Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 5. Методы исследования социальной защиты детей





 

В отношении вопроса охраны детства в нашей республике следует отметить ряд положительных сдвигов, которые произошли за последнее время. Главные изменения произошли на уровне национальной политики, правовой реформы и в развитии услуг для детей.

Изменения в национальной политике и правовые реформы произошли в следующих областях:

- Недееспособности (инвалидности) детей. В отношении недееспособных людей в РК отмечаются существенные изменения. В настоящее время разрабатывается проект нового закона, который существенно улучшит права детей-инвалидов.

- В отношении прав детей. Закон по охране детства обеспечивает установленное законом основание для выполнения Конвенции ООН по правам детей.

- В отношении несовершеннолетних правонарушителей. Пересмотр законов привел к более строгим критериям для заключения детей в тюрьмы.

- В отношении патронатов. Приказ №1346 «О патронате» был дополнен приказом, согласно которому акиматы обязали выделять патронатам средства в размере 10 000 тенге на ребенка в месяц.

- В отношении понятийных определений социальной работы. Министерство здравоохранения в настоящее время разрабатывает понятия и определения профессии социальной работы и социального работника, которая будет включена в перечень профессий.

В то же самое время, произошли изменения в сфере услуг, появились новые формы услуг, такие как:

- Кризисные Центры. Значительное развитие получили кризисные центры, которые, главным образом, занимаются вопросами насилия к женщинам, хотя параллельно развиваются услуги для детей, подвергшихся насилию в семье.

- Социальные работники для инвалидов. Новые позиции социальных работников были открыты при акиматах. Эти работники будут заниматься реабилитацией инвалидов.

- Дома надежды. Данная инициатива будет осуществляться в домах ребенка и ставит своей целью увеличение связи с семьями и изыскание путей возвращения детей в биологические семьи.

- Инспекторы. Число инспекторов воспитательно-исправительного обслуживания лиц, отбывших лишение свободы или находящихся в тюрьмах, было увеличено.

- Альтернативы содержанию под стражей. Реформа уголовной системы, основанная на международном опыте, была осуществлена через разработку пилотного проекта по созданию альтернативы содержанию под стражей для молодых людей, попавших под судебное расследование.

- Инициативы неправительственных организаций. Ряд других инициатив разрабатывается НПО, включая, например, работу по реабилитации детей-инвалидов.

Среди проблем, с которыми придется столкнуться в Казахстане, в попытке улучшить охрану прав детей, возможен несогласованный характер полномочий и обязанностей в области охраны детства. Несмотря на ряд предложенных инициатив, текущие политики и законы разрабатывались на несогласованной основе. Это означает, что законы решают различные элементы детских прав и услуг, не определяя целостные рамки услуг для детей, в целом. Другие страны мира, столкнувшиеся с данной проблемой, разработали единый закон, который охватил права и обязанности государства в отношении к детям, в более широком аспекте охраны детства. Страны, избравшие данный подход, среди многих других стран, включают Великобританию, Норвегию, Болгарию и Румынию.

Кроме того, существует проблема длительного использования и рост институционализации. За последние годы отмечается рост числа и высокий показатель детей, находящихся на государственном попечении в Казахстане.

По данным Министерства Образования и науки РК, в Казахстане в 2000-2001 гг. насчитывалось 98 детских домов и школ-интернатов для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Количество детей-сирот в нашей стране составляет в настоящее время порядка 112000 человек. По прогнозам органов опеки и попечительства, число этих детей неуклонно будет расти [161]. В таблице 10 приводится количество детских учреждений и численность детей в РК, находящихся в них:

Таблица 10 - Интернатные учреждения для детей в РК

 

           
Дома ребенка – всего          
в них детей, тыс. 2,2 2,5 2,7 2,5 2,4
Детские дома – всего          
в них детей, тыс. 5,0 5,6 6,1 6,3 6,6
Детские дома семейного типа – всего          
в них детей, тыс. 0,3 0,4 0,2 0,1 0,3
Школы интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – всего          
в них детей, тыс. 3,9 4,4 4,0 4,4 4,5
в них детей, тыс. 2,2 2,3 - - -
Школы интернаты для детей с ограниченными возможностями в разви-тии – всего          
в них детей, тыс. 14,8 15,1 17,3 18,4 18,0

 

По данным независимых исследований до 50% сирот после учреждений попадают в криминальную среду или занимаются проституцией. По данным статистики 10% из 15000 сирот, ежегодно выходящих из детских учреждений, кончают жизнь самоубийством. Наблюдения автора показывают, что учреждения не готовят в достаточной степени детей к продуктивному будущему. Дети, выросшие в интернатных учреждениях из-за отсутствия необходимых навыков социализации и уровня образованности имеют больше шансов стать преступниками, бездомными и безработными по сравнению с детьми, имеющими семьи.

Вместе с тем, усыновленные дети из сиротских учреждений могут наверстать упущенное и с успехом делают это. Причем, позитивная мировая практика показывает, что усыновление – не единственный способ обретения ребенком близких людей.. Контент-анализ автором «Казахстанской правды» последних четырех лет показывает, казахстанцы усыновили 12 тысяч сирот. Это говорит о том, что любовь к детям у нас не остыла, три тысячи малышей обрели иностранных родителей. Как показывает интервью с 100 экспертами порой дети покидают Отечество не совсем законно.

Схема усыновления иностранцами казахстанских сирот довольно проста. Представители международных агентств свободно посещают детские дома, отбирают детей, фотографируют их, а снимки отправляют за рубеж потенциальным усыновителям. Именно в этом можно усматривать скрытую продажу детей.

Необходимо отдавать приоритет казахстанским усыновителям, патронату и опекунству. Все это нужно поощрять. Например, в 2004 году по настоянию депутатского корпуса на патронат выделено 350 миллионов тенге. Главным условием для улучшения ситуации, по мнению автора, является принятие сильного закона «О браке и семье».

Методами интервью и наблюдения исследован процесс реализации проекта «Аманат», основной долгосрочной целью которого явилось содействие изменению социального отношения к проблеме детей-сирот и внедрение в Казахстане эффективной системы, позволяющей сиротам и брошенным детям иметь семью или заботливого взрослого.

Краткосрочной целью проекта явились:

- Изменение в лучшую сторону общественного мнения и

отношения к детям-сиротам и их возможностям;

- Повышение количества детей, нашедших новые семьи;

- Увеличение числа детей-сирот, получивших образование, хорошую работу и обустроивших свою собственную семью.

Результатами проекта явились:

- Изменение отрицательных стереотипов общества в отношении детей сирот;

- Построение модельной программы социального маркетинга как современной технологии внедрения позитивных изменений в обществе;

- Построение и демонстрация работы модели патронатной семьи и службы социальных работников.

Долгосрочными результатами явились:

- Внедрение и развитие в Казахстане альтернативных форм семейного устройства детей-сирот;

Методом наблюдения исследован процесс реализации проекта «Наставничество», целью которого являлась подготовка механизмов для введения в Казахстане патронатного воспитания, а также подготовка семей для усыновления. К участию в программе «Наставничество» были привлечены местные семьи, которые на летние каникулы приняли в семьи 100 воспитанников детских домов г.Алматы и Алматинской области в возрасте от 4 до 18 лет. В программе участвовали дети из детских учреждений: детские дома №1, №2 г.Алматы; Школы-интернаты №3, №8 г.Алматы; областной детский дом №1.

В течение пребывания ребенка в семье проводился мониторинг, который осуществляла группа специалистов Фонда. В ходе мониторинга для изучения изменений, во внутреннем мире детей в связи с их пребыванием в кругу приемных семей в период летних каникул проводилось эмпирическое исследование, которое включало в себя 2 разновременных замера: до прихода ребенка в семью и после его возращения из семьи.

Интервью с детьми до и после пребывания детей в семье показали, что:

рассказы детей о том, какие они, что с ними происходило, и чего они хотят достичь в жизни на первоначальном этапе, были достаточно однообразны. После пребывания детей в семьях: рассказы детей стали более индивидуальными; самооценка детей стала более дифференцированной;

в рассказах детей значительно уменьшилось число упоминаний негативных аспектов своей жизни (65%детей); в рассказах детей стали доминировать положительные события. Негативные либо ушли вообще, либо стали занимать последние позиции (78% детей); 35 % детей ввели в свое ближайшее окружение новых взрослых людей.

Таким образом, можно говорить о математической достоверности наличия изменений, произошедших с детьми во время пребывания в приемных семьях в период летних каникул и о качественном подтверждении, что эти изменения несут позитивный характер.

На основании изучения опыта зарубежных стран и предварительного социально-психологического исследования проведенного Фондом «Аманат» в г.Алматы были выделены основные позитивные и негативные результаты.

После пребывания детей во временных семьях, с уверенностью можно говорить о том, что патронатная форма воспитания действительно обеспечивает развитие ряда позитивных аспектов в жизни воспитанников детских домов:

- приобретение нового жизненного опыта;

- прохождение этапа социализации, которой не может обеспечить интернатное учреждение, решение проблемы социально-бытовой дезадаптации, снижение иждивенческого настроя;

- появление и укрепление у детей чувства уверенности в себе;

- появляются тесные взаимоотношения между ребенком и взрослым, которые в ряде случаев переросли в «родственные узы»;

- патронатная форма активизирует родственников детей, оставшихся без попечения родителей.

Проект показал лишь часть возможностей и перспектив системы патронатного воспитания детей-сирот. Можно сделать выводы:

- К сожалению, не каждый ребенок, находящийся в сиротском учреждении найдет семью.

- Опасение жителей возникает из-за того, что люди не имеют реальной информации о детях-сиротах.

- Созданная на сегодняшний день система сиротских учреждений, носит обособленный, изолированный характер.

- Как показала программа «Наставничество», дети воспринимают принимающих родителей, как людей, желающих помочь им, поддержать в трудную ситуацию, порадоваться их успехам.

Известно, что дети-сироты занимают особое место среди людей, нуждающихся в социальной защите. Они получают социальную помощь государства авансом и задача общества состоит в том, чтобы вырастить их полноценно здоровыми, обучить профессиональным и жизненным навыкам.

Государственная помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляется через систему детских домов и интернатных учреждений.

В последние годы произошли изменения в самом феномене социального сиротства, возникли новые тенденции, которые не стояли раньше так остро и привели к росту его уровня. Все чаще детишек оставляют в родильном доме молодые матери в возрасте 14-17 лет. Неблагополучные семейно-брачные отношения увеличивают число беременностей и рождений детей вне брака. В семьях-беженцах и внутренних мигрантах, родительские заботы отодвинуты на задний план борьбой за элементарное выживание.

Угрожающие темпы роста социального сиротства требуют расширения сети детских домов для детей, которым необходима поддержка государства.

По вопросу социальной защиты этой категории детей Правительством республики Казахстан принято постановление от 31.03.95 г. «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о натуральных нормах расходов на обмундирование и питание детей, воспитанников, учащихся и студентов учреждений образования». Многие проблемы, касающиеся этой социально-уязвимой группы детей были бы вполне разрешимы при надлежащем исполнении данного постановления.

Постановление не всегда выполняется в части обеспечения детей-сирот и детей, находящихся под опекой, в период обучения в общеобразовательной школе, профтехшколе, средних специальных и высших учебных заведениях одеждой, обувью и горячим питанием. Особенно тяжелое положение в профтехшколах, где обеспеченность одеждой и обувью составляет менее 50%, а трудоустраивающимся выпускникам не выдается предусмотренное денежное пособие и обмундирование из-за отсутствия обоснованного финансирования в местном бюджете.

Многие опекуны обращаются с жалобами на мизерные пособия (1800 тенге в месяц) опекаемым детям по линии социальной защиты, что побуждает их оформить в детские дома и школы-интернаты для сирот.

В республике отсутствует система социальной защиты и психологической поддержки дезадаптированных матерей и семей, как групп риска по отказу от своих детей. Основным истоком и причиной социального сиротства является неблагополучная семья, поэтому в целях профилактики данного явления надо создать службы коррекции семьи.

Что касается правовой регламентации данной проблемы, то она нашла отражение в действующем Уголовном Кодексе Республики Казахстан, который содержит нормы (ст. 137, 138), усиливающие ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом и за ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетнего.

Новый закон «О браке и семье» вносит существенные уточнения условий, являющихся основанием для лишения родительских прав, таких как злостное уклонение от уплаты алиментов, отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома. Применение ограничения родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию ребенка. Отношения усыновителей и усыновленных приравнены в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению.

Система контроля и направления детей в детские дома во всех областях охраны детства слаборазвита.

В отношении четырех основных элементов контроля и направления детей в детские дома возникают следующие проблемы:

- Ограниченный объем услуг. Объем услуг строго ограничен в большинстве областей охраны детства. Также предоставляются социально-ориентированные услуги, удовлетворяющие нужды населения, в том числе по оказанию помощи семьям. Воспитание детей на принципе создания условий семьи, типа патроната и опекунства, слаборазвито и недоиспользуется. Детские дома зачастую рассчитаны на большое количество детей, расположены вдали от проживания основного населения в данной местности.

- Отсутствует или ограничена оценка. Система принятия решения не включает или в ограниченной степени включает оценку нужд детей. Там, где функционируют органы типа комиссий по принятию решения о детях-инвалидах, они, как правило, не в полной мере учитывают и располагают информацией относительно социальных нужд и потребностей детей.

- Не существуют агентства по социальной работе или их число ограничено. Развитие агентств по управлению и администрированию оценки социальной работы находится в зачаточном состоянии или не существуют вообще для некоторых областей системы охраны детства. Роль социальной работы в охране детства не установлена. Профессиональное обучение в области социальной работы начинает развиваться, еще не накоплен достаточный опыт или он ограничен в университетах в обучении студентов практическим навыкам и проведении студенческой практики на местах.

- Ограниченная информация. В отношении системы охраны детства существует ограниченная информация, и нет контроля результатов деятельности в этой области. Например, почти отсутствует точная информация относительно проблем семьи, в результате которых ребенок попал в детский дом.

Многие из детей имеют риск попасть в детский дом из-за бедности в семье, проблемы здоровья детей и родителей, образовательных проблем и так далее. В дополнение к развитию системы контроля и направления детей в детские дома, важно пересмотреть существующие общие или универсальные услуги, такие как социальная помощь, здравоохранение и образование, чтобы убедиться в том, что изменения в текущей системе услуг или улучшение в их планировании могут гарантировать адекватную поддержку государства родителям на воспитание детей.

В настоящее время особенно дискутируются вопросы о необходимости создания новых форм устройства детей. Наиболее апробированными и приемлемыми в мире формами семейного устройства детей-сирот являются замещающая семья и усыновление. Здесь также первоочередной целью выступает профилактика социального сиротства, создание наиболее благоприятных условий для подготовки детей, лишившихся попечения родителей к самостоятельной жизни, их интеграции в общество.

Поиски новых форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, стремление создать условия воспитания, максимально приближенные к существующим в полноценной семье, привели к созданию домов детства с небольшими «семейными группами» детей разного возраста и атмосферой домашнего очага. Определенный опыт в этом направлении уже накоплен.

Наличие детей разного пола и возраста предполагает квартирный принцип архитектуры дома. При таком подходе расширяются контакты интернатного учреждения с социальным окружением. Такая система устройства детей-сирот внедрена и развивается в Карагандинской, Акмолинской, Алматинской областях, г.Алматы.

Новой формой воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, является приемная семья. В республике 266 детей-сирот воспитывается в 43 детских домах семейного типа.

Процесс усыновления объективно тормозит то, что административный аппарат системы содержания сирот является одновременно ее организатором и контролером, а также монопольным владельцем закрытого банка информации о детях-сиротах и семьях - усыновителей. Это создает почву для различного вида нарушений и злоупотреблений. Такие факты имели место в Восточно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях.

Современная государственная система социальной защиты сирот также нуждается в реформировании. К сожалению, за сравнительно короткий период были разрушены фундаментальные принципы, в результате чего недостаточно работает система профилактики социального сиротства, а также службы социальной и психологической адаптации подростков после выхода их из интернатных учреждений [См.: 162].

Будущее детдомовцев может стать незавидным. Такая статистика существует в России: после выхода из детского дома 30% ребят становятся бомжами, 20% становятся преступниками, 10% - заканчивают жизнь самоубийством. Органы внутренних дел Республики Казахстан также констатируют, что неподдельный интерес к воспитаннику детского дома стали проявлять криминальные элементы. Такой ребенок легко находит себе «приют» в различного рода группах асоциальной направленности, в том числе и религиозных объединений.

Дети группы риска должны направляться в специализированные учреждения для изоляции, реабилитации и адаптации. Необходимо открыть при наркологических центрах отделения для несовершеннолетних, рассмотреть возможность расширения системы оказания бесплатных медицинских услуг подросткам, относящимся к группе риска и их семьям.

Сегодня в республике осталось только одно специальное учебно-воспитательное учреждение для детей и подростков, совершивших опасные деяния.

Большинство сиротских учреждений заканчивают свою воспитательную и опекунскую функцию после завершения детьми среднего образования, т.е. возраст выпускника определяется в 15 лет. Этот возраст наиболее проблемный даже для детей из благополучных семей, выпускники детских домов вступают в жизнь еще не готовыми к выполнению социальных ролей в обществе. Неподготовленность детей к самостоятельной жизни после выпуска из интернатного учреждения обостряется невозможностью устройства на работу и получение жилья.

В системе социальной защиты детей в странах Центральной и Восточной Европы и республиках СНГ чрезмерный упор делался на стационаре учреждения как способе государственной заботы о детях. В стационарных учреждениях социального попечения многих стран региона содержится сегодня больше детей, чем в 1989 году. Являясь самой тревожной из всех новых тенденций, рост численности детей, помещаемых в стационарные учреждения, проистекает на фоне общего роста показателей численности детей для всех форм общественного воспитания, наблюдаемого в течение последнего десятилетия.

Работа по укреплению контрольно-кураторской функции в системе социальной защиты, призвана способствовать популяризации подходов, позволяющих, прежде всего, уберегать детей от первичного попадания в систему государственных детских учреждений-интернатов путем налаживания социального обслуживания детей и их родителей по месту жительства.

Кураторские функции представляют собой важный механизм, с помощью которого социальные работники совершенствуют равновесие между спросом и предложением, обеспечивая должную адресность услуг. В настоящее время все больше детей, не находящихся под государственной опекой, воспитывается вне семьи, в таких учреждениях, как школы-интернаты. Растет количество детей, помещенных в стационаре учреждения.

«Кураторство – это, главным образом, функция обеспечения адресного предоставления соответствующих услуг. Есть различные модели кураторства. На одном конце этого континуума – модели кураторства, призванные гарантировать, что услуги предоставляются только тем, кто подпадает под определенные жестко установленные критерии. Кураторство используется для обеспечения нормированного и эффективного использования дефицитных ресурсов. На другом конце этого континуума – модели, делающие акцент на нуждах ребенка. Здесь кураторство призвано обеспечить эффективную оценку и правильное соотнесение услуг с индивидуальными потребностями» [163].

Стратегия внедрения кураторства призвана оказать реальную практическую помощь руководителям и практикам, стремящимся к проведению реформы. Внедрение кураторства оказалось делом нелегким даже для тех стран, чьи системы социального обеспечения не сталкиваются с проблемой массовой бедности.

Особую тревогу вызывает увеличение доли поступающих в стационаре учреждения детей младшего возраста: «в 16 из 25 стран, доля малолетних детей, передаваемых на воспитание в стационарные детские учреждения, увеличилась. Особенно резкий рост имел место в Латвии, Болгарии и Румынии. Значительный рост отмечен также в Казахстане. Эта статистика настораживает еще и потому, что увеличение данного показателя происходит в контексте наблюдаемого в регионе резкого снижения численности детского населения в возрасте от 0 до 3 лет – в среднем она снизилась на одну треть…

… Более того, несмотря на уменьшение количества новорожденных, в 8 из 25 стран – Хорватии, Федеративной Югославской Республике Македония, Федеративной Республике Югославия, Эстонии, Беларуси, Украине, Армении и Казахстане – в период после 1989 года наблюдается рост абсолютного числа и доли малолетних детей, находящихся на воспитании в стационарных детских учреждениях. И только Венгрия в результате проведения целенаправленной политики добилась уменьшения числа и доли малолетних детей в таких учреждениях» [163].

Рост численности детей, воспитываемых в стационарах детских учреждений, является самой тревожной из всех новых тенденций, но он проистекает на фоне настораживающего увеличения доли детей, находящихся на общественном воспитании во всех его формах, которое наблюдается в течение последнего десятилетия.

Следовательно, проблемы кураторства обеспечения адресности услуг с целью гарантировать их предоставление только тем, кто в них действительно нуждается являются очень актуальными. Основания для внедрения кураторства могут варьироваться, что, в свою очередь, может влиять на выбор стратегии. Тем не менее, обычно кураторство предусматривает сочетание разных методов, включая кураторство на индивидуальном/профессиональном уровне и кураторство на системном уровне. Методы кураторства, применяемые на индивидуальном уровне – это: анализ потребностей, составление плана работы с детьми и рассмотрение индивидуальных случаев. Кураторство как система предусматривает комбинированное применение целого набора методов. Сюда входит: выполнение предусмотренных законом обязанностей по проверке и утверждению решений.

Кураторство может быть и в сфере здравоохранения и социального попечения за престарелыми гражданами.

В сфере социальной зашиты детей в странах с англосаксонской традицией: огромный опыт накоплен в США, Великобритании и Австралии.

Эффективная система кураторства состоит из множества различных компонентов. Важным компонентом является справедливая и понятная система критериев, позволяющая выявлять лиц, имеющих право на получение тех или иных услуг, во всех группах потенциальных получателей. Такие критерии обычно вытекают из основополагающего законодательства, но при этом они учитывают местные требования и ресурсы. Критерии должны устанавливать высокие пороговые значения, на основе которых определяется целесообразность помещения детей в государственные учреждения общественного воспитания. Кураторство надо рассматривать как процесс. Эффективное кураторство предусматривает использование плана индивидуальной работы с ребенком, который составляется на этапе поступления ребенка в систему общественного попечения.

В Болгарии, Латвии и Румынии были созданы структуры на центральном уровне государственной власти для руководства преобразованиями в системе социальной защиты детства. В Латвии имеется единое министерство социальной помощи, включая социальную защиту детства, а в Болгарии и Румынии за вопросы, сугубо касающиеся социальной защиты детства, отвечает специальное центральное ведомство.

Центральным элементам кураторства в системе социального обслуживания детей является процесс проведения оценки нужд и запросов детей и их семей.

Социологическое исследование, проведенное автором среди 200 экспертов – работников центров социально-психологической адаптации, детских домов, благотворительных фондов и организаций Алматы и Алматинской области показало, что положительных результатов достигают те формы кураторства, работники которых управляют поведением детей позитивными методами (72 респондента). Эксперты определили факторы, препятствующие внедрению кураторства: несогласованность структуры по всем секторам, включая государственные институты – 61 респондент; необходимость смены парадигмы в политике и практике социальной работы с детьми (59 респондентов). На вопрос «Считаете ли Вы необходимым создание Детского Центра как формы кураторства» 61 респондент ответили, что Детский Цент способствует соблюдению норм и техники безопасности и охраны профессионального здоровья. Бланк вопросника для экспертов дан в Приложении Г.

Проведенные оценки и анализ должны послужить основой для выработки необходимых мер по устранению выявленных недостатков и проблем в данной сфере. Поэтому центральным вопросом является развитие такого ассортимента услуг, который бы помог в выведении детей из государственной опеки посредством оказания помощи детям и родителям, имеющим высокий риск попадания в эту систему.

В связи с этим, мы предлагаем подход, который должен будет работать в обоих направлениях: сверху вниз (через рассмотрение реформ, необходимых на национальном уровне) и снизу вверх (через поощрение местных инициатив и сдвигов путем реализации пилотных проектов).

На уровне Национальной реформы:

Разработать единый закон, устанавливающий полномочия и круг обязанностей в области социальной работы. Единый закон должен охватить основные обязательства в области охраны детства. Он должен определить принципы для всех услуг в области охраны детства, включая принятие решения о судьбе ребенка с учетом его или её интересов; определить обязанность родителей по воспитанию своих детей; и обязанность государства поддержать родителей в воспитании детей.

Закон также должен решить следующие важные вопросы:

1. Кто имеет право на социальную помощь, и какие возлагаются обязанности на местные органы власти и министерства в плане обеспечения такой помощи;

2. Разработать критерии для направления детей в детские дома с согласия родителей.

3. Разработать порядок и критерии направления детей в детские дома против желания родителей или под надзор/уход на дому, который будет осуществляться работником органа социального обеспечения (например, в отношении ребенка имеется риск насилия или родители не способны обеспечить должную заботу о ребенке);

4. Обязать акиматы планировать ассортимент и объемы услуг с учетом нужд детей, проживающих в данной местности, осуществлять закуп и обеспечение необходимых для населения услуг.

5. Рамки для системы контроля и направления детей в детские дома

6. Рамки или структура для системы контроля и направления детей в детские дома могут быть пересмотрены через использование инструментов для контроля и направления детей в детские дома и через разработку плана действий для реализации необходимых реформ.

7. Пересмотр универсальных услуг. В частности, социальной помощи, здравоохранения и образования, можно провести для гарантии наличия основной сети социальной безопасности. Для цели данного пересмотра можно использовать данные относительно причин институционализации, полученные в результате проведения пилотных проектов на местном уровне, чтобы оценить проблемы природы, планирования или понимания текущих услуг.

8. Создание сети социальной работы и развитие профессионального обучения. В разделе 4 мы предлагаем многоуровневую систему подготовки социальных работников.

В качестве основных шагов реформирования на местном уровне, рекомендуется проведение следующих мер и действий в реформировании системы по охране детства:

1. Определить пути попадания детей в детские дома и к другим формам услуг.

2. Строить новые услуги на базе существующих ресурсов и реформ.

3. Провести оценку нужд детей на местном уровне.

4. Провести обучение социальных работников.

5. Выделить целевой бюджет.

6. Развивать агентства социальной работы.

7. Расширять диапазон услуг.

8. Установить контроль над направлением детей в детские дома, чтобы сократить численность детей, находящихся на государственном попечении.

8. Воссоединить детей с биологической семьей.

9. Перераспределить ресурсы.

Ключевыми элементами для достижения данных целей являются: оценка текущего функционирования системы охраны детства, и установление ориентированного на нужды детей планирования.

Итак, для оценки системы охраны детства на местном уровне подготавливаются технические задания по использованию инструментов для установления контроля над попаданием детей в детские дома. Это - первый шаг к установлению системы планирования услуг по охране детства, основанных на информации о нуждах детей. Такой подход необходим, поскольку трудности, с которыми семьи сталкиваются в заботе о детях, меняются из-за ряда внешних факторов, как на уровне сельских, так и городских областей, таких как уровень безработицы, проблемы со здоровьем и так далее. Планирование потребностей населения и детей будет межотраслевым, поскольку проблемы, с которыми сталкиваются семьи, выходят за рамки одной организации, и не могут решаться только одним органом. В планировании нужд детей должны быть привлечены другие заинтересованные стороны, следует учесть знания и привлечь местные ресурсы.

 

РАЗДЕЛ 6. РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

В РЕАБИЛИТАЦИИ ГРАЖДАН С ОГРАНИЧЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

 

Нетрудоспособные граждане в каждой стране составляют предмет заботы государства, которое ставит социальную политику во главу угла своей деятельности. Основной заботой государства по отношению к пожилым людям и инвалидам является их материальная поддержка.

В соответствии с законодательством Республики Казахстан с 1998 года пенсионеры, получавшие пенсии по инвалидности, потере кормильца и социальные пенсии переведены в разряд получателей государственных социальных пособий. Численность получателей пенсий – число лиц на конец года отчетного года, которым назначена ежемесячная денежная сумма на условиях предусмотренных законодательством о пенсионном обеспечении. Общая численность пенсионеров подсчитывается по числу лицевых счетов пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты [137, с. 125].

Численность получателей государственных социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту – число лиц на конец отчетного года, которым назначена ежемесячная денежная сумма на условиях предусмотренных законом РК “О государственном социальном пособии”. Общая численность получателей государственных социальных пособий подсчитывается по числу лицевых счетов получателей, состоящих на учете в органах социальной защиты.

Численность инвалидов характеризует контингент инвалидов, состоящих на учете в органах труда и социальной защиты населения, независимо от времени признания их инвалидами.

Инвалиды или лица с ограниченными возможностями нуждаются в специальной помощи со стороны государства, так как их физические, психические или интеллектуальные возможности препятствуют их нормальной жизни в этом обществе. Поэтому необходимо приспосабливать архитектуру и транспорт для инвалидов с ограничениями подвижности, создавать безопасные условия труда и проживания для тех, кто не вполне контролирует свое поведение, обеспечивать надзор и уход для тех, кто не в состоянии самостоятельно управлять своей жизнедеятельностью, и прилагать всевозможные усилия, чтобы интегрировать инвалидов в общество. По данным Агентства по Статистике РК, численность впервые признанных инвалидами в 1999 году составила 3,3 на 1000 населения, а численность детей – инвалидов в возрасте до 16 лет, получающих социальные пенсии, составила 8,2 на 1000 детей [76, с.112].

В Казахстане численность получателей пенсий и социальных пособий (По данным Министерства труда и социальной защиты населения РК) за период с 1998 по 2001 годы, как показано в Таблице 11, составила:

Таблица 11 - Численность получателей пенсий и государственных социальных пособий из Государственного центра по выплате пенсий (на конец года)

         
Всего получателей пенсий, тыс. человек 2026,5 1921,0 1830,1 1749,1
Из них получающие пенсии: По возрасту (гражданское население)   1985,8   1877,6   1786,8   1705,9
в полном объеме 1935,0 1835,7 1749,3 1674,1
при неполном стаже работы 50,8 41,9 37,5 31,8
за выслугу лет (силовые структуры) 40,7 43,3 43,3 43,2
Всего получателей государственных социальных пособий, тыс. человек   744,8   760,3   798,0   792,3
Из них получающие пособия: Гражданское население по возрасту   19,8   21,3   19,0   18,2
по инвалидности 344,2 358,4 383,7 386,4
по случаю потери кормильца (в лицах)   370,6   368,9   384,6   376,5
Силовые структуры По инвалидности   2,4   2,8   2,5   2,3
по случаю потери кормильца (семьи) 7,8 8,9 8,2 8,9

В Послании Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана на 2004 год изложены основные направления экономической политики. Это – экономический рост, аграрная политика и индустриально-инновационная политика. «Наращивая темпы экономического роста, мы не только укрепляем экономическую мощь страны, но и создаем все более широкие возможности для решения задач социального развития. Важнейший элемент этой политики – дальнейшее повышение пенсий и заработной платы. Считаю необходимым увеличить уровень максимальной пенсии до 5,5 тысячи тенге. Я уверен, пришло время, а у страны появились и возможности для установления более справедливой шкалы пенсий с учетом трудового вклада каждого пенсионера, стажа его работы, заработной платы, с которой он ушел на пенсию. Это даст возможность повысить пенсии почти миллиону пенсионеров. К решению этой сложной и достаточно дорогостоящей, но благородной задачи мы должны приступить незамедлительно» [157].

Однако пенсионеры и нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической, психологической, организационной и другой помощи.

На первых этапах развития социальной помощи нетрудоспособным гражданам акцент был сделан на надомное обслуживание. С учетом этого обстоятельства была разработана квалификационная характеристика социального работника, определены его должностные обязанности.

Вместе с тем в реальной социальной помощи нуждаются и инвалиды, находящиеся в домах - интернатах. До последнего времени организация медико-социальной помощи в этих учреждениях возложена преимущественно на медицинских работников, которые в ущерб организации медицинского обслуживания осуществляют несвойственные им функции по социально- бытовой, социально - психологической и социально - средовой адаптации лиц, находящихся в домах - интернатах.

В связи с указанными обстоятельствами возникла необходимость очертить круг обязанностей социальных работников в домах - интернатах и на основании этого показать целесообразность введения этой категории работников в стационарных учреждениях.

На данном этапе развития социальной помощи нетрудоспособным гражданам, проживающим вне стационарных учреждений, деятельность социальных работников сводится к оказанию социально-бытовых услуг. Между тем функции их гораздо шире. По мере создания института социальных работников со специальным образованием нетрудоспособные граждане получат более квалифицированную и разнообразную социальную помощь и поддержку. «Инвалиды как социальная категория людей, находятся в окружении здоровых по сравнению с ними и нуждаются в большей степени в социальной защите, помощи, поддержке. Эти виды помощи определены законодательством, соответствующими нормативными актами, инструкциями и рекомендациями, известен механизм их реализации» [157].

Следует отметить, что все нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая направлена на поддержание жизнедеятельности, на пассивное потребление материальных затрат. Вместе с тем, инвалидам необходима такая помощь, которая могла бы стимулировать и активизировать инвалидов и подавляла бы развитие иждивенческих тенденций. Известно, что для полноценной, активной жизни инвалидов необходимо вовлечение их в общественно - полезную деятельность, развитие и поддержание связей инвалидов со здоровым окружением, государственными учреждениями различного профиля, общественными организациями и управленческими структурами. По существу, речь идет о социальной интеграции инвалидов, которая является конечной целью реабилитации.

Дома-интернаты для престарелых и инвалидов в республике показаны в Таблице 12. По месту проживания (пребывания) всех инвалидов можно разделить на 2 категории: находящихся в домах- интернатах; и, проживающих в семьях.

Таблица 12 - Дома-интернаты для престарелых и инвалидов

(на конец года)

           
Число домов-интернатов для Престарелых и инвалидов(взрослых) – всего          
В них: мест, тыс. 14,5 13,5 13,4 13,4 13,9
Проживающих, тыс. человек 12,9 11,8 12,2 12,9 13,6
Число домов-интернатов для Детей-инвалидов – всего          
в них мест, тыс. 3,3 3,2 3,1 3,1 3,1
Проживающих детей-инвалидов, тыс. человек 3,1 2,9 2,7 2,7 2,9

Указанный критерий - место проживания - не следует воспринимать как формальный. Он теснейшим образом связан с морально- психологическим фактором, с перспективой дальнейшей судьбы инвалидов.

Как отмечено в Программе по снижению бедности в г.Алматы на 2003-2005 годы, портрет бедности составляют лица, относящиеся к наиболее социально уязвимым слоям населения с точки зрения бедности. В их состав входят и инвалиды всех возрастов [164].

Известно, что в домах - интернатах находятся наиболее тяжелые в соматическом отношении инвалиды. В зависимости от характера патологии взрослые инвалиды содержаться в домах- интернатах общего типа, в психоневрологических интернатах, дети- в домах- интернатах для умственно отсталых и с физическими недостатками.

Деятельность социального работника также определяется характером патологии у инвалида и соотносится с его реабилитационным потенциалом. Для осуществления адекватной деятельности социального работника в домах-интернатах необходимо знание особенностей структуры и функций этих учреждений.

Дома - интернаты общего типа предназначены для медико - социального обслуживания инвалидов. В них принимаются граждане (женщины с 58 лет, мужчины с 63 лет) и инвалиды 1 и 2 групп старше 18 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать.

Задачами этого дома - интерната являются:

- создание благоприятных условий жизни, приближенных к домашним;

- организация ухода за проживающими, оказание им медицинской помощи и организация содержательного досуга;

- организация трудовой занятости инвалидов.

В соответствии с основными задачами дом- интернат осуществляет:

- активное содействие в адаптации инвалидов к новым условиям;

- бытовое устройство, обеспечивая поступивших благоустроенным жильем, инвентарем и мебелью, постельными принадлежностями, одеждой и обувью;

- организацию питания с учетом возраста и состояния здоровья;

- диспансеризацию и лечение инвалидов, организацию консультативной медицинской помощи, а также госпитализацию нуждающихся в лечебные учреждения;

- обеспечение нуждающихся слуховым аппаратами, очками, протезно- ортопедическими изделиями и кресло- колясками;

- в соответствии с медицинскими рекомендациями организацию трудовой занятости, способствующей поддержанию активного образа жизни.

Таблица 13 свидетельствует о численности инвалидов, состоящих на учете в органах труда и социальной защиты населения:

Таблица 13 - Численность инвалидов, состоящих на учете в органах труда и социальной защиты населения

(на конец года)

           
Численность инвалидов, получающих пенсии по инвалидности и социальные пенсии: тыс. человек   381,3   368,8   358,4   383,7   386,4
На 1000 населения 24,2 23,7 24,1 25,9 26,1
из них: численность детей-инвалидов в возрасте до 16 лет, получающих социальные пенсии: тыс. человек     37,8     40,7     44,5     49,8     49,1
на 1000 детей соответствующего возраста 7,3 8,9 8,2 10,7 10,4

Несмотря на тяжесть состояния здоровья молодых инвалидов, значительная часть из них подлежит социальной адаптации в самих учреждениях, а в ряде случаев и интеграции в общество. В связи с этим, важное значение приобретают факторы, влияющие на социальную адаптацию молодых инвалидов. Адаптация предлагает наличие условий, способствующих реализации имеющихся и формированию новых социальных потребностей с учетом резервных возможностей инвалида [165].

В отличие от пожилых людей с относительно ограниченными потребностями, среди которых преобладают витальные и связанные с продлением активного образа жизни, молодые инвалиды имеют потребности в получении образования и трудоустройстве, в реализации желаний в области развлекательного досуга и спорта, в создании семьи и др. [45, с.243].

В условиях дома - интерната при отсутствии в штате специальных работников, которые могли бы изучить потребности молодых инвалидов, и при отсутствии условий для их реабилитации возникает ситуация социальной напряженности, неудовлетворенности желаний. Молодые инвалиды, по существу находятся в условиях социальной депривации, они постоянно испытывают дефицит информации.

Роль социального работника состоит в том, чтобы создать особую среду в доме - интернате и особенно в тех отделениях, где проживают молодые инвалиды. Терапия средой занимает ведущее место в организации образа жизни инвалидов молодого возраста. Основным направлением является создание активной, действенной среды обитания, которая побуждала бы молодых инвалидов на «самодеятельность», самообеспечение, отход от иждивенческих настроений и гиперопеки.

Для реализации идеи активизации среды можно использовать занятость трудом, любительские занятия, общественно- полезную деятельность, спортивные мероприятия, организацию содержательно- развлекательного досуга, обучение профессиям. Такой перечень мероприятий не должен осуществляться только лишь социальным работником. Важно, чтобы весь персонал был ориентирован на изменение стиля работы учреждения, в котором находятся молодые инвалиды. В связи с этим, социальному работнику необходимо владение методами и приемами работы с лицами, обслуживающими инвалидов в домах- интернатах. С учетом таких задач, социальный работник должен знать функциональные обязанности медицинского и вспомогательного персонала. Он должен уметь выявить общее, сходное в их деятельности и использовать это для создания терапевтической среды.

Для создания положительной терапевтической среды социальному работнику необходимы знания не только психолого - педагогического плана. Нередко приходится решать вопросы и юридические (гражданского права, трудового регулирования, имущественные и др.). Решение или содействие в решении этих вопросов будет способствовать социальной адаптации, нормализации взаимоотношений молодых инвалидов, а, возможно, и их социальной интеграции.

При работе с молодыми инвалидами важно выявление лидеров из контингента лиц с положительной социальной направленностью. Опосредованное влияние через них на группу способствует формированию общих целей, сплочению инвалидов в ходе деятельности, их полноценному общению.

Общение, как один из факторов социальной активности, реализуется в ходе трудовой занятости и проведения досуга. Длительное пребывание молодых инвалидов в своего рода социальном изоляторе, каким является дом- интернат, не способствует формированию навыков общения. Оно носит преимущественно ситуативный характер, отличается поверхностью, нестойкостью связей.

Степень социально- психологической адаптации молодых инвалидов в домах- интернатах в значительной мере определяется их отношением к своей болезни. Оно проявляется либо отрицанием болезни, либо рациональным отношением к заболеванию, либо «уходом в болезнь». Этот последний вариант выражается в появлении отгороженности, подавленности, в постоянном самоанализе, в уходе от реальных событии и интересов. В этих случаях важна роль социального работника как психотерапевта, который использует различные методы отвлечения инвалида от пессимистической оценки своего будущего, переключает того на обыденные интересы, ориентирует на положительную перспективу.

Роль социального работника состоит в том, чтобы с учетом возрастных интересов, личностно - характерологических особенностей обеих категорий проживающих, организовать социально - бытовую и социально- психологическую адаптацию молодых инвалидов.

Оказание содействия в поступлении инвалидов в учебное заведение является одной из важных функций участия социального работника в реабилитации этой категории лиц.

Важным разделом деятельности социального работника является трудоустройство инвалида, которое может быть осуществлено (в соответствии с рекомендациями врачебно - трудовой экспертизы) либо в условиях обычного производства, либо на специализированных предприятиях, либо в надомных условиях.

При этом социальный работник должен руководствоваться нормативными актами о трудоустройстве, о перечне профессий для инвалидов и др. и оказывать им действенную помощь.

При осуществлении реабилитации инвалидов, находящихся в семьях, и тем более живущих одиноко, важную роль приобретает морально- психологическая поддержка этой категории лиц. Крах жизненных планов, разлад в семье, лишение любимой работы, разрыв привычных связей, ухудшение материального положения - вот далеко неполный перечень проблем, которые могут дезадаптировать инвалида, вызвать у него депрессивную реакцию и явиться фактором, осложняющим собственно весь процесс реабилитации. Роль социального работника состоит в соучастии, в проникновении в сущность психогенной ситуации инвалида и в попытке устранить или хотя бы смягчить воздействие ее на психологическое состояние инвалида. Социальный работник должен, в связи с этим, обладать определенными личностными качествами и владеть основами психотерапии.

Таким образом, участие социального работника в реабилитации инвалидов носит многоаспектный характер, который предполагает не только разностороннее образование, осведомленность в законодательстве, но и наличие соответствующих личностных особенностей, позволяющих инвалиду доверительно относиться к этой категории работников.

Одним из основных принципов работы с пожилыми людьми и инвалидами является уважение к личности. Необходимо уважать и принимать клиента таким, каким он есть.

Профессиональная компетентность социального работника заключается, безусловно, в знаниях геронтологических и психологических особенностей возраста, учете, принадлежности клиентов к той или иной социальной группе. Потребности, интересы, увлечения, мировоззрение, ближайшее окружение, жилищно - бытовые, материальные условия, уклад жизни клиентов- это, и многое другое, находится в поле зрения подлинного профессионала, что, несомненно, дает возможность выбрать оптимальную технологию социальной помощи, грамотно определить проблему и пути ее решения.

Как говорят зарубежные технологи, необходимо открыть «три ящика стола»: Что случилось? (В чем проблема?). Почему? (Что явилось причиной?). Как помочь? (Что я могу сделать?). Данный прием помогает социальным работникам, психологам, медикам оказать содействие человеку в адаптации к окружающей действительности, к реальным и непростым условиям внешнего и внутреннего мира.

У пожилых людей и людей с ограниченными возможностями должна быть сформирована надежда быть нужным людям, социуму, быть им уважаемым. Для этого используются различные приемы: выявив проблему, сделать все, чтобы реализовать хотя бы некоторые потребности: помочь установить контакт с родственниками, оформить необходимые запросы и т.д. И, конечно, очень важна конкретная помощь действием:

навести порядок в комнате слабослышащей старушки, может быть, доставить ей на дом парикмахера, чтобы доказать, что «возраст - это всего лишь состояние души»,

добыть новый слуховой аппарат; повысить, с подключением различных инстанций, мизерную пенсию; пригласить поучаствовать в выставке, в конкурсе творческих работ, подтвердив истину, что «мир не без добрых людей», и др.

Существенной стороной общения социального работника с клиентом выступает перцепция, то есть восприятие друг друга в качестве партнера по отношениям и установление на этой основе взаимопонимания.

Доминантный субъект общения главенствует в диалоге, стремится овладеть инициативой в беседе; в обращении с просьбами и требованиями, его не беспокоит их умственность и целесообразность. Такой его настрой можно уловить по осанке, мимике, жестам, взглядам, репликам. Порою, он бывает, напорист в общении, многократно повторяет одно и то же. Социальному работнику необходимо дать такому клиенту возможность выявить свою доминантность.

Недоминантный субъект общения – человек (клиент), постоянно чувствующий себя просителем, очень чувствительный к состоянию партнера - социального работника. Он излишне застенчив в своих просьбах, затрудняется их высказать. Важно помочь ему в общении: стимулировать, поддерживать, предоставлять ему инициативу и возможность выразить себя, изложить свои просьбы.

Мир инвалидов своеобразен. Здесь существуют свои критерии, свои оценки, свои законы. Помочь инвалиду – это, прежде всего, воспринять и понять его мир, мир человека нуждающегося во внимательном и сердечном отношении.

Включение в инфраструктуру системы социальных служб, которыми человек, имеющий инвалидность, мог бы делегировать свои ограниченные возможности, сделало бы его равноправным членом общества, самостоятельно принимающим решения и ответственность за свои поступки, приносящим пользу государству. Именно такие службы освободили бы человека, имеющего инвалидность, от унижающей человеческое достоинство зависимости от окружающей среды, и высвободили бы бесценные человеческие ресурсы.

Детская инвалидность является важной медико-социальной проблемой. Особенностями формирования детской инвалидности в Карагандинской области. Изучение особенностей детской инвалидности на территории экологически неблагоприятной Карагандинской области по материалам областной медико-социальной экспертной комиссии на 2001 год показало, что область относится к району, испытывающему воздействия комплекса неблагоприятных социально-экономических и экологических факторов. Ухудшение экологии вследствие ядерных взрывов в Семипалатинском регионе, недавнее падение «Протонов» на территорию Каркаралинского и Жана-Аркинского районов, а также токсигенные загрязнения крупными промышленными предприятиями – все это повлияло на рост числа детей-инвалидов. «За изучаемый период в Карагандинской области освидетельствовано 2136 детей. Из них первично 764, что составило 35,8%, из которых 761 ребенок освидетельствован для определения категории «ребенок-инвалид». Интенсивный показатель первичного выхода составил 23,1 на 10000 детского населения. Из числа признанных инвалидам 582 (76,5%) освидетельствованных проживают в городской местности, в сельской местности – 179 (23,5%) человек. К категории «ребенок-инвалид» до достижения 16-летнего возраста отнесено 228 (30%) детей» [166].

Естественно, институциональные и финансовые аспекты организации социальной помощи в разных странах неодинаковы. В одних странах помощь финансируется и предоставляется централизованно; в других (Болгария, Румыния, Латвия и Казахстан) ответственность за финансирование социальной помощи была передана местным органам власти при некоторой поддержке в виде трансфертов из центрального бюджета.

Проблема учета интересов групп с особыми потребностями является актуальной для всех стран с переходной экономикой. Стационарное пребывание в специализированных медико-социальных учреждениях, включая обеспечение питания, предусмотрено с основном для сирот, детей с особыми потребностями, инвалидов и престарелых, нуждающихся в помощи. Учреждения такого рода используются слишком широко, в то время как средства на их содержание сокращаются. Контингент специализированных учреждений, не имея возможности выразить свои интересы, в условиях дефицита страдает в первую очередь. Защита таких групп должна стать составной частью стратегии социальной помощи в любой стране, независимо от уровня ее дохода; вместе с тем необходимы шаги, которые расширили бы возможности таких групп и помогли бы сократить общую стоимость таких программ. В некоторых странах делаются попытки разработать инновационные подходы в этой области.

Одним из наиболее пагубных наследий программ социальной помощи прошлого периода является чрезмерное использование специализированных медико-социальных учреждений стационарного типа. Помещение в такие учреждения часто было единственным вариантом для престарелых, которые не могли жить самостоятельно, взрослых с физическими, психическими или умственными расстройствами, а также для детей, находящихся в особо трудных условиях, обусловленных бедностью, этнической принадлежностью, инвалидностью и другими факторами риска. Во многих случаях в специализированные интернаты попадали представители маргинальных и наиболее уязвимых групп общества.

В странах Центральной, Восточной Европы и Центральной Азии, в почти 7400 специализированных интернатах находятся около 1,3 млн. человек - в том числе 820000 детей. Ослабление положения семей вследствие экономического спада и отсутствие альтернативных вариантов поддержки в рамках местных сообществ вынуждает семьи в существенной степени полагаться на указанные крупные учреждения. Результатом стало увеличение контингента специализированных интернатов наряду со значительным ухудшением условий содержания по причине высоких операционных издержек и бюджетных сокращений.

Многие страны начали рассматривать возможность использования альтернативных вариантов. Опыт Западной Европы и США показывает, что организация в рамках местных сообществ таких услуг, как уход на дому, дневные стационары, специальные учебные программы для детей с задержкой умственного и психического развития, может быть более действенным, эффективным и гуманным подходом. Страны с переходной экономикой имеют все условия для начала создания подобной системы социального обслуживания. Децентрализация, возросшая активность НПО, расширение участия местных сообществ в жизни гражданского общества создали почву для более масштабного вовлечения потребителей в сферу предоставления социальных услуг.

Переход к социальному обслуживанию на базе местных сообществ требует значительных изменений социальной политики. Соответствующая комплексная интегрированная стратегия состоит из шести компонентов:

- изменения общественного мнения и мобилизация поддержки со стороны местных сообществ;

- укрепление инфраструктуры социальных услуг, ориентированных на участие местных сообществ;

- проведение экспериментальных программ социального обслуживания на базе местных сообществ с целью апробирования широкого спектра подходов;

- разработка пилотных проектов по сокращению потока лиц, попадающих в специализированные учреждения, и по реинтеграции таких лиц в общество;

- реорганизация, преобразование или закрытие отдельных учреждений;

- развитие национальной системы социального обслуживания на базе местных сообществ.

Некоторые страны региона выступают лидерами в этой области. В 1996 г. в Латвии были созданы школы дневного обучения для детей с нарушением функций организма, а также многоцелевые центры на базе местных сообществ, оказывающие помощь женщинам, подвергшимся бытовому насилию, социально дезадаптированным детям, лицам, вернувшимся из мест лишения свободы. Эти пилотные проекты уже имеют заметные достижения, в числе которых вывод из интернатов детей, с серьезными нарушениями функций организма в Молетае и Утене, резкое сокращение спроса на услуги дома престарелых в Свенционисе, обеспечение безопасности и стабильной помощи женщинам, подвергшимся бытовому насилию, и их детям в Вильнюсе. В Румынии в г.Констанц уход за ВИЧ-инфицированными детьми осуществляется на дому, и они посещают обычную школу. В Албании в г.Шкодр создан центр по работе с семьями, находящимися в группе риска, его сотрудники предоставляют консультативную помощь, посещают семьи на дому, проводят обучение родителей, направляют своих «подопечных» в соответствующие службы [100, c.268].

Таким образом, основные сферы жизнедеятельности человека - труд и быт. Здоровый человек приспосабливается к среде. Для инвалидов же особенность этих сфер жизнедеятельности состоит в том, что их надо приспосабливать к нуждам инвалидов. Им надо помочь адаптироваться в среде: чтобы они свободно могли дотянуться до станка и выполнять на нем производственные операции; могли бы сами, без посторонней помощи выехать из дому, посетить магазины, аптеки, кинотеатры, преодолев при этом и подъемы, и спуски, и переходы, и лестницы, и пороги, и многие другие препятствия. Чтобы инвалид смог все это преодолеть, необходимо сделать среду его обитания максимально для него доступной, т.е. приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах.

Это и называется социальной помощью инвалидам, людям престарелого возраста - всем тем, кто страдает от физических и психических ограничений.

 

 

Date: 2015-09-24; view: 400; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию