Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 15
ФИЛОСОФИЯ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 1.Предпосылки глобализации жизни.. Типы глобальных проблем.. 2. Экологические проблемы и пкти их решения. 3. Смысл антропосоциальных проблем современности 4. Интерсоциальные проблемы и их решения. 5.Роль философии в решении голбальных проблем современности. Основные понятия: Глобализация -процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации. Цивилизационные разломы – конфликты, линии противостояния между цивилизациями. Ри́мский клуб — международная общественная организация (аналитический центр), объединяющая представителей мировой политической, финансовой, культурной и научной элиты для изучения перспектив развития биосферы и пропаганду идеи гармонизации отношений человека и природы. Экогуманизм – распространение принципов гуманизма на природную среду обитания. Эколо́гия (греч. обиталище, жилище, дом) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Список рекомендуемой литературы 1. Канке В.А. Философия.Исторический и систематический курс:Учебник для вузов/ В.А.Канке.-М.: «Логос»,2002. 2. Вернадский В..И. Научная мысль как планетарное явление.- М.:Наука, 1991. 3. Медоуз Д.Х.,Медоуз Д.Л.,Райдерс Й. За пределами роста.-М.:Прогресс,Панагея,1994. 4. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее.Последствия биотехнологической эволюции.- М.- Издательство ACT, ЛЮКС,2004. 5. Хантингтон С.Столкновение цивилизаций/ С.Хантингтон.-М.: ООО «Изд. АСТ»,2003. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Словосочетание «глобальные проблемы» означает задачи, стоящие перед человечеством, обитающем на шаровидной планете «Земля» относительно настоящей и будущей жизни. К ним, прежде всего, относят следующие: а) экологические − взаимоотношения человечества с природной средой обитания; б) интерсоциальные − отношения между различными обществами; и в) антропосоциальные −отношения индивида с обществом. Ошибочно полагать, что возникающие проблемы не заденут меня, моей семьи, моего народа, моей страны. И хотя глобальные проблемы до сих пор осознаны далеко не всеми, маятник истории, раскачивающийся между индивидуальным я и общим, «качнулся не к отдельным обществам или индивидам, а пошел дальше - ко всему человечеству, когда остро встал вопрос о его выживаемости как биологического вида»(фр. социолог С.Московичи). Главной чертойглобальныхпроблем является почти одновременное возникновение, указывающее на их взаимосвязь и требующее комплексных решений. Общей предпосылкой вышеозначенных и других вызовов современной истории является безудержная активность и неконтролируемая эгоистическая потребительская деятельность людей. Так, причина возникновения экологической проблемы состоит в углублении противоречия между производственной деятельностью человека и стабильностью среды его обитания (франц. математик-философ Э.Леруа, философ-теолог П.Т.де Шарден, росс. естествоиспытатель В.И Вернадский). Пессимисты, «глубокие экологи», считают поиск путей решения данной проблемы безнадежным, ибо люди – это своего рода вирусы, патогены, угрожающие всему живому на Земле. Оптимисты – ученые, общественные деятели «Римского клуба» (1961г.) разрабатывают научные программы (Мир-1,2,3); экономисты, амер Г. Дейли и др., формулируют условия потребления сырья и энергии в устойчивом обществе; правительства развитых стран увеличивают расходы для улучшения экологической ситуации, создают министерства по экологии и т.д. Интерсоциальные проблемы были затронуты нами при изучении темы «Философия истории». Здесь уместно дополнить эти знания знакомством с концепциями американских социологов-философов С.Хантингтона (об угрозе цивилизационных разломов) и Ф.Фукуямы (об общем пути развития современных обществ). При этом, оба автора и их последователи, руководствуются реалиями социального, политического и культурного бытия различных стран, народов и цивилизаций. Аналогично сказанному, знакомясь с философской антропологией, мы коснулись антропосоциальных проблем. Так, в обществе «благоденствия» (развитые 25 государств), отмечал Ж.Бодрийяр, нарастает пресыщение, «дефицит дефицита», а вместе с ним растут тоска, тревога, ужас, ожидание катастрофы, страх перед будущим. Несмотря на принимаемые учеными, политическими, общественными деятелями меры, угроза глобальной катастрофы по-прежнему остается. «Умеренный реализм» требует активации оптимистической установки. Но для этого необходимо изменить наше сознание: 1. Распространить принцип историзма не только на общество, но и на природу, т.е. выработать в себе метаисторическийвзгляд на мир в целом, перейти от страновых к общечеловеческой и Универсальной, Большой (человеко-природной) истории. 2. Конструировать устойчивые социальные системы («устойчивое общество») посредством творческой активности, чтобы «каждый человек действовал как обучающийся лидер на своем уровне, от семьи до общины, государства, человечества в целом» (Д.Меддоуз). Для этого, в свою очередь, нужно решить более сложную задачу − осуществить «мировоззренческий прорыв» сознания обитателей планеты. «Чтобы современное человечество могло обеспечить свое будущее ему необходима смена принципов поведения столь же глубокая,как та, что произошла на заре становления общества, его предыстории, когда нормы поведения в ордах неандертальцев сменились человеческой моралью» (академик Н.Н.Моисеев). Ученый предлагает повернуть на 180 градусов наше отношение к природе, от потребительсокого к уважительному, к экогуманизму. С учетом необходимости решения других глобальных проблем современности философ С.Б. Крымский возводит этот принцип до более общего − этики ответственности, ибо этика есть способ выживания культуры, к которой нужно приобщаться с раннего возраста.
Date: 2015-09-24; view: 520; Нарушение авторских прав |