Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 5





Тема: Условия логичности речи. Чистота речи.Выразительность речи.

Вопросы:

  1. Экстралингвистические и собственно лингвистические условия логичности.
  2. Языковые элементы, нарушающие чистоту речи.
  3. Фонетические средства выразительности. Благозвучие речи.
  4. Лексика и фразеология как основной источник выразительности речи.
  5. Тропы.
  6. Фигуры.

1.Найдите логические ошибки в предложениях. В результате чего они возникли? Исправьте предложения.

1)Эти слова сразу создают картину деревеньки, расположенной далеко от дороги, с ее своеобразным бытом. 2)Документом для создания трилогии М.Горького явилась сама жизнь. 3)На собрании было решено организовать вечер; решение вышло прекрасным. 4)Книги, которые я читал, оказались сходными с моими мыслями. 5)Условия жизни города отличны от села. 6)Софии поместилась на какой-то кадке, которая в продолжение девяти верст напоминала ей, что она сделана не из лебяжьего пуха.7)Пророческие слова великого певца народной скорби и печали в нашей стране сбылись. 8) Удар нанесен тупым орудием, возможно головой. 9)Книги у меня лежат справа, а свет слева.!0)Все глагольные фразеологизмы в романе Ф.Абрамова употреблены в единственном числе. Но встречается употребление фразеологизмов и во множественном числе.

2.Устраните речевые штампы в предложениях.

1)Поистине счастливым поэт может считать себя, когда он чувствует свою необходимость людям. 2)Он находился в состоянии полного упадка сил. 3)Это не может не явиться плодотворным поводом для размышлений. 4)Первое погружение под воду принесло разочарование, хотя вода была на удивление прозрачная. 5)Все это послужило причиной ужасной неприятности. 6)Такие замены не способствуют пониманию вас вашими собеседниками.

3.Укажите ошибки, возникшие вследствие употребления иноязычных слов (использование слова без учета его семантики, немотивированное употребление, нарушение лексической сочетаемости и др.). Исправьте предложения.

1)Он стоически сопротивлялся ударам судьбы. 2)Глупый это обычай, что после обеда дамы уходят. Анахронизм какой-то. 3)Строительство кинотеатра, начатое в мае, форсируется ускоренными темпами. 4)Дилемма, поставленная перед коллективом, была успешно выполнена. 5)Она сама чувствовала, как происходит эволюция ее сознания. 6)Этим летом мы совершили небольшой круиз: сели в поезд и поехали в Москву. 7)Импорт этой страны составляли меховые изделия, вывозимые из нее в большом количестве.

 

4.В данных ниже отрывках найдите нарушения благозвучия. За счет чего они возникли?

1)Выживешь – паршивым и ледащим на снегу очнешься леденящем,

Ни на что здесь права не имея, даже схоронив своих детей.

Станешь волком, на луну скулящим, если нет народа в настоящем

И не угадать его в грядущем посреди чужих тебе степей… (Ю.Гусинский)

2)Такого удара она не могла выдержать. Изо всех сил сдерживая себя, она, придерживаясь за дверную раму, дрожа всем телом, медленно вошла в комнату и бессильно опустилась на кровать (Б.Назаров).

5.Укажите встречающиеся в предложениях тропы.

1)Скука – это пост души, когда жизненные соки помышляют о высоком. 2)Соловьем залетным юность пролетела, волной в непогоду радость прошумела. 3)Недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого дерева. 4)Пусть порой мне шепчет синий вечер, что была ты песня и мечта. 5)Ему рукоплескал Париж. 6)Сквер величаво листья осыпал. Светало. Было холодно и трезво. 7)Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. 8)Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь. 9)И я шепчу безумные желанья, и лепечу безумные слова.

6.Определите, какой стилистический прием в использовании фразеологизмов приводит к комическому эффекту.

1)Два сапога – пара, если они одного номера и фасона. 2) «Крем для ответственного лица». 3)О присутствующих не говорят, об отсутствующих злословят. 4)Его песенка была спета – он перепевал чужие. 5)Леди с дилижанса – пони легче. 6)Как корова ветром сдула. 6)Молчать как рыба об лед.

 

Литература по теме:

Основная:

1.Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культура речи. – Минск, 2001.

2.Русский язык и культура речи / Под ред. В.Д.Черняк. – М., 2002.

Дополнительная:

  1. Хазагеров Г.Г., Корнилова Е.Е. Риторика для делового человека. – М., 2001.

 

 

Date: 2015-10-21; view: 1551; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию