Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 3





Тема: Правильность речи. Грамматические нормы.

 

Выполните упражнения:

1.Употребите данные ниже существительные в форме единственного числа.

Абрикосы, ботинки, валенки, георгины, жирафы, идиомы, катаракты, кеды, клавиши, клипсы, комментарии, манжеты, метаморфозы, пимы, плацкарты, погоны, расценки, рельсы, сандалии, ставни, туфли, эполеты.

 

2.Объясните использование выделенных форм рода. Укажите формы, принятые в современном литературном употреблении.

1.Лицо ее было закрыто густым вуалем (Л.Толстой). 2. – Нет, я на такой дуэль не соглашусь (Н.Гоголь). 3. Новый мундир его был весь в мелу, одна погона глядела на сторону (А.Чехов). 4. И на покорную рояль Властительно ложились руки, Срывая звуки, как цветы (А.Блок). 5. Через два дня Клим Самгин сидел в парке санатории (М.Горький). 6. – У меня челюсть… завтра хоть рельсу грызть (Л.Леонов). 7. Хлопнула ставня, и кто-то застучал в дверь сильнее (К.Паустовский). 8. Ставень тихонько, без скрипа, закрылся (А.Серафимович). 9. Лишь хмель литовских берегов, Немецкой тополью плененный, Через реку меж тростников Переправлялся дерзновенный (А.Пушкин).

 

3.Определите род данных аббревиатур.

ООН, ЭВМ, ГЭК, СНГ,ТЮЗ, МХАТ, «МК», гороно.

 

4.Образуйте формы именительного падежа множественного числа.

1)Век, глаз, корм, луг, план, плуг, порт, сорт, стог, суп, торт, фронт, шприц, штаб.

2)Берег, буфер, веер, вексель, вечер, голос, город, директор, доктор, жемчуг, катер, клевер, купол, мастер, остров, отпуск, паспорт, перепел, повар, погреб, профессор, рукав, сторож, холод, якорь.

3)Бухгалтер, госпиталь, конвейер, конструктор, лектор, месяц, сна

йпер.

 

5.Вставьте окончания существительных.

1.Инженер… не прошли и километра, как разразился неистовый снежный буран (В.Ажаев). 2. Лязгнули буфер…, на миг все стихло, и вагоны медленно поплыли мимо (В.Попов). 3. Победоносцев решил вернуться в Москву и начать там хлопоты по устройству на работу на работу в аэроклубе, где требовались инструктор… для обучения новичков полетам (В.Саянов). 4. Французский флот весь взорвался: линкор…, легкие и тяжелые крейсер…, эсминц… (В.Инбер). 5. Все вступившие в силу приговор… о смертной казни приводятся в исполнение (из газет). 6.Молодые архитектор… будут обеспечивать оргкомитеты МЖК проектно- сметной документацией (из газет). 7. Чайник из настоящего японского фарфора считался драгоценностью, мне вспоминали его многие год… (Д.Гранин).

6.От данных прилагательных образуйте краткие формы. Отметьте случаи, когда образование таких форм невозможно.

Бурый, родственный, большой, бледно-розовый, древний, вороной, добрососедский, искренний, светлый, соленый, облезлый, гнедой, безмолвный, фисташковый, примирительный, благонамеренный, сине-зеленый, отсталый, маленький, геройский, чистейший.

 

7.В следующих предложениях найдите ошибки, связанные с образованием и употреблением степеней сравнения. Предложите правильный вариант.

1.Третий рассказ показался ему наиболее смешней. 2.Моя работа оказалась наихудшайшей из всех. 3.Отношение к людям должно быть мягше, а взгляд на жизнь – ширше. 4.Вчера ты был менее весел. 5.Мой дядя – прелучшайший и предобрейший человек на свете. 6.Этот костюм мне менее велик, чем тот. 7.Алена гораздо красившее Татьяны. 8.Такой зонт более женский, чем мужской. И9.Надо вести себя скромнейше и простее. 10.Он из нас был самый честнейший. 11.Первее всего нужно доделать то, что мы начали.

 

8.Раскройте скобки, выбрав одну из предложенных форм. Выбор мотивируйте.

1.Я (сыт, сытый). 2.Сегодня он (сердит, сердитый). 3.Профессор (доволен, довольный) успехами студентов. 4.Больной еще (слаб, слабый). 5.Вода в реке была (темна, темная) и (холодна, холодная). 6.Константин Сергеевич очень (умен, умный). 7.Эти многоугольники (симметричны, симметричные). 8.Он слишком (застенчив, застенчивый). 9.Эти ошибки легко (исправимы, исправимые). 10.Эта река слишком (мелководна, мелководная). 11.Кто (бодр, бодрый) душой, тот всегда (весел, веселый) и (здоров, здоровый). 12.Стены в этой крепости (высоки, высокие).

 

9.Замените цифры соответствующими числительными. Раскройте скобки, употребив существительные в нужной форме.

1.Вместе со всеми 374 (участник конференции) мы отправились в Старую Руссу. 2.Наша база находилась в 841 (километр) от города. 3.За время экспедиции полярники прошли свыше 1958 (километр). 4.Из 941 (выпускник) нашего курса на встречу приехали только около 750. 5.Мы израсходовали ¾ (бак) воды. 6.Довольно трудно издать книгу с 7395 (чертеж) в нашем издательстве. 7.Царь Леонид с 300 (спартанец) в Фермопильском ущелье прикрывал отступление греческих войск.

 

10.От приведенных глаголов образуйте формы 1 лица единственного числа, при невозможности их образования замените их описательными выражениями.

Бороться, бродить, запретить, затмить, блестеть, образоваться, косить, раздавать, записать, выдавить, течь, блистать, жать, сесть, махать.

 

 

Date: 2015-10-21; view: 1263; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию