Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как научиться читать молча





Итак, как обучиться новому способу чтения – без артикуляции? Техника быстрого чтения предлагает для этого изучить упражнение под названием «высту- кивание ритма». Читая про себя, человек выстукивает рукой особый ритм, который включает в себя двухтакт- ное постукивание с четырьмя ударными элементами в первом такте и двумя во втором. На первом элементе каждого такта обучающийся технике делает значитель- ное усиление удара.

Так как в русском языке слова обладают разномест- ным ударением, читатель, выстукивая ритм, «слышит» его аритмический рисунок, разрушающий артикуляцию. Иначе говоря, для артикуляции при чтении русского тек- ста выстукивание ритма становится помехой.

Основная особенность метода аритмического посту- кивания заключается в свободе механизмов речеобра- зования, так как на их работу не оказывается никакого воздействия. При выполнении упражнения в коре голо- вного мозга возникает зона индуктивного торможения, сокращающая периферическую артикуляцию из центра. Произнесение читаемых слов становится невозможным. Как это происходит?

Какие зоны мозга управляют процессами речи (рис. 14)? Ученым П. Брока в 1861 г. было обнаружено, что при поражении области второй и третьей лобных извилин мозга человек перестает членораздельно гово- рить, хотя и остается способность понимать речь других людей. Это зону назвали зоной Брока, иначе – речевой моторной зоной. У пишущих правой рукой она находит- ся в левом полушарии мозга, у левшей – в правом. Уче- ным Э. Вернике была установлена зона сенсорной речи, так называемая зона Вернике. При поражении верхней


 


Проекционные двигательная и чувствитель- ная зоны


Слуховая область


 

 

ЗОНА ВЕРНИКЕ


 


Поток мышечных импульсов от речевых мышц


Поток слуховых импульсов от уха


 

Рис. 14. Речевые зоны мозга

височной извилины человек перестает понимать слова, хотя и сохраняет способность их слышать. Он не может увязать логические связи слов с предметами и действия- ми, однако способен к механическому повторению слов, даже не понимая их значения. Зона Вернике хранит усвоенные человеком звуковые образы слов в виде так называемых нейронных следов.

При артикуляции возникают мышечные ощущения, которые имеют огромное значение для работы мозга. Однако для быстрого чтения артикуляция вредна. Как же найти возможность для сокращения артикуляции? Как предположили ученые, если воздействовать на зону Брока в процессе чтения с целью преграждения пути импульсам, поступающим из этой зоны для формирова- ния артикуляции, то задача будет решена. В результате было установлено, что движения пальцев рук в развитии


 

человека напрямую связаны с речью. Например, речь детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Исследователь М. Коль- цова рекомендует даже специальные упражнения для тренировки пальцев рук детей 6–7месячного возраста с целью тренировки речи, ведь, как известно, речь – вто- рая сигнальная система, она требует специального раз- вития. В итоге, как утверждает М. Кольцова, ребенок начинает гораздо раньше произносить полные слова, что является большой трудностью в этом возрасте. Таким образом, доказывается прямая связь между речью и движениями рук, а значит, между речевой и предметной информацией существует функциональное взаимодействие. Известный ученый И. Павлов расшиф- ровывает это взаимодействие как взаимонаправленную работу первой (предметной) и второй (речевой) сиг- нальных систем.

Попробуем привести примеры различных способов коммуникации: зрительной, слуховой и двигательной. Представьте себе, что вы стоите в магазине у прилавка и ждете продавца, который находится недалеко, чтобы спросить у него об интересующей вас покупке. Как обра- тить на себя внимание продавца, используя названные способы коммуникации?

Первый вариант – зрительный. Написав на бумажке,

«Подойдите, пожалуйста!», вы показываете ее продавцу, который в какойто момент обратил на вас внимание. Удивившись подобному способу общения, продавец к вам подойдет.

Второй вариант – слуховой. Стоя у прилавка, вы кричите продавцу: «Подойдите, пожалуйста!»

Третий вариант – двигательный. Вы машете продав- цу рукой, призывая его к вам подойти.


                       
     
 
       
         
 
 
 
 
 
   

 

 


Рис. 15. Гомункулус

Какой из вышеназванных способов окажется в по- добной ситуации наиболее эффективным, неизвестно, однако вы используете три разных способа коммуника- ции, имеющих один и тот же результат. Ваше сообщение будет принято, понято и, возможно, реализовано. Эти примеры можно отнести и к чтению. Разница лишь в том, что при чтении мы сами являемся адресатами со- общения. Мы решаем, в каком ключе (коде) сообщение принимать: зрительном, слуховом или двигательном.

Итак, из всего вышесказанного напрашивается вы- вод: так как движения рукой помогают реализовывать речевые действия, это значит, что такие движения посылают в головной мозг и соответствующие данной помощи импульсы. На рис. 15 показан условный челове-


 

чек. Размеры различных частей его тела соответствуют той части коры головного мозга, которая связана с ана- лизом ощущений, поступающих в мозг от различных частей тела. Из рисунка видно, какая большая часть коры головного мозга вовлекается в активную деятельность каждый раз, когда кисть руки выполняет какието дейст- вия, например, выстукивает ритм.

Вернемся к методу аритмического постукивания. Вы выстукиваете ритм, порождая при этом помеху в ре- чедвигательном канале, и начинаете читать текст. В зоне Брока канал для прохождения управляющих импульсов закрыт. Формированию артикуляции поставлена пре- града. Соответственно, читать теперь можно только без артикуляции, так как если произнести читаемое слово вслух, собьется ритм. Таким образом, ритмические дви- жения рукой запирают речедвигательный канал.

Конечно, люди, владеющие техникой быстрого чте- ния, не занимаются при чтении тем, что постоянно по- стукивают, переворачиваястраницы. Чтобысформирова- лась новая программа работы мозга и читатель научился обрабатывать информацию без артикуляции, требуется в среднем 20 часов. Главное – правильно выучить ритм и тренироваться в течение нескольких часов. Следует отметить, что эффективность аритмического постуки- вания наступит только лишь в том случае, если вы будете работать с текстом самостоятельно. На рис. 16 приведена

 

  2/4      
Удары 1 2 3 4 5 6 7 8
Такты      

Рис. 16. Нотная запись ритма


 

нотная запись ритма, по которой вам следует заучить ри- сунок выстукивания. Выучите ритм. Начинайте читать текст с выстукиванием, при этом обязательно контро- лируйте правильность звучания на слух. Если вы будете систематически выполнять упражнение, читая текст и одновременно выстукивая ритм, то достигнете нужного эффекта примерно через 20 часов (в совокупности). Следует заметить, что количество времени, затраченное на это упражнение, высчитано среднестатистически. Воз- можны изменения количества времени в ту или другую сторону в зависимости от типа вашей нервной системы и скорости протекания психофизических процессов.

 

Date: 2015-09-24; view: 479; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию