Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Буква гласной перед -ва- глаголов





+ 1. Чередуется с -ую в 1 лице ед.ч.?

+ 2 .-ва́- под ударением?

       
 
   


-ова(ева)- буква гласной производящей основы -ива(ыва)-
горевать (горюю), завидовать намеревать ся, сомневать­ся, увеще вать запе-ва́-ть, запи-ва́-ть, узна-ва-ть затмевать, продлевать, растле­вать, застревать, встревать укачивать, скатывать, ь (т. к. укач иваю...)

I + II - III

Некоторые такие формы требуют запоминания (это грамматико-орфо­эпический, не орфографический материал):

с -ывать – -ываю с -овать – -ую
разведывать – разведываю наведываться – наведываюсь отведывать – отведываю выведывать – выведываю усовещивать – усовещиваю беседовать – беседую заведовать – заведую проповедовать – проповедую исповедовать – исповедую брезговать ‑ брезгую

Суффикс -ану-, обозначающий неожиданно высокую интенсивность действия, пишется с А: с игануть, рубануть, шизанутый и т. д. Исключения: колонуть, захолону́ть (от основ на ­о; последний отличается и значением, очевидно, имеет суффикс –ну‑, а не –ану‑)[118].

В школе рассматривается только правило о чередованиях, что порождает затруднения при работе с глаголами, имеющими ударный суффикс - ва́ -. В учебнике М. А. Разумовской и П. А. Леканта материал не представлен.

Упр. 147. Вставьте пропущенные буквы и распределите слова с орфограм­мами по типам написаний (см. схему на предыдущей странице): I – по наличию чередования -ова//уй-, II – по производящей основе, III – по отсутствию чередования, IV – исключения и слова для запоминания. С трудными орфограммами составьте и запишите словосочетания.

Выс..вали (рожь), дотир..вать (хозяйство), загляд..ваться, исповед..вать, истл..вать, колес..вали, коч..вали, навед..ваться, недолюбл..вать, ов..вал (ветерок), обв..вал (веял), обв..вал (обвить), окочен..вать, опроб..вать, отвед..­вать, очар..вала, ощер..вать (зубы), перелиц..вали, побесед..вал, подбр..вать (усы), подрумянились, попотч..вать, прип..ваючи, проз..вал, профильтро­в..вали, разбазар..вать (время), развед..вать, разогр..вались, раскорчёв..вали, раскур..вать, растл..вать, расфас..вал, расфасов..вал, уку́пор..вание.

Упр. 148. Перепишите, вставляя пропущенные буквы гласных.

1. Александр пошёл домой, придерж..ваясь рукой за сердце. Он по временам огляд..вался на реку, на разведенный мост и, вздраг..вая, тотчас же отворач..вался и ускорял шаги. Между тем Лиза кокетливо од..валась, не брала с собой ни отца, ни няньки и каждый вечер просиж..вала до поздней ночи под деревом. Желтые листья падали с деревьев и усе..ли берега… (Гонч.). 2. Час­тенько похаж..вали они в соседний кабак и, счастливые, расп..вали там вместе песни (С.-Щ.). 3. И брала свет-Пахомовну за руки хозяйка младая, в большое место её сажала, нозе её ум..вала, питьями медвяными, ествами сладкими потч..вала (С.-Щ.). 4. Трупами истл..вали на полях Галиции и Восточной Пруссии, в Карпатах и Румынии – всюду, где полыхали зарева войны и ложился копытный след казач(ь\­)их коней (Ш.). 5. Да ещё стоит рот раз..вает: «С похмелья»! Сам не проспался ещё. Сашку затрясло. Может, оттого он так остро почувств..вал в то утро обиду, что последнее время наладился жить хорошо, мирно, забыл даже, когда и вып..вал… (Шукш.). 6. А у нее – одна юбка, а у Ашхен – две и платье с белым воротничком, которое ей перелиц..вала Гоар, и она, инструктор горкома партии, в нём ходит на работу! (Б. Окуджава). 7. – Я без пропитания ост..ваться не могу, – забормотал он, – где же я буду харч..ваться? (Булг.). 8. Длинные и высокие скирды соломы со всех сторон обклад..вали дачу (Кат.). 9. Так когда и мы все перебрались на шкуну, расс(а/о)вали кое-куда багаж, когда разошлись по углам, особенно улеглись ночью спать, то хоть бы и ещё взять народу и вещей (Гонч.). 10. Сегодня Лёва прислал телеграмму из Иркутска, просит денег: его опять «обвор..вали» (Пришвин). 11. В свое время я сюда довольно часто навед..вал­ся – батальоном команд..вал отчаянно смелый, лихой капитан Беньяш (В. Не­красов). 12. В самой лощине окопов не было, она была хорошо пристрел(е/я)на с обеих сторон (Сим.). 13. Он два раза бесед..вал с Герцен..м и портрет Михайловского всегда держал на столе (А. Н. Т.). 14. Он и ста метров не отбежал, когда одна за другой полос..нули автоматные очереди (Г. Бакланов).

 

Упр. 149. Исправьте ошибки, сделанные в диктовках из романа «Тихий Дон» М. А. Шолохова, обобщите их.


1. Аксинья пробувала уснуть, но мысли размётывали сон, как ветер капну сена. 2. Аксинья бежала за ним следом, застрявая в сугробах, засыпавших двор, и неловко вскидавая обутыми в валянки ногами. 3. Желтой пылью дымятся нескошанные вызревшие заливы пшиницы. 4 Его увещивал, разводя руками, сам Сергей Платонович. 5. Казаки насмешлево косились на растеренного еврея, перегаваревались. 6. По выравнянным рядам – шелест, будто по полю вызревшего ячменя прошлась, гуляя, ветровая волна. 7. В августе – когда вызривают плоды и доспевают хлеба – небо неулыбчево серело, редкие погожие дни томили парной жарой. 8. Ростепель держалась до Михайлова дня, потом давонул мороз... Улицы обезлюдили. (15 орфографических ошибок. Всего 17.)

 







Date: 2015-10-21; view: 421; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию