ТЕМА 15. Психология способностей и одаренности
Решите задачи
· Можно ли фактический успех в определенной деятельности определить как способности? Какая существует зависимость между способностями, умениями и знаниями?
· Проведите наблюдение и определите: какие из компонентов литературных, математических, конструктивно-технических способностей обнаруживаются у способных учащихся при выполнении задания. Чем отличается психическая деятельность способных от психической деятельности неспособных учащихся?
· Довольно часто бытует мнение о «врожденности» способностей. Докажите несостоятельность этих высказываний. Дайте определение задатков и способностей.
· Наблюдаются случаи, когда ребенок имеет все условия для развития способностей, рано проявляет задатки в определенной области. Всегда ли задатки будут развиваться? От каких факторов зависит развитие способностей?
· Способности ребенка проявляются и развиваются в его деятельности, особенно в учебной. Продумайте: в чем заключается связь способностей со знаниями, умениями и навыками? Приведите примеры из вашего опыта. Как, по вашему мнению, следует организовать работу с детьми, проявляющими определенные способности к предмету?
· Определите, что из перечисленного списка можно отнести к способностям. а что - нельзя и почему.
Способность к прямохождению, способность к распознаванию запахов, способность к волевой регуляции поведения, способность к точному восприятию цветовых оттенков, способность к говорению, способность к быстрому счету в уме, способность к языкам, способность к стихосложению, ораторские способности, способность к кулинарии, способность к рефлексии, способность к саморазвитию, педагогические способности, способность к комбинированию пространственных образов
· Какие из приведенных родительских реплик могут указывать на проявления одаренности? Выделите психологические показатели - спутники возможной одаренности.
«Он все замечает». «Он очень быстрый». «Куда он только не влезет», «Он задает миллион вопросов», «Он терпеть не может запретов» «Он всегда чем-нибудь занят». «У него всегда полно всяких увлечении», «Он раздражается, если что-то не получается», «Он самостоятельный», «Он любит разбирать вещи на части», «Он всегда делает работу тщательно», «Он схватывает на лету», «Он никогда не сидит на месте». «Он часами может корпеть над одним и тем же».
· Прочтите следующую притчу и ответьте на вопрос: каковы должны быть условия, чтобы каждый мог развить свои задатки и превратить их в способности? Чего не хватило в данном случае?
Любопытный джентльмен хотел выяснить - кто был величайшим полководцем всех времен и народов. Ему сказали, что лучший уже умер и вознесся на небо. У райских врат джентльмен обратился к апостолу Петру с просьбой помочь в розысках Апостол указал на стоявшую поблизости душу.
- Позвольте, этого человека я знавал в земной жизни. Он был сапожником.
- Верно. Но если бы он стал полководцем, то несомненно, превзошел бы всех
· Проанализируйте приведенный фрагмент. Как соотносятся между содой способности и склонности. Согласны ли вы с мнением литературного героя? Ответ обоснуйте.
· Во время дежурства Зигмунд обходил несколько палат.... Его обучали опытные хирурги, но. чем больше он наблюдал, тем больше убеждался, что у него нет таланта хирурга Потребуется, видимо не менее двух лет. включая работу на трупах в лаборатории, прежде чем. ему разрешат оперировать пациентов.... 'Зигмунд решил прослужить з хирургическом отделении полных два месяца. меньший срок был бы признанием поражения... Приняв решение, он по- чувствовал облегчение. Так уже было, когда он. будучи студентом, обнаружил, что не обладает способностями в области химии Человек должен считаться со своими возможностями и выбирать те области, где он может работать с полной отдачей (И. Стоун. Страсти ума или Жизнь Фрейда).
Методические указания для выполнения СРС
При выполнении задания необходимо опираться на материалы лекции, СРСП и дополнительную информацию
Date: 2015-09-24; view: 3773; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|