Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема: Лексические нормы и точность словоупотребления





Вопросы:

1. Понятие лексической нормы.

2. Функционирование синонимов, антонимов, омонимов и паронимов в речи

3. Речевая избыточность (плеоназм, тавтология) и речевая недостаточность.

4. Сочетаемость слов и точность речи.

Выполните упражнения:

1.Найдите ошибки в словоупотреблении, объясните и исправьте их.

1.- Вы не подскажете, как проехать в кинотеатр «Октябрь»? 2.Вперед подумай, а потом отвечай. 3.Я литератор, специальность обязывает меня подмечать мелочи. 4.Кондитер – должность серьезная. 5.Николай заболел и не сумел прийти на субботник. 6.Датой первого чаепития русских людей считается 1638 год. 7.На протяжении нескольких часов погода резко изменилась. 8.Длинная бурая морда лося увешана тяжелыми ветвистыми рогами. 9.За одну неделю я посетила несколько музеев. 10.Дипломант с успехом защитил свой проект.

 

2.Определите общее значение слов-синонимов и укажите различия в оттенках их значений, границах сочетаемости, стилистической окраске или сфере употребления. При выполнении задания используйте «Словарь синонимов».

Послушный, покорный, ручной. Правильный, безошибочный, точный. Прибыль, барыш. Прибыльный, доходный, рентабельный. Пригласить, позвать. Причалить, пришвартоваться. Причина, основание, резон. Причудливый, затейливый, замысловатый.

 

3.Употребите данные словосочетания в контексте. Следите за тем, чтобы не возникла двусмысленность. Предложите два варианта предложений на каждое словосочетание (должны быть употреблены в разных значениях).

Загнать лошадь; прослушать выступление; просмотреть книгу; оставить деньги; почитать роман; отобрать оружие.

 

4.Выберите из данных в скобках паронимов те, которые необходимы по условиям контекста.

1.(Бережность, бережливость) и аккуратность, я заметил, одна из характерных черт канадских фермеров. 2.Нельзя быть таким (невежей, невеждой), надо учиться, пополнять свои знания. 3.Особенно запоминаются деревянные (архаичные, архаические) фигуры, украшающие ниши храма. 4. Обращает на себя внимание (гармоничный, гармонический) стиль данного произведения. 5.Удачно подобранные (гармоничные, гармонические) цвета и звуки помогали поддерживать хорошее настроение. 6. (Досадное, досадливое) покашливание выдавало его подлинное настроение. 7.Лингвистические словари (представляют, предоставляют) богатейший материал для работы над словом как единицей лексической системы языка. 8.Они сели рядом на землю и стали рассматривать разноцветные лубочные литографии (патриотичного, патриотического) содержания. 9.(Командированные, командировочные) инженеры обеспечиваются гостиницей. 10.Нарядно (одетые, надетые) яванцы носят легкие курточки европейского фасона, застегивающиеся на одну пуговицу и (одеваемые, надеваемые) ими на голое тело. 11.Наговоры Сорокина (осложнили, усложнили) положение отца.

 

5.Составьте возможные словосочетания. Чем можно объяснить несочетаемость отдельных слов?

1.Закадычный – друг, приятель, подруга, товарищ, сосед, дружба;

2.Щекотливый – вопрос, проблема, мысль, ситуация, положение;

3.Неминуемый – провал, успех, жизнь, смерть, победа, гибель, встреча;

4.Скоропостижный – отъезд, успех, смерть, встреча, победа, кончина;

5.Мизерный – достаток, успех, просчет;

6.Година – горькая, грозная, счастливая, прекрасная, желанная, лихая, светлая, мрачная, трудная, легкая, тяжелая;

Изъявлять – желание, согласие, сожаление, сомнение, готовность, протест, одобрение, симпатию.

 

6.Определите стилистическую окраску слов. Составьте словосочетания, соединив синонимы со словами, приведенными рядом. Чем определяется лексическая сочетаемость в данных случаях?

Приехал, прибыл, прикатил – сосед, товарищ, парень, дружок, высокий гость;

Говорить, болтать – вздор, глупости, бессмыслица;

Упорствовать, упрямиться – напрасно, тщетно;

Скверный, плохой – привычка, повадка.

 

Date: 2015-10-21; view: 2140; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию