Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Юридические конфликты в экономической сфере современной России
Считается, что юридические конфликты выполняют инструментальную функцию по отношению к другим конфликтам, возникающим в обществе. Иначе говоря, они выступают в качестве механизма регулирования экономических, политических, социальных, идеологических конфликтов. Там, где стороны не могут самостоятельно разрешить назревшее между ними противоречие, приходит третья сторона в лице служителей закона, использующая правовой способ регулирования конфликтных отношений. Поэтому имеет смысл рассмотреть юридический конфликт в тесной связи с конфликтами, относящимися к различным сферам общественной жизни. Например, если говорить о правовом и политическом конфликтах, то эти два аспекта анализа, по мнению исследователей, трудно разделить1.. Современная Россия, находящая в состоянии системного кризиса, где значительно обострились ранее существовавшие противоречия и возникло множество новых, является весьма конфликтогенной. Масса конфликтов раздирает общество как на макро-, так и на микроуровне. Поскольку в основе конфликтов находятся реальные жизненные противоречия, то важно найти главное противоречие, характеризующее Россию 90-х годов и определяющее характер протекания других противоречий. Таковым является противоречие между осколками советской социалистической системы и насаждаемой капиталистической системой. В экономической сфере это противоречие выражено в коллизиях приватизации государственной собственности. Названное противоречие проходит не только по вертикальной линии "участвующее в приватизации меньшинство — не участвующее большинство", но и по горизонтали — между "приватизаторами". Последнее протекает наиболее остро и поистине сравнимо с минным полем, по которому добровольно курсирует
1 См.: Кудрявцев В. Н., Казимирчук В. П. Современная социология права. М., 1995. С. 235. См.: Зеркин Д. П. Основы конфликтологии. С. 270. Юридическая социология Глава 14. Юридический конфликт
рыночный авангард. В политической сфере это противоречие наиболее наглядно развернулось в отношениях между ветвями власти, а точнее, между "левым" большинством Государственной Думы второго созыва и "правыми" силами, представляющими структуры президентской и правительственной власти. Идеологическая сфера преломляет уже названное противоречие таким образом, что на авансцену борьбы выходят две непримиримых ценностных позиции: социалистическая, ориентированная на принципы социальной справедливости, и буржуазная, нацеленная на идеи либеральной свободы. По мнению некоторых аналитиков, это противоречие чревато наиболее драматическими конфликтами1. Переход к рыночным отношениям в масштабах всего общества не миновал, разумеется, и правоохранительные органы. Милиция, пущенная в "свободный рынок", создает коммерческие стриктуры по оказанию охранных услуг, занимается посредничеством при аренде офисов, торговлей и т. п. Основная же ее функция — обеспечение безопасности населения — отходит на задний план2. Сотрудники милиции подрабатывают в коммерческих структурах чаще всего в ночное время за счет собственного отдыха, а поэтому на основной работе оказываются переутомленными, раздражительными. Это дает основание предполагать конфликты как между сослуживцами, так и в общении с гражданами, вытекающие из психологического состояния людей. Изменить подобную ситуацию сложно. Зарплата в милиции низка, а приработки составляют до 200% от основного дохода. Сочетание правоохранительной и коммерческой функций, которые по содержанию являются противоположными, приводи к такому противоречию в деятельности милиции, которое, развиваясь и углубляясь, способно в корне изменить природу этого государственного органа, изначально созданного для защиты граждан. Перед коммерциализированным милиционером всегда будет возникать дилемма: отвести от человека беду или заработать на ней? В результате сложившейся ситу- 1 См.: Россия: изменения в социальной структуре общества // Диалог. 2 См.: Косалс Л. Я., Рывкина Р. В. Социология перехода к рынку в России. ации ОВД служат не на благо рядового налогоплательщика, а в интересах разных категорий "новых русских", получая от них часть "теневых доходов". Таким образом, нынешняя социально-экономическая ситуация еще в большей степени отчуждает граждан от правоохранительных органов. Многочисленные опросы общественного мнения раскрывают удручающую обстановку недоверия людей к милиции. Например, исследования ВЦИОМ, проведенные в 1997 году, показали, что 3/4 населения России в случае нападения на них, ограбления или какого-то другого происшествия будут опасаться обращаться в милицию. Но еще более убедительным аргументом повсеместного недоверия ОВД являются следующие данные: около 60% потерпевших от тяжких преступлений не обращаются в правоохранительные органы1. Все это красноречиво говорит о весьма низкой степени личной безопасности граждан РФ. Теперь обратимся к главному противоречию экономики России 90-х годов, каковым является противоречие перераспределения государственной собственности. Приватизация, навязанная обществу власть предержащими, прошла по меньшей мере два этапа. Первый этап был связан с выдачей населению приватизационных чеков (известных народе как "ваучеры"), символизирующих "участие" граждан в превращении государственной собственности в частную. Однако, "ваучеризация" была прикрытием уже начавшегося к тому времени криминального дележа. Большинство рядовых граждан было фактически обмануто, реального "веса" в управлении предприятий их чеки не имели. Второй этап приватизации, в идеологическом смысле, означает передачу собственности в руки умелых предпринимателей, способных развивать производство. Однако на практике этап превратился в жестокую драму экономического передела с массой кровавых сюжетов. Захват предприятий, убийства директоров или претендентов на владение, шантаж, сомнительные в юридическом отношении торги и прочее стали обыденным явлением. Весьма конфликтно складываются отношения трудовых коллективов с "новыми хозяевами", особенно на тех предприятиях, где запланированы массовые увольнения и другие мероприятия, затрагивающие интересы рядовых работников. Например, на Выборгском целлюлозно-бумажном комбинате Косалс Л. Я., Рывкина Р. В. Социология перехода к рынку в России. Юридическая социология Глава 14. Юридический конфликт
рабочие во главе с профсоюзным комитетом не согласились с условиями приватизации предприятия и объявили его народным. Отражали попытки захватить комбинат силой. Согласно газете "Известия" арбитражный суд признал приватизацию законной1, в газете "Советская Россия", наоборот, говорится, что очередной арбитражный суд еще только назначен2. Противостояние между трудовым коллективом и предпринимателем переросло в жесткое столкновение. Спецподразделение "Тайфун", ворвавшееся на территорию комбината, "избивало безоружных, пытало... открыло огонь на поражение'". Вероятно, не все было по закону в акте продажи предприятия, поскольку мероприятие по силовому обеспечению работы судебных исполнителей проводилось в ночное время в расчете на внезапность. Это наиболее острый из подобный конфликтов, но далеко не единственный. Например, работники одного из бывших совхозов Волгоградской области силой захватили комбайн и стадо коров, требуя от властей пересмотра приватизации4. Нет сомнения, что число конфликтов будет возрастать, если ситуация не будет изменена. Не случайно депутат Государственной Думы экономист А. Шохин предложил срочно принять закон о национализации, где было бы четко прописано, что и как должно происходить в случае, если возникают сомнения в законности приобретения прав собственности1. Иначе говоря, предлагается правовой путь решения проблемы. Новый закон, вероятно, снимет остроту конфликтов, но в корне проблему не решит, так как остается открытым вопрос: интересы каких групп он будет выражать? § 6. Правовые конфликты в политической и культурной сферах России Рассмотрим теперь юридические конфликты в сфере политики. Они весьма четко проявляются на уровне конкретных фактов. К примеру, возьмем так называемое "дело о КПСС", рассмотренное Конституционным судом РФ в 1992 г. Задача, поставленная перед судом, имела сугубо юридическое содержание, а именно: требовалось рассмотреть ходатайство депутатов-коммунистов о проверке конституционности указа Президента, запрещавшего действие коммунистической партии, а также рассмотреть встречное ходатайство депутатов-демократов о законности КПСС. Фактически же судебное разбирательство с самого начала носило не только юридический, но и политический характер1. Суд был вовлечен в политическую дискуссию, развернувшуюся между сторонниками и противниками социализма. Дело опять же не во встречающемся иногда подобострастии к начальству, а в наличии на определенном уровне неразрывной связи правовой и политической сфер. Следовательно, упомянутый конфликт носил политико-правовой характер. Его исход определялся не наличием или отсутствием соответствующих статей писаного права, а политической волей и влиянием конфликтующих сторон, поскольку, если какая-либо политическая практика "не опрокинута" обществом в течение ряда десятилетий, то, следовательно, она становится правовой по факту, а не по формальным критериям. Справедливости ради следует сказать, что руководящая роль КПСС была в соответствующую эпоху закреплена как политически (через взятие власти), так и юридически (через Конституцию СССР 1977 г.). Конституция государства является и правовым и политическим документом. В ней законодательно закрепляются преимущественно интересы политических влиятельных групп. Институт президентства, согласно Конституции РФ, выводится за рамки разделения властей и словно бы возвышается над ним. Формально разделение властей продекларировано, но по существу власть оказывается сосредоточенной в одних руках2. Казалось бы, такая ситуация автоматически ведет к снижению конфликтности в обществе, поскольку единоначалие не терпит возражений, а недовольство при этом своевременно пресекается. Однако фактическая власть одной политической структуры вступает в противоречие с Конституцией, провозг-
'См.: Известия. 15 окт. 1999. 2 См.: Советская Россия. 16 окт. 1999. :| Там же. 19 окт. 1999. Date: 2015-09-24; view: 503; Нарушение авторских прав |