Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гласная в формах глагола перед согласным окончания





+ 1. Гласный перед ­ть после парного мягкого или шипящего?

+ 2. Усекаемый? __

I II III

И/А(Я) Е/У(Ю) Е/У (Ю)
видишь, терпит, дышат, дышащий, ходят седеешь, кашляем, гуляют, разрешающий читают, станешь, сеют, щиплет гнать

Глагол хотеть имеет разные спряжения в единственном (I) и множественном (II) числах; брезжить образует по I спряжению причастие брезжущий. Не являются усечением исторические чередования – замены гласных и на е в брить – брею, ы на о в выть, крыть, мыть, ныть, рыть (крыть – крою, рыть – рою и т. д.), а(я) на им(йм) или ин в типе обнять – обниму (см. §3.1).

Три глагола – сыпать, щипать, трепать, наряду с основными формами щиплешь... щиплют, допускают, как разговорные, формы третьего лица II спря­жения сыпят, трепят, щипят в соответствии с изменением типа чередования (ср.: сплю, спишь.., спят). Другие их формы II спряжения недопустимы.

Рассуждаем, например, так. Ход?шь 1) ход и ть – после парного мягкого [ д’ ], 2) усекаемый (хожу, а не *«ходию»), следовательно,II спряжения в форме с основой настоящего времени пишем И; терп..щий 1) терп е ть – после парного мягкого, 2) усекаемый (терплю, а не * «терпею»), следовательно, II спряжения, пишем Я; дыш..шь 1) дышать после шипящего, 2) усекаемый (дышу, а не «дышаю»),– II спряжение, пишем И; пиш..т 1) писать – 1) после твёрдого парного, I спряжения, пишем Е или У.

Такое правило намного проще в формулировке и количестве запоминаемого и, очевидно, адекватнее природе различения спряжений: лишь немногие глаголы с ударными окончаниями (ошибиться, реветь, тереть, простереть, -мереть, ­переть) не подчиняются этому правилу. Трудность применения правила заключается в необходимости осуществлять и держать в памяти одновременно два трудно автоматизируемых действия – определения усекаемости и парности мягкого. Напомним также, что если ученик произносит «он выздоровит», «губы обветрят» вместо «выздоровеет», «обветреют», то лучше использовать старую формулировку с заучиванием одиннадцати «глаголов-исключений».

Определение усекаемости имеет необычное применение для глаголов на -давать, -знавать, -ставать с гласным в корне. По крайней мере, для отличения глаголов на ­ ить (усекаемых) от глаголов на ­еть (неусекаемых) с приставкой обез­ и подобных (см. § 8.1, п. 2) при любом подходе надо определять переходность, учитывать наличие приставки вы­ и другие особенности глаголов.Заметим также, что новое правило ещё методически не апробировано.

Упр. 150. Вставьте гласные окончаний, по инфинитиву определите спряжения.

Всё вал..тся из рук, верт..тся как белка в колесе, спит и вид..т, на злых воду воз..т, нос ворот..т, он вход..т в доверие, коло́м не выбь..шь, вывод..т на чистую воду, держ..т марку, вчерашнего не догон..шь, руки не доход..т, откуда ветер ду..т, зна..т кошка, кашу маслом не испорт..шь, правда глаза кол..т, как ляж..т на бумагу, каждый мер..т на свой аршин, меч..тся как угорелый, глаза мозол..т, мороч..т голову, он на авось наде..тся, они не надыш..тся друг на друга, накле..т ярлыки, за это и голову намыл..т, не наход..т места себе, мокрое место остан..тся, комар носа не подточ..т, годы подход..т, по нему верёвка плач..т, на козе не подъед..шь, как бог на душу полож..т, тут не разгон..шься, горы сворот..т, смен..т гнев на милость, стро..т глазки, своя ноша не тян..т, души не ча..т.

Упр. 151. Образуйте, где можно, отдельно для I и II спряжений формы третьего лица и причастий настоящего времени, сопоставьте безударные гласные суффиксов инфинитива и форм настоящего времени. Образец: мелет, мелют, мелющий (о–е/ю). Укажите также, от каких глаголов какие причастия не образуются.

Бить, выписывать, выпить, вышибить, зависеть, задраить, клеить, коло­тить, лелеять, мучить, надеяться, освоиться, обижать, обидеть, постоять, при­бавить, свести, слышать, смолоть, стелить.

 

Упр. 152. Спишите пословицы и поговорки (из знаменитого словаря В. И. Даля). Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание, традиционно определяя спряжение и объясняя употребление буквы гласной в основе инфинитива.

1. Барыш с изъяном на одном полозу езд..т. 2. До Ильи поп дождя не умол..т, а после Ильи баба фартуком нагон..т. 3. Бабы ка..тся, а девки замуж собира..тся. 4. Снявши голову по волосам не плач..т. 5. Добра что клада ищ..т, а худо под рукой.6. И комар лошадь свал..т, коли волк пособ..т. 7. Дождь вымоч..т, а солнышко высуш..т. 8. Легко клевещ..тся, трудно отвеча..тся. 9. Каково кликн..тся, таково и откликн..тся. 10. Без труда не вытащ..шь и рыбку из пруда. 11. За двумя зайцами погон..шься – ни одного не пойма..шь 12. Двое паш..т, десять руками маш..т. 13. Кто не бережёт копейки, сам рубля не сто..т. 14. Кто не ход..т, тот не пада..т. 15. Бритвы нет, так шило бре..т, шубы нет, так палка гре..т. 16. Слаб памятью: что возьмёт забуд..т, что даст помн..т. 17. Пашню паш..т – руками не маш..т. 18. Глядит лисой, а пахн..т волком. 19. Девка пляш..т, сама себя крас..т. 20. Москва слезам не вер..т. 21. В слезах никто не вид..т, а песни всяк слыш..т. 22. Не наполн..м моря слезами, не утеш..м супостата печалью. 23. Овца так не укус..т, как волк слиж..т. 24. И около святых черти вод..тся. 25. Как черти яблоки дел..т (то есть дерутся). 26. Чёрт ногу слом..т.


 

Упр. 153. Выберите правильные окончания и, где нужно, гласные основ инфинитива, объясните орфограммы традиционно и усекаемостью. Образец: Борет (­оть, I спр. / не после мягких).

1. Небо на востоке румян(и\е)(ет\ит). 2. Нелюбимая работа быстро опостыл(т\е)(ет\ит). 3. Чуть колыш(и\е)тся дымок. 4. Мороз заиндев(и\е)(ет\ит) окно. 5. Он мухи не обид(ит/ет). 6. Не досмотр(ешь\ишь) оком – заплат(ишь\ешь) боком. 7. В тихом омуте черти вод(ют\ят)ся. 8. Трясёт козёл бородой, не хоч(ит\ет), да за рога тащ(ут\ат). 9. Не силой бор(ют\ат)ся, а сноровкой. 10. Кто кого обид(ит\ет), тот того и ненавид(ит\ет).

 

Упр. 154. Вставьте пропущенные буквы, различая повелительное и со­слагательное наклонение.

1. Выйд..те на воздух, прогуляйтесь: вам стан..т легче. 2. Когда выход..те на проезжую часть, посмотрите сначала налево. 3. Во что бы то ни стало выдерж..те первую атаку. Если выдерж..те, то к началу второй придёт подкрепление. 4. Вы лучше сначала выбер..те красные, ведь их меньше. 5. Как только выбер..тесь в город, заходите. 6. Сначала выпиш..те примеры на карточки, а потом классифицируйте как угодно. После того, как выпиш..те, придёте покаж..те мне. 7. Ищ..те меня бог знает в каких местах, а я просто был дома. 8. Что вы ход..те всё вокруг да около, выскаж..те всё сразу и прямо. 9. Щёлкн..те на пустой области диалогового окна компьютера. Будьте внимательны: если щёлкн..те на области какого-либо документа, то появится меню этого документа. 10. Когда всё выясн..те, тогда и доло́ж..те.

Упр. 155. Продолжите заполнение таблицы, образуя причастия с суффиксами -ущ(ющ)- или -ащ(ящ)-, -ем- или ­ им- от глаголов рокотать, клеить, двигать, стоить, бороться, пилить, таять, брезжить, стелить, видеть, зависеть, реять, облаять. Объясните причастия, образуемые не по общим правилам.

II спряжение – суффиксы ­ ащ(ящ)-, -им- I спряжение – суффиксы -ущ(ющ)-, ­ом(ем)-
вертящий, вертимый (искл.) читающий, читаемый (­а́ть)

Упр. 156. Вставьте А(Я) или У(Ю). Объясните правописание суффиксов: а) действительных причастий настоящего времени; б) страдательных причастий настоящего времени. Образуйте, где можно, существительные на ­имость, ­емость от глаголов, производящих причастия в б), и сформулируйте правило о правописании ­емость и ­имость.

а) Бор..щиеся за независимость страны, всевид..щее око, готов..щаяся операция, дорогосто..щие товары, здравомысл..щий, зижд..щийся на прочном фундаменте, изменя..щиеся обстоятельства, ка..щиеся грешники, кле..щий раствор, колебл..щийся с ответом, крас..щие добавки, ма..щийся на чужбине, ла..щие лисицы, леч..щий врач, мел..щий муку комбинат, се..щийся дождик, скоропорт..щиеся товары, развива..щиеся страны, ре..щие знамена, саморазгружа..щая телега, чуть слыш..щийся шелест, сража..щиеся воины, стел..щееся растение, сто́..щее мероприятие, стро..щиеся матросы, тяжело дыш..щий старик, улыба..щееся лицо;


б) кле..мые автоматами конверты, малознач..мый факт, непередава..мое впечатление, почти невид..мый туман, недвиж..мое имущество, независ..мое суждение, незыбл..мые научные основания, неиссяка..мый источник, немыс­л..мые пируэты, нескрыва..мое раздражение, несконча..мые расспросы, приемл..мое решение, составля..мый документ, едва слыш..мые звуки, обтека..мые формы.

Упр. 157. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя причину их выбора.

1. У вас всё от самих себя завис..т (Расп.). 2. Потому она и говорит, потому и спрашива..т об этом, что чувству..т свою вину, – малой каплей не зна..т, в чём она, эта вина, не понима..т, как можно было помочь Вите, но чувству..т, муча..тся (Расп.). 3. Маргарита летала над холмами, усе..нными редкими валунами, лежащими меж отдельных громадных сосен (Булг.). 4. Словами змия: «Стан..те как боги!» – сердца людей извечно прожж..ны (М. В.). 5. Высвободив ручонки, мальчик тян..тся ко мне, покачивая белой головёнкой (М. Г.). 6. Свищ..т ветер, серебряный ветер, в шёлковом шелесте снежного шума (Ес.). 7. Сыпл..т черёмуха снегом, зелень в цвету и росе, в поле, склоняясь к побегам, ход..т грачи в полосе (Ес.). 8. Иван Иванович чрезвычайно тонкий человек и в порядочном разговоре никогда не скаж..т неприличного слова и тотчас обид..тся, если услыш..т его (Г.). 9. Кол..щая боль в сердце скоро утихла, прошло и легкое головокружение (Ш.). 10. – Я к тому, что крестьянство, от скудости своей, бунту..т, за это его розгами пор..т, стреля..т, в тюрьмы гон..т (М. Г.). 11. Ближайшая задача: создать во всем мире единую и незыбл..мую власть (Пришвин). 12. На каждом шагу ман..т о(т\тт)ворённые двери зданий, где увид..шь что-нибудь любопытное: машину, редкость, – услыш..шь лекцию естественной истории (Гонч.). 12. Соци­ально знач..мый герой не рожда..тся на обочине жизни… (Э. Радзинский). 13. Кто повер..т, например, чтобы в губернии мог занимать видное место и виртуозничать человек, знач..щийся по всем документам умершим? (С.­Щ). 14. Дерзновение человека, правды ищ..щего, не есть грех, ибо творится по внушению свыше… (М. Г.). 15. Простите, – после паузы заговорил Берлиоз, поглядывая на мел..щего чепуху иностранца, – при чём здесь подсолнечное масло… и какая Аннушка? (Булг.). 16. Туман, поднятый падением крепостного уклада, рассеивался, положение бор..щихся партий определялось всё более и более… (Кор.). 17. Озеро тихо катило свои пен..щиеся волны и, отражая в себе поднима..щееся солнце, готовилось к дневному сну… (Ч.). 18. Ей казалось, что она слыш..т его скрипучий голос и вид..т прихрамыва..щую фигуру, маяч..­щую из угла в угол (А. Коллонтай). 19. Она не видела, какой леле..щий взгляд устремлён на нее (А. Малышкин). 20. Беспокойный ребенок, муч..мый невид..­мым, тихо крался за мелькавшим в тумане стариком (А. Белый). 21. Где трудно дыш..тся, где горе слыш..тся, будь первым там (Н.). 22. …В те самые дни Адель Курочкина стала замечать, как иногда по вечерам в сиреневом засыпании городка возле дома возника..т такая же сиреневая, зыбкая, расплыва..щаяся фигура, маяч..щая перед самыми окнами комендантского дома (Окуджава).


Упр. 158 обобщающее. Вставьте пропущенные буквы гласных.

1. Вялая, она [Наталья] переходила от сундука к кровати, невид..щими глазами огляд..вала вывороч..нный в сундуке ворох нарядов (Ш.). 2. По обезлюд..вшему хутору ветер гонял пыльцу, хлопал ставнями куреней (Ш.). 3. Край ты мой заброш..нный, край ты мой, пустырь, сенокос некош..ный, лес да монастырь (Ес.). 4. По выр..вн..нным рядам – шелест, будто по полю вызр..вшего чернобылого ячменя прошлась, гуляя, ветровая волна (Ш.). 5. Наконец воз был установл..н на кача..щемся и дрожащ..м пароме (Ч.). 6. У порога лежал Швабрин, прострел..ный дряхлою рукою отца моего (П.). 7. Офицеры, ушедшие в поход, возвращались обвеш..нные крестами (П.). 8. Протянул ко мне масл..ную, пухлую, как оладья, руку (М. Г.). 9. Но тотчас же он услыш..л свист брош..нного сзади камня (Купр.). 10. Поправее внизу, по спут..нному скош..нному полю виднелись одежды вязавших баб (Л. Т.). 11. Там, на взморье у него было любимое дело: он отыск..вал на берегу плоский камушек и так искусно забрас..вал в море, что прежде чем кануть на дно, камушек, скользя по воде, подскак..вал не меньше двенадцати раз (К. Чуковский). 12. Странно, на взгляд Давыдова, выгляд..л кабинет председателя колхоза: просторная комната была густо заставл..на пропылёнными цветами в краш..нных охрою кадках и глиняных горшках, между ними сиротливо ютились старенькие венские стулья вперемежку с грязными табуретами; у входа стоял ошарп..нный, причудливой формы диван с вылезшими наружу ржавыми пружинами; стены пестрели накле..нными на них картинками из «Нивы» и дешёвыми литографиями, изображавшими то крещение Руси в Киеве, то осаду Севастополя, то бой на Шипке, то атаку японской пехоты под Ляояном в войну 1904 года (Ш.). 13. На мокрый песок набегает волна и пену им под ноги стел..т (А. Н. Т.). 14. Дробясь о мрачные скалы, шумят и пен..тся валы (П.). 15. Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никн..т головой (Тв.). 16. Петька слыш..т, как в телефонной трубке хрипит чей-то ла..щий бас, слов не разберёт (Ш.). 17. Ей казалось, что она слыш..т его скрипучий голос и вид..т прихрамыва..щую фигуру, маяч..щую из угла в угол (А. Коллонтай). 18. Ты гордая, ты смелая, ты независ..мая, ты умница… (Купр.). 19. Его провели в большую комнату, увешанную картинами (В. Ду­динцев). 20. Леч..щий врач к свиданьям допускал его неохотно, чаще отказ..вал для пользы больного (Ек.). 21. На скалах – длинный, стел..щийся зеленоватый мох, а между ними – маленькая серо-зелёная долинка (Кав.). 22. У выезда через дорогу, показалась движ..щаяся тень, потом – другая. (Л. Т.). 23. Точно из болота мы вылезали на твёрдую, незыбл..мую почву, и кругом стало светлее (А. Серафимович). 24. Мы помним (дети очень чутки на такие вещи), (…) как сон слепил её глаза на уроках после прогул..нных ночей и как, наконец, они вскоре поженились (В. Солоухин). 25. Он – щёголь, нос..т крахмальные воротнички, ежедневно бре..тся, щёчки у него синие, тёмные усы подкручены вверх; в свободные минуты он непрерывно беспоко..т усы, поправляя печёными красными пальцами, и всё смотрит в круглое ручное зеркальце (М. Г.). 26. Я вижу, как она муч..тся, колебл..тся и с отвращением выпивает глоток (М. Пришвин). 27.Айдым стояла на самом высоком бархане; её привлек мерца..щий, брезж..щий свет луны в одном направлении – по остальной земле свет шёл спокойно, а там что-то мешало ему светить (Пл.). 28. И. Н. Назаров создал замечательную кле..щую жидкость – винилэтинилкарбинол, – получившую название карбинольного клея (НЖ, 1951). 29. Мы с Вами люди, стоящие среди других и бор..щиеся за то, что считаем хорошим, против того, что считаем дурным (Кор.). 30. У всех отлегло от сердца. Слыш..тся смех и весёлый говор (М.-Сиб.). 31. Нам нужна республика, зижд..щаяся на истинной свободе граждан народного представительства (П. И. Ковалевский). 32. Но истребители сделали разворот и снова на бре..­щем пошли вдоль эшелона (Бонд.). 33. Только кусты, колебл..мые течением, шуршат о челнок (М. Г.). 34. С тобой мы дружбу не поруш..м (Ш.).

Упр. 159. Найдите и исправьте допущенные при списывании ошибки.

1. Нужно тирпеть и верить, и вдохновение неминуимо явется тому, кто сумел победить свое нерасположение [к работе, к труду]. (Чайк.). 2. Перо, пишащее для денег, смело уподоблю шарманки в руках скитающегося иностранца (Козьма Прутков). 3. Моих врагов червь кости сгложит, а я пиит – я не умру (Держ.). 4. Жолтой пылью дымяться нескошанные заливы пшиницы (Ш.). 5. Всюду на лицах жителей лежала печать сметения и растеренности (Ш.). 6. В четыре дня четерыхместная карета с завешенными окнами, запряженная шестерней, выехала с Петром, под сильным конвоем гренаде́ров, в Ропшу (Шишк.). 7. Природа жаждащих степей его в день гнева породила... (П.). 8. Сергуненков прополз метров пять в сторону кустиков в черные созвездия воронок впереди орудия, зарываясь в снег, перемешенный с выброшенной разрывами землёй (Бонд.). 9. Мы с жадностью набросились на рыбу, но вскоре она нам преелась и опротивила (по Арс.). 10. Напрасны ваши совиршенства, их вовсе не достоен я (по П.). (19 ошибок.)







Date: 2015-10-21; view: 448; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.011 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию