Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для студентов вузов





 

 

Зинченко Г.П.

3 63 Социология для менеджеров. - Ростов н/Д: «Феникс», 2001. — 352 с. (Серия «Учебники "Феникса"»).

 

В учебном пособии обобщен десятилетний опыт преподавания общего курса социологии автора. Она принесет пользу преподавателям и студентам других специальностей, потому что раскрывает процесс формирования социологического знания, становления и развития этой науки. В книге изложены основные положения взаимодействия личности и общества, строения, регуляции и модернизации общества.

Пособие соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта для высшего образования.

Предназначено для студентов вузов по управленческим специальностям.

 

 

ББК67

 

ISBN 5-222-01937-3

 

 

©Зинченко Г.П., 2001

©Оформление «Феникс», 2001

 

!!! Чтобы перейти по гиперссылке в оглавлении, необходимо навести курсор на необходимый пункт, нажать клавишу Ctrl + левую кнопку мыши

 

Оглавление

 

Предисловие

Раздел первый.

Социология на службе менеджмента

 

Глава 1. Формирование социологического знания

1.1. Репутация социологии

1.2. Социология в системе обществознания

1.3. Научный статус социологии

1.4. Структура социологического знания

1.5. Специфика социального познания

1.6. Социология в системе управления

 

Глава 2. Становление и развитие социологии

2.1. Происхождение социологической науки

2.2. Социологические парадигмы, доктрины, концепции и теории

2.3. Ранняя социология

2.4. Классическая социология

2.5. Современная социология

2.6. Развитие социологической мысли в России

 

Раздел второй.

Личность и общество

 

Глава 3. Личность

3.1. Человек и личность

3.2. Конкурентно-способный тип личности

3.3. Статусно-ролевая концепция личности

3.4. Статусный портрет менеджера

3.5. Механизмы действия личности

3.6. Девиантное поведение

3.7. Социализация

 

Глава 4. Общество

4.1. Признаки общества

4.2. Междисциплинарный подход к изучению общества

4.3. Типология обществ

 

Раздел третий.

Строение общества

 

Глава 5. Социальная структура

5.1. Способы описания социальной структуры

5.2. Общности

5.3. Группы

5.4. Трансформационные группировки

5.5. Управленческая команда

5.6. Социальная стратификация

5.7. Социальная мобильность

 

Глава 6. Социальное взаимодействие

6.1. Социальное действие

6.2. Социальная связь

6.3. Социальная коммуникация

6.4. Социальные процессы

6.5. Социальный кризис

6.6. Регуляция социальной связи

 

Раздел четвертый.

Регуляция общества

 

Глава 7. Культура

7.1. Культура — регулятор общества

7.2. Ценностно-нормативный механизм социальной регуляции

7.3. Функционирование и развитие культуры

7.4. Многообразие культур

7.5. Культура в административной среде

 

Глава 8. Социальные институты

8.1. Институт как форма регуляции общества

8.2. Семья

8.3. Государство

8.4. Собственность

8.5. Образование

8.6. Религия

8.7. Взаимодействие социальных институтов

Глава 9. Социальная организация

9.1. Основные черты организации

9.2. Бюрократия

9.3. Управление в организации и степень ее управляемости

Раздел пятый.

Модернизация общества

 

Глава 10. Россия: проблемы и перспективы

10.1. Особенности модернизации российского общества

10.2. Россия в мировом сообществе

10.3. Взгляд в будущее

Глава 11. Технология социологического анализа

11.1. Разработка программы исследования

11.2. План действий социолога

11.3. Сбор, обработка и анализ данных

 

-ББК67 363

Будущему менеджеру,

моей дочери Ярославе посвящается

 

 

Предисловие

Эта книга — итог десятилетнего опыта преподавания социологии в вузах новой России. В начале пути, когда в стране еще не было учебников, я решился на публикацию курса своих лекций — «Теория социологии» (Ростов н/Д, 1993). Это был переходный курс от марксистского социологического наследия к общепринятому пониманию науки об обществе.

С тех пор в России выпущен целый ряд учебников и учебных пособий зарубежных и отечественных авторов, которые оказали существенную помощь в преподавании социологии. Многие из них я апробировал в студенческих аудиториях: А.Г. Эфендиев и др. (М., 1993), Э.Т. Тощенко (М., 1994), Г.В. Осипов и др. (М., 1996), С.С. Фролов (М., 1996), А.И. Кравченко (М., 1997), Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая (М., 1998) и др. От лица преподавателей и студентов я хотел бы выразить авторам искреннюю благодарность.


Однако это — универсальные учебники. Они не учитывают профиля подготовки специалистов. Между тем особенности специальности требуют специфического преподавания социологии. Например, в нашей стране сейчас осуществляется подготовка кадров для государственной службы. На смену политизированному администратору должен прийти профессиональный менеджер — посредник между государством и гражданским обществом. Ясно, что для подготовки современного менеджера требуется отобрать соответствующий содержательный материал.

Предлагаемое читателю пособие представляет собой первый опыт отбора такого материала. Его освоение поможет менеджеру сформировать социологическую культуру, приобрести умения и навыки анализа общественной жизни, выработки соответствующих стратегий и технологий.

Тематика пособия связана с профилем управленческого вуза, т.е. с тем, чтобы менеджер в результате учебы смог проявить следующие знания, умения и навыки:

—научился распознавать, понимать и правильно оценивать общественную жизнь на основе системного подхода, всестороннего видения социальных проблем современности; приобрел навыки самостоятельного анализа, обобщения, интерпретации научно установленных социальных фактов, характеризующих состояние социальной системы;

—умел свободно ориентироваться в социальной структуре общества, со знанием деда включиться в социальные отношения, вести переговоры, согласовывать разные интересы, гармонизировать связи органов управления с общественностью на основе изучения мнений различных слоев населения;

—подготовился к творческой управленческой деятельности, изучив и социологически осмыслив опыт своей будущей профессиональной группы менеджеров; приобрел навыки организации и проведения эмпирических исследований социальных процессов для поиска оптимальных управленческих решений;

—понимал социальное предназначение госслужбы, общественно гражданский смысл административных функций; развивал демократические процессы участия населения в решении управленческих задач; владел методами диагностики госаппарата и средствами его модернизации, обладал способностями к организационным изменениям, преодолению инертности бюрократии.

Материал, включенный в пособие, неоднозначен, нередко дискуссионен, как и сама социология. Поэтому необходимо не только внимательное, но и критическое чтение, сравнения, сопоставления, выработка собственного мнения. Безусловно, это нелегко, но интересно и, главное, полезно для будущей практической работы.

 

 

Раздел первый. Социология на службе менеджмента

 

Глава 1. Формирование социологического знания

Цели главы:

*Дать обзор мнений о достоинствах и недостатках социологии.

*Показать место социологии в системе обществознания

*Определить научный статус социологии.

* Рассмотреть структуру социологического знания.

* Подчеркнуть специфику социального познания.

* Объяснить роль социологии в системе управления.

1.1. Репутация социологии

Приступая к изучению социологии, вы наверняка задумываетесь над тем, какую пользу можно от нее получить. На этот вопрос не найти простого ответа. Ведь репутация социологии в нашей стране неоднозначна.


Многие полагают, что это скучная и бесполезная дисциплина. От нее веет академической сухостью, абстрактными схемами, далекими от действительности. И эти люди по-своему правы. Еще недавно социология отождествлялась у нас с историческим материализмом (истматом) — марксистским социально-философским учением о наиболее общих законах развития человеческого общества.

Однако законы эти и закономерности жизни конкретных людей - вещи разные, хотя и связаны между собой. Если для выявления законов смены общественно-экономических формаций (рабовладельческой, феодальной и т.д.) достаточно философских умозрительных допущений, то для того, чтобы обнаружить закономерности общественной жизни в отдельной стране нужны еще и эмпирические исследования. Вот почему «истматовская» социология вынуждена была пойти на малопонятный симбиоз философского и научного знания. Что получилось в результате? Облекая простые понятия совместной жизни людей в сложную терминологию, она превратилась в догматическую и схоластическую дисциплину.

Например, слово «формация» — ключевая категория истмата. Между тем, человек в формации не живет. Он обитает в реальной стране, в конкретном городе или селе, в своей семье. Именно об этом, а не о капитализме или социализме ему нужны знания в первую очередь. Поэтому в данной книге рассказывать об «истматовской» социологии мы не будем. Существует и другая, возможно, более распространенная точка зрения, в соответствии с которой социология ассоциируется с изучением общественного мнения. В самих опросах населения, конечно, нет ничего плохого. Во многих странах это стало обычной практикой. Но сводить социологию только к среднеарифметическому мнению большинства просто смешно. Ведь она дает представления о жизни общества в целом, которые не могут быть сведены к сумме мнений отдельных людей.

К сожалению, результаты опросов вызывают у наших людей недоверие. На этом часто спекулируют средства массовой информации. Самый распространенный прием — краткое интервью с прохожими на улице. Опрашивается 10—15 человек, но затем сюжет монтируется, включая всего 3—4 нужных заказчику мнения. Такая «уличная» социология дискредитирует науку. Поэтому и ее мы также в этой книге рассматривать не будем.

Наконец, имеется еще один взгляд на социологию. Ее связывают с подстрекательством. Царское и советское правительства в России препятствовали проникновение социологии в общественное сознание. Первые считали ее рассадницей социалистических идей, а вторые — буржуазных. Социология действительно носит подрывной, точнее, критический характер. Она занимается самыми острыми проблемами, лежащими в основе коренных противоречий и конфликтов человеческой жизни.

Длительное время российское общество находилось вне критики. Принятая у нас концепция социализма, вроде священного писания, никакому сомнению не подлежала. Общество изменялось, а концепция оставалась прежней. В результате социальные науки в нашей стране превратились в иллюзорную систему знаний, мешающую взглянуть на жизнь в ее подлинном виде.


Один из парадоксов современности состоит в том, что мы до сих пор не можем понять общество, в котором живем. Почему нынешним реформаторам так и не удалось провести в жизнь ни один «самый прогрессивный» закон, ни одну «самую умную» программу? Видимо, потому что преобразования эти не соответствуют действительным характеристикам нашего общества. Они отторгаются социальным организмом либо как абсолютно чуждые ему, либо как совершенно непосильные для исполнения.

Важно осознать, что если и дальше мы будем жить в мире иллюзий, закрывать глаза на реальный мир, пусть неприглядный, то это приведет к еще более тяжким последствиям. Словом, обществу крайне необходимо свое зеркало. В качестве такого зеркала и выступает социология.

Однако она создана не только для беспристрастного отражения человеческой жизни. Роль социологии заключается в критическом взгляде на общество. Она призвана высветить те острейшие проблемы, с которыми мы сталкиваемся, показать их причины, подсказать, каким образом можно нивелировать негативные и, наоборот, стимулировать позитивные тенденции. Именно к такой, активной социологии и обращается сейчас российское общество. Преимущество социологии в том, что она является и теоретически и практически ориентированной наукой одновременно. Поэтому человек, изучающий эту дисциплину, может с равным успехом искать свое призвание и в таких элитных профессиях, как ученый, политик, и в таких «человечески контактных» профессиях, как менеджер, государственный служащий, социальный работник.

Возможны самые разнообразные формы изучения социологии. Иногда это всего лишь вводный курс, но подчас он продолжается всю жизнь. В первом случае «польза» будет выражена в виде пятерки в зачетке, а во втором — в наполнении своей жизни осмысленным содержанием.

Социологический ракурс вносит свой оттенок в общую картину о том, как и зачем мы живем. Разумеется, существуют и другие мировоззренческие системы. Многие люди опираются на философские, религиозные, астрологические представления, или просто на «здравый смысл». Решение самых земных вопросов повседневности требует определенного понимания социального. Каждому из нас приходится выбирать друзей, своего супруга, выносить суждения о том, почему люди вступают в связи друг с другом и т.д. При этом мы руководствуемся здравым смыслом. Однако он не всегда мудр, ибо в нем уживаются знания и предрассудки. Отсюда многие обыденные представления противоречивы. Вот почему люди с надеждой обращаются к научному знанию.

 

Ключевые слова

Репутация социологии.

«Уличная» социология.

«Истматовская» социология.

«Активная» социология.

 

 

1.2. Социология в системе обществознания

Современное обществознание представляет собой довольно сложную систему, включающую философию, идеологию и науку. Чем же отличается социология от других форм знания об обществе?

Социология и философия. Социология вышла из недр философии. В нашей стране эти формы социальной мысли длительное время были тесно переплетены. Сейчас происходит их размежевание. Это действительно самостоятельные формы знания. Если социология производит научное знание, то философия — мировоззренческое. Философия сильна своей всеобщностью и концептуальностью. Она составляет ядро мировоззрения человека. В этом смысле философия больше, чем наука. Социолог, осмысливая совместную жизнь людей, обычно опирается на какую-то философскую идею, которая определяет исходные подходы к изучаемой проблеме.

Вместе с тем, философия в силу своей умозрительности способна решать лишь «вечные» вопросы человеческого бытия, т.е. вопросы, не имеющие ответа. Когда же требуется рассмотреть конкретный вопрос, то попытки умозрительного его решения демонстрируют свою ограниченность.

Социология, используя разнообразные методы научного познания, осмысливает общественную жизнь не как общую абстракцию, а как реальность. При анализе какого-либо социального явления она стремится исследовать конкретные механизмы, зависимости, связи, влияющие на изучаемый предмет. Все это позволяет социологии не только преодолеть умозрительность, но и существенно сузить возможности проявления субъективизма в понимании общественных явлений, повысить уровень доказательности полученного знания.

Социология и идеология. Идеология, являясь теоретическим выражением социального интереса какой-либо большой группы людей, представляет собой умозрительную модель общества, на основе которой оценивает реальные события. Социология же их изучает. Если идеология ориентирована на интерес, то социология — на истину. Задача социологии — доказывать, а не убеждать. Поэтому она не может непосредственно воздействовать на массы. Но призванная на службу пропаганды, социология способна совершенствовать ее практику.

Социология и социальные науки. В отличие от антропологии и психологии, политической и экономической науки, этнографии и др., социология изучает общество в целом, в единстве всех его сторон. Как это понимать?

Для социологии нет специально отведенной области жизни общества. Для нее характерно стремление познать природу социальных связей между людьми, по поводу чего бы они не возникли: политики, экономики, права и т.д. Речь идет об изучении всеобщих социальных свойств, независимо от отдельных сфер жизни общественного организма.

Компетентный врач, прежде чем диагностировать конкретную болезнь пациента, как правило, знакомится с историей его жизни, исследует весь организм в целом. Именно эту роль и выполняет социология в системе обществознания. Все частные явления и процессы она анализирует с точки зрения их места и значения в интеграции целостного социального организма. Когда социолог бросит взгляд на экономику, его будет интересовать не прибыль, а то, какую роль она играет в функционировании общества в целом.

Исследуя конкретную сферу общественной жизни, социолог стремится выяснить, как здесь преломляются общесоциальные свойства, связи, механизмы. Причем он это делает с точки зрения, интересов людей, их потребностей, предпочтений, ожиданий. Достигается это благодаря широкому использованию понятий, выработанных системой обществознания. Из философии пришли в социологию такие понятия, как общество, ценности, прогресс, из экономической науки — капитал, товар, прибыль, из юриспруденции — институт, статус и т.п.

 

 

Ключевые слова

Система обществознания.

Философия.

Идеология.

Социальные науки.

 

 

1.3. Научный статус социологии

Является ли социология наукой? Для того, чтобы убедиться в этом, надо разобраться в трех вопросах. Во-первых, что собственно мы изучаем? Иначе говоря, что такое общество? Этот вопрос касается объекта познания, т.е. того, что противостоит нам в качестве объективной социальной реальности.

Во-вторых, на каком основании мы можем утверждать, что получили достоверные сведения об обществе, т.е. сумели воспроизвести его в системе теоретических понятий? Здесь речь идет о предмете исследования, т.е. о тех закономерностях изучаемого объекта, которые являются специфическими для социологии.

Наконец, в-третьих, что нужно сделать для получения этого знания и как проверить его правильность? Данный вопрос решается с помощью метода социологии, который должен гарантировать научность ее предмета.

Казалось бы, проблема научного статуса социологии решается просто. Это наука об обществе. Такое определение вытекает из самого термина «социология», который происходит от латинского слова societas — общество и греческого logos — учение. Однако данного утверждения недостаточно. Ведь любая социальная дисциплина в качестве своего объекта имеет не общество вообще, а различные формы его проявления. Такой формой является социальная жизнь общества. Это область совместного бытия (события) людей, отличного от экономического, политического, духовного. В центре социальной жизни находится взаимодействие людей. Своеобразие социологии выражается в том, что она изучает общество над особым углом зрения — сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание социальной реальности — социума как объекта исследования.

Причина, по которой феномен социального дал толчок возникновению социологии, кроется в трех способах отношений, с помощью которых человек может овладеть тем, что его окружает. Один хотел бы объяснить социальный процесс, происходящий у него на глазах. Другой — понять его значение для людей, третий желал бы изменять этот процесс. Благодаря этим трем мотивам в социологии возникли различные направления, которые не отрицают, а взаимодополняют друг друга.

Первое направление, трактующее общество как нечто, находящееся вне отдельных людей, опирается на непредвзятое наблюдение социальных фактов. Это эмпирический подход в познании, в соответствии с которым исследователь должен уметь собирать факты и строить из них свои теории. Второе направление можно назвать теоретическим. Такой подход утверждает, что человеческий разум способен сконструировать понятие и при его помощи понять действительность. Наконец, третье направление как бы объединяет два предыдущих. Для исследователя это означает, что в качестве объекта анализа может быть не только социум, но и представления (понятия) о нем. Такой подход называют диалектическим.

Исходя из сказанного, можно дать следующее определение предмета: социологияэто эмпирическая и теоретическая наука о закономерностях социальной жизни современного общества как целостной системе, проявляющейся во взаимодействии, сознании, поведении людей и их общностей. Рассмотрим это определение.

Итак, социология есть теоретическая и эмпирическая наука одновременно. Это означает, что в ней теория опирается не на умозрительные модели, а на систематизированные наблюдения социальной действительности, поддающейся квантификации, измерению, точным методам анализа.

Вторая часть определения подчеркивает, что социология — наука о современном, т.е. гражданском, обществе. Она изучает общество в его актуальном состоянии: здесь и сейчас. Предмет этой науки связан не просто с социумом, взятым вне времени и пространства, а с конкретно-историческим социальным организмом.

Следующая часть дефиниции — целостная система. Это важный отличительный признак социологии. Принцип системности выступает организующим началом социального познания. Он позволяет представить общество как органическую целостность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.

Наконец, последняя часть определения возводит социальную мысль от общества к человеку. Реальная деятельность, живое общение, сознание и поведение отражают все многообразие жизни человека как общественного существа, выступают чутким показателем состояния и тенденций изменения социального организма.

Человек — исходный и конечный пункт социального познания. Здесь требуются пояснения. Ведь социология — это наука об обществе. Однако познание общества, тех процессов, которые в нем протекают, начинается с проявлений самой социальной жизни, т.е. с действия, акта человеческой деятельности. Причем с акта, имеющего общественное значение, а не с любого поступка индивида. Совокупность действий людей образует социальный процесс. Таким образом, двигаясь от отдельных поступков человека к социальным процессам, мы обнаруживаем тенденции функционирования и развития целостного общественного организма.

Широко используя понятия обществознания, социология выработала свою концептуальную схему социальной реальности, отражающую внутреннюю логику этой науки, конкретизирующую характеристику ее предмета и метода.

Как уже говорилось, исходной, наиболее общей категорией социологии выступает понятие «социальное». Первоносителем социального качества является человеческая «личность». Каждая личность занимает определенное положение в обществе. Эта позиция называется «статусом». Быть женщиной, русской, православной, дочерью, студенткой, спортсменкой значит занимать социальный статус. Любой статус включает права и обязанности. Студент, например, обязан аккуратно посещать занятия. Он имеет право пользоваться библиотекой, компьютером и т.п. Модель поведения, соответствующая правам и обязанностям, закрепленным за данным статусом, именуется «ролью». Всю жизнь человек обучается правильно исполнять социальные роли. Этот процесс называют «социализацией».

Социализация опосредует взаимосвязь и взаимодействие личности и общества. Категория «общество», заимствованная из философии, слишком сложна и абстрактна. Для ее конкретизации в социологии выработано целое «гнездо» понятий. Центральное место занимает понятие «социальная структура». Она складывается из совокупности статусов. Когда статусы заполняются людьми, они образуют «социальные общности»: этнические, исторические, поселенческие и др. Детальное изучение общностей предполагает выделение малых и больших «социальных групп». Иная версия строения общества описывается понятием «социальная стратификация». Дело в том, что люди соединяются не только по горизонтальной, но и по вертикальной оси социума. В этом случае они образуют страты, слои, сословия, отличающиеся друг от друга по признаку неравенства.

Строение общества можно сравнить с пчелиными сотами в улье. Социальные соты (статусы) плотно подогнаны друг к другу и представляют собой функциональную взаимосвязь социальных статусов. Выполняя свои обязанности, студент вступает в определенные отношения с преподавателем, а тот — с деканом, ректором и т.д. Социальная структура, статусы, функции и отношения дают статическую картину общества. Динамизм общественной жизни проявляется в «социальном взаимодействии» людей, исполняющих разнообразные роли. Взаимодействие осуществляется в формах сотрудничества, соперничества, конфликта и других «социальных процессов».

Чтобы упорядочить эти процессы общество выработало ряд механизмов социальной регуляции. Один из них — «культура». Она представляет соки совокупность социальных норм и ценностей, традиций и обычаев, определяющих поведение людей. Надзирает за этим механизм «социального контроля». Систему культурных норм и ценностей (предписаний поведения) он дополняет санкциями (поощрениями и наказаниями), стимулирующими соблюдение предписаний. Для удовлетворения фундаментальных потребностей общества созданы «социальные институты» и «социальные организации». Они стандартизируют взаимодействие людей и тем самым образуют «социальную систему общества». Такова в общих чертах предметная область социологии.

Ключевые слова

Социология.

Научный статус.

Объект социологии.

Предмет социологии.

Метод социологии. Подход эмпирический.

Подход теоретический. Подход диалектический.

1.4. Структура социологического знания

Особое место социологии в системе обществознания, выработанные ее подходы к исследованию общественной жизни во многом определяют структуру социологического знания.

Прежде всего выделяются макро- и микроуровень. На макроуровне анализируются общество в целом, его структура, основные компоненты. Макросоциологические теории исходят из того, что лишь познав общество в целом, можно понять личность. Для исследования макросоциальной реальности в качестве основных методов используются анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, сравнение и т.д.

На микроуровне изучаются межличностные отношения, внутренние механизмы поведения людей.

Сторонники микросоциологических теорий отстаивают идею о том, что именно повседневное взаимодействие людей (интеракция) есть первооснова социальной жизни. Соответственно используются более точные методы исследования, такие как наблюдение, эксперимент, опрос и др.

В структуре социологического знания выделяются также теоретический и эмпирический уровни. Длительное время эти две составляющие социологии развивались параллельно, не проявляя интерес к сближению. Сторонники эмпирической социологии свою задачу видят в том, чтобы бесстрастно описывать собранные факты, группировать, классифицировать их. Те, кто придерживается теоретической социологии, полагают, что факты сами по себе бессмыслены. Лишь теоретическая модель способна логически объединить эти факты, дать им смысловое объяснение.

Но теория, если не сдерживается отрезвляющим влиянием фактов, стремится обогнать ветер. Она становится настолько сложной, что ее невозможно проверить имеющимися методами. Эмпирическим исследованиям, когда они независимы от теории, свойственна тенденция заниматься тривиальными проблемами. Основываясь на предположениях здравого смысла, они зачастую не дают нового научного результата.

Можно выделить еще одну разновидность структуры социологического знания, включающую фундаментальный и прикладной уровни. Первый уровень связан с выявлением закономерностей функционирования и развития общества. Отвечая на вопрос «что познается?», фундаментальная социология решает гносеологические задачи. Второй уровень связан с преобразованием социальной действитель­ности. Отвечая на вопрос «для чего познается?», прикладная социология решает практические зада­чи. Деление это условно, ибо речь здесь идет лишь о преимущественной ориентации социологии.

Таким образом, уровни социологического знания различаются по трем основаниям: по широте охва­та изучаемых явлений (макро- и микросоциологи­ческий уровни знания); по степени обобщения изу­чаемого материала (теоретический и эмпирический уровни знания); по ориентации социологии (фунда­ментальный и прикладной уровни знания). Как вид­но, в любом случае мы имеем двухуровневую струк­туру социологического знания.

Высший уровень социологического знания состав­ляют общесоциологические теории, исследующие об­щество как единую систему, взаимодействие ее эле­ментов, основы функционирования и развития соци­ального организма. Эти теории определяют общий подход к изучению социальных явлений, направ­ленность научного поиска, интерпретацию эмпири­ческих фактов. На низшем уровне социологического знания превалирует эмпирия. Здесь главная цель — добыча конкретных фактов, их описание, классифи­кация.

Длительное время социология так и существова­ла. Однако в середине XX в. предпринимаются по­пытки к сближению высшего и низшего уровней социологического знания. В основу этого была по­ложена концепция теорий «среднего ранга» амери­канского ученого Р. Мертона, предложившего в рамках единой социологической науки создавать спе­циальные и отраслевые теории. Исходя из общесо­циологических подходов, они разрабатывают теоретические модели какого-либо социального явления (семья, государство и т.п.) на основе обобщения эмпирических данных.

Теории среднего ранга в свою очередь представ­ляют многослойное образование. Прежде всего вы­деляются специальные социологические теории, изучающие закономерности функционирования и развития социальных общностей, т.е. то, что' обус­ловлено спецификой предмета социологического зна­ния. Отраслевые социологические теории форми­руются на стыке социологии с другими науками — экономикой, политологии, менеджментом и др. Ос­новой их различения служит объект исследования, что и отражается в названии той дисциплины, к которой они относятся: «экономическая социоло­гия», «политическая социология», «социология уп­равления».

Разумеется, возможны и другие критерии струк­турирования социологического знания. Важно под­черкнуть, что все ветви и уровни социологии, ис­пользуя базовые понятия, стремятся вскрыть общие процессы, установить их закономерности. Отсюда возникает потребность в общей теории, объясняю­щей явления, типичные для социальной жизни в целом. Стало быть, становится необходимым новый синтез социологии, дальнейшее прояснение ее ло­гической структуры. Видимо, в конце концов эта задача будет успешно решена.

 

Ключевые слова

Макросоциология.

Микросоциология.

Теоретическая социология.

Эмпирическая социология.

Фундаментальная социология.

Прикладная социология

Отраслевая социологическая теория.

Специальная социологическая теория.

1.5. Специфика социального познания

Специфика социального познания прежде всего определяется особенностями его объекта – общества. Социальные явления и процессы гораздо сложнее природных. В результате взаимодействия лю­дей в обществе складываются экономические политические отношения, ко­торые настолько переплетены между собой, что от­делить их друг от друга можно только в абстракции. А это представляет немало сложностей и трудностей.

В отличии от природы общество изменяется более динамично: меняются люди, условия жизни, психо­логическая атмосфера и т.д. Значит и наши знания о нем устаревают быстрее. Требуется их постоянно обновлять и обогащать новым содержанием. В против­ном случае можно отстать и впоследствии скатиться к догматизму, что крайне опасно для науки

Специфика социального познания определяется также особенностями взаимосвязи познающего субъекта с объектом. Здесь все вращается в сфере человеческого: объект –люди, субъект – люди, процесс познания также осуществляют люди. Отсюда велика роль субъективного фактора, что за­трудняет достижение корректного знания.

Специфика социального познания определяется еще и тем, что оно тесно связано с практической | деятельностью людей, заинтересованных использовать полученные результаты в жизни. Поэтому познание вносит в содержание социологии не только то,, что имеется в обществе, но и то, что там должно быть: модели совершенствования человеческих отношений, социальных институтов и т.д.

Социальное познание опирается на факты. Факт есть объективное явление. Какие явления поддаются фиксации? Во-первых, человеческое поведение (что делают люди); во-вторых, продукты человеческой деятельности (что сделали люди); в-третьих, вербальные действия человека, т. е. мнения, взгляды, суждения (что высказывают люди).

Факты можно подразделить на индивидуальные и обобщенные. Индивидуальный – это отдельный, но не любой, а типичный факт. Только в этом случае он может представлять какой-либо вид социальных явлений. Обобщенный факт – это среднестатистический показатель – средняя величина, коэффициент и т. п. Отдельный факт здесь не имеет особого значения, он становится усредненным. Обобщенные факты дают возможность исследователю понять, например, правильно ли выявлена тенденция, каково направление движения, какова сила движения и т.д.

Индивидуальные и обобщенные факты служат основой для доказательства выдвинутых положений. Показывая обобщенные статистические величины того или иного социального явления, можно привести индивидуальные факты для иллюстрации случайных отклонений в какую-либо сторону. На фоне средних величин легко сопоставлять индивидуальные факты.

Социология имеет дело не только с фактами, но и с факторами, детерминантами, способствующими, тому, что люди принимают решения вступить в брак, или отдать голоса за какую-либо партию на выборах. Если бы таких причин не существовало, вряд ли можно было бы объяснить социальное поведение.

Наступил тот момент, когда следует сказать о за­конах социологии. Под законом обычно понимает­ся существенная, устойчивая, всеобщая, необходи­мая и повторяющаяся связь. Но в обществе не су­ществует законов, подобных законам природы. Здесь действуют закономерности и тенденции. Закономер­ность есть мера вероятности наступления какого-то события, тенденция же показывает приближение реального процесса к объективной закономерности. Поэтому для социологических исследований наи­большее значение приобретает типологизация не законов, а именно тенденций.

Таким образом, анализ социальных фактов, при­чинно-следственных связей между ними, выявление и типологизация тенденций общественной жизни со­ставляют содержание социального познания.

Ключевые слова

Объект познания.

Субъект познания.

Факт индивидуальный.

Факт обобщенный.

Факторы социальные.

Тенденции социальные.

1.6. Социология в системе управления

Социология во многих странах давно и успешно включена в систему управления, потому что она вооружает менеджеров научным знанием о таком сложном объекте регуляции, как общество. Эффективность управления в современных условиях зави­сит от качества информации, ее достоверности, пол­ноты, оперативности и т.п. Именно это способна пре­доставить современная техника социологического ис­следования. При отработанных программе, методи­ке и процедурах анализа, процесс сбора и обработ­ки данных становится настолько формализованным, что предвзятая оценка общественных явлений ма­ловероятна.

Социология выполняет многообразные функции. Прежде всего она способна диагностировать состо­яние объекта управления. Любой социальный объ­ект, будь то население города, района или страны, можно описать определенным количеством показа­телей, отражающих жизненно важные факторы его функционирования, например, уровень социального напряжения, доминирующие ориентации населения, лояльность к власти и т.д. Реализация диагностиче­ской функции осуществляется в режиме мониторин­га при наличии нормативной модели, необходимость которой обусловлена тем, что данные о реальном объекте бессмысленны с точки зрения управления, если не выработаны конкретные критерии. Такая модель отражает уровень социального развития, который можно считать нормой. Скажем, норматив­ная модель по жилью это, когда каждая семья име­ет отдельную благоустроенную квартиру. Выявляя реальное положение с жильем, социологи сравни­вают его с нормативной моделью и определяют тем самым направленность и величину отклонений. Со­вокупность этих отклонений дает информацию для принятия решений.

Социология нужна управленческим структурам для выполнения прогностической функции. Пере устройство общественной жизни невозможно без на­учного предвидения. Обычно вырабатываются про­гнозы двух типов: поисковые, призванные показать возможное состояние социального объекта путем экстраполяции наблюдаемых тенденций, и норма­тивные, определяющие формы, методы и сроки до­стижения желаемого состояния объекта на основе заранее заданных критериев оптимума. Данная фун­кция реализуется посредством социального модели­рования, проектирования, конструирования и пла­нирования.

Социальное моделирование чаще всего связано с выделением ограниченного количества факторов, воздействующих на принципиальные перемены в жизни людей. В системе человеческих отношений изменения одного фактора неизбежно влекут изме­нения других. В повседневной практике не всегда возможно предсказать, как изменится, скажем, со­циальная активность госслужащих, если после при­нятия соответствующего закона изменится фактор «перспективы роста», т.е. каждый чиновник будет четко знать, что его ждет впереди в материальном, профессиональном, должностном положении, при­чем, это не будет зависеть от личного отношения к нему его начальника.

Таким образом, если известны основные факто­ры, определяющие систему человеческих отноше­ний, выявлены их взаимосвязи, то, изменив какой-либо параметр, можно смоделировать изменения со­циального объекта. Что это дает? Возможность при­нимать решение, предварительно апробировав его на модели и выяснив его последствия.

Социальное проектирование представляет собой разработку модели социального объекта в четких качественно-количественных характеристиках. Уди­вительно, что, создавая сложные проекты форми­рования производственных организаций, у нас мало кто занимается людьми. Разумеется, можно без со­циального проекта отрегулировать отношения на уровне фермерского хозяйства, но образовать кол­лектив крупного акционерного общества будет очень трудно. Разновидностью проектирования является социальное конструирование. Оно представляет со­бой общее, умозрительное построение человеческих отношений, не заданных конкретными параметра­ми. Однако как бы грамотно ни была разработана социальная конструкция, требуется ее тщательная проверка. Обычно это делается при помощи соци­ального эксперимента.

Социальное планирование выступает не только в качестве метода определения желаемого состояния социального объекта, но и инструмента его дости­жения. План представляет собой научное обоснова­ние целей, последовательности и темпов изменения человеческих отношений в тесной связи с жизнеде­ятельностью различных социальных групп. В на­шей стране сложилось негативное отношение к пла­нированию, которое отождествляется с командно-административной системой. Но эта система дис­кредитировала не планирование само по себе, а его абсурдные формы централизации и бюрократичес­кие механизмы реализации.

В последнее время возрастает роль контрольно-аналитической функции. Речь идет о социологи­ческой экспертизе законопроектов и других управ­ленческих решений. Социология способна проверить, как будет «работать» то или иное решение, как его, в частности, воспримут люди. При точном определении выборки за противоречивыми высказывани­ями и оценками общественного мнения социологам удается увидеть пульсацию жизненных интересов, их коллизии, совпадения и пересечения, выявить опорные ценностно-нормативные ориентации насе­ления, получить тем самым информацию, необхо­димую для принятия законов или решений, отвеча­ющих потребностям общественного развития.

Особое значение имеет организационно-техноло­гическая функция. В результате исследований кон­кретных ситуаций разрабатываются не только со­циальные проекты, но и технологии их реализации. По существу, это социоинженерная деятельность, ориентированная на целенаправленное изменение организационных: структур, определяющих челове­ческое поведение. Тем самым она непосредственно связана с процессом формирования нового жизнен­ного уклада людей, обладающего эффективной со­циально ориентированной системой государственно­го управления.

Социология выполняет консультационную фун­кцию, оптимизирующую внутреннюю деятельность административных учреждений. Она участвует в со­вершенствовании оргструктур, процессов принятия решения, стиля руководства, подбора, расстановки кадров и т.п. В этих целях используются методы диагностики, проектирования, планирования и вне­дрения социальных технологий.

Следует выделить также имидж-функцию социо­логии, направленную на сохранение либо измене­ние образа государственной организации, создание атмосферы доверия и доброжелательности со сторо­ны общественности, информирование населения о работе этой организации.

Приведенные выше управленческие функции социологии изменяют природу деятельности государ­ственной службы. Уже сам факт включения социо­логии в механизм управления является своеобраз­ным индикатором состояния демократии, свидетель­ствует, что административно-политическая элита ориентирована на гражданское общество, на обес­печение ожиданий и интересов людей.

К сожалению, в нашей стране органы государ­ственного управления далеко не в полной мере ис­пользуют возможности социологии, прибегают к ее методам от случая к случаю, в основном в период избирательных кампаний. В чем причины невостребованности потенциала социологической науки? Во-первых, государственная служба в России де­формирована, управленческая пирамида переверну­та, она не нацелена на нужды населения. В резуль­тате монополизации административных учреждений власть назначает туда чиновников, которые сами оп­ределяют свои функции, навязывая обществу зада­чи, нередко противоречащие его интересам. Изме­нить ситуацию можно только одним способом, а именно — поставить власть под контроль общества, сделать государственную службу социально отзыв­чивой, создать альтернативные структуры управле­ния, например, в виде агентств по оказанию адми­нистративных услуг населению. В условиях конку­ренции государственные учреждения будут вынуж­дены бороться за клиента, изучать рынок обществен­ных интересов, в том числе методами социологии.

Во-вторых, государственным служащим недоста­ет социологической культуры. Подавляющее их большинство имеет смутное представление о социо­логии, плохо понимает общество, в котором живет,слабо ориентируется в социальном пространстве, теряется в системе отношений, связывающих их с различными группами населения. Поэтому знание социологии специалистом-управленцем поможет ему умело анализировать общественную жизнь, выра­батывать соответствующие стратегии и технологии, т.е. стать социологически грамотным менеджером, тонко чувствующим ее реакцию на управленческие решения.

И, в-третьих, сама социология развивается в Рос­сии преимущественно по канонам «чистой» науки, движимой любознательностью ученых. Несмотря на весомую теоретическую аргументацию, изощренный инструментально-методический аппарат, социологи­ческие исследования нередко страдают практичес­кой беспомощностью, ограничиваясь изучением со­стояния общественного мнения по поводу те* или иных проблем.

Очевидно, что основной детерминантой, опреде­ляющей характер функционирования социологии, должна стать повседневная практика управления со­циальными процессами. Ведь изучение обществен­ных проблем нам необходимо не только для полу­чения чистого знания, но и для того, чтобы увязать его с интересами человеческой жизни. Только в этом случае социология может быть востребована.

Решение проблемы включения профессионального знания в организационные структуры и методы ра­боты государственной службы во многом зависит от самих социологов, их активной позиции и ответ­ственности. Речь идет прежде всего о социологах, работающих в одной команде с чиновниками б ка­честве экспертов, советников, помощников и т.п.

Часто роль этих специалистов ограничивается вы­несением заключения по поводу государственных программ и политики их реализации. В результате социологическое знание имеет лишь совещательный, но не решающий голос. Надо преодолеть стереотип второстепенной роли социологов при принятии ре­шений. Для этого они должны освободиться из пле­на устаревшей академической парадигмы дистан­цирования от практических распоряжений. Социо­логам следует смелее выступать в роли независи­мых консультантов по управлению, что позволит использовать специфическую методику вовлечения чиновников в процесс осознания проблем и задач своих учреждений, поиска путей их решения.

Ключевые слова

Функция диагностическая.

Функция прогностическая.

Моделирование социальное.

Проектирование социальное.

Конструирование социальное.

Планирование социальное.

Функция контрольно-аналитическая.

Функция организационно-технологическая.

Функция консультационная.

Имидж-функция.

Резюме

• Репутация социологии неоднозначна. Еще не­давно она отождествлялась в нашей стране с историческим материализмом. Для многих людей социология ассоциируется с изучением общественного мнения. Есть и такие, кто связывает ее с подстрекательством. Роль социо­логии заключается в критическом взгляде на общество. Именно к такой науке и обращается сейчас большинство россиян.

• Социология взаимодействует с философией, идеологией и социальными науками. Отдель­ные стороны общественной жизни, изучаемые частными науками, в социологии включаются в новые связи и отношения, приобретая тем самым характер элементов общества как целостной системы.

• Социология — наука об обществе. Термин «со­циология» происходит от латинского слова societas —общество и греческого logos — уче­ние. Научный статус социологии определяет­ся объектом, предметом и методом исследова­ния. Это теоретическая и эмпирическая наука О закономерностях социальной жизни современного общества как целостной системы, про­являющейся во взаимодействии, сознании, по-1 ведении людей и их общностей.

• Уровни социологического знания различают­ся по трем основаниям: по широте охвата изу­чаемых явлений (макро- и микроуровни зна­ния); по степени обобщения изучаемого мате­риала (теоретический и эмпирический уровни звания); по ориентации социологии (фундаментальный и прикладной уровни знания).

• Специфика социального познания определяет­ся особенностями взаимосвязи познающего субъекта с объектом. Здесь все вращается в сфе­ре человеческого. Социология имеет дело с фак­тами, факторами и тенденциями социальной жизни людей.

• Социология включена в систему управления. Она выполняет многообразные функции: диаг­ностическую, прогностическую (моделирова­ние, проектирование, конструирование, плани­рование), контрольно-аналитическую, органи­зационно-технологическую, консультацион­ную, имидж-функцию.

 

Глава 2. Становление и развитие социологии

 

 

Цели главы:

♦ Показать, как возникла социология.

♦ Дать обзор ключевых моментов в процессе станов­ления и развития науки социологии.

♦ Объяснить роль пионеров в создании социологии.

♦ Понять вклад классиков обществознания в основы социологической науки.

♦ Раскрыть суть современных социологических теорий.

♦ Проследить развитие социологической мысли в Рос­сии.

2.1. Происхождение социологической науки

Социальное знание появилось, безусловно, еще на заре человечества. Однако научную форму, т.е. то, что именуется сегодня социологией, оно приоб­рело недавно. Наряду с научной существуют мифо­логическая, философская и другие формы социаль­ного знания.

При каких условиях знание можно назвать науч­ным? Во-первых, если оно отражает реально суще­ствующий объект; во-вторых, является истинным, т.е. соответствует действительности; в-третьих, име­ет сущностный характер. В процессе становления научной формы социального знания условно можно выделить три этапа: 1) синкретизма; 2) дифферен­циации; 3) вычленения науки.

Представления о социальной жизни вначале на­ходились в синкретической, слитной системе. Сюда входили элементы мифологического, религиозного, научного и других форм социального знания. Примером мифологического понимания общественной жизни могут служить легенды, записанные Гоме­ром и Гесиодом. В сакральных сказаниях о богах и героях была представлена система социального по­рядка. Олимпийский пантеон богов (Зевс, Гера, Афина, Артемида и др.) дается в виде иерархизированной системы с достаточно четким разграничени­ем позиций и ролей, отражающим различные сфе­ры жизнедеятельности людей.

Дифференциация, отделение научного знания от других происходили в рамках философии. Так, Ари­стотель (384—322 гг. до н.э.) представлял общество как совокупность группировок. «Филиа» (племя) — это базовая общность. Они складываются в «Койнониа» (общее) — целевые социальные группировки. Самой обширной группой выступает «Политейа»— государство. Она интегрирует все социальности. При этом Аристотель пытается найти порядок их взаи­модействия. Он выделяет «Номос» (закон) — особое социальное явление, регулирующее и контролиру­ющее поведение людей с помощью обычаев, мораль­ных и правовых норм. Как видно, для Аристотеля государство и общество одно и то же. В Древней Греции так и было: гражданское общество и госу­дарство практически совпадали.

Отождествление понятий «общество» и «государ­ство» продолжалось вплоть до XVHI в., когда «ко­ролевская власть» стала отделяться от «граждан­ского общества». Однако вопрос о том, почему люди соединяются в общество, оставался спорным. Одни мыслители полагали, что общество сформировалось принудительно в результате завоеваний какого-либо правителя. Другие, напротив, считали, что обще­ство образовалось вследствие заключения «государственного договора» (граждан с правителем) или «общественного договора» (граждан между собой) о взаимном отказе от посягательства на свободу, соб­ственность и жизнь друг друга.

Понятия «общество» и «государство» впервые были введены Г. Лейбницем (1646-1716). В работе «Общественное деление» он утверждал, что обще­ство — это совокупность различных группировок, одной из которых может быть и государство. Четко и основательно это сделал Г. Гегель (1770-1831). В своей «Философии права» он последовательно раз­личает: 1) семью (как нравственную сферу); 2) граж­данское общество (как систему всесторонней зави­симости людей); 3) государство (как синтез первого и второго).

Выдвижение в центр внимания социальной мыс­ли проблемы гражданского общества стало одной из предпосылок возникновения социологии. Граж­данское общество представляет собой масштабное социальное образование, связанное безличными уза­ми интересов. До этого жизнь каждого человека ограничивалась кругом «большой семьи», связан­ной родственными узами, его принадлежностью к определенному «домохозяйству». Географическая и социальная подвижность была ничтожно мала. Люди умирали там же, где появлялись на свет, наследо­вали ремесло своих предков и соблюдали устав сво­его цеха.

Получение статуса «свободного гражданина» оз­начало относительность социальной зависимости че­ловека, признания за ним наделенного от природы права на собственное счастье и благополучие. Бла­годаря этому обычные люди получили возможность оказывать влияние на общество, причем в неменьшей степени чем элитарные слои, их политические организации. С тех пор человеческая жизнь стала отличаться нарастающим динамизмом.

Истоки этого заключены в двух великих револю­циях. Одна — промышленная. Она началась в Анг­лии в конце XVIII в. Как правило, эту революцию связывают с изобретением паровой машины и дру­гими техническими достижениями. Однако это лишь часть широкого спектра социально-экономических изменений. Наиболее существенное из них — мас­совая миграция рабочей силы из сельской местнос­ти в промышленные города. С тех пор процесс урба­низации становится глобальным явлением, охваты­вает все страны и народы.

Другая — социальная революция. В 1789 г. во Франции впервые в истории произошло полное разру­шение общественного строя под воздействием соци­ального движения, которое руководствовалось поли­тическими идеалами всеобщей свободы и равенства. Несмотря на то, что эти идеалы не реализованы до сих пор, они тем не менее создали определенные ус­ловия для социально-политических преобразований во всем мире. Именно в этот период человек стал претендовать на то, чтобы стать творцом истории.

Таким образом, формирование гражданского об­щества., вызванного двумя великими революциями, породило потребность в социологии. В ней были за­интересованы предприниматели и управленцы. Ведь конкуренция в экономике и политике поставила ре­зультативность их деятельности в зависимость от того, насколько умело они используют знания соци­альных механизмов, реальных настроений и ожиданий людей. В этой науке нуждались и рядовые граж­дане. Социологические знания требовались им для того, чтобы эффективно воспользоваться обретенной свободой. Неслучайно, что социология возникла имен­но на родине великих революций (О. Конт — Фран­ция и Г. Спенсер — Англия).

Зародыш основных идей этой науки содержится в трудах А. Сен-Симона (1760—1825). Его волнова­ли нестабильность французского общества, причи­ны, порождающие социальные беспорядки. В резуль­тате исследований общественных отношений Сен-Симон пришел к мысли, что старые, дореволюци­онные институты, такие как церковь и король боль­ше не в состоянии управлять жизнью людей, а но­вые институты еще не получили должного разви­тия. Исходя из этого, он создает утопический план построения правового общества на основе рациональ­но устроенной «промышленной системы», в кото­рой каждый должен занять соответствующее его ре­альному вкладу положение.

Рождение социологии принято датировать 1839 г. — с акта ее официального провозглашения секретарем Сен-Симона О. Контом, придумавшим сам неологизм этой науки о социальном порядке (статика) и соци­альном прогрессе (динамика).

Ключевые слова

Знание мифологическое.

Знание философское.

Знание научное.

Этап синкретизма.

Этап дифференциации.

Этап вычленения науки.

 

 

2.2. Социологические парадигмы, доктрины, концепции и теории

Рассмотреть даже очень краткую историю социо­логии в небольшой главе невозможно. Поэтому мы покажем лишь ключевые моменты в процессе ста­новления и развития социологии (табл. 2.1). С мо­мента своего возникновения социология опиралась на ряд положений, каждое из которых имеет свои методологические принципы. Совокупность прин­ципов, находящихся в основе той или иной теории, обладающих понятийным аппаратом, признанных научным сообществом, называется парадигмой.

Социологические парадигмы по характеру мето­дологических подходов можно условно разделить на три группы. Первую образуют функциональные па­радигмы, рассматривающие организацию обществен­ной жизни как единое целое. Вторую — интерпре­тационные парадигмы, которые изучают поведение человека и истолковывают его. Третью формируют конфликтологические парадигмы, анализирующие общество как совокупность группировок с разными интересами, извлекающих для себя пользу за счет других.

В основе каждой парадигмы находится доктри­на — учение, руководящий принцип. Так, в основе функциональных парадигм лежит позитивизм — доктрина, сформулированная О. Контом. Интерпре­тационные парадигмы опираются на психологизм — доктрину, выдвинутую В. Дильтеем. Фундаментом конфликтологических парадигм является истори­ческий материализм — доктрина, обоснованная К. Марксом. Выдвижение основных доктрин знаме­нует собой становление социологии.

Таблица 2.1

Схема становления и развития социологии

  Парадигмы
Этапы становления и развития социологии Объясняющая социология   Понимающая социология Изменяющая социология
Открытие законов самовос­производства обществен­ных структур для управле­ния социальным миром во имя порядка и прогресса. Наблюдаемая действитель­ность поддается измере­нию, что является основой формирования научного знания. Объяснение раци­онального очищает эмпири­ческий материал от субъек­тивности и подводит его под закон.   Открытие законов духовной (мотивационно-смысловой) сферы для получения про­дуктивного знания по уп­равлению «жизненным миром», конструирования социальной действитель­ности. Субъективный мир предстает в качестве пере­живаний, которые могут быть интуитивно поняты и описаны.   Открытие законов истории общества для разработки рекомендаций по управле­нию социальными преобра­зованиями в целях осво­бождения людей от угне­тающих общественных от­ношений. Знание законов позволяет устранить гос­подство этих законов над людьми, т.е. аннулировать то, что анализируется.

Продолжение табл. 2.1

  Доктрины
Ранняя социология Позитивизм   Психологизм   Исторический материализм  
Доктрина, сформулирован­ная Контом, согласно кото­рой только истинное (дока­занное) знание является научным, т.е. способным объяснять сосуществова­ние, а также последователь­ность социальных явлений. Характерные черты: на­турализм, эволюционизм, органицизм, редукционизм, рационализм.   Доктрина, выдвинутая Дильтеем, в соответствии с которой жизненный мир един и поэтому присутст­вует в каждом человеке. Единственный способ осо­знания «духа эпохи» со­стоит в интерпретации представления о мире. Такое познание иррацио­нально, но достоверно. Характерные черты: антинатурализм, антиэволюционизм, психологизм, интуитивизм, ипсти-ктивизм.   Доктрина, обоснованная Марксом, согласно которой независимой переменной общества является способ производства материаль­ной жизни. Он обусловли­вает социальные, полити­ческие и духовные процес­сы жизни вообще. Истина устанавливается в дейст­вительной жизни людей и подтвердить ее может толь­ко практика. Характерные черты: антисубъективизм, детер­минизм, революционизм, экономизм

 

      Продолжение табл. 2.1
Концепции
  Концепция социального факта Дюркгейма Концепция социального действия Вебера Концепция циркуляции элит Парето
Классическая социология   Предметом социологии является общество, которое нужно объяснять социальными фактами, состоящими из образов действия, мышления и ощущения, внешними по отношению к индивиду и обеспечиваемые властью принуждения посредством чего они управляют им. Другие теории: солидар­ности, функционализма, аномии. Цель социологии состоит в достижении интерпрета-тивного понимания субъек­тивно значимой человече­ской деятельности. Дейст­вия индивидов составляют единственную социальную реальность. Другие теории: культу­рология капитализма, харизмы и власти, раци­ональной бюрократии. Социология — эмпириче­ски обоснованное знание об обществе, базирующееся на описании фактов и формулировании законов, выражающих функцио­нальные зависимости меж­ду фактами. Движущая сила развития общества — «круговорот» элит* облада­ющих способностью мани­пулировать массами при помощи хитрости («лисы») или насилия («львы). Другие теории: идеологии, социальной стратифика­ции.
         

Окончание табл. 2.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теории
Современная социология Функционализм Символический интеракционизм Конфликтология
Рассматривает общество как систему взаимодей­ствующих и саморегули­рующихся частей. Фоку­сирует внимание на со­трудничестве и стабиль­ности социальной жизни. Разработчики: Мали­новский, Радклифф—Бра­ун, Мертон, Парсонс, Луман. Анализирует взаимодействие лю­дей с помощью интерпретации символов. Разработчики: Мид, Кули, Беккер. Рассматривает общество как совокупность кон­фликтующих группи­ровок, исследует роль различных факторов в конфликтах. Разработчики: Миллс, Козер, Дарендорф.
Феноменология
Рассматривает общество как явле­ние, постоянно воссоздаваемое в духовном взаимодействии индивидов. Разработчики: Гуссерль, Шюц.
Этнометодология
Рассматривает общество в фор­мах повседневного поведения, изучает, как люди придают смысл социальной жизни. Разработчики: Гарфинкелъ, Сакс, Джеферсон, Циммерман.

 

 

В процессе развития социологии выделяются эта­пы классического оформления науки, модерн и по­стмодерн. На протяжении всей истории социологии изменялись представления ученых о том, что







Date: 2015-09-24; view: 374; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.112 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию