Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика авторского права





Рассмотрение особенностей защиты авторского права необходимо начать с характеристики понятия, объектов, субъектов авторского права, оснований возникновения авторского права.

Авторское право в субъективном смысле – это личные неимущественные и (или) имущественные права, принадлежащих автору, его приемникам в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства.

Объектом авторского права является произведение науки, литературы и искусства. Легального определения понятия «произведение» Закон не раскрывает. В юридической литературе содержатся различные варианты определений, при этом наиболее признанным является определение, сформулированное В.И. Серебровским: «Произведение – это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельностиавтора свое выражение в доступной для восприятия форме, допускающей возможность воспроизведения»[31].

Для признания произведения охраняемым объектом авторского права оно должно обладать двумя обязательными признаками.

Во-первых, иметь творческий характер. Понятие творчества в законодательстве Украины не раскрывается. Творчеством принято считать такую интеллектуальную деятельность, результат которой характеризуется оригинальностью, неповторимостью, уникальностью. По мнению О.О. Подопригоры, это – «деятельность, в результате которой рождается что-то качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью»[32]. Произведения науки, литературы и искусства являются уникальными, оригинальными в том смысле, что их невозможно повторить в результате параллельного творчества нескольких лиц, в отличие от объектов патентного права (изобретений, полезных моделей), которые создаются на основе объективных законов науки и техники и потому повторимы.

Учитывая, что объект авторского права не подлежит проверке на предмет новизны государственным органом (как, например, объекты патентного права, торговые марки) на практике распространены споры о наличии или отсутствии творческого характера в том или ином произведении, а, следовательно, о нарушении авторского права на него. При рассмотрении таких споров в суде назначается экспертиза, которая устанавливает наличие или отсутствие заимствований, совпадений, их объем, делает вывод об оригинальности, неповторимости произведения и наличии в нем творческого характера. Например, при рассмотрении спора о признании произведением словосочетания «33 коровы» суд установил, что данное сочетание не является литературным образом, оно употребляется в привычных для русского языка значениях без привнесения в него оригинального содержания или формы[33].

Во-вторых, произведение должно иметь объективную форму выражения: письменную (рукопись), устную (публичное исполнение), звуко- или видеозапись, выступать в виде изображения (картина), объемно-пространственной форме (скульптура) и др. При этом авторское право и право собственности на вещь (материальный носитель произведения, например, книгу, дискету и т.д.) не зависят одно от другого: переход права собственности на вещь – материальный носитель произведения – не влечет перехода права интеллектуальной собственности (авторского права) на произведение. Это означает, что, покупая книгу в магазине, мы не становимся обладателем авторского права на эту книгу. Чтобы стать таковым, необходимо заключить с автором соответствующий авторский договор (лицензионный договор, договор об отчуждении имущественных авторских прав).

Авторское законодательство охраняет любое произведение, обладающее указанными двумя признаками, независимо от его художественной ценности, степени готовности, назначения и достоинств. В равной степени охраняются как высокохудожественные произведения, так и те, художественные достоинства которых невысоки.Для решения вопроса об охране произведения не требуется оценки художественных, эстетических и иных достоинств. Иное привело бы к тому, что представление одних людей о прекрасном предопределяли бы наличие или отсутствие произведения как объекта охраны[34]. Как писал Г.Ф. Шершеневич «…даже в таком произведении, в котором нет и следов новой мысли, изыскания новых фактов, даже в нем существует оригинальность, потому что оно излагает чужие мысли и известные факты своими словами, потому что эти мысли и факты пошли сквозь его мыслительный орган и там отлились в ту форму, в какой предстали перед публикой»[35].

Перечень объектов авторского правазакреплен в ст. 433 ГК Украины и ст. 8 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах». К ним, в частности, относятся:

· литературные письменные произведения (книги, статьи),

· выступления, лекции и иные устные произведения,

· музыкальные произведения,

· произведения архитектуры,

· аудиовизуальные произведения,

· произведения изобразительного искусства,

· произведения прикладного искусства,

· фотографические произведения, в том числе произведения, выполненные способами, подобными фотографии,

· иные произведения.

Приведенный перечень объектов является неисчерпывающим и может дополняться новыми произведениями, обладающими признаками объекта авторского права. Значение закрепленного перечня заключается в том, чтобы показать, в каких наиболее распространенных объектах могут быть выражены произведения науки, литературы и искусства, указать их виды и, тем самым, исключить споры относительно охраноспособности большинства из них.

Определения некоторых из перечисленных объектов авторского права содержатся в ст. 1 данного Закона, которая посвящена определению терминов. В ней раскрываются понятия: «аудиовизуальное произведение», «база данных», «компьютерная программа», «производное произведение», «произведение архитектуры», «произведение изобразительного искусства», «произведение прикладного искусства».

Отсутствие в Законе определений остальных объектов авторского права не способствует надлежащей правовой охране и защите прав, поскольку в результате различного понимания сущности того или иного вида объекта (произведения) складывается неоднозначное применение законодательства на практике. Подобная ситуация имеет место, например, в отношении фотографий. Закон признает объектом охраны «фотографические произведения, в том числе произведения, выполненные способами, подобными фотографии», не определяя и не конкретизируя их признаки. Вместе с тем известно, что не все фотографии могут являться охраняемыми произведениями. Разграничивают «обычные фотографии» и «оригинальные фотографии» («творческие фотографии»). Последними признаются те, которые эмоционально влияют на зрителя в результате, например, эффектных комбинаций освещения объекта съемки[36]. Творчество фотографа может проявляться как в самом фотографическом видении, приводящем к возникновению идеи, замысла и т.д., так и в фотографической печати – тонком художественном процессе, в результате которого появляется оригинальный художественный образ[37].

Такое разграничение фотографий четко проводится в законодательстве зарубежных стран с целью установления разных сроков для охраны одних и других видов фотографий. В Германии, например, срок охраны прав на фотографические произведения составляет 70 лет, а для обычных фотографий – 50 лет.

Особым объектом авторских прав, не указанным в перечне объектов авторских прав, является интервью. О нем упоминается в ч. 3 ст. 13 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах»: «Соавторством является также авторское прав на интервью». Форма общения в виде интервью становится все более востребованной в условиях развития средств массовой информации и коммуникаций. Отношения, связанные с созданием и использованием интервью, еще недостаточно урегулированы законодательством Украины, поэтому на практике нередко встречаются спорные ситуации, связанные с квалификацией той или иной беседы в качестве интервью и, соответственно, с правомерностью ее опубликования. Примером является спор, рассмотренный Голосеевским районным судом г. Киева. Причиной конфликта, по мнению истца, явился тот факт, что 12.09.2001 г. он дал интервью на украинском языке корреспонденту газеты «Ф» относительно событий в США 11.09.2001 г., которое было опубликовано на русском языке без его разрешения. Редакция газеты (ответчик) считает, что у истца брали не интервью, а проводили социологическое исследование с целью выяснения мнения граждан о важных событиях в мире. Поэтому, по мнению редакции, опубликование высказываний истца (на русском языке) не требовало его разрешения. Суд в своем решении от 6 июня 2002 г. пришел к выводу, что формально проведенную беседу можно считать интервью, но произведение при этом создано не было, в связи с чем истцу было отказано в удовлетворении исковых требований о защите авторских прав.

Таким образом, понятие интервью является широким по своему содержанию и охватывает как интервью, являющееся произведением, так и беседу, не охраняемую авторским законодательством. Для разграничения разновидностей интервью следует учитывать, что, как и любой объект авторского права, интервью должно иметь творческий характер и объективную форму выражения. Творческий характер предполагает, что интервью выражается в характере общения с интересными людьми (постановка вопросов, выбор темы для беседы и т.п.) с целью выяснения их мыслей, оценки тех или других событий, получения новой информации. Объективная форма выражения интервью может выступать в виде статьи в газете, записи на пленке, компакт-диске и т.п. При этом объектом охраны будет выступать не содержание (суть, идея) беседы, а внешняя форма выражения интервью, то есть совокупность и расположение конкретных слов, вопросов, их последовательность и т.д. Поэтому лицо, которое берет интервью, имеет авторское право на форму выражения своих вопросов, а лицо, дающее интервью, - форму выражения своих ответов[38].

Таким образом, для избежания различных толкований понятия «интервью» его четкое определение как разновидности объекта авторского права должно быть закреплено в Законе Украины «Об авторском праве и смежных правах». За основу можно принять определение, сформулированное С. Бутник-Северским, как «предназначенный для предания огласке разговор, имеющий характер творческого сотрудничества лиц, которые принимают в нем участие (лицо, которое дало интервью, и лицо, которое его взяло)»[39].

На практике распространены такие виды интервью: монолог (сплошной рассказ лица в ответ на вопрос, предложенный журналистом), сообщение (лаконичное изложение беседы корреспондента с компетентным человеком), зарисовка (кроме содержания беседы, предусматривается также раскрытие обстоятельств, о которых происходит разговор), интервью – размышление (развернутый комментарий к факту, событию)[40].

Много проблемных вопросов возникает относительно такого нового объекта авторского права как реклама. В указанном перечне объектов она прямо не названа, поскольку не всегда может являться охраняемым произведением. Реклама имеет самые разнообразные формы проявления: от простого рекламного сообщения о скидках в магазине и заканчивая крупнобюджетным рекламным роликом. Реклама является объектом авторского права, если носит творческий характер и имеет объективную форму выражения (например, выступает в форме рекламного ролика – аудиовизуального произведения, художественной композиции на сноуборде). В каждом случае использования произведения в рекламе необходимо получать разрешение у обладателя авторского права на использование произведения. При этом следует иметь в виду, что сама рекламная идея (так называемый креатив) не охраняется авторским правом, охраняется только форма ее выражения. Например, если в рекламе красивая девушка медленно пьет пиво из запотевшего бокала, изготовитель такой рекламы не может запретить другому изготовителю сделать свою рекламу, где другая красивая девушка будет точно также медленно пить пиво свое пиво из запотевшего бокала. Если же придуман какой-то оригинальный ход, преподнесенный необычным образом, то есть возможность доказать в суде, что другой изготовитель рекламы осуществил переработку созданного произведения. Грань между этими двумя вариантами весьма тонкая[41]. Самая востребованная и распространенная, но и слабая с точки зрения авторско-правовой охраны часть в рекламе – слоганы. Они охраняются, если являются творческими, оригинальными. Однако чтобы обеспечить надежную защиту слогана, имеет смысл зарегистрировать его в качестве торговой марки.

Наряду с перечнем охраняемых произведений, авторское законодательство предусматривает круг объектов, не охраняемых авторским правом (ст. 10 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах»):

· сообщения о новостях дня или текущих событиях, имеющих характер обычной пресс-информации,

· произведения народного творчества (фольклор);

· изданные органами государственной власти официальные документы политического, законодательного, административного характера (законы, указы, постановления, судебные решения, государственные стандарты и т.п.),

· государственные символы Украины, государственные награды, символы и знаки органов государственной власти, Вооруженных сил Украины и т.д.;

· денежные знаки;

· расписание движения транспортных средств, расписание телерадиопередач, телефонные справочники и другие аналогичные базы данных, не отвечающие критериям оригинальности.

Для возникновения авторского права не требуется выполнения каких-либо формальностей. Согласно ст. 437 ГК Украины, ст. 11 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» авторское право на произведение возникает с момента его создания. Лицо, обладающее авторским правом, для сообщения о своих правах может использовать знак охраны авторского права, состоящий из следующих элементов: латинская буква с в окружности ©; имя лица, обладающего авторскими правами; год первой публикации произведения. Знак охраны помещается на оригинале и каждом экземпляре произведения.

При возникновении спора автором считается лицо, указанное на оригинале или экземпляре произведения, пока судом не будет доказано иное (юридическая презумпция авторства).

Субъект авторского права имеет возможность зарегистрировать свои права в Государственном департаменте интеллектуальной собственности, в результате чего ему выдается свидетельство о регистрации авторского права на произведение. Порядок такой регистрации определен Постановлением КМ Украины «О государственной регистрации авторского права и договоров, касающихся права автора на произведение» от 27 декабря 2001 г. № 1756. Сама регистрация имеет заявительный характер. Регистрирующий орган не проводит проверок, экспертиз на предмет оригинальности, новизны и т.д. поданного произведения. Поэтому регистрации и выдаваемому на ее основе свидетельству не придается правоустанавливающее значение.

Вместе с тем, как отмечают представители государственного предприятия «УААСП», на практике авторы, побаиваясь плагиата, отдают предпочтение государственной регистрации авторского права. Наличие свидетельства играет определенную роль при проведении переговоров о передаче имущественных прав на произведение, используется в судебных спорах при доказывании авторства и даты создания произведения[42].

Авторское право охватывает две группы прав: 1) личные неимущественные права, 2) имущественные права. В основе указанного деления лежат интересы, опосредованные этими видами прав.

Личные неимущественные права – это права автора, имеющие неимущественную ценность, неотчуждаемые и непередаваемые. Личные неимущественные права предназначены для удовлетворения моральных, духовных интересов автора, утверждения его как личности, признания его репутации, обеспечения неразрывной связи с произведением.

Эта категория регламентируется нормами ст. ст. 423, 439 ГК Украины и ст. 14 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах», относятся. Анализ этих норм позволяет выделить следующие виды личных неимущественных прав автора произведения:

· право авторства – право действительного создателя произведения считаться его автором и требовать признания этого путем указания надлежащим образом имени автора на произведении и его экземплярах и при любом публичном использовании произведения, если это практически возможно; законодательством установлена презумпция авторства: автором произведения считается лицо, указанное как автор на оригинале или экземпляре произведения при отсутствии доказательств иного;

· право на авторское имя – право автора использовать произведение под свои собственным именем, выбирать псевдоним, указывать и требовать указания псевдонима[43] вместо настоящего имени автора, запрещать во время публичного использования произведения упоминания своего имени (выступать анонимно). Под именем автора законодатель понимает «совокупность слов или знаков, которые идентифицируют автора; фамилия, имя и отчество автора; инициалы автора, псевдоним автора; принятый автором знак (совокупность знаков) и т.д.» (ст. 1 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах»).

· право на неприкосновенность произведения – право противодействовать любому извращению, искажению или дру­гому изменению произведения либо какому-либо другому посягательству на произ­ведение, что может повредить чести и репутации автора, а также сопровождению про­изведения без его согласия иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и т. п.

Личные неимущественные права действуют и охраняются в течение жизни автора и прекращаются с его смертью, поскольку являются субъективными правами. Однако после смерти авторство, авторское имя и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно. Речь идет об охране общественного интереса, который заключается в том, чтобы донести произведение автора до следующих поколений в неизменном виде с указанием его имени (псевдонима). В украинском законодательстве это положение прямо не закреплено, в отличие от российского: в ч. 1 ст. 1267 ГК РФ установлено, что бессрочной охране подлежат не права, а авторство, имя автора и неприкосновенность произведения[44].

Имущественные права на произведения науки, литературы и искусства в общем виде перечислены в ст. 440 ГК Украины:

1) право на использование произведения;

2) исключительное право разрешать использование произведения;

3) право препятствовать неправомерному использованию произведения, в том числе запрещать такое использование;

4) другие имущественные права интеллектуальной собственности, установленные законом.

Более детальная характеристика содержания имущественных прав приводится в ст. 15 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах».

На основе вышеуказанных законодательных норм строится система имущественных авторских прав, которая включает в себя:

1) право на использование произведения – право совершать действия, связанные с воспроизведением, публичным исполнением, публичным показом, распространением и иным использованием произведения (способ использования определяется характером произведения):

· воспроизведение произведения – изготовление одного и более экземпляров произведения в любой материальной форме,

· публичное исполнение произведение – представление произведения посредством игры, пения, танца в живом исполнении или с помощью технических средств,

· публичное сообщение произведения – передача произведений в эфир с помощью радиоволн, с использованием спутников или по проводам (публичный – осуществляется в месте, открытом для свободного посещения или где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи),

· публичный показ произведения – любая демонстрация произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, слайда или телевизионного кадра (зрительное восприятие произведения),

· распространение произведения – продажа, отчуждение иным способом, сдача в прокат до первой продажи экземпляров произведения,

· перевод произведения, кроме перевода для личного использования

· переработка, аранжировка, иная переделка произведения (создаваемые в результате творческой переработки произведения являются новым объектом авторского права, но их использование возможно только с согласия автора оригинального произведения),

2) исключительное право разрешать использование произведения другим лицам – право заключать авторские договоры, опосредующие передачу права на использование произведения другим лицам (авторский договор заказа, лицензионный договор),

3) исключительное право отчуждать имущественные права – право заключать договоры о передаче исключительных имущественных авторских прав,

4) исключительное право препятствовать неправомерному использованию произведения, в том числе запрещать такое использование – право обращаться либо непосредственно к нарушителю либо в юрисдикционные органы с требованием о прекращении нарушения авторских прав, применении иных способов защиты.

Имущественные авторские права направлены на удовлетворение имущественных (экономических) интересов автора, заключающихся в получении достойного вознаграждения за созданный творческий результат. Эта категория прав является фундаментом системы авторско-правовой охраны. Как подчеркивает в этой связи Р.Б. Шишка, охрана авторского права имеет смысл лишь тогда, когда автор получает доход от своей творческой деятельности. Без этого говорить об эффективной охране, а тем более о ее стимулирующей роли, не приходится[45].

Имущественные права охраняются в течение жизни автора и 70 лет после его смерти. Специальные правила исчисления сроков охраны авторских имущественных прав определены в ст. 28 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах». Так, авторское право на произведения, созданные в соавторстве, охраняется в течение жизни автора и 70 лет после смерти последнего соавтора.

Наряду с указанным перечнем личных неимущественных и имущественных прав автора в законодательстве предусмотрено еще два права, имеющих смешанных характер: право следования и право доступа.

Право следования – неотчуждаемое право автора на получение денежной суммы в размере 5 % от суммы каждой продажи оригинала художественного произведения либо оригинала рукописи литературного произведения, следующего за отчуждением оригинала, осуществленным автором. Такая сумма уплачивается продавцом оригинала произведения (ч. 1 ст. 448 ГК Украины). В данном случае речь идет о публичной перепродаже оригинала произведения через аукцион, магазин, галерею, художественный салон и т.п. (ст. 27 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах»). Смешанная природа права следования вызвана тем, что с одной стороны, оно носит неотчуждаемый характер, что свойственно неимущественным правам, а, с другой – право следования переходит по наследству и имеет ограниченный срок охраны, что присуще имущественным правам.

Право доступа – право автора требовать доступа к произведению, материальный носитель которого передан в собственность другому лицу, в целях его использования для воспроизведения (изготовления экземпляров, переработок) при условии, что это не нарушает законные права и интересы собственника произведения изобразительного искусства (ст. 26 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах»).

Субъекты авторского права представлены двумя группами: первичные и производные субъекты.

Первичным субъектом является автор. Автором признается физическое лицо, которое своим творческим трудом создало произведение (ст. 1 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах»). Автором может быть любое физическое лицо независимо от его гражданства, возраста, дееспособности.

Если произведение создано совместным творческим трудом нескольких лиц – имеет место соавторство. Закреплено два вида соавторства:

· нераздельное – при котором невозможно отделить результаты творческого труда каждого автора (картина Репина и Айвазовского «Пушкин в Крыму» или романы Ильфа и Петрова).

· раздельное – возможно отделить результат творчества каждого соавтора, произведение состоит из частей, имеющих самостоятельное значение (коллективный учебник с указанием авторов отдельных глав).

Соавторством является также право на интервью. Соавторами интервью являются: лицо, давшее интервью и лицо, его взявшее. Опубликование записи интервью допускается лишь с согласия лица, которое его дало.

Соавторство возникает при наличии следующих условий: в результате совместного творчества создается единое целостное самостоятельное произведение, вклад соавторов должен носить творческий характер, необходимо наличие волеизъявления каждого соавтора, направленного на создание произведения в соавторстве.

Вторая группа субъектов – производные субъекты – представлена физическими и юридическими лицами, к которым имущественные авторские права перешли по договору или в силу закона. К ним относятся:

1) физические и юридические лица, у которых имущественные права возникают на основании авторского договора: организации–пользователи (издательства, театры, телерадиостудии), а также организации, управляющие имущественными правами субъектов авторских прав. К этим лицам могут переходить только имущественные права автора;

2) работодатель автора – когда речь идет о создании служебного произведения. Служебное произведение - это произведение, созданное автором в порядке выполнения служебных обязанностей в соответствии со служебным заданием или трудовым договором между автором и работодателем. Авторами служебных произведений являются сотрудники редакций журналов, работники НИИ, высших учебных заведений и т.д.

В законодательстве Украины предусмотрены разные подходы к определению круга прав, принадлежащих работодателю на служебное произведение: 1) согласно ст. 429 ГК Украины личные неимущественные права принадлежат работнику, создавшему служебное произведение, а имущественные права – совме­стно работнику, создавшему этот объект, и юридическому или физическому лицу, где или у которого он работает, если иное не установлено договором; 2) согласно ст. 16 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» личные неимущественные права принадлежат работнику, а имущественные права – работодателю, если иное не предусмотрено договором.

Представляется, что при определении субъекта имущественных прав на служебные произведения в качестве общего правила руководствоваться следует нормой ГК Украины, поскольку она, как следует из ее содержания, не допускает иного регулирования этих отношений в специальных законах[46]. Установленное в этой норме правило может быть изменено только договором. В ней закреплена презумпция того, что автор-работник и работодатель становятся сособственниками имущественных прав на служебный объект интеллектуальной собственности, в том числе авторского права. Согласно ст. 428 ГКУ право интеллектуальной собственности, принадлежащее нескольким лицам совместно, может осуществляться по договору между ними. При отсутствии такого договора, это право осуществляется совместно;

3) наследники – физические и юридические лица, к которым авторские права переходят по наследству. К наследникам переходят только имущественные права. Неимущественные права по наследству не переходят, но у наследников имеется право защищать неприкосновенность произведения, т. е. право противодействовать искажению, извращению, другому изменению произведения.

2. Нарушения имущественных прав субъектов авторского права. Проблема масштабного нарушения имущественных авторского права является одной из самых «больных» в правовой охране интеллектуальной собственности. Украину постоянно укоряют в огромных количествах нарушений авторских прав, называют «рассадником пиратства», что, к сожалению, во многом соответствует действительности. Если в США, Германии, Франции доля пиратской продукции составляет 10%, то у нас – от 70 до 90 %. Повышенное внимание к данной проблеме объясняется теми негативными последствиями, которые причиняют нарушения авторских прав. Пиратство затрагивает интересы всех, кто берет участие в создании интеллектуальных продуктов, их распространении: авторов и исполнителей, издателей и продюсеров, распространителей интеллектуальной продукции, потребителей, государства[47]. Потерпевшие субъекты авторского права недополучают суммы авторского вознаграждения. Государственный бюджет страны – значительные суммы в виде налоговых отчисления от прибыли, полученной в результате незаконного использования объектов авторских прав. Такой бизнес составляет значительный сегмент теневой экономики в нашей стране. Ухудшается имидж государства в международных отношениях, поскольку уровень охраны интеллектуальной собственности – один из главных показателей развития государства.

В 2001 г. Украина по оценкам Международного альянса интеллектуальной собственности была включена в Список «301», в соответствии с которым предусмотрено применение серьезных экономических санкций. В 2006 г. ЕС определил Украину страной приоритетного внимания по уровню контрафактной продукции после Китая, совместно с Россией, Чили, Турцией[48].

Все эти оценки не безосновательны, причин для процветания интеллектуального пиратства в нашем государстве множество: высокая доходность интеллектуального пиратства, низкий уровень обеспеченности населения, где основной массе граждан не по карману высокая стоимость легальной продукции, неосведомленность авторов о своих правах и способах их защиты, неэффективность мер наказания, предусмотренного за преступления в данной сфере, нехватка квалифицированных специалистов, способных оказать эффективную юридическую помощь.

Понятие нарушения авторского права в Законе Украины «Об авторском праве и смежных правах» не раскрывается. Законодатель пошел по пути перечисления действий, относящихся к таким нарушениям. При этом перечень таких действий сформулирован неисчерпывающим образом (ст. 50 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах»). В нем названы нарушения как личных неимущественных, так и имущественных авторских прав:

· действия, нарушающие личные неимущественные и имущественные права субъектов авторского права и смежных прав;

· пиратство в сфере авторского права и смежных прав – опубликование, воспроизведение, ввоз на таможенную территорию Украины, вывоз с таможенной территории Украины и распространение контрафактных экземпляров произведений, фонограмм, видеограмм и программ организаций вещания;

· плагиат – обнародование (опубликование), полностью или чяастично, чужого произведения под именем лица, не являющего автором этого произведения;

· совершение действий, создающих угрозу нарушения авторского права и смежных прав;

· любые действия для сознательного обхода технических средств защиты авторского права и смежных прав, в частности, изготовление, распространение и применение средств для такого обхода;

· подделка, изменение или изъятие информации об управлении правами без разрешения субъектов авторского права и смежных прав или лица, осуществляющего такое управление;

· распространение, ввоз на таможенную территорию Украины целью распространения, публичное сообщение объектов авторского права и (или) смежных прав, из которых без разрешения субъектов авторского права и (или) смежных прав изъята или изменена информация об управлении правами, в частности, в электронной форме.

Таким образом, в общем виде нарушение авторского права представляет собой действие (бездействие), посягающее на личные неимущественные права и (или) имущественные права субъектов авторского права, кроме действий, не являющихся нарушением. Действия, не являющиеся нарушением авторского права, считаются свободным использованием объектов авторского права (ст. ст. 21-25 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах»):

· свободное использование произведения с указанием имени автора и источника заимствования (ст. 21);

· свободное воспроизведение библиотеками и архивами экземпляров произведений репрографическим способом (ст. 22);

· свободное воспроизведение экземпляров произведения для обучения (ст. 23);

· свободное копирование, модификация и декомпиляция компьютерных программ (ст. 24);

· свободное воспроизведение произведений в личных целях (ст.25).

Нарушения авторского права могут выражаться как в форме активных действий нарушителя, например, в виде неправомерного опубликования произведения без согласия его автора, так и в форме бездействия. Последнее представляет собой несовершение конкретного действия, которое предписывалось субъекту, вменялось ему в обязанность. Противоправным бездействием будет являться, к примеру, уклонение издательства от опубликования определенного количества тиража произведения в указанный договором срок и т.п.

Нарушения имущественных авторских прав подразделяются на два вида: договорные и внедоговорные.

Договорные нарушения представляют собой действия или бездействия лиц, которые являются стороной в авторском договоре, заключающиеся в неисполнении или ненадлежащем исполнении договорных обязательств. Законодательство предусматривает следующие виды авторских договоров:

· авторский договор заказа (ст. 1112 ГК Украины, п. 6 ст. 33 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах»);

· лицензионный договор или договор о передаче права на использование произведения (ст. 1109, 1110 ГК Украины, ст. 32,33 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах»);

· договор об отчуждении имущественных авторского права(ст. 1113 ГК Украины, ст. 31 Закона «Об авторском праве и смежных правах»).

Для каждого из указанных видов авторских договоров предусмотрены свои существенные условия, обязанности сторон, поэтому и нарушения этих договорных обязательств различны. Например, среди нарушений лицензионного договора наиболее часто встречаются следующие действия: использование произведения способом, не предусмотренным в договоре, нарушения условий договора о сроке и территории использования, превышение тиража произведений, предусмотренного договором (доказательство – истребование документов у нарушителя, проведение ревизий на его предприятии и т.д.).

Из внедоговорных нарушений имущественных авторских прав самым распространенным является пиратство. Пиратство в сфере авторского права – это собирательное понятие, которое включает такие виды действий, как опубликование, воспроизведение, ввоз на таможенную территорию Украины, вывоз с таможенной территории Украины и распространение контрафактных экземпляров произведений (ст. 50 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах»). Каждое из перечисленных действий характеризует объективную сторону самостоятельного правонарушения.

Для квалификации противоправных действий в качестве пиратства важное значение имеет отграничение перечисленных выше действий от действий по использованию чужого произведения без разрешения автора, которые законодатель считает правомерными (ст. 21-25 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах»). Следует согласиться с Н. Мироненко, что главным критерием такого разграничение должна выступать цель действий. Пиратство будет иметь место, если экземпляры произведений изготавливаются в коммерческих масштабах либо для извлечения коммерческой выгоды без разрешения правообладателя[49].

Контрафактный экземпляр произведения – это экземпляр произведения, воспроизведенный, опубликованный и (или) распространяемый с нарушением авторского права (ст. 1 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах»).

Признаки контрафактности произведения напрямую влияют на квалификацию правонарушения «пиратство». Учитывая, что чаще всего контрафакции подвергаются аудиовизуальные произведения и компьютерные программы, рассмотрим признаки контрафактности для этих объектов:

· отсутствие контрольной марки на материальных носителях аудиовизуального произведения, компьютерной программы,

· наличие поддельной контрольной марки (т.е. марки, серия которой не совпадает с серией в государственном реестре контрольных марок),

· полное или частичное отсутствие на материальном носителе обязательных маркировочных данных (их перечень закреплен в п.6 Правил розничной торговли экземплярами аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, баз данных),

· отсутствие прокатного удостоверения у лиц, распространяющих или демонстрирующих фильмы (для аудиовизуальных произведений). Такое свидетельство выдается субъектам хозяйствования, демонстрирующим фильмы в кинотеатрах и видеосалонах, а также занимающимся тиражированием, продажей, передачей в прокат фильмов (Положение о государственном свидетельстве на право распространения и демонстрирования фильмов, утв. Постановлением КМ Украины от 28.03.2001 г.).

Кроме указанных правовых признаков, определить контрафактный экземпляр можно и по внешним визуальным признакам: наличие ошибок в надписях, тексте на кассетах, дисках и т.д., низкое качество изображений, изготовление вкладышей на ксероксе и т.д., явно заниженная цена, продажа экземпляров в недозволенных местах, с нарушением правил торговли.

Практика выявила следующие виды компьютерного пиратства: 1) продажа ЭВМ с предустановленным программным обеспечением, 2) использование нелицензионного программного обеспечения пользователями, в том числе воспроизведение программ для ЭВМ корпоративными пользователями на жестком диске компьютера, 3) продажа компакт-дисков с нелицензионным программным обеспечением, 4) высококачественные подделки[50].

Большое распространение в последние годы получило пиратство в сфере Интернет. Использование объектов авторского права в Интернете характеризуется массой спорных вопросов, неясностей[51], вызванных, с одной стороны, спецификой Сети как особой коммуникативной среды[52], и, с другой, - нематериальной природой этих объектов, допускающей их неограниченное и неконтролируемое автором использование другими лицами. Сложность квалификации действий по использованию произведений в сети Интернет вызвана и тем, что украинское законодательство не содержит конкретных норм, отражающих признаки нарушений в этой сфере. Относительно вопроса о квалификации действий, связанных с размещением произведений в Интернете, Высший хозяйственный суд Украины разъяснил, что размещение произведения в сети Интернет в виде, доступном для публичного использования, является его воспроизведением в понимании ст. 1 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» и поэтому на такое размещение распространяется действие ст. 15 этого Закона[53].

В Российской Федерации такие неправомерные действия рассматриваются как нарушение имущественного права автора «доводить произведение до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может иметь доступ к произведению из любого места и в любое время по своему выбору (доведение до всеобщего сведения)» (ст. 1270 ГК РФ)[54]. Это право получило название «Интернет-право» и рассматривается как подвид права на сообщение произведения для всеобщего сведения[55].

Date: 2015-09-24; view: 2319; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию