Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое государство и социальное государство: теории и принципы





Западная политическая мысль в понимании природы государства исходит из того, что государство не может быть добрым и справедливым. Оно всегда стремится к подавлению политической инициативы граждан, к контролю над ними.

Для ограничения власти государства был введен принцип конституционализма – подчинения власти и граждан конституции. Введение этого принципа создало правовое государство.

Правовое государство представляет собой такую форму организации и деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности и сам индивид уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему, т.е. право выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида. Принцип правового государства предполагает, что все правовые акты соответствуют основному закону страны – конституции.

О власти закона одинакового для всех говорил еще в У1 в. до н.э. древнегреческий философ Солон, о соотношении естественных прав человека и законов государства писали Аристотель и Цицерон. Зачатки правовой государственности возникли еще в Древнем Риме.

Концепция правового государства в основополагающих чертах была сформулирована в ХVII – ХIХ вв. в работах Дж.Локка, Ш.Л.Монтескье, И.Канта, Т.Джефферсона и других теоретиков либерализма.

Правовое государство обладает рядом отличительных признаков:

- верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Закон устанавливает права и обязанности участников общественных отношений, он имеет правовой характер и не является результатом произвола государства;

- наличие гарантий прав личности, возможности ее свободного развития. Реализация этих прав обеспечивается благодаря осуществлению принципа невмешательства государства в дела гражданского общества и обязанностью государства создавать условия для реализации прав личности;

- взаимная ответственность государства и личности, т.е. государство и личность в равной степени ответственны перед законом;

- принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Однако закрепляя юридическое равенство ответственности и равенство прав граждан, закон не предопределяет того, каким образом эти права будут реализованы.

Провозглашенные в правовых государствах индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества не препятствовали монополизации экономики и ее периодическим кризисам, жесткой эксплуатации, обострению социального неравенства и классовой борьбы.

Ответом на несовершенство правового государства в его классическом либеральном варианте явились теория и практика социального государства.

Социальное государство – это государство стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности.

Оно сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о наличии у них источников существования, о сохранении мира в обществе и т.д.

Истоки социального государства уходят своими корнями к политике далекого прошлого.

Например, еще римские цезари заботились о бедных гражданах, о предоставлении плебсу «хлеба и зрелищ». Однако бремя решения этих проблем лежало на семьях и общинах.

Индустриализация, урбанизация, бесконтрольное развитие капитализма – усилили социальное неравенство. Решение этого вопроса потребовало вмешательства государства.

В 60-е годы ХХ века возникают первые социальные государства. Их необходимой материальной предпосылкой является высокий уровень экономического развития, позволяющий обеспечить прожиточный минимум каждому нуждающемуся

Деятельность современного социального государства заключается в перераспределении национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения, политика занятости и охраны прав работника на предприятии, социальное страхование, забота о безработных, престарелых, молодежи.

Социальное государство осуществляет свои цели в рамках правовой государственности, однако помимо единства у них есть еще и глубокие противоречия.

Единство состоит в том, оба они должны обеспечить благо индивида – правовое государство обеспечивает физическую безопасность граждан по отношению к власти и друг другу, а социальное государство – социальную безопасность, материальные условия для достойного существования.

Противоречия проявляются в том, что правовое государство не должно вмешиваться в вопросы распределения материального богатства, а социальное государство – непосредственно этим занимается, хотя стремится не подрывать основы рыночной экономики и не порождать социальное иждивенчество.

Современное российское государство по своему типу является переходным. Процесс создания правового социального государства займет не мало времени. Движение к этой цели зависит от решения следующих проблем:

- необходима сильная государственная власть – обеспечение всестороннего сотрудничества между различными ветвями власти, чтобы не допустить повторения трагедии октября 1993 года;

- необходимо сформировать новые взаимоотношения с гражданским обществом, трудности решения этих проблем связаны с тем, что в России ценности свободы и индивидуализма не были преобладающими в массовом сознании;

- нахождение оптимального соотношения полномочий между центром и субъектами федерации. Сегодня в России имеет место федерация с ассиметричными отношениями между федеральными органами и органами субъектов союзного государства. Такие преобразования могут быть эффективными если в их основе лежит экономическая или иная заинтересованность обеих сторон в сотрудничестве.

Решение этих проблем создаст правовую и материальную базу для формирования в России правового социального государства.

Date: 2015-09-24; view: 354; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию