Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 2 Римско‑католические костелы





 

Костел Успения Девы Марии

В слободе бывшего Измайловского гвардейского полка улицы, словно солдатские шеренги, отходят ровными стройными рядами от Московского проспекта, начиная свой отсчет там, где раскинулись корпуса Технологического института. Улицы раньше назывались Ротными, а в 1923 году были переименованы в Красноармейские [213]. Здесь, на Первой Красноармейской, между Измайловским и Московским проспектами, в неприметном с первого взгляда здании разместилась католическая церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Церковь Успения является кафедральным католическим храмом города. Еще в эпоху правления Петра I произошло сближение православной России с католической Западной Европой. Множество специалистов католического вероисповедания были приглашены в Россию, католики получили право беспрепятственно въезжать на территорию страны и строить свои храмы в русских городах.

В Петербурге первый католический храм появился вскоре после основания новой столицы империи. В 1846 году католическая община выкупила у наследников поэта Гавриила Державина здание на набережной Фонтанки вместе с садом – там разместилась Римско‑католическая духовная коллегия. Спустя три года в Петербург, по предложению императора Николая I, перевели Духовную академию. Тогда и встал вопрос о переводе в столицу империи епископата и строительстве кафедрального собора на территории, примыкающей к резиденции архиепископа.

Храм был заложен 2 августа 1870 года, при Александре II, а в марте 1873 года было подписано высочайшее повеление о переводе в столицу капитула и консистории [214] Могилевской архиепархии, в состав которой входил Петербург. Проект католического собора был разработан архитектором Василием Ивановичем Соболыциковым, автором научных трудов, известным сотрудником Публичной библиотеки, по проекту которого были созданы несколько ее знаменитых залов. После смерти Соболыцикова строительством руководил академик архитектуры Евграф Сергеевич Воротилов. 12 апреля 1873 года архиепископ Антоний Фиалковский в присутствии большого количества гостей освятил собор во имя Успения Пресвятой Богородицы.

 

Костел Успения Девы Марии

Праздник Успения Пресвятой Богородицы восходит к первым векам христианства и посвящается воспоминанию светлой кончины Девы Марии и Ее вознесению на небеса. Праздник этот с любовью отмечают все христиане, и еще в первые века христианства отцы церкви на Востоке и на Западе произносили проповеди, посвященные Пресвятой Богородице. Католическая церковь отмечает этот день 15 августа. Собор Успения Пресвятой Богородицы в плане имел форму латинского креста и соединялся со зданием Епархиального управления единым входом. В 1876 году в него были перенесены частицы мощей апостолов Фаддея, Казимира, Иоанна Кентского и некоторых других. Храм посещали многочисленные католики, работающие на новых предприятиях, появившихся в районе Обводного канала и Московской заставы, а также студенты институтов и военнослужащие Измайловских полков. Собор с трудом вмещал всех желающих, и было принято решение о его расширении. Вместимость храма была увеличена с 750 до полутора тысяч человек. В начале века архитектор Лев Шишко предложил проект реконструкции главного входа, за счет которой можно было еще расширить храм. Лев Шишко был неординарной личностью, его творчество нельзя уложить в рамки канонов и стилей. По его проекту было возведено здание Духовной семинарии, соединенное с церковью переходом. Впрочем, проекту реконструкции храма не суждено было воплотиться из‑за недостатка средств.

После Октябрьской революции в жизни храма и католической церкви вообще произошли перемены, затронувшие все церкви и конфессии в России. Уже в 1918 году духовная семинария была закрыта, а здание передано в жилой фонд. Спустя несколько лет, в 1922 году, несмотря на серьезное сопротивление прихожан [215], церковь Успения Пресвятой Богородицы была закрыта и опечатана, а священнослужители арестованы. Через год прихожане смогли отстоять свой храм, и его вновь открыли, но в 1930 году церковь закрыли окончательно.

Во время войны храм очень серьезно пострадал от снарядов и бомбежек, а после войны здание было передано конструкторскому бюро и подверглось перепланировке. Помещение разделили перегородками и пробили дополнительные окна. Впоследствии была предпринята попытка отдать здание собора в аренду банку. В нем планировали соорудить стационарные сейфы‑хранилища, что еще больше усугубило вред, наносимый зданию.

После долгих лет советского «пленения» храм был возвращен прихожанам. С 1995 года началось его возрождение. Вновь был образован и зарегистрирован приход Успения Пресвятой Девы Марии и назначен его настоятель. За несколько лет была проведена реставрация собора, и уже в 1997 году в заново освященном храме возобновились богослужения. Спустя несколько месяцев в алтарь были торжественно перенесены частицы мощей апостолов Петра, Иоанна, Фаддея, Андрея и Павла, а также – святых Адальберта и Зенона.

Собор сегодня, как и прежде, пользуется любовью прихожан. В храм ведет дубовая дверь, украшенная резными фигурами ангелов и витражной картиной, где изображена Дева Мария. При входе в храм, в вестибюле, по обе стороны от гранитных ступеней, в нишах – скульптуры святого Иосифа и святого Франтишека. Внутри храма вошедшего встречают два коленопреклоненных ангела с чашами, на белых стенах – 14 фрагментов крестного пути Иисуса. По обеим сторонам от главного прохода расположены скамьи для моления. В центральной части храма, на перекрестье, справа – образ Святой Фаустины и рядом с ней – Иисус.

Святая Фаустина почувствовала призвание к монашеству еще в детские годы, но в монастырь пришла только в 20 лет, сподобившись видения Господа. По описанию Фаустины был написан образ Христа Милосердного, известный сегодня во всем католическом мире. Монахиня вела духовный дневник и еще при жизни удостоилась многочисленных даров Спасителя. Так, она могла предсказывать события, находиться одновременно в нескольких местах, и на теле ее были стигматы [216]. Скончавшаяся в возрасте 33 лет от болезни, Фаустина Ковальская была беатифицирована [217] в 1993 году.

В левой центральной части храма – небольшая скульптура святого Антония и образ святого Франтишека, рядом с которым горят жертвенные свечи. В алтарной части находится престол, стоят подсвечники и не увядают цветы, за которыми ухаживают заботливые руки служительниц. Эта часть храма отгорожена изящной резной деревянной решеткой. В новых мраморных плитах на полу есть одна необычная плита, рассказывающая о том, когда и кем был построен и освящен храм. В соборе прекрасная акустика, и на втором ярусе, напротив алтарной части, находится орган.

Восстановленный в кратчайшие сроки собор радует прихожан и посетителей своей красотой и особой внутренней чистотой и торжественным спокойствием, которое испытываешь, заходя в католический храм. Струящийся в окна легкий свет, сияние образов и скульптур святых, тихие ласковые улыбки служителей церкви и гармония всего, что открывается взору, рождают в сердце радостное чувство покоя и доброты.

В храме проходят богослужения на русском и польском языках, совершаются таинства. Каждый понедельник в нем проходят занятия по изучению Библии, общиной ведется поисковая и просветительская работа, ежедневно любой, кто пришел в храм, может получить наставление священника в личной беседе. Прихожане часто собираются в соборе Успения на 1‑й Красноармейской, который считают вторым своим домом, где каждого ждут и понимают, поддерживают добрым словом и дарят надежду и свет.

Собор Успения Пресвятой Богородицы открыт ежедневно с 8.30 до 10 ч. и с 17 ч. до 20 ч. По воскресеньям – с 10 ч. до 20 ч.

Адрес: 1‑я Красноармейская ул., д.11.

Транспорт: ст. метро «Технологический институт»

Троллейбус: 3, 8,15.

 

Костел Святой Екатерины

Между Казанским мостом и Михайловской улицей раскинулась небольшая площадь, получившая среди петербуржцев меткое и ироничное название – «Паперть» [218]. Здесь, пожалуй, самое многолюдное место Невского: торопливо движется народ, музыканты, перебирая гитарные струны, напевают что‑то под выкрики случайных слушателей, иностранцы и гости Петербурга праздно разгуливают мимо лавок с сувенирными товарами. Многоликая пестрота этого петербургского Монмартра завораживает, погружая прохожего в особую атмосферу свободы и живой жизни.

Здесь, в глубине проспекта, словно бы образуя площадь, выделяется на фоне петербургской суеты строгий и великолепный арочный портал фасада «Невского костела» – так в обиходе называют здание Римско‑Католической церкви Святой Екатерины [219].

Петербург недаром называют городом всех религий, а Невский проспект – улицей веротерпимости. Дело в том, что для строительства новой столицы нужны были высококлассные специалисты, которых не было в России, и Петр издал указ о вызове иностранцев с обещанием им свободы вероисповедания. И тогда в Петербург стали приезжать люди из разных стран; среди приехавших было много католиков [220].

 

Костел Святой Екатерины

Первый католический храм, который находился недалеко от Летнего сада, был деревянным. Он прославился тем, что там крестили Пьетро Трезини, сына Доминико, – первого петербургского зодчего, а крестным был сам император Петр I. В 1737 году пожар уничтожил деревянный храм, и по указу императрицы Анны Иоанновны в сентябре 1738 года для постройки католического собора был выделен участок неподалеку от Невского проспекта. Примечательно, что проектировал храм Пьетро Трезини, крестник Петра I. Когда в середине XVIII века архитектор уехал в Италию, строительство приостановилось; но в 17б2 году архитектор Валлен‑Деламот создал другой проект и возглавил строительство. Жан‑Батист Мишель Валлен‑Деламот был автором и участником проектов множества прекрасных сооружений в Петербурге: здания Малого Эрмитажа, Академии художеств, Гостиного двора, великолепной арки Новой Голландии. Тем не менее он вынужден был уехать из России во Францию: мода на его работы прошла, он лишился серьезных заказов. На родине его ждали только несчастья: зодчего внезапно разбил паралич, затем скончалась его жена и верная подруга, Валлен‑Деламот почти лишился зрения, и единственным средством к существованию у него была скромная пенсия из России, которую вскоре и вовсе перестали присылать из‑за начавшейся французской революции и прекращения дипломатических отношений между странами. Последние семь лет жизни знаменитый архитектор прожил в полной нищете [221].

После отъезда Валлена‑Деламота во Францию строительство католического собора святой Екатерины продолжил итальянец Антонио Ринальди. Он был автором более 25 крупных сооружений в Петербурге и пригородах, среди которых дворцы в Гатчине, Ораниенбауме и Мраморный дворец близ Марсова поля. Ринальди считают непревзойденным мастером «мраморных фасадов». Самый знаменитый среди его архитектурных приемов – так называемый «цветок Ринальди» – особая деталь, характерная для орнамента, которая видна и на фасаде костела святой Екатерины [222].

Спустя двадцать лет после начала строительства, в 1783 году, собор был освящен во имя святой Екатерины Александрийской. Фасад собора выполнен в виде триумфальной арки, опирающейся на колонны, что соответствовало одному из приемов барокко – скрыть основной объем здания. Антонио Ринальди, заканчивая строительство, приблизил пропорции фасада к классицизму, отказавшись от башен и обилия скульптурного декора, завершив арочный вход высоким парапетом, что придает зданию стройность. На высоком парапете, венчающем фасад, находятся скульптуры четырех евангелистов – Марка, Матфея, Луки и Иоанна – и фигуры двух ангелов, держащих в руках крест.

Собор Святой Екатерины связан неразрывно с людьми и событиями культурной жизни России и Европы. Здесь был торжественно погребен польский король Станислав Август Понятовский, останки которого перевезли на родину в 1938 году по просьбе польского правительства; здесь покоится французский генерал армии Наполеона Жан Виктор Моро, который перешел на сторону коалиции и возглавил союзные войска после смерти Кутузова. В 1858 году в костеле святой Екатерины отпевали блистательного архитектора Огюста Монферрана, автора Исаакиевского собора и Александрийского столпа. Монферран хотел быть погребенным у Исаакиевского собора, строительство которого было делом всей его жизни, но на просьбу его супруги о выполнении воли зодчего император Александр II ответил отказом: архитектор был католиком. Гроб с телом лишь обнесли вокруг Исаакия, а после установили в костеле Святой Екатерины. Вдова Монферрана увезла гроб мужа в Париж, где и был похоронен известный зодчий [223].

Прихожанами церкви были многие русские аристократы, принявшие католицизм: видный общественный деятель Петр Чаадаев, декабрист Михаил Лунин, князь Иван Гагарин, княгини Зинаида Волконская и Александра Голицына. На торжественных богослужениях присутствовали члены императорской семьи. В храме звучал орган – один из лучших в Европе, исполнялись музыкальные произведения знаменитых итальянских композиторов, гордостью собора был первоклассный хор.

При церкви Святой Екатерины долгие годы существовали школа‑интернат для дворянских детей, женская гимназия, начальная бесплатная школа для девочек, а также сиротский приют. Костел пользовался большой любовью прихожан, которых насчитывалось более 30 тысяч.

После революции дома, принадлежащие причту, были отобраны, закрылись гимназии, многие священнослужители подверглись репрессиям. Настоятель храма, Константин Будкевич, был расстрелян в Пасхальную ночь с 31 марта на 1 апреля 1923 года в подвале ВЧК на Лубянке. Он был обвинен в шпионаже и противодействии изъятию церковного имущества. И действительно, после событий апреля 1920 года, когда вооруженные чекисты ворвались в собор, сбивая с ног верующих и разграбляя храмовые святыни, Будкевич предпринял все возможное для спасения святынь. Сначала священник решил закопать церковные ценности на Выборгском католическом кладбище, но позднее ему удалось передать часть церковной утвари через польское представительство в Варшаву, а оттуда – в Рим. До последней минуты настоятель Константин Будкевич был верен церкви. Даже после долгих допросов и пыток, когда ему приказали стать к стене, он благословил своих палачей и отвернулся, шепча слова молитвы, прерванной выстрелом.

В 1938 году храм был закрыт и разорен, иконы и церковную утварь выбросили во двор и растащили, росписи были уничтожены, мраморный престол расколот, библиотека закрыта. От былого великолепия ничего не осталось. Храм превратили в склад. Пожар 1947 года довершил разрушение: были уничтожены фрески, статуи, но сильнее всего пострадал орган. В конце 70‑х годов власти принимают решение отдать собор под концертный зал филармонии. Под руководством Антонины Ивановны Тараненко, опытного петербургского архитектора‑реставратора, были начаты восстановительные работы, но случившийся в феврале 1980 года второй пожар разрушил мраморные скульптуры и пол, окончательно уничтожив остатки интерьера. Окна обгоревшего собора были забиты досками и металлическими листами, и реставрация приостановилась.

Через двенадцать лет после пожара храм был возвращен верующим. Началось восстановление святыни. В 1992 году над алтарем поместили распятие, спасенное прихожанкой храма, 19‑летней Софьей Степулковской. Девушка хранила крест у себя дома, рискуя жизнью. В мае 1940 года он был передан в церковь Лурдской Божьей Матери, которая на тот момент была единственным действующим католическим храмом в Петербурге, а после – возвращен в церковь Святой Екатерины.

Первой была восстановлена храмовая часовня Фатимской Божьей Матери. По легенде, явления Божьей Матери произошли в Португалии, в 1917 году, в местечке Фатима. Впервые Богородицу увидели трое маленьких детей, пасшие овец. Сверкнула молния. И дети решили, что началась гроза, но в этот миг пред ними предстала в Божественном сиянии Дева Мария, передавшая изумленным малышам три пророчества. Дети рассказали об увиденном, но им никто не поверил. Явление Богородицы повторялось еще 5 раз, 13 числа каждого месяца. На месте, где произошло чудо, был построен храм, куда не иссякает поток паломников.

Год за годом восстанавливался храм: освятили алтарную часть, центральный вход со стороны Невского проспекта, появились новые реликвии. К 10‑летию возобновления богослужений в дар церкви были передана частица мощей блаженного Зигмунда Фелинского, покровителя прихода святой Екатерины. Беатификация святого произошла 18 августа 2002 года в Кракове. Зигмунд Щенсный‑Фелинс‑кий служил викарием в приходе святой Екатерины, а позднее стал архиепископом Варшавы. Во время восстания в Польше в 1863 году он написал письмо Александру, где заступался за права католической церкви и поляков, за что был отправлен в ссылку в Ярославль на 20 лет. После ссылки он жил в маленькой деревушке в Галиции и получал от русского правительства пенсию, но все раздавал бедным. День памяти святого – 17 сентября.

Еще одной покровительницей прихода является Урсула Ледуховская.

Уроженка Австрии, Урсула приехала в Петербург в 1907 году, получив приглашение от настоятеля храма святой Екатерины руководить женским интернатом при церкви. Семь лет Урсула обучала и воспитывала девочек, отдавая им свое сердце. Но началась Первая мировая война, и ее выслали из страны. Дальнейшая ее жизнь была связана с деятельностью общины сестер Урсулинок, которой она отдавала все силы. Также Урсула оставила книги об истории этой общины. Жизнь ее закончилась в Риме, а останки находятся в одной из часовен в Польше. После смерти святая Урсула несколько раз являлась больным людям, принося исцеление. Ее беатификация произошла в 2003 году, а день память святой – 29 мая.

Также в храме почитают святого Доминика Гусмана, день памяти которого отмечается 8 августа; долгие годы храм был поручен доминиканскому монашескому ордену Покровительницей этого ордена является святая Екатерина Александрийская, казненная по приказу римского императора за то, что не отреклась от христианской веры. День памяти святой Екатерины католики отмечают 25 ноября. Сам же святой Доменик Гусман был создателем монашеского ордена. Католическая церковь связывает имя святого с появлением Розария – особой молитвы на четках. По легенде, в 1214 году Розарий был вручен Доминику явившейся ему Девой Марией. Каждый вечер в костеле Святой Екатерины в 18.30 свершается молитва Розария.

Кроме того, в храме проходят таинства исповеди – каждое воскресенье, за четверть часа до начала каждой мессы. Службы проходят в храме ежедневно на разных языках: русском, итальянском, французском, английском, польском, корейском – согласно особому расписанию. Под руководством настоятеля прихода работает воскресная школа, просветительский центр, проходят лекции, появляются и новые традиции – проведение телемостов между Россией и Ватиканом.

Как столетия назад, идут к ступеням храма чинные прихожане на мессу, и Невский проспект вновь гостеприимно встречает верующих разных вероисповеданий. А рядом, на площади, бурлит привычная жизнь одного из самых необычных уголков главного проспекта города.

Костел Святой Екатерины открыт ежедневно с 7 ч. до 20 ч.

Адрес: Невский проспект, д. 32.

Транспорт: ст. метро «Гостиный двор»

Автобус: 7

Троллейбус: 1, 5, 7,10, 22.

Костел Святой Лурдской Девы Марии

Район старого Петербурга, ограниченный Литейным и Лиговским проспектами, словно книжная полка города: здесь рядом друг с другом, как в литературной энциклопедии, – Некрасов и Чернышевский, Радищев и Маяковский, Рылеев и Белинский, Короленко и Чехов, чьи имена носят эти улицы и проспекты. Через улицы Маяковского и Восстания, бывшую Знаменскую, перекинут небольшой мостик Ковенского переулка, где, словно островок средневековья, возвышается католический костел Божьей Матери Лурдской.

Величавое, торжественное и вместе с тем аскетическое здание, облицованное красным гранитом, было построено для французов‑католиков, живших в Петербурге. Изначально они числились прихожанами церкви Святой Екатерины на Невском, но впоследствии решили отделиться от многочисленного и многонационального прихода. Идея строительства церкви для соотечественников возникла у членов французского посольства еще в 60‑е годы XIX века, но разрешения удалось добиться только при Николае II. Изначально храм хотели поставить на Манежной площади, но православное духовенство выступило против этого. Тогда на средства французского посольства был приобретен участок земли у купца Максимова в Ковенском переулке.

Проект нового храма был поручен известному петербургскому архитектору Леонтию Бенуа. Он был наследником славной художественной династии, сыном зодчего Николая Бенуа. Окончив Академию художеств с золотой медалью за год до положенного срока, Леонтий Бенуа стал не просто талантливым архитектором, но и педагогом, воспитавшим плеяду знаменитых зодчих. Одним из его учеников был Мариан Перетяткович, в соавторстве с которым зодчий и создал проект храма Святой Марии Лурдской.

Первый проект храма Бенуа создавал еще в 1902 году, и первоначально здание замысливалось в романском стиле: небольших размеров, с башней, затейливым входом и домиком для священника. Для облицовки здания хотели использовать кирпич и природный камень, но в 1903 году администрация фирмы «Батиньоль» предоставила церкви большое количество гранита, не использованного при строительстве Троицкого моста. Это случайное обстоятельство заставило Бенуа переработать изначальный проект, пригласив к сотрудничеству своего ученика Перетятковича. Вместо трех нефов, требующих установки колонн, решено было сделать единый зал под большим железобетонным сводом, а гранит использовать для облицовки фасада. Красный гранит, которым был облицован храм, привозили из Финляндии [224].

 

Костел Святой Лурдской Девы Марии

В здании костела необыкновенным образом сочетаются романский стиль и элементы северного модерна. Храм, похожий на средневековый замок, удивляет своей высокой колокольней, увенчанной куполом‑башенкой и крестом и словно вырастающей из строгого фасада. Смотрящему на здание может показаться, что он находится где‑нибудь на улочках старой Праги – особенно если он подойдет к высоким ступеням арки при входе в костел и, поглядев наверх, увидит Мадонну с младенцем на руках, смотрящую из круглого оконца. А опустив глаза, прохожий может увидеть чудесную статую девы Марии Лурдской в голубой нише, расположенной в центре лестницы. Скромный и пленительный образ Божьей Матери со скрещенными руками и склоненной головой – образец величия и кротости духа, удивительной чистоты и святости. Дева Мария словно стоит среди каменных гранитных скал, а за ней в лучах солнца – очертания старинного города Лурда. У подножия этой выразительной по красоте и символике композиции – белые лилии, символ чистоты и непорочности. Жила в XIX веке в городе Лурде бедная пастушка Бернадетта. Однажды она пасла овец недалеко от Массабельского грота. Вдруг в сиянии света ей явилась Дева Мария в белых одеждах, попросила пастушку передать людям, чтобы они жили в мире и покаянии, и повелела здесь, у грота, воздвигнуть храм. Храм во имя Божьей Матери в Лурде вскоре стал известен повсюду. Он прославился тем, что очень многие больные и несчастные люди получали исцеление в этом храме. День памяти Божьей Матери Марии Лурдской отмечается 11 февраля – это главный праздник костела в Ковенском переулке.

Внутреннее убранство храма предельно скромное и простое, создающее вместе с тем торжественность. Главный зал декорирован готическими колоннами. У входов – необычные чаши для святой воды в виде крупных морских раковин, чуть поодаль от них установлены распятия. Стены костела украшают круглые витражные окна и 14 барельефов, по 7 с каждой стороны, изображающих крестный путь Христа на Голгофу. В центре зала, за престолом, – огромная картина художника Захарова «Вручение ключей апостолу Петру» [225]. Напротив, на втором этаже, – орган, звучание которого создает чарующую тайну и неземную красоту католического богослужения, словно вознося к небесам слова молитвы. Святыней храма являются частицы Креста Господня, хранящиеся здесь.

Костел Святой Девы Марии Лурдской был освящен в 1909 году епископом Яном Цепляком. На торжестве присутствовало много гостей: петербургская знать, представители французского посольства, власти города. После революции церковь закрывали только на один год, с 1922 по 1923, но число прихожан ее в эти годы уменьшилось, поскольку многие французы после Октябрьского переворота уехали на родину. Долгие годы церковь Божьей Матери Лурдской была единственным действующим костелом в Петербурге – остальные католические храмы были закрыты. Во время Великой Отечественной войны храм сильно пострадал: снарядами была повреждена колокольня, выбиты стекла, была разрушена кровля. Когда немецкие войска оккупировали Францию и к власти пришло новое правительство, поддерживающее фашистов, дипломатические отношения с Советским Союзом были разорваны, и гражданину Франции, отцу Флорану, настоятелю храма, пришлось выехать на родину. Он успел передать ключи от собора прихожанке, которая была органисткой и комендантом жилого дома при церкви. Благодаря ее стараниям храм и многие его святыни были сохранены. В самые тяжкие годы блокады она открывала храм, чтобы люди могли молиться в нем.

В тяжелые послевоенные годы церковь начали восстанавливать, и уже вскоре состоялось первое богослужение. Спустя десятилетие в храме появился новый орган. Знаменательным событием в истории костела было посещение его президентом Франции генералом де Голлем. В конце 90‑х годов на средства благотворителей был произведен капитальный ремонт приходского дома. В преддверии столетия костела настоятелю и прихожанам еще многое предстоит сделать, чтобы храм стал еще прекрасней.

Сегодня в костеле совершаются ежедневные богослужения на русском, польском языках и на латыни, в будние дни – в 9 утра и в 19 ч., а в выходные – в 9, 10.30, 12 и 19 часов; проходят таинства крещения, венчания. В храме, как и раньше, отпевают многих петербуржцев французского происхождения. В нем совершалось в 1928 году отпевание и самого архитектора храма, Леонтия Бенуа, а также – членов его семьи. Прах зодчего покоится на Литераторских мостках Волковского кладбища.

Как и прежде, стоит удивительная церковь, похожая на замок доблестных рыцарей средневековья. Рядом шумит Невский проспект, бегут вдоль Лиговки трамваи, торопится в концертный зал «Октябрьский» нарядная светская публика, бурлит жизнь. А здесь, в торжественной тишине, слышатся величественные звуки органа, и Мадонна смотрит ласково и светло, словно в самое сердце, приглашая под готические своды полюбоваться красотой и светом, почувствовать на мгновение освобождение от суеты и покой, произнести молитву.

Костел Святой Девы Марии Лурдской открыт ежедневно за час до богослужения, с 8.30 до 10 ч. и с 15 до 19 ч. – в будние дни. В воскресенье – с 8 до 15 ч. и с 18 до 20 ч.

Адрес: Ковенский переулок, д. 7.

Транспорт: ст. метро «Площадь Восстания»

Автобус: 22, 74

Троллейбус: 42

Трамвай: 25.

Костел Святого Станислава

Рядом с Театральной площадью, на которой находится Мариинский театр, гордость Петербурга, в XVIII веке устраивались балаганные представления и тянулись ряды каруселей, а в XIX возвышался Большой Каменный театр. Это удивительный уголок Петербурга, где рядом расположены три храма разных конфессий: православная церковь во имя Исидора Юрьевского, синагога и католический костел Святого Станислава.

Церковь Святого Станислава стоит на пересечении Мастерской улицы, напоминающей о том, что когда‑то здесь находилась слобода мастеровых военно‑морского ведомства [226], и улицы Союза Печатников – бывшей Торговой, выходившей к рынку. Свое современное название она получила в память о том, что здесь помещался союз рабочих‑печатников [227].

 

Костел Святого Станислава

Инициатором постройки церкви был архиепископ Станислав Иоанн Сестренцевич‑Богуш, митрополит Могилевский и первый председатель Римско‑Католической духовной коллегии России, пожертвовавший на строительство храма деньги и земельный участок, где находился его дом и сад. Станислав Богуш был не только выдающимся церковным деятелем, но и талантливым ученым. Он занимался агрономией, медициной, оставил труд по истории Крыма, был избран почетным членом Академии Наук. Много сил уделял Станислав Богуш и просветительской деятельности. Он пожертвовал дом для создания первой в России классической гимназии, где преподавались различные предметы. За свой долголетний труд архиепископ получил очень много наград, среди которых высший орден России – Святого Андрея Первозванного и ордена Святого Станислава и Святой Анны. Скончался Станислав Богуш на 96‑м году жизни и погребен в церкви, которую он и основал в Петербурге, – в костеле Святого Станислава. Церковь была построена в 1823–1825 годах по проекту Давида Ивановича Висконти, представителя славной творческой династии в Петербурге: в его семье были и архитекторы, и скульпторы, и художники. Давид Висконти был выдающимся мастером классицизма. Здание храма Святого Станислава – яркий пример этого стиля. Желтая с белым декором церковь, квадратная в плане, увенчана низким куполом на глухом барабане [228]. По всему фасаду – одинаковые двухколонные портики, антаблемент [229] отделяет аттиковую [230] часть, выступая над основной линией здания. На фронтоне, расположенном над входом в храм, – барельеф «Всевидящее око», над порталом входа – надпись: «Те ieum laudamus. 1998». Этот год – дата второго рождения храма. Он был закрыт в конце 30‑х годов и передан почти на 60 лет цеху меховой фабрики. В 1996 году костел вернули католической общине, а через два года он был освящен.

В храме возобновились богослужения на польском и русском языках, свершаются таинства крещения, миропомазания, причастия, венчания, служатся мессы за здравие и за упокой, на добровольных началах проводят служители храма освящение жилых и производственных помещений, транспортных средств. При церкви работает библиотека им. Слуги Божьего, Епископа Антония Малецкого. Настоятелем храма является отец Кшиштоф Пожарский. Торжественные богослужения и крестные ходы совершаются в престольные праздники – День Святого Станислава и праздник иконы Трижды Предивной Божьей Матери.

Святой Станислав, епископ и мученик, живший в XI веке в Польше, был из славного рыцарского рода. Получив блестящее духовное образование за границей, он становится епископом Кракова. Но случилось так, что епископ Станислав встал на защиту рыцарей, которые отказались ходить в походы с Болеславом Смелым, правившим в это время в Польше. Когда король начал жестоко расправляться с неверными рыцарями, епископ Станислав сначала пытался добрым наставлением уговорить Болеслава, чтобы тот не вершил кровавых расправ над изменниками, но король был непреклонен. Тогда епископ отлучил короля от церкви, лишив его власти, а сам удалился в церковь Святого Михаила на Скалке, получившей свое название оттого, что она возведена на высокой скале недалеко от Кракова. Но Болеслав Смелый узнал, где скрывается епископ, со своими рыцарями ворвался в церковь святого Михаила. В это время в храме было много прихожан, ведь шла служба, которую проводил Святой Станислав. Прямо у алтаря король убил епископа мечом, а тело приказал своим дружинникам вынести из церкви и разрубить на четыре части. Предание гласит, что останки Святого Станислава чудесным образом соединились, а с небес неожиданно для всех слетелись орлы, которые охраняли тело Святого. Король Болеслав поплатился за свое злодеяние. Народ поднял против него восстание, и ему пришлось бежать из страны, закончил он свою жизнь вдали от родины, в монастыре, где последние годы жизни каялся в своих преступлениях. А святые останки епископа и мученика Станислава торжественно захоронили в Краковском соборе. День мученической гибели Святого Станислава – 8 мая – стал днем памяти этого небесного покровителя Польши, защитника слабых перед лицом власти.

Еще один праздник храма – 12 сентября – день иконы Трижды Предивной Божьей Матери. Этот образ был воссоздан с картины известного итальянского живописца Кроссио в 1998 году петербургским художником Владимиром Корбаном. Икона была освящена архиепископом Тадеушем Кондрусевичем, а через 4 месяца для нее в боковом приделе была создана часовня, алтарь которой освящал Примас Польши, кардинал Иосиф Глемп. В 2000 году произошло еще одно важное событие, связанное с часовней, – коронация иконы архиепископом Тадеушем Кондрусевичем. Эту корону благословил в Риме папа Иоанн Павел 2. На коронацию прихожане принесли свои дары: бусы из жемчуга, золотые и серебряные украшения. С этого года в специальной книге записываются все благодати, которые получают прихожане от Чудесной иконы Трижды Предивной Божьей Матери. Католики почитают ее как Дочь Небесного Отца, Матерь Сына Божьего и Невесту Святого Духа. Каждую субботу в часовне в 19 часов совершается святая месса в честь Божьей Матери и молитва Розария.

Не только в часовне, но и в самом костеле всегда много прихожан. Внутри нежно‑розовый, цвета утренней зари, храм разделен на три нефа белыми пилонами", арочные своды украшены широким орнаментом, купол расписан кессонами и розеттами"". Все здесь кажется простым и торжественным, близким сердцу любого человека, независимо от вероисповедания.

Костел Святого Станислава открыт ежедневно с 18.30 до 20 ч. по будням и с 11 до 12 ч. в выходные и праздничные дни.

Адрес: ул. Союза Печатников, д.22.

Транспорт: ст. метро «Садовая», «Сенная площадь»

Автобус: 2, 3, 22

Трамвай: 1,11,13, 54.

 

Date: 2015-09-24; view: 500; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию