Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Нарушения личных неимущественных прав авторов
Среди перечисленных нарушений авторского права в ст. 50 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» только одно действие прямо относится к нарушению личных неимущественных прав – плагиат. Плагиат представляет собой обнародование (опубликование), полностью или частично, чужого произведения под именем лица, не являющего автором этого произведения. Известно, что примеры плагиата имеют многовековую историю, действия, носящие характер плагиата, совершались в Древней Греции и Римской империи. В современное время наибольшее распространение плагиат получил в литературной, научной среде, шоу-бизнессе, журналистике и т.п. Объектом правонарушения «плагиат» выступает право авторства и право на авторское имя. В законодательстве Украины понятие «авторство» не раскрывается. В научной литературе под авторством предлагается понимать «неимущественное благо, выражающее творческие способности человека, на которое человек приобретает право при создании результата интеллектуальной деятельности в соответствии с требованиями закона, и которое является основанием приобретения иных личных неимущественных прав и исключительного права на результат интеллектуальной деятельности»[56]. Право авторства гарантирует автору признание его обществом как творца (создателя) произведения. Объективная сторона данного правонарушения заключается в активных действиях нарушителя по опубликованию чужого произведения под именем лица, не являющегося его автором. Такие действия имеют различные проявления. Исходя из законодательного определения плагиата, он бывает полный или частичный. Полный плагиат – это присвоение авторства на чужое произведение в полном объеме. Частичный плагиат означает использование лишь части или отрывков чужого произведения без указания имени действительного автора. Вопрос частичного плагиата тесно связан с использованием чужого произведения в виде отрывков (цитат). Примером является спор из российской практики. Автор обратился в суд к издательству, выпустившему книгу «Управление автосервисом: учебное пособие для вузов». По утверждению истца, в книге имеются дословные заимствования общим объемом 11 стр. из ранее изданного им произведения. Основными аргументами ответчика (издательства) выступали утверждения, во-первых, об отсутствии его вины, во-вторых, о том, что использование отрывков из произведения истца было не незаконным заимствованием, а разрешенным цитированием. Районный суд отказал в удовлетворении иска, городской суд не согласился с такой позицией и отметил: «каждое цитирование произведений автора должно сопровождаться указанием имени автора и источника заимствования, поскольку только таким образом могут быть соблюдены права автора используемого произведения». Анализируя решение суда, Э.П. Гаврилов делает важный вывод относительно цитирования: использование чужого опубликованного произведения в виде отрывков – цитат без согласия автора произведения и без выплаты ему вознаграждения не подпадает под случаи свободного использования произведения, если используемые фрагменты произведения не были выделены и не имеет указания на автора и источник заимствования[57]. В научной литературе плагиат подразделяют также на прямой и опосредованный. Прямой плагиат предусматривает присвоение авторства на чужое произведение без изменения произведения. Опосредованный плагиат – присвоение авторства на чужое произведение с некоторым изменением произведения[58]. Доказать факт плагиата на практике довольно сложно, так как авторское право охраняет только форму произведения, т.е. внешнее выражение произведения (манера, стиль авторского выражения в литературной, изобразительной, музыкальной форме, сочетание слов, абзацев, формулировок, стилистические обороты и т.п.). Содержание произведения (его идея, замысел, сюжет) не охраняется. Поэтому для установления факта плагиата необходимо полное или частичное совпадение формы выражения произведения. Для наглядности это демонстрируют в сличительной таблице совпадений, которая дает возможность убедиться в факте плагиата. Примеров совершения плагиата на практике множество. Так, спор о плагиате был рассмотрен Киевским районным судом г. Донецка. 3 августа 2001 г. этот суд принял решение, согласно которому издатель газеты «Салон Дона и Баса (ЗАО «Медиа-прес») и юридическая фирма «Прима» возместили И. Голованю компенсацию морального вреда в размере 14 тыс. грн. за нарушение его авторских прав. Суть нарушения заключалась в том, что ответчик публиковал в газете материал под названием «Как вести себя при проверке». Большая часть этого материала составляет выдержки из статьи И. Голованя «Вас проверяют? Ну и что!», напечатанной в журнале «Капитал» в 1997 г. После сравнения статей в газете «Салон Дона и Баса» и журнале «Капитал» суд сделал вывод о высокой степени их идентичности[59]. Помимо плагиата судебная практика выявила и другие нарушения личных неимущественных прав авторов, в законодательстве прямо не закрепленные, в частности: · неуказание имени автора при использовании его произведения, например, имени фотографа (значительная часть таких нарушений совершается путем использования произведений в рекламе, средствах массовой информации); · неуказание имени одного из соавторов другими соавторами, когда речь идет о произведении, созданном в соавторстве; · указание имени автора в случае, если он желает остаться анонимом, · неправильное указание имени автора (в частности, когда автор желает выступать под псевдонимом). Нередко конфликтные ситуации возникают в результате использования псевдонима, который совпадает с собственным именем, фамилией другого автора. Такие конфликты вызваны отсутствием в законодательстве четких требований к выбору псевдонима и запрета на использование псевдонимов, в которых используются полностью или частично чужие псевдонимы или настоящие имена других лиц. При разрешении подобных споров судебная практика учитывает, прежде всего, сферу деятельности сторон. Примером является дело по иску поэта Игоря Леонидовича Волгина к издательству «Эксмо-пресс» и писателю Волгину Игорю Валентиновичу относительно использования ответчиком псевдонима, частично совпадающего с настоящим именем и фамилией истца (настоящая фамилия ответчика - Волознев). Исследовав сферы деятельности истца и ответчика (с одной стороны, поэзия, а с другой - проза), суд, учитывая разные сферы творчества сторон спора, не нашел оснований для признания псевдонима ответчика вводящим в заблуждение читателей и издателей[60]. Выбор и использование в качестве псевдонима фамилии конкретного гражданина, особенно имеющего известность в обществе, может рассматриваться как злоупотребление правом. Например, если автор на произведении сексуального характера указывает в качестве псевдонима фамилию достаточно известного в обществе лица[61]. В подобных случаях осуществляя право на авторское имя, автор выходит за пределы осуществления гражданских прав, установленные ст. 13 ГК Украины. Речь может идти о несоблюдении моральных принципов общества; действиях, совершаемых с намерением причинить вред другом улицу, а также злоупотребление правом в других формах. Последствием злоупотребления правом является отказ суда в защите гражданского права. · изменение и дополнение произведений, чем нарушается право на неприкосновенность произведения. Ст. 439 ГК Украины исходит из того, что автор имеет право противодействовать любому извращению, искажению или другому изменению произведения либо какому-либо другому посягательству на произведение, что может повредить чести и репутации автора, а также сопровождению произведения без его согласия иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и т. п. Как видно из приведенной формулировки, законодатель связывает право на неприкосновенность с правом на защиту репутации. Однако, это хотя и близкие, но самостоятельные виды прав автора, а, следовательно, и разные правонарушения. Так, можно представить ситуацию, когда изменение произведения без согласия автора не причиняет вред чести и репутации автора, тогда как право на неприкосновенность является нарушенным[62]. Примером может являться спор между авторским коллективом фильма «Сапоги всмятку» и Первым национальным каналом (Россия). Режиссер фильма заявил, что 31.03.2002 г. вышеуказанный фильм был показан не с начала, а с четырнадцатой минуты. Кроме того, полностью были вырезаны два финальных эпизода и титры. Суд удовлетворил такой иск, признав действия ответчика нарушением личного неимущественного права на целостность произведения (фильма). Значительная часть нарушений права на неприкосновенность «в чистом виде» совершается в отношении аудиовизуальных произведений (прежде всего, кинофильмов), демонстрацию которых по телевидению прерывают объемными рекламными блоками. Рекламные вставки сами по себе вряд ли составляют угрозу чести и репутации автора, вместе с тем прерывание фильма, как правило, на самом интересном или психологически напряженном моменте, изменяет его восприятие, искажает замысел автора, перемещает эмоциональные акценты, нарушая, безусловно, его целостность[63]. Законодатель не конкретизирует понятия «извращение», «искажение» произведения. Кроме того, сам перечень действий, нарушающих право на неприкосновенность, является открытым, так как законодатель использует формулировку «…либо какому-либо другому посягательству на произведение». Такой подход направлен на расширение возможностей автора в защите своих прав, ведь только сам автора может оценить действия, посягающие на неприкосновенность его произведения. Так, в одном из случаев нарушения права на неприкосновенность фотографического произведения указанные неправомерные действия выражались в размещении фотографии известного киевского художника О. Якубовского, который профессионально занимается созданием целостных идейно-философских композиций с антикварных вещей и их дальнейшим фотографированием, в газете «В» в качестве иллюстрации к материалу с названием «Жертвы наркоты». Обосновывая наличие искажения, извращения, иного посягательства на его произведение, автор отмечал, что оригинальное сюжетно полноценное произведение, которое раскрывало идею профессионализма было изменено и уменьшено, что привело к утрате четкости изображения большинства предметов съемки, к тому же, будучи цветным в оригинальном виде, оно было подано в черно-белом формате, фамилия автора фотографии не называлась. Более того, данное фотографическое произведение было размещено в качестве иллюстрации к материалу, который диссонирует с идейной направленностью фотографии. Подобное использование произведения причинило вред репутации автора[64]. Существующая законодательная формулировка содержания права на неприкосновенность вызывает и некоторые замечания. Она ставит право автора противодействовать указанным выше действиям в зависимость от нанесения вреда его чести и репутации, что значительно снижает его возможности в доказывании оснований для защиты своих прав. Ведь в каждом подобном случае автор должен обосновать, что искажение произведения (равно как и любое посягательство на него) способно нанести ущерб его чести и достоинству, а это может быть большим препятствием для защиты от указанных действий. В данной связи следует отметить, что российское законодательство предусматривает более широкие возможности для защиты права на неприкосновенность, поскольку автору достаточно доказать лишь сам факт внесения изменений, сокращений, дополнений без его согласия. Так, согласно ст.1266 ГК РФ «Право на неприкосновенность произведения и защита произведения от искажений», не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения). Подобная формулировка этого права содержится в законодательстве и других государств (например, в ст. 20 Закона Узбекистана «Об авторском праве и смежных правах»). Что касается создания пародий и стилизаций, опубликование критических обзоров и комментариев, то эти действия не являются нарушением права на неприкосновенность. Если же в пародиях имеет место посягательство на честь, достоинство, репутацию лица, то они могут быть защищены на основании норм о защите права на неприкосновенность чести, достоинства и уважение деловой репутации (ст. 277 ГК Украины). Date: 2015-09-24; view: 1300; Нарушение авторских прав |