Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формы с основой настоящего времени
Основа настоящего времени глагола обычно отличается либо отсутствием гласного основы инфинитива (пис-а-ть – пиш-у; такие основы называютсяусекаемыми), либо добавлением [j] и других суффиксов (чита-ть – чита-j-у), а также чередованиями. Эти отличия не создают трудностей, так как выражаются исключительно средствами графики. Орфографические трудности обусловлены безударностью гласных, требованием различать их по аналогии с ударными, распределяя по двум спряжениям. Никакой языковой нагрузки различие в спряжениях ныне не несёт: нет такого значения, которое можно было бы связать с различием спряжений. Во всех говорах не под ударением представлен только один тип окончаний, причём в третьем лице множественного числа и в действительных причастиях употребляется [у]: лю [б’у] т, лю [б’у] щий. Под влиянием орфографии к середине прошлого века в литературном языке закрепляется новое произношение лю [б’ъ]т, лю [б’ъ] щий. Оно затрудняет теперь упрощение правописания и не помогает ему, так как остается непоследовательным. Морфофонологическим является выбор двух букв гласных – Ё и И, проверяемых формами ид ё т и сид и т, и У(Ю), А(Я), проверяемых формами идущий и сид я щий. При этом вместо Ё по оппозитивному принципу не под ударением пишется Е. Выбор же между спряжениями является традиционным, отражающим исторические мены и//о и а//у, ныне не имеющие никакого значения и оправдания, кроме того, что это ‑ следование традиции. Тип спряжения определяет не только тип окончания, но и формообразующие суффиксы причастий: -ущ(ющ)- и -ем- – I спряжение, -ащ(ящ)-, -им- – II спряжение. Не определяется спряжением лишь образование деепричастия несовершенного вида (всегда суффикс -а(я): спеша, зная) и повелительное наклонение (суффикс - и: крикни(те) или нулевой: стань(те)). Ударные окончания и формообразующие суффиксы пишутся так, как слышатся, и тип спряжения в этом случае определяются по самим окончаниям и суффиксам. Например, бить (бьёшь, бьёт, бьющий) и гнить – I спряжения; стоять (стоит, стоящий) и молчать – II спряжения. Здесь спряжение не зависит от того, оканчивается инфинитив ить или не на ить. При написании безударных личных окончаний и суффиксов причастий поступают иначе: окончания форм настоящего и будущего времени глаголов и суффиксы причастий определяют по типу спряжения, а тип спряжения по инфинитиву.
При этом лучше исходить из II спряжения, где, если не учитывать исключений, один тип инфинитива с гласным [и] – тем же, что и в окончаниях. Практика показывает, что в большинстве случаев причинами ошибок является именно незнание центрального, наиболее общего пункта правила «И /А пишутся, если глагол на и ть». Пункт как бы теряется среди многочисленных других частных положений. Следует сначала затвердить и закрепить его, а потом добавлять к нему другие пункты – исключения и особые случаи. Традиционно для определения спряжений глагола используется схема: Чтобы заучить «глаголы-исключения», их часто выстраивают в стихи, что, к сожалению, тоже не всегда приводит к хорошим результатам. Кроме того, в школе не учат определять инфинитивы с безударными гласными, а без этого узнать глаголы на -ить не всегда можно. Поэтому в новой редакции правил сначала предполагалось правило для определения спряжений по усекаемости гласного основы инфинитива[120].
Схематически: Date: 2015-10-21; view: 351; Нарушение авторских прав |