Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Различение не и ни
Трудность этого материала заключается прежде всего в том, что обе частицы редко бывают под ударением[124] (видимо, только перед связкой и глаголом быть), а поэтому у говорящих нет представления о многочисленных моделях их употребления. При этом учащиеся к моменту изучения этих частиц ещё не имеют опыта синтаксического и семантического анализа, а различение частиц базируется именно на запоминании и опознавании довольно разнообразных синтаксических моделей их употребления. Установленные нормами отличия часто нейтрализуется, так что ни отрицает как бы и без не (Ни с места!, Нигде ни звука, ни огонька, Ни да, ни нет), а не в ряде случаев теряет отрицательное значение. Предложение Бежал, пока не упал обозначает, что некто упал, Где он только не был! обозначает, что он был везде, а предложение Он не мог не знать этого обозначает, что он это обязательно знал. Только запоминание таких моделей помогает здесь решить учебные задачи. Отрывочные сведения учебников часто не распутывают противоречий, не сопоставляют их, чтобы предотвратить смешение, сходные конструкции[125]. Полный алгоритм оказывается довольно громоздким[126], слабая связь частей затрудняет установление строгой последовательности шагов. Но главное здесь, как следует из изложенного, не последовательность, а запоминание многочисленных синтаксических моделей контекстов, в которых употребляется та или иная частица, их сопоставление. Мы будем исходить из ни, которая имеет меньше типов употребления. В примерах приводимой схемы даются лишь основные примеры-образцы, поэтому следует внимательнее отнестись к комментариям. Различение НЕ и НИ + 1. Без союзного слова (не в придаточном)? - 2.Перед местоимением? – 2. По смыслу + -3.Есть или подразуме- главного + 3.Под ударением? вается не, нет, нельзя? + предложения: –
I -II +III -IV V VI I – II. Местоиме́нный характер позволяет сравнительно легко усваивать правописание местоименных наречий[127] и отделять их от других наречий, но часто неожиданным оказывается правописание наречий степени нимало, ничуть. При этом первое надо отличать от нема́ло в значении ‘много’, что в школьных учебниках не подчёркивается. Здесь ни, как обычно (см. п. III схемы), пишется при наличии отрицания не: Он ни мало не смутился – Он не мало сделал. Ср.: Он нисколько не смутился – Он не́сколько смутился. Необходимо также обратить внимание на то, чтос союзными словами в придаточных предложениях (в схеме пп. V–VI) и в роли союзов при однородных членах (см. ниже к п. III) ни пишется всегда отдельно: Не знаю, ни кто это сделал, ни сколько ему заплатили; Ни мало ни много (= и не мало, и не много), в самый раз. Это смешение часто приводит к ошибкам. Оборот не кто (что, чей) иной (другой), как (а) употребляется с кто в различных падежных формах и иногда с другим порядком слов: Отдать Иванову, а не кому иному; Иванову, а не иному кому; не кому, как Иванову. Он пишется с не и раздельно потому, что содержит противопоставление – верный признак наличия отрицания. Противопоставление здесь маскируется союзом как, а безударность не перед омонимом местоимения провоцирует смешение со словом никто, так что этот оборот оказывается особенно «ошибкоопасным» местом. Кроме того, его надо отличать от сходного с ним оборота никто другой (иной) не.... Важнейшей приметой первого надо считать наличие как или а при отсутствии не, а приметой второго – наличие не в том же предложении: Он узнал, что этот нос был не чей другой, как коллежского асессора Ковалёва, которого он брил каждую среду и воскресенье (Г.); Ростов узнал Наполеона. Это не мог быть никто другой (Л. Т.). Ср. также обороты как никто другой (как никого иного, как никому иному)... не, именно он и никто другой (его и никого другого)... не, и обороты, подразумевающие отрицание умела ждать, как никто другой (не умел ждать); отдай ему и никому иному (не отдавай). III. В этом пункте представлены три основных синтаксических конструкции с ни в составе простого предложения или части сложного. Частица ни как усилитель отрицания обычно сопровождает отрицание не, нет или нельзя и по наличию отрицания опознаётся: Не слышно ни звука. При однородных членах и предложениях, повторяясь, ни одновременно выполняет функцию союза и и может заменяться им или опускаться: Не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских хуторов своих, ни церкви божьей (Г.) – Не видать ему больше (и) Запорожья, (и) отцовских хуторов своих, (и) церкви божьей (только союз и, разумеется, не усиливает отрицания, в отличие от ни). Трудность представляют предложения, в которых отрицания отсутствуют: а ) с опущенным отрицанием-сказуемым: На улице ни души [нет]; Ни одного (единого) человека [нет], Ни охнуть, ни вздохнуть [невозможно]; Ни минуты свободной [нет]; Денег ни гроша [нет]; Стоит и ни с места [не двигается]; Ни огня, ни чёрной хаты…(П.). При этом предложения с ни одного не... надо отличать от предложений типа Не один был, Тебе не один чёрт? б ) предложения-приказания или просьбы типа: Прошу: больше ни слова [не говори]; Ни шагу назад! [не двигаться]; в) предложения без отрицания, требующие запоминания: · с наречными сочетаниями «ни + предлог+ местоимение» (пропал ни за что, это ни к чему, остался ни при чём, остался ни с чем, ему всё нипочём – по правилам I–II); с местоимениями никто, никакой в предложениях типа он никто, он совсем никакой, он ничей (разг. ничейный); · с фразеологизмами, имеющими в своём составе неповторяющуюся ни: во что бы то ни стало, кто бы то ни был, как бы то ни было, как ни верти(сь), какой ни (на) есть, куда ни шло, куда ни кинь, ни в зуб ногой, ни в какую, пропал ни за грош (ни за понюшку табаку), что ни (на) есть (лучший, настоящий), что бы то ни было, что ни говори, что ни (день), то (новость), что ни попадя (попадёт), – и с фразеологизмами, имеющими повторяющуюся ни обычно со значением неопределённости или усиления отрицания: ни бе ни ме, ни больше ни меньше, ни богу свечка ни чёрту кочерга, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, ни дать ни взять, ни два ни полтора, ни дна ему ни покрышки, ни жив ни мёртв, ни за что ни про что, ни кола ни двора, ни нашим ни вашим, ни ответа ни привета, ни пава ни ворона, ни пуха ни пера, ни рожи ни кожи, ни рыба ни мясо, ни свет ни заря, ни слуху ни духу, ни сном ни духом, ни с того ни с сего, ни так ни сяк, ни то ни сё, ни тпру ни му ни кукареку, ни туда ни сюда, ни шатко ни валко, ни холодно ни жарко и др. Лишь некоторые из них могут употребляться при отрицании или подразумевать его: ни в какую, ни кола ни двора, ни рожи ни кожи, ни ответа ни привета, ни сном ни духом. Фразеологизмы, имеющие неповторяющуюся ни, обычно соотносятся с придаточными предложениями (см. V)или наречными сочетаниями, а имеющие повторяющуюся ни – с однородными членами или целыми предложениями. Это, видимо, способствует их освоению; · с однородными членами, соединёнными повторяющейся ни, совмещающейфункции соединительного союза и частицы не: Здесь ни проехать, ни пройти (= и не проехать, и не пройти). Введение отрицания в такие предложения делает невозможным употребление и не, при отрицании допустимо употребление только ни: Здесь нельзя ни проехать, ни пройти. Отсутствие отрицания, повторяемость ни и заменяемость её на и не являются признаком таких предложений с ни.
Однако в предложениях с простыми глагольными сказуемыми и при наличии союза в именных сказуемых сейчас также рекомендуют употреблять только не: Неужели не слыхал? Аль не сеял, не пахал? (Евтушенко); Он был не красив и не дурён, не высок и не низок ростом (Гонч.). Но: Он был ни низок, ни высок[128].
IV. Закончив разбор правил употребления ни, нельзя заключить: в остальных случаях в составе простого предложения пишется не. Ведь опознавание ни, как мы видели,может опираться на наличие отрицания не, которое тоже не всегда легко опознать по значению и которое может употребляться в некоторых конструкциях, похожих на конструкции с ни. Поэтому и трудные конструкции с не тоже желательно запомнить. Частица не как самодостаточное отрицание употребляется самостоятельно перед сказуемым, отрицая всё предложение, а перед другим членом предложения – отрицая этот член предложения. Отрицание легко осознаётся при отбрасывании или переспросе (читал или не читал?) или по тому, что предполагает противопоставление (поехал не он –‘ а кто-то другой’). Однако значение отрицания тоже не всегда очевидно. Необходимо запомнить: а) риторические вопросы – восклицания с вопросительными словами кто, где, какой, как, откуда, зачем и т. п.: Где он (только) не побывал! Ну как не порадоваться успеху? Чем не красавец! Кто только не говорил об этом! Этот тип предложений содержит две трудности: во-первых, их смысл кажется утвердительным и провоцирует употребление частицы ни, которую будто бы можно и опустить (Где он побывал!), во-вторых, их синтаксическая структура (вопросительно-относительное местоимение + частица) сходна с конструкциями придаточного предложения утвердительного смысла (см. V). Решение практически условно, но эти предложения лучше считать вопросительными по своей структуре: в них спрашивается, есть ли место, в котором он не побывал, можно ли не радоваться его успеху и т. д. Положительное же значение («Он везде побывал», или, с двойным отрицанием, «Нет места, где бы он не побывал», см. ниже) содержится в ответе на этот вопрос, а ответ, как само собой разумеющийся, не приводится. Таким образом, здесь лучше при написании ориентироваться именно на структуру вопроса. От придаточных предложений типа Где он ни бывал, везде находил старых знакомых риторические вопросы отличаются прежде всего тем, что обычно являются отдельным или главным предложением. В качестве изъяснительных или определительных придаточных пунктуационно изредка могут оформляться только такие риторические вопросы, в которых «главные» предложения могут быть поняты одновременно или как вводные (Черт знает, где только я не был!),или связь предложений может быть истолкована как бессоюзная (Как подумаешь, чего только не встречается в море! – здесь между частями предложения возможно двоеточие). Так или иначе, но части с вопросительно-относительными словами сохраняют некоторую независимость и логическое ударение; этой особенностью риторические вопросы отличаются от придаточных уступительных с частицей ни. Восклицательная основа предложений сохраняется и в тех случаях, когда автор, подразумевая невыразительность интонации, ставит в конце точку[129]; б ) вопросительные и вопросительно-побудительные предложения типа Ты не зайдешь к нам? Почему бы нам не отдохнуть?; в) при повторении слова для усиления значения или для выражения сомнения: жду не дождусь, столбик не столбик, беда не беда, а…; г) предложения с двойным отрицанием при составных сказуемых с глаголом мочь, словами нельзя, невозможно: Не могу не согласиться с вами; Нельзя не удивляться. Здесь отрицания не просто нейтрализуют друг друга, но и получают значение неизбежности, обязательности действия. Ср.: Он не может не работать – Он не может ни работать, ни отдыхать. Два отрицания может быть в простом предложении с оборотом не только не.., но: Он в душе был обижен словами Макара, тем, что тот не только не посочувствовал его горю, но даже высказал прямую радость (Ш.). V–VI . В предложениях с придаточными уступительными отрицательная и усилительная частицы распределяются по разным частям сложного предложения, поэтому для определения частицы не или ни важно определить, утверждение или отрицание действия придаточного нужно для смысла главного: Кто н.. читал эту книгу, всяк хвалил. Хвалил тот, кто читал, а не тот, который не читал. Следовательно, в придаточном должна быть частица ни, подчеркивающая утвердительный смысл: Кто ни читал эту книгу, всяк хвалил. Наоборот, в предложении Кто н.. читал эту книгу, тот много потерял нужна частица не, так как много потерял тот, кто не читал. Особенно важно не смешивать придаточные предложения уступительные (Как бы он ни старался, ничего не получалось) с риторическими вопросами (см. комментарий к п. IVа) и неуступительными предложениями с частицей как бы со значением предостережения (Боюсь, как бы он не оступился) или сравнения (Больной как бы не слышит вопросы, Прошли мимо, как бы не замечая нас). Полезно запомнить и другие конструкции, в которых всегда употребляется не. К списку в схеме пп. V–VI можно добавить разве не, не более чем, не более как, не далее как, не более и не менее как и др. Кроме того, следует учитывать ряд фразеологизированных сказуемых с отрицанием не: была не была, не ахти какой (как…), не бог весть какой (что…), не в дугу, не в духе, не в зачёт, не грех, не дай бог, не до того (чего-либо), не в меру, не в пример, не в себе, не в силах, не в счёт, не к лицу, не к месту, не ко двору, не к спеху, не под силу, не по нутру, не ровён час, не то так другое, не тут то было, не чета (кому-либо), слыхом не слыхать и др.Они противопоставляются фразеологизмам с ни, см. комментарий IIIб. Запомните также, что перед частицей даже в ряду однородных членов пишется ни, после даже – не: Лучший улов в нашей реке теперь не стерлядь, не сазан, ни даже жерех, а обыкновенная щука – Лучший улов в нашей реке теперь не стерлядь, не сазан и даже не жерех, а обыкновенная щука. Вопросы для самопроверки 1. Почему выбор не и ни оказывается столь трудным даже под ударением? Что важно опознавать для правильного выбора? 2. Как различать не и ни в местоимениях и местоименных наречиях? От каких конструкций надо отличать местоимения с ни и не? 3. Назовите основные конструкции с ни. 4. Назовите основные конструкции с не – случаи для запоминания. 5. Как различать не и ни при союзных словах? 6. С какими союзами и частицами употребляется только не? 7. Считаете ли Вы возможным упрощение правил о различении не и ни, если язык их фактически не различает? С чего бы Вы начали?
Упр. 174. Вставьте Е или И, укажите правило, его номер в схеме (с. 150). 1. Н.. одна во поле дороженька пролегла. 2. Мне н..когда н.. удавалось рассмешить её. 3. И всё, что н.. было в комнате, вдруг поплыло перед глазами. 4. Росту Заяц был среднего, н.. богат и н.. беден, импульсивен, но не орёл (Митьки). 5. Я н.. люблю Гейне н.. когда он смеётся, н.. когда он плачет (Т.). 6. Кругом н.. деревца, н.. кустика. 7. Ей н.. с кем было посоветоваться: н.. друзей, н.. родителей рядом. 8. Голова словно высохшая, одноцветная – н.. дать н.. взять – икона старинного письма (Г.). 9. Описание нашего путешествия в Калугу, как н.. смешно, для меня вовсе н.. забавно (П.). 10. Тонкие стволы берез (о чём только они н.. напоминали партизану!) тихо белели во тьме (Фад.). 11. На бал является Балбесов в числе последних, танцует с хозяйскими дочерьми, то есть расхаживает в кадрили, не поднимая ног ни на волос от паркета, потом садится при нетанцующих дамах и болтает с ними (Ф. В. Булгарин). Упр. 175. Спишите, вставляя Е или И. Объясните употребление не и ни, указывая пункты алгоритма. 1. Н.. платившего должника приковывали цепью к пушке, где он должен был сидеть до тех пор, пока кто-нибудь из товарищей н.. решался его выкупить и заплатить за него долг. 2. Мать кузнеца Вакулы имела от роду н.. больше сорока лет. Она была н.. хороша, н.. дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. 3. Придёт в лавку и, что н.. попадёт, всё берёт. 4. – Ваши волы пасутся на моей степи, и я н.. разу н.. занимал их. 5. Агафия Федосеевна н.. была н.. родственницей, н.. свояченицей, н.. даже кумой Ивану Никифоровичу. 6. Но без носа человек – черт знает что: птица н.. птица, гражданин н.. гражданин, просто возьми да и вышвырни за окошко. 7. – Верите ли, – сказал доктор н.. громким, н.. тихим голосом, но чрезвычайно уветливым и магнетическим, – что я н..когда из корысти н.. лечу. 8. Поверьте, что история насчёт моего носа мне совершенно известна, равно как то, что в этом вы есть главные участницы, а н.. кто другой. 9. И пусть бы уже на войне отрубили или на дуэли, или я сам был причиною; но ведь пропал н.. за что н.. про что, пропал даром, н.. за грош. 10. – Ступайте, Иван Иванович, ступайте! да глядите не попадайтесь мне: а н.. то я вам, Иван Иванович, всю морду побью! 11. Кто что н.. говори, а подобные происшествия бывают на свете... 12. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, н.. то н.. сё, н.. в городе Богдан н.. в селе Селифан, по словам пословицы. 13. Майор Ковалёв, сообразя все обстоятельства, предполагал едва ли не ближе всего к истине, что виною этого должен быть н.. кто другой, как штаб-офицерша Подточина, которая желала, чтоб он женился на её дочери. 14. Вы видите сами, что нельзя н.. напечатать. 15. Пошли в гостиную, где уже очутилось на блюдечке варенье, н.. груша, н.. слива, н.. иная ягода, до которого, впрочем, н.. дотронулись н.. гость, н.. хозяин. 16. У меня всё, что н.. привезли из деревни, продали по самой выгоднейшей цене. (Н. В. Гоголь.)
Упр. 176. Вставьте пропущенные буквы И или Е. I. 1. Григорий н.. оглянулся н.. разу, н.. видел протянутых к нему Аксиньиных рук (Ш.). 2. На приезжих сразу пахнуло теплом, запахом старых барских покоев, где, какая бы н.. была погода снаружи, живётся так тепло, чисто, удобно (Ч.). 3. Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце н.. скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: н.. об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии равнодушной природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной... (Т.) 4. Надо коров доить, а бабы в хлев не идут, боятся... как бы в потёмках барин н.. примерещился (Ч.). 5. И теперь в нашей Недосчётовой, ежели говорить, мой дом что н.. на есть хуже (Ч.). 6. Даже самый здоровый человек н.. может н.. беспокоиться, если у него, например, под окном ходит разбойник (Ч.). 7. «Ну, да, ещё бы! А как же? Ты кого н.. простишь, ты всех простишь, ну даа, эх вы-и...» (М. Г.). 8....Мы сидели молча, близко прижавшись друг к другу, до поры, пока н.. пришли старики... (М. Г.). 9. Часто бывало, что целая строка становилась для меня невидимой, и я как бы честно н.. старался поймать её, она н.. давалась зрению памяти (М. Г.). 10. И как уж потом н.. хитри и н.. облагораживай своё прозвище..., н..что н.. поможет: каркнет само за себя прозвище во всё своё воронье горло и скажет ясно, откуда вылетела птица (Г.). 11. Над Мурманском н.. туч, н.. облаков, и хоть сейчас лети до Ашхабада (Выс.). 12. К кому н.. обращался Ростов, н..кто н.. мог сказать, н.. где был государь, н.. где был Кутузов (Л. Т.). 13. Елисей был старичок н.. богатый, н.. бедный (Л. Т.). 14. Что за удалой вы народ, уральские! Что н.. поход – вы в тайгу ведёте! (Н. З..). 15. Он н.. вышел н.. званьем, н.. ростом (Выс.). 16. Как бы н.. было нам хорошо иногда – возвращаемся мы по домам (Выс.). 17. Висят года на мне – н.. бросить, н.. продать (Выс.). 18. Любой из нас – ну чем н.. чародей?! (Выс.). 19. Н.. одного шага, н.. одного слова без моих приказаний (А. Н. Т.). 20. Вошёл человек неопределённых лет, с неопределённой физиономией, в такой поре, когда трудно бывает угадать лета; н.. красив и н.. дурен, н.. высок и н.. низок ростом, н.. блондин и н.. брюнет (Гонч.). 21. Оказывается также, что весь этот разговор, вся эта история затеяны приятным незнакомцем именно для того, чтобы заявить во всеуслышание, что он н.. кто другой, а литератор (С-Щ.). II. 1. – А крепко спит девушка, – сказал Сабуров... – Как н.. жаль, а надо поднимать (Сим.). 2. Он запнулся за порог крыльца и выскочил на двор, а бабушка перекрестилась и задрожала вся, н.. то молча заплакав, н.. то – смеясь (М. Г.). 3. – Соседи, что же это вы малинник-то ломаете, как же это н.. совестно вам! (М. Г.). 4. Песен этих н.. ему петь, н.. тебе слушать не надобно (М. Г.). 5. – Говорю, от своей-то души н.. словечка господу н.. подаришь ты никогда, сколько я н.. слышу! (М. Г.). 6. Я сидел на лежанке н.. жив н.. мёртв, н.. веря тому, что видел... (М. Г.). 7. Нельзя было её н.. послушать в этот час (М. Г.). 8. Золотые руки у Иванка, дуй его горой! Помяните моё слово: н.. мал человек растёт! (М. Г.). 9. Что делать нам с бессмертными стихами? Н.. съесть, н.. выпить, н.. поцеловать – мгновение бежит неудержимо... (Гум.). 10. Воля ваша, кто как н.. расположен только забавляться, а бродя в чужом городе и народе, не сможет отделаться от этих вопросов и закрыть глаза на то, чего не видал у себя (Гонч.). 11. На берегу замечаются только одни дни, а в море, в качке, спишь н.. когда хочешь, а когда можешь (Гонч.). 12. Кто только н.. шёл в те дни по этому шоссе (Сим.). 13. У англичан море – их почва: им н.. по чём ходить больше (Гонч.). 14. Н.. космос – метры грунта надо мной, и в шахте н.. до праздничных процессий (Выс.). 15. Не бойся н.. сильных, н.. славных, когда они, похитив честь, беззаконствуют (Н. М. Карамзин). 16. Ах Дуня, Дуня! Что за девка была! Бывало, кто н.. проедет, всякий похвалит, никто н.. осудит (П.). 17. Тайна, какого роду н.. была бы, всегда тягостна женскому сердцу (П.). 18. Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? Н.. настоящая ли каторга? Покою н.. днём, н.. ночью (П.). 19. Мара всё время болела, н.. одним, так другим (В. Токарев). 20. Он н.. скажет н.. одного слова упрёка, а просто встанет на колени (В. Токарев). 21. – Зато я н..кому н.. делаю плохо. – Н.. плохо, н.. хорошо. Тебя нет (В. Токарев). 22. Нельзя замечать н.. видя (Зал.). Упр. 177. Найдите и объясните ошибки (орфография изданий сохранена). 1. …Бездомный бродяга в куцем сюртучке и дырявых ботинках не может любить зимы, холода и снега, как бы не сверкал он под сполохами северного сияния («Экран и сцена»). 2. Как бы не было в начале тяжело и неприятно, первое, что я почувствовал, это тепло, которое распространялось по желудку, после этого пришло ощущение сытости на весь день. («Боевое искусство планеты»). 3. Куда не посмотри – Вселенная везде одинакова. Результат «взрывного разброса» вещества должен бы выглядеть несколько иначе («Наука и жизнь», 2009). 4. Что бы там не говорили о вселенском заговоре, какие бы версии не строили – в любом случае можно с точностью сказать, что личная охрана у Кеннеди была, мягко говоря, слабовата («Боевое искусство планеты», 2004). 5. Она не стала восклицать: «Или я, или это!» Она всё перечувствовала и поняла. Конечно, мой ответ – всегда «это», как бы не было порой горько и тяжело (В. Попов).
Date: 2015-10-21; view: 565; Нарушение авторских прав |