Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формы государственного устройства и правления
Строение государства традиционно характеризуется через формы правления и формы территориального (государственного) устройства. В них воплощается организация верховной власти, структура и порядок взаимоотношений высших государственных органов, должностных лиц и граждан. По способу организации власти, ее формальному источнику формы правления делятся на монархии и республики. Существует несколько разновидностей монархической формы правления: - абсолютная монархия – всевластие главы государства (Саудовская Аравия, Катар, Оман); - конституционная монархия – государство в котором полномочия монарха ограничены конституцией. Среди конституционных монархий можно выделить следующие: Нидерланды, Бельгия, Швеция, Норвегия, Дания, Испания. - дуалистическую монархию, где монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично законодательной (Иордания, Кувейт, Марокко); - парламентскую монархию, где монарх, хотя и считается главой государства, фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительскими. Подавляющее большинство современных монархий являются парламентскими (Великобритания, Япония и др.), в них правительство формируется парламентским большинством и подотчетно не монарху, а парламенту. Современные парламентские монархии, отдавая дань политической традиции, мало отличаются от республик – второй основной формы правления. В республиках источником власти является народ, который избирает высшие органы власти в государстве на определенный срок. По тому, как формируются государственные органы и каковы принципы отношений между ними, различают президентскую, парламентскую и президентско-парламентскую (смешанную) республики. Для президентской республики характерно жесткое разделение законодательной и исполнительной власти. Президент будучи главой государства, одновременно является главой исполнительной власти, он не несет ответственности перед парламентом т.к. избирается всеобщим голосованием, правительство назначается президентом и несет перед ним ответственность, президент не располагает правом роспуска парламента, обладает правом вето на законопроекты парламента, которое парламент при повторном голосовании может преодолеть абсолютным большинством – 2/3 голосов (США). В парламентских республиках взаимоотношения законодательной и исполнительной власти строятся на принципе сотрудничества. Президент может избираться либо парламентом, либо народом, либо собранием выборщиков. Президент хотя и является главой государства, но исполнительная власть сосредоточена в руках правительства во главе с премьер-министром, реально он первое лицо в политической иерархии. Правительство формируется партией или коалицией партий, располагающих большинством депутатских мест в парламенте. Правительство ответственно перед парламентом. (ФРГ). Президентско-парламентская республика отличается двойной ответственностью правительства – перед парламентом и президентом. Эта форма соединяет в себе сильную президентскую власть с эффективным контролем за правительством со стороны парламента. Президент является главой государства, верховным главнокомандующим, обладает правом вето на решение парламента, назначает премьер-министра, вправе распустить парламент и назначить новые выборы. В то же время парламент может контролировать деятельность премьера и правительства через утверждение бюджета страны, вынесения им вотума недоверия (Франция, Австрия, Ирландия, Польша и т.д.). Способы объединения населения на территории, связь граждан через политические и территориальные образования с государством в политической науке выражается понятием – формы государственного устройства. Различают две основные формы территориального устройства государства – унитарную и федеративную. Унитарное государство представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно территориальных единиц не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство, все государственные органы составляют единую систему и действуют на основе единых правовых норм. Унитарные государства сформировались в основном в странах с мононациональным населением. Унитарные государства бывают: - централизованными – предоставляют широкую самостоятельность низовым органам управления, а средние уровни лишены автономии и ориентированы на выполнение решений центра (Великобритания, Дания, Швеция и др.); - децентрализованными – крупные регионы пользуются широкой автономией, могут иметь свой парламент, правительство, но в отличие от федерации, находятся в сильной финансовой зависимости от центра (Франция, Италия, Испания и др.). Федеративное государство представляет собой добровольное объединение нескольких государственных образований в единое союзное государство (около 20 стран мира). Территорию федерации образуют территории ее субъектов, внутренние границы могут быть изменены только с согласия субъектов федерации, существует два уровня власти – федеральный и республиканский, полномочия органов власти разграничены конституцией. Для федерации характерно наличие двойной правовой системы, двойного гражданства, двухпалатного парламента, где одна палата представляет интересы субъектов федерации, а другая – общенациональные интересы. Внешнеполитические функции осуществляют союзные государственные органы. Федерация может строиться по территориальному (США), национальному (Индия) и смешанному (Россия) типу. Федерация как форма территориального устройства государства показала свою жизнеспособность, чего не скажешь о конфедерации – постоянном союзе самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей в области обороны, внешнеполитической деятельности, транспорта, связи, денежной системы и т.д. Члены конфедерации полностью сохраняют свой суверенитет, подобная форма со временем либо распадается, либо эволюционизирует в федерацию. Западная политическая мысль в понимании природы государства исходит из того, что государство не может быть добрым и справедливым. Оно всегда стремится к подавлению политической инициативы граждан, к контролю над ними. Для ограничения власти государства был введен принцип конституционализма – подчинения власти и граждан конституции. Введение этого принципа создало правовое государство. Правовое государство представляет собой такую форму организации и деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности и сам индивид уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему, т.е. право выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида. Принцип правового государства предполагает, что все правовые акты соответствуют основному закону страны – конституции. О власти закона одинакового для всех говорил еще в У1 в. до н.э. древнегреческий философ Солон, о соотношении естественных прав человека и законов государства писали Аристотель и Цицерон. Зачатки правовой государственности возникли еще в Древнем Риме. Концепция правового государства в основополагающих чертах была сформулирована в ХVII – ХIХ вв. в работах Дж.Локка, Ш.Л.Монтескье, И.Канта, Т.Джефферсона и других теоретиков либерализма. Правовое государство обладает рядом отличительных признаков: - верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Закон устанавливает права и обязанности участников общественных отношений, он имеет правовой характер и не является результатом произвола государства; - наличие гарантий прав личности, возможности ее свободного развития. Реализация этих прав обеспечивается благодаря осуществлению принципа невмешательства государства в дела гражданского общества и обязанностью государства создавать условия для реализации прав личности; - взаимная ответственность государства и личности, т.е. государство и личность в равной степени ответственны перед законом; - принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Однако закрепляя юридическое равенство ответственности и равенство прав граждан, закон не предопределяет того, каким образом эти права будут реализованы. Провозглашенные в правовых государствах индивидуальная свобода, равноправие и невмешательство государства в дела гражданского общества не препятствовали монополизации экономики и ее периодическим кризисам, жесткой эксплуатации, обострению социального неравенства и классовой борьбы. Ответом на несовершенство правового государства в его классическом либеральном варианте явились теория и практика социального государства. Социальное государство – это государство стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности. Оно сглаживает имущественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о наличии у них источников существования, о сохранении мира в обществе и т.д. Истоки социального государства уходят своими корнями к политике далекого прошлого. Например, еще римские цезари заботились о бедных гражданах, о предоставлении плебсу «хлеба и зрелищ». Однако бремя решения этих проблем лежало на семьях и общинах. Индустриализация, урбанизация, бесконтрольное развитие капитализма – усилили социальное неравенство. Решение этого вопроса потребовало вмешательства государства. В 60-е годы ХХ века возникают первые социальные государства. Их необходимой материальной предпосылкой является высокий уровень экономического развития, позволяющий обеспечить прожиточный минимум каждому нуждающемуся Деятельность современного социального государства заключается в перераспределении национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев населения, политика занятости и охраны прав работника на предприятии, социальное страхование, забота о безработных, престарелых, молодежи. Социальное государство осуществляет свои цели в рамках правовой государственности, однако помимо единства у них есть еще и глубокие противоречия. Единство состоит в том, оба они должны обеспечить благо индивида – правовое государство обеспечивает физическую безопасность граждан по отношению к власти и друг другу, а социальное государство – социальную безопасность, материальные условия для достойного существования. Противоречия проявляются в том, что правовое государство не должно вмешиваться в вопросы распределения материального богатства, а социальное государство – непосредственно этим занимается, хотя стремится не подрывать основы рыночной экономики и не порождать социальное иждивенчество. Современное российское государство по своему типу является переходным. Процесс создания правового социального государства займет не мало времени. Движение к этой цели зависит от решения следующих проблем: - необходима сильная государственная власть – обеспечение всестороннего сотрудничества между различными ветвями власти, чтобы не допустить повторения трагедии октября 1993 года; - необходимо сформировать новые взаимоотношения с гражданским обществом, трудности решения этих проблем связаны с тем, что в России ценности свободы и индивидуализма не были преобладающими в массовом сознании; - нахождение оптимального соотношения полномочий между центром и субъектами федерации. Сегодня в России имеет место федерация с ассиметричными отношениями между федеральными органами и органами субъектов союзного государства. Такие преобразования могут быть эффективными если в их основе лежит экономическая или иная заинтересованность обеих сторон в сотрудничестве. Решение этих проблем создаст правовую и материальную базу для формирования в России правового социального государства. Date: 2015-09-24; view: 429; Нарушение авторских прав |