеспечен общий рост психолого-медицинской компетентности педагогов, родителей и детей (по оценке специалистов). Косвенными критериями эффективности будут выступать:

— рост удовлетворенности качеством образовательного процесса (учащиеся, педагоги, родители);

— снижение конфликтности;

— повышение общего уровня успешности учащихся в школе.

В этой книге мы часто обращаемся к опыту работы гимназии № 56 (один из авторов имеет честь быть ее научным руководи­телем). Воспользуемся идеями школы и для ответа на вопрос, кто может осуществлять индивидуальное сопровождения развития уча­щихся в современной школе.


В гимназии № 56 создана специализированная служба педагогического сопровождения «Ученик». Служба создана для обеспечения максимально возможного комфорта для всех учащихся в школе. Сопровождение, таким образом, это гарантия защищенности, ненавязчивой помощи, комфорта.

Служба «Ученик» включает в себя два объединения: ППМС-центр и Объединение классных руководителей.

В состав Объединения входят все классные руководители гимназии. Главная задача объединения — обеспечение целесообразной жизнедеятельности школы в рамках образовательного процесса в самых различных его формах.

Функциональные обязанности классного руководителя:

1. Помощь учащимся в организации работы в рамках образовательного процесса:

— организация изучения и контроль за выполнением правил школьной жизнедеятельности;

организация дежурства (в соответствии с Положением) уборки класса, других помещений, закрепленных за классом;

— помощь ученикам в обеспечении учебной литературой;

— организация рейтинговой оценки образовательных достижений учащихся;

— участие во всех совещаниях, на которых обсуждается деятельность класса, защита интересов класса перед администрацией школы;

— контроль за ведением классной документации (журнал, личные дела).

2. Индивидуальная работа с учащимися:

— ведение диагностической и коррекционной работы с учениками, нуждающимися в специальной поддержке;

— сотрудничество с ППМС-центром по сопровождению учащихся;

— помощь ученикам и педагогам в решении индивидуальных учебных конфликтов. Формирование и развитие детского коллектива:

— работа по формированию детского коллектива в соответствии с педагогическим замыслом гимназии;

— обеспечение хорошего учебного настроя в детском коллективе;

— организация участия детского коллектива в общешкольных делах;

— участие во всех мероприятиях, в которых задействован класс;

— проведение с учащимися видеоуроков;

— работа вместе с классом по целевым программам.

4. Сотрудничество с родителями по воспитанию учащихся:

— регулярное проведение родительских собраний с обсуждением перспектив жизни класса;

— проведение индивидуальных консультаций с родителями каждого ребенка (не реже 2 консультаций в год);

— регулярное информирование родителей об успешности обучения учащихся;

— проведение с родителями совместных мероприятий;

— привлечение родителей к участию в решении школьных;

проблем;

— установление контактов родителей с ППМС-центром. Сегодня Санкт-Петербург от проведения локальных (и очень успешных) экспериментов перешел к построению общегородской системы, в которой Центры сопровождения выступают необходимым элементом гарантии эффективности образовательного процесса в целом. (Напомним, что в первой главе авторы определил в качестве меры эффективности образования его направленность на развитие личности.)


Каково же место ППМС-центра в образовательной системе района, города? Что может включать в себя предмет договора ППМС-центра с его Учредителем:

— научно-методическое и организационное обеспечение раз­работки, включающей анализ востребованности, и реализации Программы создания в районе системы ППМС-сопровождения развития учащихся;

— ППМС-сопровождение учащихся в образовательных учреж­дениях (в соответствии с общими нормативами сопровождения);

— реализация образовательных программ дополнительного обра­зования, обусловленных общими задачами ППМС-сопровождения;

— организационное и научно-методическое сопровождение деятельности психологов, социальных педагогов, валеологов, коррекционных педагогов, ППМС-центров, работающих в образовательных учреждениях;

— создание и научно-методическое обеспечение различных служб, обеспечивающих коррекционную и другую помощь детям и семьям (медико-педагогическая комиссия, «телефон доверия», «социальная гостиница» и т.д.);

— реализация образовательных программ дополнительного образования для системы повышения квалификации и переподго­товки кадров (при наличии лицензии).

Ранее отмечалось, что суть работы центра в том, чтобы помочь ребенку и его семье самостоятельно решить ту или иную проблему, которая возникает на сложном пути развития. Естественно, что наиболее важными союзниками центра становятся родители. В ППМС-центре г. Ломоносова разработан проект письма-обра­щения к родителем с информацией о работе ППМС-центра.

Уважаемые_________________________!

Психолого-педагогический медико-социальный центр предлагает вам сотрудничество в создании условий для полноценного развития Вашего ребенка.

Центр создан ______ и является государственным учреждением

системы образования. У нас работают специалисты: педагоги, психолога, коррекционные педагоги, валеологи, социальные педагоги, психотерапевты, педиатры. В своей работе мы используем методики, рекомендованные для нашей деятельности авторитетными специалистами. ППМС-центр — это центр индивидуального сопровождения. Что же такое — метод индивидуального сопровождения:

— мы начинаем решение проблемы с диагностики ее существа;

— мы обеспечим вас всей необходимой вам информацией по существу проблемы, имеющейся у вашего ребенка;

— вместе с вами мы создадим индивидуальный план решения проблемы;

— мы окажем вам первичную помощь в реализации плана;

— мы будем консультировать вас, вашего ребенка, педагогов по ходу выполнения плана;

— мы обеспечим диагностику успешности реализации плана, при необходимости вместе с вами будем его корректировать.

Самое главное:

— мы не решаем проблем за вас и вашего ребенка — мы лишь помогаем принять правильное решение;

— мы стараемся вместе с Вами решать все возникающие проблемы (если не умеем сами — подскажем, к кому обратиться);

— мы будем решать проблемы тогда, когда они возникают;

— мы будем стараться предупреждать возникновение проблем (проводя необходимую диагностика консультируя педагогов и детей).

Мы окажемся рядом:

— если необходимо выбрав образовательное учреждение, класс, образовательную программу;

— если ребенку необходимо преодолеть затруднения в учебе;

— если у ребенка возникли проблемы в личностном развитии. Когда центр, встречается с ребенком:

— при проведении массовых диагностических исследований;

— при проведении групповых консультаций и тренингов;

— если необходимо начать индивидуальное сопровождение. В каких случаях центр начинает индивидуальное сопровождение вашего ребенка;

— если проблема выявилась в ходе массового обследования;

— если вы или ваш ребенок обратились за помощью в центр;

— если педагог пришел к нам, увидев проблему, с которой он не может справиться.

Что гарантирует индивидуальное сопровождение:

— интересы вашего ребенка всегда для Центра на первом месте;

— мы независимы от образовательного учреждения;

— сопровождение идет в течение всего периода обучения;

— мы только предлагаем пути решения, но принимаете решение всегда вы;

— совместная работа других специалистов всегда даст лучший результат;

— для вас наши услуги бесплатны;

— мы никогда не допусти» нарушения тайны информации, разгла­шение которой способно нанести вред вашему ребенку.

Как работает центр: Где находится центр:

Наши телефоны:

Директор ППМС-центра.

Для понимания сути метода сопровождения ключевой единицей является понятие «проблемы в развитии». Специалисты разных профилей, работающим в сфере ППМС-сопровожения, попытались создать своеобразный классификатор наиболее типичных проблем, помощь в разрешении которых нужна нашим детям.

Ведя разговор о сопровождении, авторы сознательно на начальном этапе сузили его поле до сопровождения развития учащихся. Тому есть несколько причин:

— сопровождение развития учащихся — это главное назначение метода сопровождения;

— естественно, именно в этом направлении системой получе­ны самые весомые результаты (как теоретического, так и практического характера);

— именно в этом направлении выявлено и самое большое число проблем (слабая диагностическая база развития учащихся в образовательном процессе, низкая технологическая культура пси­хологической и социальной поддержки, плохая готовность специ­алистов к командной работе, ограниченное информационное обес­печение процессов выбора образовательного маршрута и т.д.).

С другой стороны, мы имеем полное право говорить и о других формах сопровождения: индивидуальном сопровождении личностного и профессионального развития педагога (осуществляемого различными методическими службами) и сопровождения развития образовательных систем (их субъектную природу авторы анализировали в предыдущих главах данной книги).

Все эти формы и виды сопровождения объединяет одно:

— фокусировка внимания на развитии субъекта как главной задаче;

— помощь через обучение самостоятельному решению проблем;

— вера во внутренний потенциал развития того, на кого направленно сопровождение;

— ориентация на предупреждение проблем путем создания прочных ориентиров достижений и Успеха.

Заметим, что авторы не склонны бесконечно расширять понятие сопровождения; именно поэтому мы не говорим о сопровождении образовательных программ, о сопровождении учебников. Сопровождение возникает там, где возможно взаимодействие двух свободных субъектов, один из которых временно нуждается в поддержке.

 







Date: 2015-10-21; view: 468; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.029 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию