Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Зрительный образ интегрального алгоритма чтения
Для создания зрительного образа алгоритма чтения используйте любой предмет, картину или ситуацию, по следовательно вписывая в него блоки алгоритма. Это может быть как статичное, так и движущееся изображе- ние. Нарисуйте на бумаге представляемый вами образ в двух экземплярах, важно чтобы это был именно ваш рисунок, нарисованный вашей собственной рукой. Не надо думать о его художественной ценности, думай- те об информативности и рациональности. Один из рисунков укрепите на своем экране мысленного взора (в графе «Урок 2»), другой всегда носите при себе в за- писной книжке. Ваша задача – добиться того, чтобы ваш алгоритм всегда был с вами. Закрывая глаза, вы должны четко видеть образ алгоритма. На рис. 8 показан пример изображения алгоритма, которое многие абитуриенты чаще всего используют на наших занятиях. Зрительный образ алгорит- ма может быть библиотечной карточкой или многоэтажным зданием, многим другим, что может подсказать вам ваше воображение. Приведем вы- держку из дневника одного из участников нашей группы: «Зрительный образ алгорит- ма – семь разноцветных полос радуги. Сначала возникают перед моими глазами первые три блока: название, автор, Рис. 2. Зрительный образ интегрального алгоритма чтения источник. Три полосы появля- ются из ниоткуда и начинают медленно наливаться цветом,
становясь все ярче по мере заполнения. Затем во время чтения еще три блока: проблема, фактографические данные и особенности с критикой. Последний блок – новизна – появляется как венец всей конструкции, озаряет сиянием и как бы зажигает всю радугу целиком. После недели тренировок я почувствовал, что радуга обрела самостоятельную жизнь, она появляется как будто сама, по своему желанию. В ней появились некая сила и объемность, цвета стали очень яркие и насы- щенные». Следует добавить, что зрительный образ как мнемонический прием лучше всего действует лишь в самом начале тренировок, потом он блекнет, уходит на второй план, но остается навык чтения, основанный на извлечении из текста только информативной его части. Что делать, если зрительный образ не получается? Вот один из примеров удачного решения этой задачи: «Зрительного представления алгоритма так и не получилось. Конечно, я могу представить алгоритм в виде схемы или ящиков, но в процессе чтения я этими образами не пользуюсь. Мое запоминание идет совер- шенно подругому: 1. Название. Так как чаще всего именно название отражает суть всего текста, я особенно внимательно его читаю. Бывает так, что особого смысла в названии статьи или книги я не вижу, но все равно стараюсь его запомнить, делаю какиенибудь сравнения, считаю количество слов в за- головке, расположение, привязываю его к свободной ассоциации, представляю в виде электронного табло (но это дается с трудом). 2. Автор. Авторов запоминаю, чаще всего связывая их фами- лии с фамилиями знакомых людей. Или пытаюсь запо- мнить их зрительно.
3. Выходные данные. Названиегазеты, год, число, месяцзапоминаю, скольз нув по строчке, с фиксацией только на какойто момент. Числа запоминаю методом яркого зрительного представ- ления в момент фиксации. Так я запоминаю три первых блока, но при этом не знаю, куда отправляется информация. Иногда после про- чтения пытаюсь проверить полноту блоков, стараюсь предугадать, что будет дальше в тексте, и впоследствии именно на этом фиксирую внимание. 4. Проблема. Коротко формулирую вопрос в процессе чтения. Иногда уточняю после чтения. 5. Фактографические данные. Их стараюсь запомнить, связав со смыслом текста, а не зрительно. 6. Особенности, критика. Чаще всего эти элементы фиксирую интуитивно: согласен или не согласен с написанным. Случается, что это иногда тормозит или утомляет, но бывает, что, на- оборот, придает удивительную скорость моему чтению и запоминанию. 7. Новизна и практическое использование. Все это часто видно при заполнении первых трех блоков (название, автор, источник) или после прочте- ния введения. В принципе, я думаю, что для меня важна именно по следовательность операций, но у меня отсутствует визу- альное представление блоков алгоритма» Это яркий пример человека с так называемым дис- кретным, логическим мышлением. Подробнее об этом мы расскажем позже. Итак, теперь мы знаем, что самое главное преиму- щество интегрального алгоритма – возможность форми-
ровать новую программу чтения и последовательность мыслительных операций. Упорные тренировки дают нам автоматическое запоминание нужных данных, фак- тов, названий, фамилий. Каким же образом у обучающегося появляется уста- новка на чтение с применением алгоритма? До того как вы начинаете читать, нужно представить себе зрительно образ алгоритма и заполнять его по мере чтения, пере- нося и фиксируя информацию в нужные блоки. Во время процесса чтения мы отбираем данные, подобно меха- низму укладываем их в соответствующие пазы. Прежде всего запоминаются название, автор, выходные данные, источник. Затем вырисовывается проблема, которой посвящен текст. Полученные сведения фиксируются в пятом блоке алгоритма. Далее блок шестой. Например, в статье про новинки автомобилестроения описана новая, принципиально отличающаяся от предыдущих конструкция автомобиля – это, конечно, материал для заполнения шестого блока. Особую для нас значимость в данном случае приобретает критический настрой. Насколько критично мы относимся к предлагаемой автором информации, настолько и будет заполнен шестой блок. После окончания чтения приходит время для заполнения седьмого, последнего из блоков. Что же нового вы узнали из текста? Не может быть, что совсем ничего! Даже манера изложения – это уже новая информация! Мудрые говорят: «Умейте ставить точку!» Заполнив седьмой блок, мы практически подошли к окончанию процессачтения, однакоещенедоконца. Осталосьсовсем чутьчуть: нужно вновь представить зрительный образ алгоритма и проверить, все ли ячейки заполнены. Этот завершающий анализ очень важен и помогает еще лучше усвоитьизакрепитьинформацию, полученнуювпроцессе чтения. Завершающий анализ и синтез текста – одно из главных отличий быстрого чтения от медленного.
Для того чтобы работа с алгоритмом была вам ясна, мы предлагаем вам потренироваться, выделяя каранда- шом отдельные блоки интегрального алгоритма в чита емых текстах. Date: 2015-09-24; view: 716; Нарушение авторских прав |