Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Избирательные системы





Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации.

Типы избирательных систем. Существуют два основных типа изб систем: мажоритарная и пропорциональная. Сущность мажоритарной избирательной системы заключается в том, что по­бедившим на выборах считается кандидат, набравший определенное большинст­во голосов избирателей. Законодательство конкретного государ­ства определяет, в зависимости от вида выборов (президентские, парламентские или местные), какое именно большинство голосов необходимо набрать - относительное или абсолютное. В соответ­ствии с этим различают мажоритарную систему относительного большинства и мажоритарную систему абсолютного большинства.

Мажоритарная избирательная система

Мажоритарные избирательные системы действуют преиму­щественно в одномандатных (униноминальных) избирательных округах, но возмож­но их применение и в многомандатных (полиноминальных), тогда голосование идет по партийным спискам в целом.

Мажоритарная система относительного большинства

При мажоритарной системе относительного большинства для победы на выборах кандидату необходимо набрать больше голо­сов избирателей, чем каждый из остальных кандидатов, пусть даже за него проголосовало менее половины избирателей.

Предположим, по одному округу баллотируются 4 кандидата, и голоса избирателей распределились между ними следующим образом:

А—11%; Б—23%; В—34%; Г—32%.

Победившим на выборах будет признан кандидат В, набравший 34% голосов избирателей, несмотря на то, что фактически против него проголосовало 66% избирателей. Таким образом, голоса 2/3 избирателей остаются неучтенными, «выброшенными», а депутат в выборном органе представляет лишь 1/3 избирателей своего округа.

Мажоритарная система абсолютного большинства

При этой системе выборы, как правило, проходят в несколько туров. Чтобы быть избранным, кандидат должен набрать абсо­лютное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании, т. е.. 50%+1 голос. Если никто из кандидатов не наберет этого большинства (а чаще всего именно так и происходит), проводится второй тур (как правило, через две недели после пер­вого), где вновь применяется то же требование абсолютного боль­шинства голосов избирателей. Но законодательством может быть установлено для второго тура и требование относительного боль­шинства.

Участвовать во втором туре могут уже не все зарегистрирован­ные кандидаты. Проводится так называемая перебаллотировка: ко второму туру допускаются лишь двое кандидатов, набравшие в первом туре наибольшее число голосов избирателей по сравне­нию с другими кандидатами.

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система действует в поли­номинальных (многомандатных) избирательных округах, и голосование ведется по партийным спискам. Каждая партия, участвующая в выборах, получает количество депутатских мест, пропорциональное числу полученных ею голосов избирателей.

Пропорциональное распределение мест может осуществляться различными способами, и прежде всего на основе избирательной квоты, которая вычисляется путем деления общего числа голо­сов избирателей, поданных в округе, на число мандатов, подле­жащих распределению.

Иными словами, определяется минимальное число голосов избирателей, которое необходимо набрать партии, чтобы получить один мандат (т. е. удельный вес мандата).

Смешанная избирательная система

Смешанная избирательная система предполагает сочетание элементов мажоритарной и пропорциональной систем в различ­ных вариациях.

При распределении депутатских мест применяются следующие избирательные системы и правила:

а) система минимального представительства;

б) система первоочередной пропорциональности.

При системе минимального представительства процесс распре­деления мандатов состоит из следующих элементов:

а) минимального процента - партия, набравшая в полиноми­нальном избирательном округе как минимум 5% поданных голо­сов, получает одно депутатское место;

б) натурального частного - после распределения депутатских мест посредством минимального процента вычисляется натураль­ное частное путем деления поданных голосов на число оставших­ся нераспределенными мандатов. Каждой партии достается столь­ко мандатов, сколько раз натуральное частное уложится в коли­честве голосов, поданных за партию;

в) наибольшего остатка - если после применения методов минимального процента и натурального частного остаются неис­пользованные мандаты, то они распределяются с применением метода наибольшего остатка (под наибольшим остатком понима­ется самый большой остаток голосов, получившийся после рас­пределения мандатов посредством натурального частного).

Процесс распределения мандатов по системе первоочередной пропорциональности состоит также из трех стадий:

а) ректифицированного частного - ректифицированным част­ным является результат, полученный от деления поданных по по­линоминальному округу голосов на число подлежащих замеще­нию депутатских мандатов, умноженный на два. С его помощью распределяются последовательно первый и второй мандаты: той партии, в общем числе голосов которой упомянутое частное укла­дывается один или два раза, передаются соответствующие ей де­путатские мандаты;

б) частного от суммирования остаточных голосов - число го­лосов, оставшихся после применения метода ректифицированного частного, делится на общее число нераспределенных мандатов. Каждая партия получает столько мандатов, сколько раз полу­ченное таким образом частное укладывается в остаточных голосах:

в) наибольшего остатка - если после применения методов ректифицированного частного и частного от суммирования остаточных голосов остаются неиспользованные мандаты, то они распределяются с применением метода наибольшего остатка.

Вакантные места членов Палаты депутатов, избираемых по системе пропорционального представительства, замещаются кандидатами той же партии, которые остались на первых местах в соответствующих региональных списках.

Основные процедуры избирательного процесса

Под избирательным процессом следует понимать урегулированный законодательством порядок организации и проведения выборов. Он включает в себя деятельность индивидов, органов, организаций по подготовке и проведению выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Избирательный процесс складывается из нескольких последовательных стадий:

1) назначение выборов;

Это начальная стадия избирательного процесса, которая заключается в установлении даты голосования. Правом назначать выборы обладают лишь уполномоченные на то законодательством органы или должностные лица и в соответствии со сроками, установленными законодательством. Так, выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания РФ; днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент; выборы в Государственную Думу назначаются Президентом РФ, в законодательные органы субъектов федерации - высшими законодательными (представительными) органами субъектов федерации, в органы местного самоуправления - главами местной администрации. О назначении выборов уполномоченным на то органом издается соответствующий нормативный акт. С этого момента начинается избирательная кампания.

2) регистрация избирателей и составление списков избирателей;

Регистрация избирателей является необходимым условием реализации гражданином своих избирательных прав, поскольку участвовать в голосовании могут лишь те лица, которые включены в списки избирателей.

В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, - т.е. достигшие на день выборов 18 лет, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на соответствующей территории. Не включаются в списки избирателей граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, находящиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. В списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления включаются иностранные граждане, достигшие 18 лет, постоянно или преимущественно проживающие на территории данного муниципального образования, если они дееспособны и свободны.

3) образование избирательных округов и избирательных участков;

Для проведения выборов образуются избирательные округа. Избирательный округ - это территориальная единица, объединяющая граждан для избрания депутатов и выборных должностных лиц. Границы избирательных округов, перечень входящих в каждый округ населенных пунктов (улиц, домов), количество избирателей в каждом округе и т.д. утверждает соответствующий представительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не позднее чем за 60 дней до дня голосования. Виды округов, их число и размеры зависят прежде всего от того, какие выборы проводятся - президентские, парламентские или муниципальные.

Для проведения голосования и подсчета голосов на территории избирательного округа образуются избирательные участки. При образовании избирательных участков также строго учитываются границы административного деления, кроме того, недопустимо пересечение границ избирательных округов границами избирательных участков. Для избирательных участков федеральным законодательством установлена предельно допустимая норма численности избирателей - не более 3000 избирателей на каждом избирательном участке.

Основным критерием образования избирательных участков является максимальная приближенность их к избирателям и легкодоступность. Поскольку голосование проводится только на избирательных участках, при их образовании необходимо обеспечить полный охват избирателей, предоставить реальную возможность всем категориям избирателей реализовать свои избирательные права.

4) образование избирательных комиссий;

Основную организационную работу по проведению выборов выполняют избирательные комиссии. В зависимости от конкретных выборов - федеральных, региональных или муниципальных - образуются соответствующие избирательные комиссии. В соответствии с законодательством в Российской Федерации действуют следующие избирательные комиссии:

а) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

б) избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

в) окружные избирательные комиссии;

г) территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии;

д) участковые избирательные комиссии.

Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий определяются соответствующими правовыми актами федерального, регионального или муниципального уровня.

На избирательные комиссии возлагается обязанность по обеспечению реализации и защите избирательных прав граждан, по осуществлению подготовки и проведению выборов.

Работа избирательных комиссий строится на принципах коллегиальности и гласности. Избирательные комиссии (кроме участковых) действуют, как правило, на постоянной основе и срок их полномочий определяется сроком полномочий того выборного органа, подготовку и проведение выборов в который они обеспечивают. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов.

5) выдвижение и регистрация кандидатов;

Это одна из важнейших стадий избирательного процесса, поскольку именно здесь определяется будущий персональных состав выборного органа.

Выдвижение кандидатов может происходить по-разному. Российское законодательство о выборах предусматривает два основных способа выдвижения кандидатов:

- выдвижение избирателями соответствующего избирательного округа (в том числе и путем самовыдвижения);

- выдвижение избирательными объединениями, избирательными блоками.

Закон предусматривает возможность выдвижения не только отдельных кандидатов, но и списков кандидатов.

Регистрация кандидатов (списков кандидатов) проводится соответствующей избирательной комиссией при представлении:

- необходимого количества подписей избирателей, собранных в их поддержку;

- письменного заявления кандидата о самовыдвижении либо представления отдельных избирателей, групп избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов (списки кандидатов);

- личных заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу.

Общее число подписей, собранных в поддержку кандидатов и представленных в соответствующую избирательную комиссию, не должно превышать установленное законом необходимое для регистрации количество подписей избирателей более чем на 15%.

Избирательные комиссии проверяют достоверность подписей избирателей, собранных в поддержку кандидатов (списков кандидатов). Проверке могут подлежать либо все представленные подписи, либо часть этих подписей, отобранных для проверки посредством случайного выбора (жребия). О проведении проверки извещаются кандидаты, представители избирательных объединений и избирательных блоков, выдвинувших списки избирателей. При проверке подписей, в том числе при проведении выборки подписей для проверки, имеют право присутствовать представившие подписные листы кандидаты, представители кандидатов; представители избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов (списки кандидатов); представители избирателей, осуществивших инициативу выдвижения кандидата.

6) предвыборная агитация;

Основной целью данной стадии избирательного процесса является ознакомление избирателей с кандидатами, их личными и деловыми качествами, политическими пристрастиями, предвыборными программами и т.п., что способствовало бы формированию у избирателей осознанного выбора наиболее достойного, с их точки зрения, кандидата.

Правом на проведение агитации за или против любого зарегистрированного кандидата (за список кандидатов или против него) в соответствии с российским законодательством обладают граждане, общественные объединения, политические партии. В агитации при проведении выборов не могут принимать участие члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей. Запрещается проведение предвыборной агитации в помещениях избирательных участков.

Начинается агитационная кампания в день регистрации кандидата (списка кандидатов) и заканчивается в ноль часов за сутки голосования. Любая публичная агитация накануне и в день голосования запрещается, однако агитационные печатные материалы, ранее размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, сохраняются в день голосования на прежних местах.

Запрещается опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с выборами, в течение трех дней до дня голосования и в день голосования.

Формы и характер агитации могут быть самыми разнообразными и самостоятельно определяются самими кандидатами, избирательными объединениями и блоками, инициативными группами граждан. Предвыборная агитация осуществляется прежде всего:

- через средства массовой информации;

- путем проведения публичных предвыборных мероприятий (встреч с избирателями, публичных дебатов, митингов, шествий, «круглых столов» и т.п.);

- путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.

7) голосование, подсчет голосов и установление итогов голосования;

День голосования назначается на календарный выходной день, время голосования - с 8 до 22 часов местного времени. По общему правилу, избиратели голосуют на своих избирательных участках (где они внесены в списки избирателей) в специально предусмотренных помещениях для голосования, однако в некоторых странах допускается голосование по почте (Швейцария, Великобритания, Дания). Помещения для голосования размещаются в таких местах и оборудуются таким образом, чтобы быть максимально доступными для посещения избирателями и обеспечивать свободу выбора и тайну волеизъявления граждан. Голосование проводится с помощью бюллетеней. Мировой практике известны примеры проведения голосования на выборах с помощью специальных машин для голосования (например, в США). Такая процедура ускоряет процесс определения итогов голосования. В России голосование с помощью электронной техники проводится пока только в порядке эксперимента, а потому данные об итогах голосования, полученные с помощью машин для голосования, считаются предварительными, а окончательный подсчет голосов избирателей проводится обычным способом.

Избиратели вправе голосовать только лично, избирательные бюллетени выдаются избирателям при предъявлении паспорта или заменяющего его документа, а в списке избирателей соответственно проставляются серия и номер паспорта или заменяющего его документа и личная подпись избирателя, удостоверяющего, что все записи сделаны правильно. Процедура заполнения избирательного бюллетеня максимально проста: избиратель проставляет любой знак (крестик, галочку и т.п.) в квадрате, расположенном справа от того кандидата (списка кандидатов), за кого он голосует.

Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования. Подсчет голосов осуществляется членами участковой избирательной комиссии, обладающими правом решающего голоса, открыто и гласно; при этом могут присутствовать: члены вышестоящей избирательной комиссии, зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, уполномоченные представители или доверенные лица избирательных объединений, избирательных блоков (зарегистрировавших списки кандидатов), наблюдатели.

Протоколы участковых избирательных комиссий передаются в вышестоящую избирательную комиссию (территориальную, окружную или др.), а окончательное установление итогов выборов осуществляет избирательная комиссия, наделенная таким правом соответствующими законодательными актами (например, на выборах в Государственную Думу РФ таким правом наделена Центральная избирательная комиссия РФ).

8) возможный второй тур голосования или новые выборы;

Выборы могут быть признаны недействительными или не состоявшимися.

Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией недействительными при наличии одного из следующих оснований:

- при проведении голосования или установлении итогов голосования допущены нарушения, которые не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;

- выборы признаны недействительными не менее чем на 1/4 части избирательных участков;

- по решению суда.

Выборы признаются не состоявшимися, если:

- в выборах приняло участие меньшее число избирателей, чем предусмотрено соответствующими правовыми актами (по общему правилу, действующему в РФ и большинстве субъектов федерации, для признания выборов состоявшимися в них должно принять участие не менее 25% от общего числа зарегистрированных избирателей (при выборах Президента РФ - не менее 50%);

- ни один кандидат не набрал необходимого для избрания большинства голосов избирателей;

- число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов, больше, чем число голосов избирателей, поданных за кандидата, получившего, по сравнению с другими кандидатами, наибольшее число голосов;

- ни один из списков кандидатов не набрал установленного законом минимума голосов избирателей, требуемого для участия в распределении мандатов (как правило - 5% от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании).

9) определение итогов выборов.

После проведения голосования и подсчета голосов принявших в нем участие избирателей наступает, пожалуй, наиболее ответ­ственный момент выборов — определение победителей. Порядок, способы определения результатов выборов зависят от применяе­мой в данный момент избирательной системы.


Date: 2015-09-24; view: 416; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию