Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Динамика чтения
Сколько раз мы встречали людей«метеоров», ко- торые могут за несколько минут прочитать огромную статью и потратить не более часа на прочтение целой книги! Мы удивлялись, как эти люди могут настоль- ко быстро читать, причем не только моментально просматривая текст глазами, но и эффективно усваи- вая его содержание? Это, наверное, какойто ловкий трюк или дар свыше? В действительности же быстрое чтение – не особый талант, доступный лишь немногим, избранным, а всего лишь результат применения неко- торых простых приемов, овладеть которыми способен любой здоровый человек. Быстрое чтение – не фокус, а доступное и эффективное руководство к быстрому и ка- чественному чтению, достижимое для многих людей.
Прежде чем приступить к разговору о быстром чте- нии, попробуемразобраться, чтожетакоечтениевообще. Что можно называть чтением? Ученые дали следующее определение: чтение – процесс использования наших глаз и сознания для понимания смысла, заложенного в текст автором. Здесь нелишним будет отметить, что смысл любого текста – явление многоплановое. Он может быть и буквальным, и скрытым. Соответственно, если толкова- ние любого текста – процесс сложный и многоступенча- тый, то чтение нельзя назвать делом легким и простым. Это труднейший психологический и интеллектуальный процесс, который требует серьезного и вдумчивого отно- шения читателя. Известный немецкий поэт Гете в одном из своих произведений писал: «Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил восемьдесят лет и все еще не могу сказать, что вполне достиг цели». Считывание глазами буквенной информации – ос- новное средство обучения современности. Несмотря на появление радио и телевидения, чтение как инструмент познания окружающего мира попрежнему продолжает играть в жизни людей огромную роль. В условиях усиле- ния информационных потоков и постоянного усложне- ния научных и технических вопросов читать нужно все больше и больше. Так, к примеру, специалистамкомпью терщикам для эффективной работы требуется еже- месячно просматривать не менее 35–40 журналов, посвященных вопросам вычислительной техники. Естественно, что такой большой объем печатной информации невозможно осилить без навыка быс- трого чтения. Можно сказать, что умение быстро читать для нас сейчас не только необходимо, но даже превращается в навык первостепенной важности. К тому же исследования показывают, что люди, ос-
воившие метод быстрого чтения, значительно легче и быстрее адаптируются к новым видам информации, а значит, более продуктивны и в своей работе. Наш головной мозг сформировался в ту пору, ког- да объем поступающей к человеку информации был ничтожно мал, что и повлияло на нашу способность воспринимать сигналы внешней среды. В ту пору для нашего мозга скорость восприятия информации была достаточна. Теперь же ситуация кардинально измени- лась. В условиях современности большинство людей становится не в состоянии адекватно воспринимать и усваивать поступающие к ним потоки всех видов ин- формации. Почему? Ведь возможности человеческого мозга далеко не исчерпаны? Отсутствие у человека так называемых навыков «сверхвнимания» и «суперпамя- ти» приводит к тому, что, например, компьютер – де- тище человеческого мозга, во многом проигрывая человеку, тем не менее в некоторых аспектах уже его превосходит. За последние двадцать лет емкость запоминающих устройств ЭВМ возросла в 1000 раз, а скорость их действия – более чем в 100 раз. Выдавая на экран монитора результат вычислений, компьютер тратит гораздо меньше времени, чем человекоператор, который только считывает получаемую информацию. Исследования ученых показали, что в наше время боль- шинство людей читает с той же скоростью, что и наши бабушки и дедушки, то есть 600–900 знаков в минуту. Эта скорость чтения настолько мала по сравнению с возможностями нашего мозга и настолько ничтожна для восприятия современных информационных потоков, что вопрос о повышении скорости чтения у каждого человека встает с особой остротой. Особенно велика роль быстрого чтения в общеобра- зовательной школе. Наши исследования показали, что
между успеваемостью и скоростью чтения существует прямая связь. В основном, чем быстрее читает ученик, тем лучше он учится, и наоборот. Так, среди медленно читающих учеников на «хорошо» и «отлично» учатся лишь 4%, а среди быстро читающих – целых 53%. Не- благоприятно сказывается низкая скорость чтения и на качестве обучения в вузах, где, как говорится, «новой информацией набита каждая минута». По данным иссле- дований, из институтов исключается примерно каждый четвертый абитуриент, и этот показатель остается неиз- менным вот уже на протяжении нескольких лет. Долговременная программа совершенствования школьного образования, иначе говоря – школьная ре- форма, разработана с учетомактивизации мотивацион- ной составляющей обучения у школьников. Например, курс «Основы информатики и вычислительной техни- ки» был включен в программу именно с этой целью. Наша исследовательская группа, в свою очередь, про- вела в некоторых школах Москвы обучение старших учеников технике быстрого чтения. Результатом нашей работы стал неподдельный интерес детей к данной теме, что благоприятно отразилось на повышении скорости чтения и учебном процессе в целом.
Date: 2015-09-24; view: 382; Нарушение авторских прав |