Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типология политических конфликтов. Функции политических конфликтов, способы и методы их регулирования





Политические конфликты многообразны, существует множество различных критериев, по которым проводится их классификация, или типология.

С точки зрения зон проявления выделяют:

- внутриполитические конфликты, которые раскрывают взаимодействие между различными субъектами власти, отражающие характер внутриполитических процессов в сфере государственного управления;

- внешнеполитические конфликты, которые происходят в сфере международных отношений, их субъектами выступают отдельные государства, группы государств или международные организации.

По времени протекания можно выделить долговременные и кратковременные политические конфликты. То есть, процессы возникновения и разрешения отдельных конфликтов в политике могут завершаться в течение предельно короткого времени, а могут протекать в течение жизни нескольких поколений.

С точки зрения публичности выделяют:

- открытые конфликты, выраженные в явных, внешне фиксируемых формах взаимодействия конфликтующих сторон;

- закрытые конфликты, в которых доминируют теневые способы борьбы за власть.

В соответствии со строением и организационной формой проявления можно выделить:

- вертикальные конфликты, характеризующиеся противоборством субъектов, принадлежащих к различным уровням власти, центральным и региональным элитам, органам федерального и местного самоуправления;

- горизонтальные конфликты, характеризующие конкретное взаимодействие однопорядковых субъектов и носителей власти: внутри правящей элиты, между правящими партиями, членами одного политического объединения.

С точки зрения места конфликта в политической системе выделяют:

- институциональные конфликты, т.е. осуществляемые в рамках политической системы. Субъектами этих конфликтов выступают политические институты, организации, подчиняющиеся единым правилам политической борьбы, но занимающие разные позиции;

- внеинституциональные конфликты, т.е. выходящие за рамки политической системы. Субъектами этих конфликтов могут выступать, с одной стороны, правящая элита и партии, государственные институты, а с другой, внесистемная оппозиция: народные массы, политически активные группы, выступающие против существующих порядков.

Содержательная типология предполагает выделение конфликтов по характеру порождающих их причин. Здесь можно выделить национальные, расовые, религиозные причины, которые в результате политизации ведут к возникновению этнополитических, расовополитических и политико-конфессиональных конфликтов.

Каждый тип конфликта, обладая теми иди иными свойствами и характеристиками, способен играть разнообразные роли в различных политических процессах, стимулируя отношения соревновательности и соперничества, противодействия и согласования, примирения и непримиримости. Одной из центральных проблем, которую вынуждены решать политологи: возможно ли существования общества без конфликтов? Большинство из них склоняются к мнению, что существование общества без конфликтов невозможно. А это означает, что конфликт является не дисфункцией, а нормой отношений между людьми, необходимым элементом социальной жизни. При этом подчеркивается, что конфликт несет не только деструктивные функции, но имеет множество позитивных функций.

Можно выделить большое значение для политической жизни следующих функций:

- интегративная функция: политический конфликт влияет на соотношение индивидуальных и групповых интересов, способствует группообразованию, формированию определенных политических общностей, способствует установлению групповой и индивидуальной идентификации. Внешний конфликт приводит к внутреннему сплочению, играя стабилизирующую и интегративную роль;

- информационная функция имеет две стороны: сигнальную и коммуникативную. Сигнальная сторона заключается в том, что государственная власть начинает обращать внимание на те проблемы, которые послужили источником конфликта, начинает принимать меры по их решению. Коммуникативная сторона заключается в том, что конфликтующие стороны вынуждены собирать информацию о соперниках и волей-неволей усиливают коммуникативный обмен друг с другом. Данный информационный обмен стимулирует действия, способные поставит ситуацию под контроль и, тем самым, преодолеть возникшее возбуждение в политических процессах;

- инновационная (динамическая) функция, на которую впервые обратили внимание основоположники марксизма, считавшие конфликт необходимым фактором общественного развития. Всем известно высказывание К.Маркса и Ф.Энгельса о социальных революциях как локомотивах истории. С помощью конфликта можно преодолеть препятствия на пути экономического, социального или духовного преобразования общества и продвинуться в его развитии. Конфликт предотвращает стагнацию, стимулирует интерес и любопытство, с его помощью выявляются проблемы и находится их решение, служит основой социальных и персональных изменений.


В целом, в результате конфликта политические системы получают возможность усовершенствовать свою структуру путем исключения источников трений, внутреннего антагонизма и добиться сплоченности. Внутригрупповой конфликт часто вдыхает новую жизнь в существовавшие нормы или приводит к возникновению новых. Под воздействием конфликта формируются новые государственные институты, новые законы и иные правовые акты.

Принципиальная установка на то, что политические конфликты способны выполнять позитивные функции, позволяет прийти к выводу, что в интересах государственной власти чаще всего может быть не подавление формирующихся конфликтов, а их контроль или регулирование.

Политической практикой и теорией выработаны некоторые общие способы предотвращения, регулирования и разрешения политических конфликтов.

Компромисс – определяется как соглашение на основе взаимных уступок. Различают вынужденные и добровольные компромиссы. Вынужденные компромиссы навязываются сложившимися обстоятельствами, а добровольные – заключаются на основе соглашения по определенным вопросам и соответствуют какой-то части политических интересов всех взаимодействующих сил. На основе таких компромиссов создаются многообразные партийные блоки и политические коалиции.

Консенсус – это соглашение значительного большинства людей любого сообщества относительно наиболее важных аспектов его социального порядка, выраженное в действиях.

В разрешении политических противоречий достаточно эффективным способом является привлечение «третьей стороны», т.е. неучаствующих в конфликте лиц или инстанций.

Наиболее мягкой формой участия «третьей стороны» является посредничество, т.е. согласие сторон от случая к случаю выслушивать посредника и рассматривать его предложения.

В случае, если посредничество не дает желаемых результатов необходимо сделать следующий шаг к арбитражу, то есть к тому, что решения «третьей стороны» являются обязательными. Арбитраж переходит от регулирования конфликта к его подавлению. Этот метод иногда может быт необходим, но его постоянное применение может иметь серьезные последствия. Подавленный конфликт – это все равно сохраняющийся конфликт, но только принявший скрытую, а значит, и более опасную форму.

Следует отметить, что конфликты не исчезают путем их регулирования. Там где существует общество, всегда существуют конфликты. Регулируемый конфликт является более смягченным, он протекает в формах, совместимых с непрерывно изменяющейся социальной структурой, он не является гражданской войной или революцией.

Рациональное обуздание политических и социальных конфликтов является одной из задач политики.

 







Date: 2015-09-24; view: 1149; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию