Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
См.: Социально-политические конфликты в российском обществе: проб лемы урегулирования // Соц. исследования. 1999. № 3. С. 63ласившей равноправие ветвей государственного управления. Подобное обстоятельство становится источником множества конфликтов. Во-первых, перманентно протекает конфликт между законодательной и исполнительной властями. По содержанию он политический, по форме — юридический. Правовые процедуры в нем соблюдаются лишь до тех пор, пока не затрагиваются коренные интересы сторон. Не только юридическая фразеология, но и правовые действия в критический момент сменяются на неправовые. Например, действия Президента в сентябре — октябре 1993 г. по отношению к Верховному Совету, когда с помощью войск был фактически разогнан законодательный орган республики, носили явно противоправный характер. Во-вторых, в характеризуемых условиях власть предержащие оказываются бесконтрольными и имеют тенденцию к произволу. В качестве примера можно вспомнить президентскую избирательную кампанию 1996 года, когда действующий Президент имел привилегированное положение в состязании претендентов, так как вся государственная машина работала на него. В результате политическая борьба протекала в конфликте с принципом равенства кандидатов, провозглашенным законом. Как отмечается в одном из периодических изданий, затянулась судебная тяжба о приписанных Б. Н. Ельцину сотнях тысяч голосов избирателей1. Не дана правовая оценка многочисленным финансовым нарушениям, в том числе нашумевшему делу "о коробке из-под ксерокса", когда из предвыборного штаба Б. Н. Ельцина пытались вынести 500 тыс. долларов, предназначенных, как предполагается, для оплаты пропагандистских концертов. Очевидно, там, где власть поступает противоправно, юридический конфликт не разрешается годами, пока не затухнет, задтряв в процедурных вопросах. В-третьих, неправовые действия федеральных властей провоцируют администрацию на местах поступать подобным же образом. Так, за четыре года после принятия Конституции РФ Комитет по законодательству Государственной Думы выявил около 1000 нарушений ее субъектами Федерации2. Если
нарушения не затрагивают чьих-то интересов, то проходят незамеченными или в молчаливом согласии граждан и юридических лиц. Однако нередко власти, решая одни проблемы, усугубляют другие, вольно или невольно ущемляя права, лишая гарантий и т. п. Неудивительно, что не уменьшается поток исков в отношении должностных лиц, пикетов у подъездов зданий администраций, захват кабинетов начальников и т. п. Конституция РФ как политико-правовой документ, по-видимому, сама закладывает основу для нарушений и конфликтов. По мнению некоторых аналитиков, в ней имеется по крайней мере 17 формулировок, которые могут вызвать конфликты1. Сфера культуры и идеологии в условиях перехода от одной социальной системы к другой также тесно сопряжена с правовыми конфликтами. На смену коллективистской идеологии пришла идеология индивидуализма. Проводники правящего режима пытаются оправдать то спекуляцию, то взяточничество, провоцируют воровство. Например, один автор заметки в "Известиях" всерьез считает, что кражи черных металлов не приводят к социально значимым последствиям, в отличие от кражи металлов цветных, где в результате якобы неосторожного хищения случается гибель непричастных людей, возникают бытовые неудобства и т. п.2 Из текста следует, что одно воровать нельзя, другое — можно. В средствах массовой информации поощряется культ вседозволенности, насилия; романтизируются киллеры, проститутки, разного рода "прожигатели жизни". С телеэкрана порой учат население "как надо жить" давно известные нарушители Уголовного кодекса. Однако законодательство изменяется не столько быстро, как идеология, а правоохранительные органы руководствуются нормативными актами, но не общественным мнением. Поэтому возникают конфликтные ситуации на стыке права и массового сознания, когда, к примеру, прохожие защищают попавшегося с поличным мошенника. Немало коллизий вызывает ситуация, связанная с широко распростра-
1 См.: Сов. Россия. 30 сент. 1999. 2 См.: Звркин Д. П. Основы конфликтологии. С. 263. 1 См.: Социально-политические конфликты в российском общв! ми- ПВО 2 См.: Малинин Д. Деньги под ногами // Имисппн II он i IB96 Юридическая социология
ненной задержкой заработной платы, вообще с резким снижением материального положения населения. Лавирование в отношении административных норм всегда было распространено, однако теперь оно становится социально оправданным и закрепляется в качестве культурной нормы. Например, безбилетный проезд в общественном транспорте оказался массовым явлением. И если раньше уличенный нарушитель, не надеясь на поддержку окружающих и испытывая чувство стыда, реагировал на требования контролера чаще всего в соответствии с административными правилами, то в нынешних условиях встреча с контролирующей инстанцией порой венчается конфликтом. Демократические преобразования в обществе открывают возможности не только для ожидаемых изменений в области культуры и идеологии. На поверхность выходят не поощряемые прежней господствующей идеологией обычаи, нравы, религиозные верования и т. п. В настоящее время для их развития сняты преграды. Более того, в ряде мест они используются в политических целях. Возьмем религиозный фактор. Ныне в некоторых республиках Северного Кавказа на уровне властей этих субъектов Федерации предлагается признать законы шариата в качестве правовых норм. Таким образом, нормативные акты местного уровня вступают в противоречие с федеральными законами, что чревато макросоциальными и политическими конфликтами. Наконец, следует отметить, что радикальные реформы в стране не могли не повлиять на мораль и ценностные ориентации работников правоприменительных органов. Исследователи констатируют, что возникшая ситуация коммерциализации в деятельности ОВД сформировала новую мораль, которая заключается в извлечении выгоды любой ценной. Один из начальников РУВД г. Москвы выразил подобную мораль следующим образом: "Я говорю моим подчиненным: вы имеете голову на плечах и у вас есть пистолет. Идите и зарабатывайте столько, сколько сможете"1. Нетрудно догадаться, с какими коллизиями при этом сталкиваются граждане при взаимодействии с милицией. С другой стороны, поляризация между бед- Косалс Л. Я., Рывкина Р. В. Социология перехода к рынку в России. С. 263. ными и богатыми, когда незначительная часть общества пребывает в роскоши, а многие сограждане нуждаются в самом необходимом, сказывается на психологическом состоянии работников ОВД, лично наблюдающих этот контраст. Милиционеры, особенно молодые, а их работает большинство, поскольку кадровый состав милиции за последние 5—7 лет обновился на 80%', обвиняют в собственных бедах всех подряд. Они начинают мстить обществу, испытывая синдром "социальной озлобленности". Месть проявляется в различных формах, в том числе в неразборчивости средств достижения результатов своей работы. В ОВД до настоящего времени существует практика "планов на людей", т. е. обязанность сотрудников представлять за отчетный период определенное число правонарушителей2. Неудивительно, что план не всегда выполняется с соблюдением законности, а следовательно, возникает дополнительный источник конфликтов. Кроме того, о работе милиции нередко судят в высших инстанциях по проценту раскрываемости преступлений, поэтому, чтобы иметь в сводках отчетных цифр благоприятный баланс между зарегистрированными и раскрытыми преступлениями, в ОВД идут на всевозможные ухищрения. Например, под каким-либо предлогом отказываются принять заявления граждан, а если последние настаивают, то берут заявление, но не регистрируют его. Согласно социологическим исследованиям, так обошлись с каждым двенадцатым из обратившихся в милицию3. Некоторые оперуполномоченные изобретают поистине оригинальные преграды на пути заявлений граждан. Один дежурный ОВД поставил такое условие потерпевшему: снять и привезти на экспертизу взломанную грабителями входную дверь квартиры4. В заключение следует сказать, что в современных российских условиях конфликтность общества, несомненно, возросла. Очевидно, увеличилось число юридических конфликтов, что невозможно оценить однозначно. С одной стороны, увеличение 1 См.: Гуров А. Я чувствую: наступило время перемен // Милиция. 1999. 2 См.: Косалс Л. Я., Рывкина Р. В. Социология перехода к рынку в России. 3 См.: Галустъян О. Процент раскрываемости и... права человека // Ми 4 Там же. Юридическая социология Глава 14. Юридический конфликт
поля правовых конфликтов означает, что субъекты взаимодействия все больше выбирают юридический способ разрешения противоречий, а следовательно, переводят столкновение в рациональное, цивилизованное русло. С другой стороны, юриди-зация социального конфликта во многих случаях означает правовые последствия противоборства, которые наступают как вынужденная мера, примененная третьей стороной в лице правоохранительных и правоприменительных органов. Контрольные вопросы 1. Каким свойством обладает конфликт как вид социально 2. Охарактеризуйте структурный и процессуальный под 3. Назовите различные типы и виды юридических конф 4. Назовите и охарактеризуйте элементы структуры юри 5. В каких ситуациях возникает ложный конфликт?
6. Как развивается юридический конфликт, каковы его 7. Какие существуют способы разрешения юридического 8. Как проявляется юридический конфликт в экономичес Кудрявцев В. Я., Казимирчук В. П. Современная социология права. М., 1995. Кудрявцев В. Я. Юридический конфликт // Государство и право. 1995. № 9. Основы конфликтологии / Под ред. В. Я. Кудрявцева. М., 1997. Социально-политические конфликты в российском обществе: проблемы урегулирования // Соц. исследования. 1999. № 3. Юридическая конфликтология / Под ред. В. Н. Кудрявцева. М., 1995. Юридический конфликт: процедуры разрешения / Под ред. В. Я. Кудрявцева. М., 1995. Литература Бандурка А. М., Друзь В. А. Конфликтология. Харьков, 1997. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии. Ростов-на-Дону, 1998. Кожевников В. В. Проблемы профессионализма сотрудников органов внутренних дел // Соц. исследования. 1999. № 9. Косалс Л. Я., Рывкина Р. В. Социология перехода к рынку в России. М, 1998.
|