Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Моделей практики социальной работы





Формирование социальной работы в особый тип социального института обусловлено историческим развитием общества, изменени­ем социальной структуры и функций социальных подсистем.

Социальная работа обращается к вопросам барьеров, неравенства и несправедливости, которые существуют в обществе. Она реагирует на кризисы и критическое положение, как и на каждодневные личные и социальные проблемы человека. Социальная работа использует разнообразие навыков, методов и действий, совместимых с ее холистическим вниманием к людям и окружающей их среде. Вмешательства в рамках социальной работы включают, прежде всего, психо-социологические процессы, ориентированные на личность, до вовлечения в разработку и планирование социальной политики. Данные интервенции включают консультирование, клиническую социальную работу, групповую работу, социальную педагогическую работу, и работу с семьями, включая содействие людям в получении доступа к услугам и общественным ресурсам. К таким интервенциям относятся администрирование агентств по социальной работе, организация общественной деятельности и участие в социальных и политических мероприятиях с целью воздействия на разработку социальной политики и экономическое развитие. Холистический подход к социальной работе универсален, но приоритеты практики социальной работы могут изменяться от страны к стране и время от времени зависят от культурных, исторических и социально-экономических условий.

Рассмотрим социальную работу как социокультурную деятельность.

Уровень развития культуры определяется степенью овладения и использования человеком сил природы и общества. Культура существует в предметной и личностной формах.

Культура пронизывает все сферы социальной жизни, характеризуя степень развития и проявления сущностных сил (способностей, умений, знаний) социальных субъектов в различных сферах и видах человеческой деятельности. Поэтому главными составными частями культуры социального работника являются культура труда, культура обслуживания, культура управления и культура общения.

Система социальных сущностных сил общества в целом, социальных субъектов находится в постоянном изменении. Пропорции их развития в решающей степени зависят от системы отношений.

Социология социальной работы представляет собой органичную составную часть социологии. Она изучает социальную работу, как сложную динамическую систему. Социальная работа исследуется на трех органично взаимосвязанных уровнях – общесоциологической теории, в рамках специальной социологической теории социальной работы и конкретных социологических исследований. Общесоциологическая теория изучает социальную работу, прежде всего, с точки зрения ее места в жизни общества и основных ее функций. На уровне социологии социальной работы рассматриваются законы и механизмы возникновения, развития и функционирования социальной работы.

В рамках специальной социологической теории и на конкретно-социологическом уровне исследуются частные законы развития и функционирования социальной работы в целом и ее структурных элементов, разрабатываются методы прогнозирования и управления социальной работой.

В современных условиях возрастает значение целостного анализа и прогнозирования тенденции развития социосферы, социальных отношений, взятых в их единстве и взаимосвязи. Социологические исследования концентрируют внимание, прежде всего, на таких понятиях и проблемах, как развитие личности, социальное управление и прогнозирование и др. К их ряду относятся культурный социальных работников уровень и социокультурная деятельность.

Исходя из понимания социальной работы как социокультурной деятельности, культурный уровень субъекта социальной работы следует понимать как степень развития и реализации его сущностных социальных сил в данной сфере жизнедеятельности. В более развернутом виде, культурный уровень субъектов как участников социальной работы выражается и тем самым измеряется, характеризуется, с одной стороны, результатами их творческой созидательной деятельности в сфере индивидуальной деятельности, а с другой – в их субъективных силах, то есть знаниях, способностях, умениях, важнейшей из которых является способность к творческому, эффективному труду. Это определение служит общей основой для дальнейшей конкретизации и операционализации.

Приведенное определение культурного уровня является самым общим и не может в полной мере отразить сущности исследуемого феномена.

Социокультурная деятельность в широком смысле слова – это деятельность социальных субъектов, связанная внебиологической природой человека. Сюда не входят такие виды деятельности как сон, питание, определяемые функционирование человека в качестве биологического организма, хотя и они в процессе социального развития приобретают некоторый социокультурный аспект. В результате социокультурной деятельности происходят развертывание, функционирование, реализация и развитие сущностных социальных сил социальных субъектов. Мы будем исходить из следующего понятия деятельности. Деятельность – это специфически человеческий способ отношения к миру, включенности в общественные связи, в процессе которых субъект преобразует как их, как и природу. Это реализация в действиях социальных функций, общественной активности в широком смысле слова. Деятельность является одним из интегральных понятий, которое часто употребляется в социологической литературе, но слабо исследовано, особенно на уровне прикладной социологии.


Культурный уровень связан с другими, более широкими понятиями, среди которых важно выделить бюджет времени, уровень жизни, качество жизни, и характеризует социокультурный аспект этих понятий, то есть человекотворческую сторону, являясь вместе с тем самостоятельной категорией социологии.

В Казахстане социальные работники заняты в сфере соци­ального обеспечения, образования, службе занятости, армии.

В Таблице 4 дана численность и возрастной состав населения в республике по данным Агентства РК по статистике [137]:

Таблица 4 - Численность и возрастной состав населения

в процентах

  В процентах к среднереспубликанской численности населения
         
Все население          
в том числе в возрасте, лет: до 1     1,6     1,5     1,5     1,4     1,4
1-4 7,3 6,9 6,5 6,1 5,8
5-9 10,6 10,4 10,0 9,7 9,3
10-14 10,3 10,5 10,7 10,8 10,7
15-19 9,2 9,3 9,4 9,6 9,8
20-24 8,4 8,5 8,6 8,7 8,8
25-29 7,4 7,6 7,7 7,8 7,9
30-34 7,7 7,4 7,2 7,1 7,1
35-39 8,0 8,1 8,0 7,9 7,6
40-44 6,5 6,7 6,9 7,1 7,4
45-49 5,4 5,6 5,7 5,8 6,0
50-54 2,8 3,0 3,5 4,1 4,7
55-59 4,8 4,4 3,7 3,1 2,6
60-64 3,1 3,4 3,8 4,1 4,2
65-69 2,9 2,7 2,4 2,2 2,2
70 и старше 4,0 4,0 4,4 4,5 4,5

 

Социальная работа как наука относится к общей области научного знания об обществе, культуре человека и его проблемах. Поскольку любая наука имеет свой собственный язык (язык физики, философии, математики, истории, социологии), то и теория социальной работы обладает своим языком, собственным концептуальным аппаратом, системой понятий и категорий. Социальная работа с населением организуется по возрастным и маргинальным группам. Одновременно, она структурируется по технологическим и целевым формам. Если работа с молодежью - это традиционная форма, то новые формы - это культурные центры для всех слоев населения, независимо от возраста людей, создание возможностей для времяпрепровождения, встреч людей с целью развития у них чувства общности.


«В ряде других стран эта профессия относится к сфере, объединяющей социальную защиту и здравоохранение (как, например, в Швеции). А, скажем, в Ирландии социальные работники принадлежат именно системе здравоохранения. Что касается социальных работников, то они, в основном, заняты в секторе здравоохранения, работая в больни­цах, центрах здоровья по месту жительства, обеспечивая людям психосоциальную поддержку. Они занимаются расследованием случаев насилия в семье, жестокого обращения с детьми, помо­гают детям и подросткам справиться с последствиями депривации, ведут семейную терапию, консультируют клиентов по вопросам социальной реабилитации и адаптации после перенесенной бо­лезни, травмы» [138, с.24]. Часто клиентами социальных работников бывают семьи, где есть люди, имеющие физическое или психическое за­болевание, инвалиды, слабые или больные престарелые, моно­родительские семьи, семьи молодых неопытных родителей.

На человека и семью воздействуют мощные социальные силы: рост населения, индустриализация, урбанизация, «революция» прав человека, мобильность, изменения в структуре семьи, недостаточ­ность природных ресурсов и источников энергии и прочее. Исходя из этого, историческая тенденция состоит в переходе от временной к постоянной поддержке. Частная благотворительность обычно предназначена для удовлетворения более узких, специфических потребностей, а не для решения массовых проблем.

Большая часть социальной работы выполняется в рамках агентства, службы или организации того или иного рода. Их обычно называют социальными службами, агентствами. Большое количество социальной работы за рубежом осуществляется за пределами агент­ства, в виде частной практики. Социальные работники, занимаю­щиеся частной практикой, обычно работают в таких областях, как консультирование, психотерапия или тренинга.

Агентства подраз­деляются на различные категории, в зависимости от конкретной практики социальной работы. Существуют первичные агентства, где социальные работники являются единственными профессионалами: отдел социальной поддержки, агентство помощи семье, детская программа, предлагающая услуги по усыновлению и заботе в се­мейном детском доме. В других агентствах роль социальной работы является подчиненной по отношению к другим профессиям. Такие агентства называются вторичными. Примерами являются больницы, суды и школы.

Одним из основных различий в отношении программ соци­альной работы является следующее: государственные они или частные. Раньше это разделение было ясным и четким. Сейчас, однако, оно намного меньше, так как правительственные фонды за рубежом распространяются на многие, если не на большинство, частных агентств. Фактически, некоторые так называемые частные службы не могли бы существовать сегодня без государственной поддержки. Обычно это принимает форму выкупа у частных учреждений таких служб, как центр по дневному уходу за детьми, групповой дом или программа реабилитации со стороны таких государственных организаций, как государственный депар­тамент по социальному обеспечению, социальные службы или программы по экономической поддержке населения.


Частные агентства на Западе финансируются государственными институтами, такими как муниципалитеты, округа, школьные рай­оны, региональные органы или штаты и федеральное правительство. Часто источники финансирования представляют собой сочетание нескольких: деньги национальной Федерации, местных организаций, гонорары, деньги, полученные от выкупа служб, церковные и другие вклады, наследства и ежегодные ренты, проценты от вкладов.

Следующая важная сфера социальной работы связана с раз­ными группами населения. Примерами являются родители-одиночки, студенты, вдовы и инвалиды.

К сожалению, сегодня в отечественных социо-гуманитарных науках изучение организации социальной работы с учащейся молодежью за рубежом скорее намечено, чем глубоко проанализировано. Имеет место запаздывание теоретического осмысления опыта организации и содержания социальной работы с молодежью за рубежом, тогда как изучение опыта решения социальных проблем молодежи в других странах позволяет составить более осмысленное и адекватное представление об отечественной системе.

Более того, компаративные исследования такого плана представляют особой интерес и ценность именно в переходный период, когда во всем мире происходят глубокие качественные изменения сущностных характеристик, смена парадигм, видения задач и места образования и воспитания в современном обществе и в частности - глубокой внутренней связи социального становления молодежи с национальной спецификой, местной культурно-исторической самобытностью.

Существует тенденция считать, что в США уже проторены дороги к решению чуть ли не всех социальных проблем молодежи, и нет смысла тратить время на поиск своих путей, лучше взять в готовом виде уже проверенные социальные модели (причем не только современные, но и прошлых лет). С другой стороны, встречаются и утверждения, что изучать американский опыт не обязательно на том основании, что у нас свои трудности, свои проблемы и своя специфика их решения. Обе эти позиции полярны. Необходимо отвергнуть старые предубеждения и новые стереотипы, относящиеся к нашим коллегам в западном полушарии, оценить реальные успехи американцев в области социальной работы с учащимися и уяснить для себя, в чем именно следует идти другими путями. На это обращают внимание и сами американские специалисты (В.Девор, Б.Лэгей, В.Поллард и др.), которые призывают не копировать опыт США, а более глубоко разобраться в нем, чтобы общие тенденции развития социальной работы в мире нашли адекватное отражение в национальной практике и, тем самым, обогащалась мировая теория и практика социальной работы. В целом можно отметить множество сходных черт между американской и европейской моделями социальной работы со студентами. Принципиальное отличие между ними в том, что основополагающим принципом социальной работы в Западной Европе является предупреждение неблагополучия, превентивный характер социальной помощи. В Соединенных Штатах акцент делается на терапевтический аспект: механизм социальной поддержки включается в том случае, когда налицо все признаки неблагополучия, существует просьба о помощи самого студента и доказано, что он нуждается в помощи. Однако одной просьбы нуждающегося в помощи недостаточно: социальные службы обязаны провести проверку на предмет выяснения, действительно ли нужна помощь заявителю, особенно в тех случаях, когда речь идет о материальных затратах.

Система социальной работы с учащейся молодежью в США отличается от большинства моделей социальной работы других стран также децентрализацией. Она достаточно сложная, но одновременно очень гибкая. Она состоит из разного рода социальных программ, регламентируемых либо федеральным законодательством, либо законодательством штата, либо федеральными государственными органами и органами управления штатов. Отдельные программы принимаются местными властями. Расширение «поля» деятельности социальных служб связано с осознанием того, что многие проблемы учащихся порождены ситуацией, в которой находятся или в которую попадают учащиеся, а не их личностными особенностями; эффективность решений учащегося в большей мере определяется предоставлением ему альтернатив. Отсюда стремление социального работника к совершенствованию учебного заведения, созданию благоприятного психологического климата. Как справедливо отмечают американские ученые (D.Hepworth, J.Lewis, S.Minuchin), касаясь школьных социальных работников, их следовало бы называть психо-социологами образования, поскольку за ними сохраняются и функции клиницистов, и психометристов, и роль исследователей; в то же время на них возлагаются обязанности содействовать решению сугубо социальных проблем.

Молодежная политика в России, например, является по своей идеологии патерналистской, что делит участников взаимодействия на покровителей и одариваемых, причем последние обязательно оказываются в униженном положении, независимо от того, какой практикуется вариант патернализма: либеральный (благотворительность, гуманитарная помощь) или строгий (карательный).

Зарубежные программы разрабатываются применительно к каждой конкретной группе и направлены на удовлетворение нужд и решение проблем. Некото­рые проблемы характерны только для одной группы, другие – для нескольких. На меры по социальной защите этих клиентов можно взглянуть с точки зрения социальных проблем. Их список велик, но, прежде всего, он включает преступление, бедность, алкоголизм и психические заболевания [139].

Заключение в тюрьму правонарушителей - это жесткая мера, и большинство из них не заслужили такого сурового наказания. Поэтому необходимо найти пути, позволяющие оставить правонарушителей в обществе с меньшими затратами для налогоплательщиков, адекватной защитой населения, возможной помощью жертве и лучшим прогнозом для нарушителя. В Таблице 5 показано изменение численности осужденных по приговорам судов, вступивших в законную силу, за период с 1997 по 2001 гг.:

Таблица 5 - Численность осужденных по приговорам судов, вступивших в законную силу (тысяч человек)

           
Всего осуждено 86,6 58,4 66,3 78,0 70,9
из них за: умышленное убийство и покушение на убийство     2,0     1,3     1,6     1,7     1,6
Умышленное тяжкое телесное Повреждение 2,2 1,2 1,4 1,6 1,6
Изнасилование 1,0 0,6 0,6 0,8 0,6
Разбой 1,7 1,5 1,7 1,9 2,0
Грабеж 3,4 3,0 3,7 4,5 4,2
Кражу 22,0 23,2 22,2 25,1 27,6
Преступления, связанные С наркотиками   10,9   10,2   15,0   19,8   12,6
Хулиганство 2,8 2,5 3,2 3,9 3,7

 

Состав осужденных, по данным Агентства РК по статистике с 1997 по 2001 годы представлен в Таблице 6:

Таблица 6 - Состав осужденных (в процентах)

           
Осуждено – всего          
из них совершили преступления в возрасте, до 18 лет   6,5   8,2   6,8   6,9   8,1
18-29 45,1 49,0 50,5 50,4 49,7
30 и старше 46,9 43,1 42,6 42,6 42,2
Из общей численности осужденных: Женщины 10,1 10,3 10,0 10,3 11,2
Ранее судимые 23,4 30,3 33,8 33,0 35,1

 

Социальные учреждения не могут быть продуктивны и эффективны без поддержки общества, частью которого они являются и чьи проблемы рассматривают. Социальная работа не создает социальных проблем - это делает общество, и оно должно обеспечивать их решение и оплачивать расходы. При существующей безработице общество несет ответственность за предоставление материальной поддержки. Об этом нужно говорить как можно чаще, чтобы обеспечить понимание и поддержку общественности.

Категориальный аппарат теории социальной работы включает в себя центральное понятие социального здоровья, субъектом которого выступают социальные группы, социум, семья, индивид. Социальное здоровье связывают с нормой социального статуса, благополучием, комфортом и безопасностью.

Альтернативным социальному здоровью выступает понятие социопатологии, то есть понятие социальных болезней (нищета, голод, безработица, жестокость, нетерпимость, геноцид и др.).

Субъект – объектные отношения в системе социальной работы как института – важная научная проблема теории социальной работы. Объектом социальной работы выступают индивиды со специфическими проблемами, социальные группы риска, а в определенном смысле – все страты общества. Субъектом социальной работы выступают социальные работники, весь институт социальной работы, в каком – то смысле и все общество [45, с.34-42].

Процесс институциализации социальной работы на глобальном и региональном уровне, социализация личности и самого общества как становления гражданского общества, общества для человека, входят в предмет социальной работы в качестве важнейших проблем для научного анализа.

Сам постиндустриальный мир и современная научная картина мира, в которую вписываются концепции социальной работы, уже не выглядят линейными, как в классической форме. Сегодня ее фундамент – культурный постмодернизм, синергетические процессы, вероятные процессы, неустойчивость, флуктуации. Итоговая социальная структура не тождественна сумме исходных структур, так как содержит некое добавочное, новое приращение. Малое воздействие сильно влияет на всю систему, а сама система обнаруживает новые свойства: способность к самоорганизации, самоуправлению, открытость, рост по экспоненте (например, взрыв популяции), сложно – организационные социальные системы конституируют новое состояние социума.

Неустойчивые состояния, диссиципации, дисперсия характерны для социальной экологии. Здесь мы вторгаемся в сферу выживания человека. Нелинейными становятся жизненный путь человека, адап­тации, занятость, конкурентоспособность, профессиональное обуче­ние, образовательные программы. Сама линейность становится, как говорят ученые, «дико частным случаем». Мы говорим о культурно-исторической или жизненной ситуации, а не о точечном детермини­стском прогнозе на основе законов диалектики.

Отношения социального работника и клиента рассматриваются, прежде всего, как отношения сотрудничества, заключения сделки и конфликтные.

Анализируя на практике взаимоотношения между клиентом и социальным работником, можно определить тип отноше­ния, по которому строится работа в конкретном случае. Однако все­гда будут присутствовать все три типа отношений, в большей или меньшей степени.

Обычно социальные работники вступают в от­ношения сотрудничества с клиентом. Данные отношения основаны на независимости и демократизме в принятии решения. Клиент по­ложительно воспринимает усилия социального работника, направ­ленные на достижение перемен. При отношениях сотрудничества возникает атмосфера доверия, честности и благожелательности.

Такая культура отношений является сквозной характеристикой всех сфер жизни общества, социальных групп и личности, отражающей человекотворческий, гуманистический аспект их функционирования и развития.

Уровень социальной работы представляет собой степень развития сущностных социальных сил, человеческого фактора. Уровень социальной работы детерминируется совокупностью условий жизнедеятельности общества, социальных групп и личности, общественных связей и отношений, социокультурной средой и институтами. В свою очередь уровень социальной работы активно воздействует на условия жизнедеятельности, социокультурную среду и институты., определяя в современных условиях процессы их реформирования. Он проявляется и развивается в жизнедеятельности социальных субъектов, реализуется в ее результатах, изменившихся под его воздействием общественных связях, социокультурной среде и институтах. При этом, каждой ступени, отрезку развития страны, социальной общности соответствует общественно необходимый уровень социального обслуживания личности. Он может быть измерен с помощью системы показателей и определен на основе учета факторов детерминации.

Надо иметь ввиду, что развитие общества, его социальных институтов предполагает в качестве цели качественный, рост культуры, социальных групп и личности. При этом его социокультурные компоненты могут развиваться с неодинаковой интенсивностью и качественными изменениями у тех или иных социальных групп и личности, что конкретно может быть определено в процессе соответствующих эмпирических исследований на базе разработанной системы показателей.

Важными методическими основами, которые выработаны в ходе теоретико-методологических изысканий и которые можно и нужно развивать и конкретизировать на более операциональном эмпирическом уровне, являются методы анализа социальной деятельности и социального времени как условий и ресурсов роста культурного уровня жизни, классификации их элементов в зависимости от связи с различными сторонами, компонентами социокультурного развития социальных групп, сферами их образа жизни.

При этом исследование показателей социокультурной деятельности в аспекте времени с помощью соответственно построенных моделей его балансов и бюджетов должно получить преимущественное развитие. Это обусловлено, во - первых, особым приоритетным местом данных показателей в системе показателей роста культурного уровня жизни, что связано прежде всего с быстро возрастающей значимостью экономного, рационального, разумного использования социального времени как условия и пространства, а также агрегированного, обобщающего показателя социокультурного развития в условиях перестройки и обновления социализма; во вторых, возможностями системно-структурного, качественно-количественного измерения с помощью соответствующих моделей бюджетов и балансов времени.

Таким образом, научная теория социальной работы может быть представлена как синтез данных наук о человеке, прежде всего сфер культурной антропологии, социологии культуры, социальной медицины, психологии, инвайронментальной и понимающей социологии, философии культуры, философии человека.

Потребность общества в таком социальном институте опреде­ляется многими факторами, в числе которых высокая степень межличностной изолированности, отчужденности, свойственная современным культурам, структурные изменения, происходящие в семье и обществе. Готовность общества к введению социальной рабо­ты как института проявляется в переориентации целей социальной и государственной подсистем на развитие человека, выраженной в цивилизованных законодательстве, конституции, политике.

 

 







Date: 2015-09-24; view: 964; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.021 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию