Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретические и исторические предпосылки формирования гражданского общества и его структура





Абсолютное большинство людей занято удовлетворением самых разнообразных частных интересов и потребностей, сферой реализации которых является повседневная жизнь. В ней действия индивидов имеют, как правило, спонтанный, стихийный характер, отражая их стремление к автономии и независимости. Для осуществления частных интересов и потребностей люди создают неполитические институты: семью, церковь, учреждения культуры, научные, профессиональные и спортивные объединения, ассоциации и союзы, их совокупность и составляет гражданское общество.

Когда частные, повседневные потребности отдельных индивидов становятся актуальными для отдельных социальных групп и их реализация затрагивает интересы других социальных общностей, тогда эти потребности обретают политическую значимость. Иначе говоря, они не могут быть осуществлены без вмешательства государства. Следовательно, гражданское общество и политическое государство, тесно взаимосвязаны, хотя характер этой взаимосвязи весьма сложен.

Понятие «гражданское общество» чрезвычайно насыщено по своему значению, поскольку оно должно рассматриваться в контексте тысячелетней истории развития политической мысли. Понятие «гражданское общество» восходит своими корнями к идее «полиса» Аристотеля, идеи гражданского общества Цицерона и, так называемого, естественного права. В этой традиции данное понятие имеет в виду не некое догосударственное состояние, а служит в качестве синонима «политического общества», а значит и «государства». Гражданское общество и политическое государство представляли собой взаимозаменяемые термины. У древнегреческих мыслителей политическое охватывало все важнейшие сферы общества: семью, религию, культуру и т.д. Отдельный человек не мыслил себя вне экономической, социальной, культурной, религиозной и иных сфер. Эти сферы, в свою очередь, составляли неразрывное целое с государством, политической системой. Важнейшие институты человеческой жизни: семья, собственность, организация труда – приобрели статус элементов государственной жизни.

Такой подход в неизменном виде сохранился вплоть до XVII века, когда сложилась, так называемая, теория общественного договора.

Большой вклад в разработку теории гражданского общества внес французский политический мыслитель Ж.Ж.Руссо. Он понимал гражданское общество как общество преобразованное в государство с помощью общественного договора, однако он использовал понятия «гражданское общество» и «государство» как синонимы. Тем не менее переход от Средневековья к Новому времени ознаменовался вызреванием гражданского общества и, соответственно, выявлением различий между ним и сугубо государственными институтами.

Концепция индивидуализма, разрабатывавшаяся Т. Гоббсом, Дж. Локком, Ш.Л. Монтескье ставила на повестку дня вопрос о свободе личности как члена, гражданина общества, независимого от государства. Эта традиция исходила из признания факта существования общества еще в естественном, догосударственном состоянии.

Другую традицию, позитивно-либеральную, в анализе гражданского общества представляет подход немецкого мыслителя Г.Гегеля, который рассматривал гражданское общество как совокупность индивидов, удовлетворяющих с помощью труда свои повседневные потребности. Основой гражданского общества он считал частную собственность, однако движущей силой социального прогресса являлось, по Гегелю, не гражданское общество, а государство. Гражданское общество и индивид подчинены государству, т.к. именно государство интегрирует отдельных индивидов и их группы в органическую целостность, задавая смысл их жизнедеятельности. Опасность существования всеобъемлющего государства состоит в том, что оно поглощает гражданское общество и не стремится гарантировать гражданам их права и свободы.

Тезис Г.Гегеля о первичности государства по отношению к гражданскому обществу был отвергнут К.Марксом. К.Маркс рассматривал гражданское общество как фундамент всего человеческого общества, а жизнедеятельность индивидов – решающим фактором исторического развития. Эволюция общества есть результат эволюции материальных условий жизни. Гражданское общество в такой трактовке предстает как материальные отношения индивидов. Совокупность экономических, производственных отношений и соответствующие им производительные силы составляют базис общества. Экономический базис обуславливает надстройку: политические институты, право, мораль, религию и т.д. К.Маркс рассматривал государство как инструмент политического господства класса, обладающего средствами производства. Поэтому буржуазное общество, по Марксу, является механизмом реализации и защиты интересов экономически господствующего класса собственников. В таком обществе гражданами являются имущие классы и социальные группы. Буржуазное государство, реализуя волю господствующего класса, препятствует свободному развитию автономных индивидов, поглощает или чрезмерно регулирует гражданское общество.


Преодолеть разрыв между гражданским обществом и государством возможно путем создания нового типа общества – коммунистического – без государства, в котором свободное развитие индивида является условием развития всего общества. Таким образом проблема противостояния государства и гражданского общества теряет свой смысл.

Надежды К.Маркса на то, что пролетарское государство создает условия для возникновения ассоциаций свободных граждан не оправдались. На практике социалистическое государство подчинило себе общественную собственность и лишило гражданское общество его экономической основы.

В западной политической науке существует две интерпретации гражданского общества.

С точки зрения первой оно рассматривается как социальная категория, которой обозначают пространство межличностных отношений, противостоящих государству в любой его форме.

С точки зрения второй интерпретации гражданское общество выступает как феномен западной культуры, как конкретно-историческая форма существования западной цивилизации. Особенностью западной культуры является удивительная адаптивность к меняющимся условиям и повышенная выживаемость в инокультурном окружении. Уникальность западной цивилизации обусловлена балансом трех сил: институтов власти, гражданского общества и автономной личности. Их сбалансированное взаимодействие было основано на идее прогресса, выраженной в направленности сознания на постоянное совершенствование человека, гражданского общества и государства.

  1. Характерные признаки и функции гражданского общества. Гражданское общество в России.

Понятие «гражданское общество» как правило, используется в сопоставлении с понятием «политическое государство». Оба эти понятия отражают различные стороны жизни общества, противостоящие друг другу.

Гражданское общество предстает в виде социального, экономического и культурного пространства, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор.

Государство, напротив, представляет собой пространство, тотально регламентированных взаимоотношений политически организованных субъектов: государственных структур, политических партий, групп давления и т.п.

Гражданское общество и политическое государство взаимодополняют друг друга и зависят один от другого. Без зрелого гражданского общества невозможно построение демократического правового государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития.

Таким образом, гражданское общество – это совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и независимо от государства.

Система независимых от государства институтов и межличностных отношений создает условия для самореализации индивидов и групп, для удовлетворения их повседневных потребностей.


К основным признакам гражданского общества можно отнести следующие:

· главным действующим субъектом гражданского общества является суверенная личность, свободно ставящая цели своей деятельности и определяя способы их достижения;

· особенностью общественных отношений в гражданском обществе являются горизонтальные, невластные связи, в отличие от иерархических и вертикальных властных государственных отношений;

· основу гражданского общества составляют экономические отношения, базирующиеся на многообразии форм собственности;

· гражданское общество жизнеспособно, если его члены обладают собственностью и пользуются правом распоряжаться ею по своему усмотрениию. Защищенная законом экономическая независимость придает человеку определенную самостоятельность в отношениях с государством. Наличие собственности служит главным условием свободы личности в любом обществе.

· гражданское общество – это сфера общественной жизни не регулируемая государством и включающая в себя партии, общественные организации, религию, искусство и т.д.

Это наиболее активные образования, отражающие разнообразные интересы множества социальных слоев и групп населения. Спецификой этих организаций является то, что они создаются на добровольной основе не государством, а самим гражданином. Отношения людей в данной сфере общественной жизни характеризуются индивидуальным выбором.

Основной функцией гражданского общества является наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов.

В рамках выполнения этой основной задачи гражданское общество осуществляет важные социальные функции:

- юридическое обеспечение защиты прав граждан от необоснованного вмешательства со стороны государства;

- осуществление на основе гражданского общества широкого самоуправления на различных уровнях общественной жизни;

- законное обеспечение частных сфер жизни людей от жесткой регламентации со стороны государственных структур;

- гражданское общество выполняет функции социального контроля по отношению к своим членам. Независимо от государства общественность может заставить своими средствами человека соблюдать нормы поведения;

- реальное обеспечение прав и свобод человека, равный доступ граждан к участию в государственных и общественных делах;

- гражданское общество выполняет коммуникационную функцию. В условиях демократии правовое государство обязано добиваться удовлетворения основных прав и интересов своих граждан. Поэтому задачи организаций гражданского общества информировать государство о возникших потребностях граждан, удовлетворение которых возможно только с помощью государства;

- деятельность организаций гражданского общества стабилизирует государственную власть. В сложных ситуациях, особенно в период кризисов, социальных волнений и войн на помощь ослабевшей государственной власти в состоянии прийти прочные структуры гражданского общества;


- гражданское общество в условиях правового государства выполняет функцию обеспечения минимального жизненного уровня всем членам общества. Особенно это относится к слабо защищенным группам – инвалидам, престарелым, детям.

Взаимоотношения государства и гражданского общества зависят от зрелости последнего: если гражданское общество примитивно, то государство является его «внешней формой», оно может уничтожить гражданское общество и выступить единственным инструментом власти. И лишь при условии существования зрелого гражданского общества, его отношения с государством носят сбалансированный характер.

В России так и не были созданы основы гражданского общества. В этом отношении Россия демонстрировала альтернативный западным образцам вариант развития.

Основой дореволюционного российского общества была жесткая властная иерархия, ограничивающая развитие индивидуальной частной собственности на землю, ресурсы и средства производства. Правящий класс обладающий монополией на власть, был собственником всех средств производства и ресурсов в стране. Он управлял бесправным и полунищим населением. Среднего класса, который мог бы выступить стабилизирующим фактором общественного развития, силой, предотвращающей открытые столкновения данных антагонистических классов почти не было.

К началу царствования Петра I в российском обществе появляются предпосылки для плавной индустриализации: сложился всероссийский рынок, возросло число городов, ставших центром ремесел, активную роль стало играть купечество, сосредоточившее в своих руках необходимые капиталы. Однако, возникавшие слои свободного сельского и городского населения, которые могли бы стать социальной базой новых классов – буржуазии и рабочих, были лишены Петром I юридической свободы и записаны в государственные крестьяне. Модернизация России происходила за счет использования крепостного труда и концентрации власти в руках монарха.

Реформы 60-х годов XIX века вновь открыли для России возможности формирования гражданского общества. Освобождение крестьян от крепостной зависимости дало резкий толчок к развитию капиталистических отношений в промышленности, сельском хозяйстве, финансах. Формируются крупные предприятия, банки, объединения частных сельхозпроизводителей, растет численность рабочего класса и класса буржуазии. Российская буржуазия, владея крупной частной собственностью, но, не имея доступа к политической власти, начинает бороться за свои гражданские права. Появляются независимые от государства образовательные, медицинские и другие общества, в которые объединяется активная часть буржуазии. Их деятельность подготавливает почву для проведения земской и городской реформы. В выборах в органы местного самоуправления принимают участие представители всех сословий, имеющих частную собственность.

Таким образом, происходила частичная децентрализация государственной власти. Судебная реформа 1864 года установила равенство всех граждан перед законом. Судьи становились независимыми от исполнительной власти. Вводится гласность и состязательность судебного процесса, должности адвоката и прокурора. Появляются первые политические партии и первый законодательный орган Российского государства, сформировавшийся на основе избирательного права – Государственная Дума. Однако правительство не сумело упорядочить процесс демократизации, решить многочисленные экономические и социальные проблемы в обществе. Война 1914 года обострила все противоречия и привела к революционному изменению политического строя.

Октябрьская революция 1917 года не затронула принципов организации гражданского общества. Правящий класс составила партийная номенклатура, которая и стала собственником средств производства. Остальное население превратилось в государственно зависимых работников. Государство взяло на себя решение проблем индустриализации и культурной революции, сохраняя целостность и независимость страны. Отсутствие гражданского общества обусловило установление в России тоталитарного режима.

Для придания власти большей легитимности была использована идея мнимого конституционализма. Конституция в политической доктрине советского государственного строительства была символом законности власти. Эта законность распространялась на все социальные группы, кроме руководящей.

По мере того, как советское общество становилось все более открытым, нарастал кризис прежних форм легитимности власти.

Начатые в 1985 году преобразования имели целью формирование предпосылок гражданского общества. Попытки соединить буржуазный конституционализм и советское право, принцип «свободной личности» и общество трудящихся в существовавшую конституцию власти только снижали ее интегративные возможности, поскольку они были несовместимы.

В 90-е годы после распада СССР в России начался процесс формирования гражданского общества. Условиями для его становления и развития являются:

- экономический плюрализм, основанный на многообразии форм собственности и рыночной экономике;

- социальный плюрализм на базе равноправного сотрудничества различных социальных групп с опорой на средний класс;

- политический плюрализм и основы правового государства, предусматривающие демократические права и свободы, многопартийность, разделение властей, правовое государство;

- духовно-культурный плюрализм мнений, идей, религиозных верований, культурно-просветительных и культурно-воспитательных организаций.

На сегодняшний день в России сложилась определенная структура гражданского общества, основными элементами которого являются:

- демократически избранные органы власти;

- созданные на добровольной основе общественные организации;

- промышленные, земледельческие, просветительские организации;

- религиозные и этнические общности;

- творческие союзы и гильдии;

- культурно-просветительские общества, спортивные и оздоровительные центры.

Вместе с тем становление и развитие гражданского общества в России сталкивается с большими трудностями. Россия переживает переходный период, когда формирование правового государства и гражданского общества во многом зависят от равноправного и успешного формирования этих субъектов социального и политического процессов. Пока государство по отношению к гражданскому обществу пытается действовать по принципу властвования. С точки зрения государства общество является лишь совокупностью подданных. Элита гражданского общества пытается отрицать необходимость государственного регулирования вообще.

В сложившейся ситуации необходимо создать объективные и субъективные предпосылки для установления союзнических отношений между элитами государства и гражданского общества, и тогда в России появится возможность сформировать полноценное правовое государство и гражданское общество.

 







Date: 2015-09-24; view: 1031; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию