Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Жизненных сил человека
В социологии, показательным стало очевидное повышение интереса к изучению человека. Обществоведческие интерпретации человека, взгляд на общество сквозь призму проблем человеческого существования — существенная черта формирования новых и модернизации классических социологических парадигм. Возрастание заботы о человеке, его социальной защите имеет прагматическую основу, так как на пороге XXI века неизмеримо повысилась роль «человеческого капитала» как главной движущей силы экономического роста. На основе анализа национального богатства 192 стран эксперты Всемирного банка подсчитали, что на долю производственных фондов в середине 90-х годов приходилось 16 % национальной богатства, природных ресурсов - 20 %, «человеческого капитала» - 64 %. В словаре «Социальная политика, уровень и качество жизни» социальная защита определяется как «неотъемлемая часть социальной политики, система мер, направленных на соблюдение социальных прав человека, удовлетворение его социальных потребностей. Она проявляется в системе приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных социальных, правовых и экономических гарантий граждан, обеспечивающих определенный уровень социальной защищенности, достижение социально-приемлемого уровня жизни населения в соответствии с конкретными условиями общественного развития» [145, с.196]. Система социальной защиты предполагает обеспечение минимальных жизненных стандартов для всех членов того или иного общества. Теоретическое обоснование такого подхода впервые изложено Джоном Роулзом [146, с.310]. Суть его философии заключается в утверждении, что поскольку каждый гражданин не способен с уверенностью предсказать свое будущее, страхование от бедности или потери источника дохода может оказаться весьма эффективным. В масштабе общества такое страхование может принять формы заботы о его наименее обеспеченных членах: отдавая часть своих текущих доходов на эти цели, каждый гражданин как бы страхует себя от неблагоприятного стечения обстоятельств в будущем. В соответствии с критерием Роулза благосостояние общества в целом определяется уровнем благосостояния самых бедных его слоев. Однако, политика, нацеленная на возрастающее равенство, может рассматриваться как слишком дорогое общественное благо, которое могут позволить себе только состоятельные общества. Здесь, как нигде, важно соблюдение принципа разумной достаточности. На эмпирическом уровне в большинстве развитых стран термин «социальная защита» применяется по отношению к социальным программам, организуемым правительством и выделяемым нуждающимся людям в денежной и натуральной форме. В обществоведческой литературе термин «социальная защита» появился сравнительно недавно - в 90-х годах как символ социально-значимого процесса вследствие редкого снижения уровня жизни и люмпенизации населения. Он используется политиками, правоведами, социологами и экономистами преимущественно в обыденном смысле слова. Понятие «социальная защита» чрезвычайно многозначно и противоречиво. В широком правовом смысле слова речь идет о системе социальных отношений и социальной защиты практически совпадает с разветвленной системой гарантий прав личности. На протяжении человеческой цивилизации механизм социальной защиты постоянно эволюционировал от сословной принадлежности и семейных связей до легитимизированных образцов современной демократии, где социальная защищенность граждан обеспечивается сложным комплексом экономических и правовых институтов. Понятие «социальная защита» не ограничивается принятием экономических мер, а включает в себя и другие «человеческие аспекты». Например, в семье, где родители не хотят или не могут взять на себя ответственность за воспитание детей, ребенок повседневно сталкивается с экстремальными формами асоциального поведения: пьянством, проституцией, тунеядством, воровством и, по сути, является безнадзорным [147]. Такие дети, прежде всего, нуждаются в нормальном воспитании, являющимся в данном случае формой социальной защиты. Выделить в социальной защите в «чистом виде» «социальное» не всегда представляется возможным, ибо одна и та же мера может иметь большое политическое, социальное и экономическое значение. В настоящее время в Казахстане сформировалась модель социальной защиты, которая снизила социальные гарантии со стороны государства, перенесла часть их на работодателей и на регион. На уровень региона спускается проведение активной и пассивной социальной защиты населения. Система социальной защиты на уровне региона должна учитывать специфику семьи и критерии социальной защиты для каждого типа, в чем и состоит принцип адресности и дифференцированного подхода к решению социальной проблемы с учетом рациональности того или иного вида социальной помощи. Достижение и соблюдение этих принципов социальной защиты будет иметь место в случае формирования проблемно-ориентированной системы социальной защиты. В такой системе разработанный механизм управления социальной защиты на государственном и региональном уровнях предполагает наличие: аналитической; информационной; корректирующей; контрольной функций. Повышение эффективности функционирования системы социальной защиты на региональном уровне, связано с работами по следующим направлениям: научно-методическая разработка и внедрение модели социальной защиты на уровне городов и районов; создание сильной информационно-аналитической базы; обобщение опыта учреждений социальной защиты, разработка проектов, положений, а также социальных норм и нормативов; определение критериев нуждаемости, что изменит круг объектов – получателей различных социальных пособий. Следовательно, «государственная социальная политика в новых условиях должна быть направлена на уменьшение социальных неравенств, отвечать принципам социальной справедливости и экономической эффективности и обеспечивать баланс социальных интересов отдельных регионов и общества в целом. Базовыми ориентирами для социальной политики должны быть избраны: - численность населения, сбалансированная по количественным и качественным характеристикам; - продолжительность жизни; - соотношение между средней оплатой труда и прожиточным минимумом; - соотношение между среднедушевыми доходами населения и прожиточным минимумом в регионе; - соотношение между средним размером пенсионных выплат и прожиточным минимумом для пенсионеров; - уровень бедности – доля населения с доходами ниже прожиточного минимума во всем населении региона; - потребление основных продуктов питания (научно-обоснованные нормы питания); - уровень безработицы; - ввод жилья на душу населения» [49, c. 167]. Постижение новых реалий и возможностей, риска для социального и личностно-индивидуального бытия человека, его жизненных сил на пороге XXI в. потребовало поиска нового взгляда, определения культурных контекстов, способных дать исчерпывающие ответы на вызовы времени. Это определило не только необходимость переосмысления основ культурно-исторического процесса общественного развития, но и способов, культуры жизнеосуществления человека во всех основных сферах его бытия: политической, производственно-экономической, социально-бытовой и духовно-культурной. В особом внимании сегодня нуждается специфика деятельности человека в сфере бизнеса, государственного управления и «третьего сектора» (жизнедеятельности негосударственных и некоммерческих организаций, гражданского общества). Характерным признаком того, что общество сегодня трансформируется в качественно новую систему, является возникновение многочисленных попыток создать оригинальные социологические теории, радикально обновить классические, определить понятие «общество», а также охарактеризовать его в разнообразных культурологических контекстах. В этом смысле показателен повышенный интерес к истории и социологии культуры к социологии истории. «Модель, к которой мы должны стремиться, - «сильное государство – сильное общество» - означает государственную поддержку и контроль третьего сектора…Мы сегодня имеем модель «сильное государство – слабое общество» …» [148]. Не менее характерны и футурологические, прогностические проекты, работы писателей, социологов, философов, экономистов, политологов, историков, специалистов в области комплексных исследований и стратегий социального развития. Это в значительной мере определило контекст культуры социального мышления последних десятилетий, заложило основу определения основных направлений («мегатенденций») современного социального развития, которые характеризуются в большинстве трудов, опубликованных в 1970— 1980 гг. под эгидой Римского клуба такими крупными специалистами, как Э. Тоффлер, А. Печчеи, Дж. Несбитт, П. Эбурдин, А. Субетто и др.[147, c.107]. В рамках этих публикаций были заложены основы понимания необходимости не только перехода к неклассической социологии, но и переориентации классического социального развития на неклассическое. При этом обозначены противоречивые тенденции формирующейся новой культуры социальной жизни: распространение «универсального образа жизни» и возрождение ценностей национальных культур, глобализация и регионализация общественных процессов, новое сочетание общечеловеческих, индивидуальных, национальных и региональных ценностей, значимости различных типов культур и др. Наиболее показательным в данном плане является формирование основ социологической концепции жизненных сил человека, развиваемой в целом ряде работ последних лет. Исходными понятиями рассматриваемой теории выступают категории «жизненные силы» и «жизненное пространство» человека как биопсихосоциального существа, субъекта общественных отношений. Взаимозависимость, взаимодействие данных явлений и понятий составляют фундамент системы социологического знания, изложенного в категориях социологии жизненных сил человека. Сущностная характеристика понятия «жизненные силы человека» чаще всего сводится к способности людей воспроизводить и совершенствовать свою жизнь индивидуально-личностными и организационно-коллективными средствами. Последнее позволяет использовать понятия «индивидуальная субъектность» и «социальная субъектность» человека как составляющие содержания категории «жизненные силы человека» [147, c. 108]. Формирование, развертывание жизненных сил человека как биопсихосоциального существа в основных сферах общественной жизни трансформируется, оформляется в виде его производственно-экономических, общественно-политических, духовно-культурных и социально-бытовых сил как способности воспроизводить и совершенствовать свою хозяйственно-экономическую, социально-политическую, духовно-культурную и социально-бытовую жизнь. Кроме того, это позволяет употреблять для более детальной характеристики обозначаемых данными понятиями явлений общественной жизни такие категории, как производственно-экономическая субъектность, политическая субъектность, духовно-культурная субъектность и социально-бытовая субъектность. В зарубежной традиции социологического осмысления характеризуемого круга явлений нередко употребляется и такая группа взаимосвязанных понятий: «субъектность в сфере государственного управления», «субъектность в бизнесе», «субъектность в «третьем секторе» как сфере деятельности неправительственных и некоммерческих организаций. Они отражают, соответственно, воспроизводство и совершенствование жизни человека в сфере государственного регулирования общественной жизни, бизнеса и «третьего сектора». По мере все более отчетливого обозначения контуров данных сфер общественной жизни современного Казахстана в отечественной социологии появляются труды, характеризующие дифференциацию поведения людей, занятых в госслужбе, бизнесе и «третьем секторе», появляется все больше оснований для характеристики соответствующих форм и содержания субъектности человека в условиях современного общества [149, 150]. Следует подчеркнуть, что это - достаточно нетрадиционный взгляд, имеющий относительно слабую в недавнем прошлом социальную базу и традицию социального мышления. Мы специально подчеркиваем данное обстоятельство однако не столько в силу его новизны, сколько по причине особой важности в осмыслении различий субъектности, способов жизнеосуществления в названных трех сферах, обусловленных в главном характером мотивации деятельности занятых в них людей. Это позволяет во многом по-новому рассматривать формирование, характер осуществления, специфику реабилитации жизненных сил представителей различных слоев общества, тяготеющих преимущественно либо - к госслужбе, либо - к «третьему сектору», либо - к бизнесу. Впрочем, у этой относительно новой для нас традиции осмысления жизненных сил человека, заимствованной в западной социологии, помимо известных достоинств, есть и существенные недостатки, даже - в сравнении с более привычной нам практикой выделения специфики деятельности населения в экономике, политике, социо-культурной и социально-бытовой сферах общественной жизни. В главном они сводятся к следующему: во-первых, ориентация на трехсекторное видение сфер жизнеосуществления людей, их жизненных сил существенно сужает спектр рассматриваемых явлений, ограничивает их объемное видение, обедняет представления о них. В частности, в этой связи становится очевидным выпадение из поля зрения целой сферы деятельности людей в обществе — духовно-культурной, которая в данном контексте как бы растворяется в других сферах. Поэтому нам представляется отечественная традиция четырехсферного деления общества для определения основных групп, видов деятельности, жизнеосуществления человека в целом эвристически и практически более приемлемой. Она позволяет дать более разностороннюю характеристику жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъектности. В этой связи важно определить соотнесенность данной традиции осмысления жизненных сил с марксистской теорией сущностных сил человека, хорошо известной в отечественной социологии и социальной философии, а также категорией «производительные силы», употребляемой для характеристики различных этапов общественного развития, государств, их объединений, отдельных предприятий. В России, на Алтае этот аспект рассматриваемой проблемы в значительной мере был осмыслен в трудах М. Я. Боброва и П. Н. Гуйвана в 1980-е гг. [147, c.110]. Формирующийся новый подход к построению современной системы социологического знания ориентируется на поиск комплексных оснований, становление новой культуры социальной жизни человека, его общественного интеллекта, социального мышления, организации совместности бытия людей, их деятельности, социальных чувств. Социология жизненных сил человека в определении базовых социальных отношений идет от понимания фундаментального значения взаимодействия жизненных сил человека и жизненного пространства его бытия, взаимозависимости субъектов общественной и индивидуальной жизни по поводу жизненного пространства, средств обеспечения, воспроизводства и совершенствования жизни во всем ее разнообразии. Жизненное пространство при этом чаще всего понимается как среда обитания человека, позволяющая ему так или иначе воспроизводить и совершенствовать свою жизнь, совокупность элементов, составляющих естественную и социокультурную основу воспроизводства жизни человека как биопсихосоциального существа. Принципиальное значение в этой связи имеет характеристика существа и различий жизненного пространства и жизненных сил человека. Прежде всего существенно значимо то, что понимание неразрывного единства данных понятий и явлений дает возможность рассматривать жизненные силы человека не только в пределах собственных атрибутивных характеристик, но и через осмысление развитости жизненного пространства, характера его взаимодействия с жизненными силами. Не менее важна и стратегия анализа соотношения жизненных сил и жизненного пространства бытия человека в разрезе их дифференциации, осмысления различий, логики взаимодействия. Это приводит к необходимости охарактеризовать прежде всего взаимозависимость субъектов жизненных сил в обществе по поводу использования для воспроизводства и совершенствования жизни того жизненного пространства, которое их окружает, что закладывает основы понимания природы первичных социальных отношений как базовой ячейки любой формы организации общественной жизни человека. В зависимости от степени наличной развитости жизненных сил человека зависит характер осуществления им владения, пользования и распоряжения своим жизненным пространством. Характеризуясь известным количеством, качеством и мерой, жизненные силы человека определяют масштаб воздействия, использования им своего жизненного пространства для воспроизводства и совершенствования жизни. С другой стороны, одновременно жизненные силы человека зависимы, испытывают воздействие средств жизнеосуществления, жизненного пространства, количество, качество и мера которого порождают отношения распределения, присвоения, потребления. Таким образом, возникает органичное единство, основа формирования всей системы общественных отношений, опосредуемых производственно-экономическими, политическими, духовно-культурными и социально-бытовыми факторами и условиями конкретно-исторического бытия людей. Фундаментальное значение имеет то обстоятельство, что виталистская социология учитывает особенности основных типов, каналов взаимодействия жизненных сил человека и его жизненного пространства. В качестве таковых рассматривается, во-первых, слепое, стихийное, природное взаимодействие жизненных сил и жизненного пространства бытия человека. Во-вторых, выделяются особенности, специфика взаимодействия жизненных сил и жизненного пространства человека с помощью устойчивых систем культурных символов, формируемых религией, наукой, искусством, философией, моралью, массовым сознанием, общественной психологией. В-третьих, характеризуется и такой тип взаимодействия, как преобразующая духовная и материальная деятельность, обусловленная активной, творческой природой человеческого сознания, психики человека. Таким образом, демонстрируемый виталистской социологией подход к характеристике взаимодействия, взаимозависимости жизненных сил и жизненного пространства бытия человека, воспроизводства первичных, базовых социальных отношений существенно отличается от традиционной марксистской трактовки и «родовых», и сущностных, и «производительных» сил. Такой подход не просто расширяет спектр характеристик основ социальной жизни, индивидуальной и социальной субъектности человека в обществе, но кардинально меняет угол зрения на движущие силы общественного развития, систему общественных отношений, понимание роли природных и общественных, производственных и социокультурных, духовно-идеологических компонентов, объективных и субъективных условий и факторов социального развития, эволюции культуры социальной жизни, управляемого и стихийного в ней. В этой связи закономерно трансформируются, формируются заново и представления об объекте и предмете, системе основных законов и категорий, методах и методологии, структуре социологического знания, выстроенной в логике социологии жизненных сил человека. Иначе говоря, формируется новая основа воспроизводства культуры социологического мышления. В качестве объекта социологии как науки в рамках ее формирующейся виталистской парадигмы чаще всего представляется такая его характеристика: объектом социологии выступает способ жизнеосуществления человека как биопсихосоциального существа (культура его социальной жизни), определяющий его возможности воспроизводить и совершенствовать свою индивидуально-личностную и организационно-коллективную жизнь. В этой связи предметом социологии определяются закономерности формирования и осуществления исторически конкретного способа жизнеосуществления человека как биопсихосоциального существа, т. е. воспроизводства и совершенствования культуры его социальной жизни. Нельзя не отметить и такой вариант определения объекта и предмета социологии жизненных сил: в качестве объекта социологии как науки его сторонники предлагают рассматривать эволюцию первичных социальных отношений, их развёртывание во всех сферах общественной и индивидуально-личностной жизни человека. Как предмет социологии в данном контексте ее статусного определения характеризуются законы эволюции первичных социальных отношений, закономерности их развертывания во всех основных сферах общества — экономике, политике, духовно-культурной и социально-бытовой жизни человека. Разумеется, в отмеченных подходах можно заметить немало дискуссионного, что вполне объяснимо в силу стартового периода формирования виталистской концепции социологического знания. При этом имеющиеся публикации по данной проблеме, анализ особенностей разработки так называемых интегративных социологических теорий последних лет демонстрируют наличие некой общей тенденции к расширительному толкованию объекта и предмета социологии как науки. Реальная возможность возникновения такой системы интегрированного социологического знания, методов социологического анализа жизни человека в обществе, которые могли бы более полно и точно отражать специфику, процесс воспроизводства и совершенствования жизни современного человека, становления, реабилитации и осуществления его жизненных сил, прогнозирования их эволюции в исторически конкретных формах и масштабах. Одним из доказательств плодотворности разворачивающихся дискуссий, усилий социологов по созданию виталистской социологии сегодня можно считать постановку вопроса об измерении жизненных сил человека и подходы к его решению. Принципиально важно то, что способность человека к воспроизводству и совершенствованию своей жизни во всех сферах общества связывается, с одной сторону, с естественными основами индивидуально-личностной и общественной жизни людей, а с другой и вместе с тем — с развитостью культуры социальной жизни, фундаментом которой выступает не только общественный интеллект, но и признание необходимости постоянно сохранять и учитывать биопсихосоциальную природу человека, естественные и психические основы его жизни. Существенно важны предложения по разработке базовых характеристик развитости жизненных сил человека, представляющих не только физическое здоровье, физическую силу человека, но и возможности его психики, социального потенциала, общественных связей, умений, навыков, знаний. Заслуживает внимания и экспериментальной проверки эвристическая и практическая значимость такого показателя развитости жизненных сил человека, как количество социально значимых результатов его деятельности на единицу времени. В особенности значимыми оказались усилия ученых, посвященные комплексному анализу человека, разработке основ квалиметрии личности и общества, образования и общественного интеллекта, труды по социобиологии, социальной психологии, валеологии, теории и методике социальной работы, социальной истории (см. работы И. Т. Фролова, А. М. Ковалева, А. И. Субетто, Г. А. Андреевой, И. А. Зимней, Н. А. Селезневой, В. Г. Бочаровой, Е. И. Холостовой и многих других) [147]. Все это позволяет значительно углубить и расширить разработки основ социологии жизненных сил человека. Со всей остротой поставлен вопрос о необходимости повышения роли общественного интеллекта в регулировании социального развития страны, организации здесь целесообразной жизнедеятельности человека. Как императив выживаемости стоит вопрос о переходе к цивилизации управляемой социоприродной эволюции, способной создать благоприятные условия для дальнейшего развития жизненных сил современного человека, его индивидуальной и социальной субъектности. Как уже было отмечено, все большую распространенность в теории социальной работы получают социологические парадигмы, реализующиеся в концепции жизненных сил человека. В теории и на практике социальная зашита, чаще всего рассматривается в узком смысле как социальная политика государства, стремящегося обеспечить приемлемое существование так называемым маргинальным слоям населения, находящимся в особо сложном положении и не способным без внешней поддержки улучшить свою жизнедеятельность. В нашем понимании механизм социальной защиты маргинальных слоев населения является лишь частью и не охватывает целого, т.е. всей системы социальной защиты. Его можно охарактеризовать как социальное вспомоществование или социальную помощь. Социальная же защита, кроме того, включает в себя защиту доходов и заработной платы, совершенствование распределительных отношений и др. Может быть и социальная защита бизнесменов, которых не отнесешь к маргинальным слоям населения. В системе социальной защиты населения автор выделяет следующие уровни: - социальная защита со стороны государства и муниципальных органов управления; - социальная защита со стороны работодателей, администрации фирм, предприятий; - социальная защита со стороны профсоюзов, различного рода неправительственных организаций и трудовых коллективов; - семейная защита и самозащита. По объекту могут быть выделены следующие формы социальной защиты: - социальная защита детства; - социальная защита малообеспеченных семей и граждан; - социальная защита женщин и многодетных матерей; - социальная защита безработных; - социальная защита лиц пенсионного возраста; - социальная защита больных и инвалидов; - поддержка социальных отраслей: здравоохранения и образования. Перечисленные уровни и формы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Появляющиеся на свет дети в первое время находятся исключительно под социальной зашитой семьи (если не считать единовременного пособия по случаю рождения ребенка). В настоящее время многие семьи не могут обеспечивать своим детям полноценные условия жизнедеятельности, особенно при большом числе детей в семье. Отсюда возникает необходимость в социальной защите детей и многодетных матерей со стороны государства и муниципальных органов управления. Примером социальной защиты детей - сирот является деятельность под руководством С. Назарбаевой детского фонда «Бобек» [151]. В частности, с ее участием международным фондом «SOS - Киндердорф Интернациональ» в Алматы была построены первая детская деревня (открытая в 1999 г.), детский сад, который будет спонсироваться на средства друзей детского фонда «Бобек». При прочих равных условиях, чем больше средств к существованию находится у той или иной семьи (индивида), тем меньше она нуждается в социальной защите. Поэтому постоянные, достаточно высокие текущие доходы, а также накопления (в форме собственности, ценных бумаг, банковских сбережений и других ценностей) являются самыми эффективными средствами самозащиты населения. Социальная защита населения со стороны работодателей в некоторых странах, например в Японии является весьма эффективной и во многом конкурирует с государственной системой (это было характерно и для недавнего советского прошлого, особенно в сельской местности). Роль профсоюзов в социальной защите наемных рабочих исключительно велика при заключении, например, трудовых соглашений. Примером социальной защиты граждан в области получения образовательных услуг могут служить новый Закон РК «Об образовании», и Конституция системы образования до 2015 года, в которых кардинально изменена порядок государственного финансирования всей системы образования, устанавливается его многоканальность. Стержневой определена идея о финансировании обучения конкретного обучающегося или воспитанника, а не организации образования в целом. Внедрение грантов и кредитов означает переход на совершенно новый механизм получения образования гражданами республики, на новые принципы финансирования государственного сектора национальной системы образования. Одной из форм социальной защиты граждан, осуществляемой государством, является обязательное социальное страхование. Опубликован Закон Республики Казахстан об обязательном социальном страховании [См.:152]. Закон регулирует отношения, связанные с созданием дополнительных форм социального обеспечения участников системы обязательного социального страхования в зависимости от наступления случая социального риска по видам обязательного социального страхования, предусмотренным настоящим Законом. Обязательное социальное страхование подразделяется на следующие виды: 1) на случай утраты трудоспособности; 2) на случай потери кормильца; 3) на случай потери работы. Основными принципами обязательного социального страхования являются: 1) всеобщность соблюдения и исполнения законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании; 2) гарантирование государством мер, применяемых для обеспечения социальных выплат; 3) обязательность участия в системе обязательного социального страхования; 4) использование социальных отчислений на социальные выплаты в соответствии с Законом; 5) обязательность социальных выплат на условиях, предусмотренных Законом; 6) дифференциация размеров социальных выплат; 7) гласность в деятельности государственных органов, обеспечивающих обязательное социальное страхование. Обязательному социальному страхованию подлежат работники, за исключением работающих пенсионеров, самостоятельно занятые лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан и осуществляющих деятельность, приносящую доход на территории Республики Казахстан. Опыт развитых западных стран показывает, что система социальной защиты в целом способна эффективно выполнять свои задачи при взаимодействии социального страхования, социальной помощи и попечительства. Принцип социального страхования ориентируется на предварительное финансирование оказываемой социальной помощи за счет взносов, и тесную взаимосвязь между взносами и объемом оказываемых услуг. При предоставлении помощи играют роль и индивидуальные взносы и система частичного солидарного перераспределения. При попечительстве стандартная помощь оказывается независимо от сделанных ранее взносов, побочных доходов или имущественного положения получателя. Она предоставляется в случае потери заработной платы или семейного дохода за счет средств других налогоплательщиков. Ни одна, даже самая совершенная система страхования, не может предусмотреть все случаи социального риска, вследствие которых человек может попасть в сложное положение. Поэтому социальная помощь, как составная часть социальной защиты, ориентируется на индивидуальную нуждаемость людей и предоставляется в случае невозможности для получателя выйти из бедственного положения за счет собственных доходов. Правовая база национальных систем социальной защиты индустриальных стран опирается на общепризнанные международные нормы и стандарты в области прав человека. Во всех странах социальная защита опирается на таких международных нормах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты детей и развития детей, Венской декларации и программе действий, принятых на Всемирной конференции по правам человека. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, Международном плане действий по проблемам старения и других документах. В реализации указанных международных норм огромный опыт накоплен в Российской Федерации, где правом законодательной инициативы в соответствии с конституцией обладает правительство, которая разрабатывает и вносит на утверждение Думы значительное число важнейших законопроектов по социальной защите. «Для проведения государственной политики в социальной защите в Российской Федерации существуют федеральные и региональные структуры законодательной и исполнительной власти. при Президенте Российской Федерации образованы Совет по социальной политике и Комиссия по вопросам женщин, семьи и демографии. В Российском Парламенте работают комитеты по социальной политике. По труду и на нормативном уровне формируют политику в этой сфере. При правительстве Российской Федерации создан межведомственный Совет по вопросам развития социальной сферы. Основными звеньями управления социальным развитием в России являются федеральные министерства науки и технической политики, Министерство образования, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму, Министерство культуры по делам молодежи. Координирует работу данных правительственных учреждений Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации. В бюджете РФ ежегодно государственные расходы на социальные нужды составляют 19% от ВВП [153]. Что касается поддержки такой социальной отрасли, как здравоохранение, то можно отметить, что объем бесплатной медицинской помощи, гарантированный Конституцией и определенный законом «О системе здравоохранения», включает: а) первичную медико-санитарную помощь, оказываемую населению в фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктах, врачебных амбулаториях, поликлиниках, консультативно-диагностических центрах, женских консультациях, травматологических пунктах, сельских участковых больницах или на дому, включая диагностику и лечение наиболее распространенных заболеваний; б) скорую и неотложную медицинскую помощь при случаях, требующих экстренной медицинской помощи, в любой ближайшей медицинской организации, независимо от ее ведомственной принадлежности и формы собственности; в) оказание медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в противотуберкулезных, психоневрологических, онкологических, дерматовенеролических диспансерах, инфекционных и других больницах, отделениях, медицинских центрах; г) оказание стационарной медицинской помощи по направлению специалистов первичной медико-санитарной помощи и организаций здравоохранения в диспансерах, больницах, дневных стационарах и стационарах на дому, а также оказание высокоспециализированной медицинской помощи в республиканских клиниках. Для предоставления гражданам гарантированного объема бесплатной медицинской помощи. Правительством республики принято решение о достижении необходимого уровня его финансового обеспечения к 2005 году с поэтапным выделением дополнительных затрат из государственного бюджета в сумме 40 млрд тенге. В 2003 году дополнительные затраты на финансирование гарантированного объема бесплатной медицинской помощи составили 10 млрд тенге. Эти деньги были направлены: … на лекарственное обеспечение беременных, рожениц, родильниц и новорожденных детей; … на приобретение мягкого инвентаря и продуктов питания в организациях здравоохранения. средств контроля больных диабетом; …на приобретение расходных материалов, реактивов, мелкого медицинского инвентаря и инструментария для организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь; …на обеспечение выплаты заработной платы работникам медицинских организаций в связи с изменением в системе оплаты труда и на ее повышение с учетом индексации; …на оказание высокоспециализированной медицинской помощи в республиканских организациях здравоохранения. В 2004 году дополнительные затраты на оказание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи составят 15 млрд тенге и будут израсходованы: - на обеспечение лекарственными средствами больных онкологическими, психоневрологическими, инфекционными и дерматовенерологическими заболеваниями, туберкулезом, алкоголизмом, наркоманией, детей, больных терапевтическими и хирургическими заболеваниями, на амбулаторное лечение детей до одного года; - на обеспечение препаратами свертывания крови детей, больных гемофилией; - на обследование беременных, на внутриутробные инфекции, врожденные аномалии развития плода, инфекции, передаваемые половым путем; - на обеспечение лекарственными средствами больных в сельских организациях здравоохранения, оказывающих стационарную помощь; - на проведение тестирования учащихся 9-10 классов общеобразовательных школ и молодежи, обучающейся в профессиональных школах и колледжах, на предмет употребления наркотических и психотропных веществ; - на оснащение онкодиспансеров оборудованием для ранней диагностики рака предстательной железы. Дополнен перечень видов заболеваний отдельных категорий населения, при амбулаторном лечении которых лекарства отпускаются бесплатно по рецептам врачей. (Ранее этот документ был утвержден постановлением правительства №674 от 5 мая 2000 года). Теперь в перечень включены дети первого года жизни с наиболее часто встречающимися видами заболеваний. Первичная медико-санитарная помощь, медицинская помощь беременным, роженицам, родильницам, детям до 18 лет и больным социально значимыми заболеваниями (туберкулез, наркология, онкология, психоневрология, кожно-венерологические и инфекционные заболевания) в сельских организациях здравоохранения, а также высокоспециализированная медицинская помощь в республиканских клиниках будут оказываться на бесплатной основе. С 2005 года все виды медицинской помощи, входящие в гарантированный объем, будут оказываться населению бесплатно. Минздрав Казахстана решил увеличить гарантированные объемы бесплатной медицинской помощи. Это когда из бюджета выделяются деньги на каждого больного по утвержденным тарифам. В 2004 году лечить бесплатно станут на 80 процентов. Это 1800 заболеваний. Но пока какие-то услуги еще останутся платными. За расходованием средств предстоит следить Комитету по оплате медицинских услуг, который планируется создать. Система медицинского страхования должна быть обязательной. Должно быть социальное партнерство в рыночных условиях: работодатели страхуют своих работников, отчисляя страховые взносы. А государство – детей, пенсионеров, бюджетников. Да и потом, медицина на местах финансируется, не учитывая нормативных потребностей. В 2004 году на оказание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи планируется направить из местных бюджетов 79,7 млрд. тенге. В 2005 году предполагается направить на оказание гарантированного объема бесплатной медицинской помощи 99,4 млрд. тенге, что позволит обеспечит бесплатную медицинскую помощь за счет средств государственного бюджета в полном объеме. За 12 лет независимости Казахстан добился того, что система здравоохранения может удовлетворить потребность населения в медицинских услугах примерно на 80-85 процентов. А вот собственные медикаменты составляют всего 8-10 процентов от общей потребности. Если речь вести о социальной защите лиц пенсионного возраста то можно отметить, что проведенные в стране социальные реформы в первую очередь отразились на материальном положении уязвимых слоев населения: пенсионеров, инвалидов, многодетных и неполных семей, учащейся молодежи. В условиях экономического спада острого бюджетного дефицита 90-х годов прошлого столетия возможности Правительства в проведении активной социальной политики были ограничены. Тем не менее и в этот период предпринимались меры по адаптации системы социальной защиты к стремительно изменявшимся экономическим условиям. Так, повышение пенсий с 1992-го по 1995 год проводилось с учетом меняющегося уровня заработной платы. Начиная с 1995 года, пенсии в стране повышались на основе индексации, а также путем поэтапного, значительного повышения минимальных пенсий. «На 1 октября 2003 года все недоимки (без пени и штрафов) по обязательным пенсионным выплатам в НПФ в целом по Республике Казахстан составляет 19 млрд. 253 млн. тенге, а с учетом пени и штрафов – задолженность составляет более 24 млрд. тенге. Численность работодателей – недоимщиков по обязательным пенсионным выплатам в НПФ, задолжавших каждый более 1 миллиона тенге, составляет 2 645, а сумма их задолженности (недоимка, пеня и штрафы) – 14 640 млн. тенге, в том числе недоимка – 11,6 млрд. тенге…» [154]. На начало 2003 года минимальная пенсия составила 5000 тенге и впервые за 10 лет приблизилась к прожиточному уровню. Но в конечном итоге политика постоянного повышения минимальных пенсий и индексация пенсий на уровень инфляций привели к тому, что многие размеры пенсии потеряли связь от трудового стажа и той заработной платы, с которой пенсионер уходил на пенсию. В результате в настоящий момент более миллиона человек получают пенсию в размере от 5 до 6 тысяч тенге. Если учесть, что в стране более миллиона шестисот тысяч пенсионеров, то подавляющее большинство получает сумму, ненамного превышающую прожиточный минимум, который на 1 квартал 2003 года составляет 5211 тенге. И теперь, когда сложилась благоприятная экономическая ситуация и в ближайшие три года, по прогнозам, будет увеличиваться доходная часть бюджета страны, появилась возможность решить эту проблему. Правительством в соответствии с действующим пенсионным законодательством разработан механизм дифференцированного повышения пенсий. В основу его положен алгоритм своеобразного перерасчета всех пенсий в зависимости от стажа работы и заработной платы. То есть новый механизм призван исправить ту диспропорцию в размерах пенсий, которая сложилась за подтягивание уровня минимальной пенсии, как известно, большинство пенсионеров получают одинаковые пенсии, несмотря на то, что во время выхода на пенсию имели различные стаж работы и размер заработной платы. Поэтому механизм дифференцированного повышения пенсий предполагает установление зависимости размеров пенсий от трудового стажа, заработной платы, предоставленной для исчисления пенсии и среднемесячной заработной платы той отрасли экономики, с которой осуществлен выход на пенсию. Этот принцип применен ко всем состоявшимся пенсионерам, независимо от времени выхода на пенсию. Повышение будет осуществляться в рамках действующего Закона «О пенсионном обеспечении», и размеры всех пенсий будут проводиться в единую базу исчисления. То есть при определении размера пенсий будут применены нормы закона, указанные в статьях 13 и 14, по учету предельного размера дохода и процента замещения от дохода. Общие дополнительные расходы на повышение пенсий в 2003-2004 годах составят около 60 млрд. тенге. Рост экономических показателей напрямую влияет на повышение благосостояния народа. Задачи в области экономики: реализация Программы индустриально-инновационного развития до 2015 года, создание Казахстанского инвестиционного фонда, возрождение и развитие сельского хозяйства и сельских территорий, снижение налоговых ставок. Характеристика Казахстана как социального государства предполагает гарантированную Основным Законам поддержку таких сфер, как образование, здравоохранение, наука, культура, занятость, социальное обеспечение и адресная поддержка групп населения с низкими доходами. Развитие этих сфер связывается со служением государства человеку и обществом в целом, а не отдельным его слоям, а также стремлением обеспечить социальное равенство путем равномерного распределения не только тягот, но и благ между всеми гражданами. Обозначены конкретные сроки и размеры выделяемых государством денежных средств на развитие социальной сферы. Это увеличение минимального размера пенсий до 5,5 тысячи тенге и осуществление их дифференциального повышения, направленное на то, чтобы уже в 2004 году средний размер пенсий превысил 8 тысяч тенге. При этом предполагается выделить на соответствующие процедуры 60 миллиардов тенге. Каких бы достижений в экономике и политике наше суверенное государство ни достигло, оно не сможет добиваться прогресса без развития культуры граждан. В связи с этим предложено разработать и приступить к реализации специальной среднесрочной программы «Культурное наследие», предусматривающий перевод на государственный язык десяти томов трудов мыслителей мировой социологии. Суть конституционной реформы, начатой с момента приобретения республикой независимости, заключается в создании новой нормативной макромодели обновляемого казахстанского общества. Зарубежная теория и практика выработала следующие основные направления рационализации предоставления социальных благ: - введении единых пособий адресной направленности вместо многих дублирующих друг друга; - ужесточение регламентации категории остронуждающихся в сочетании со строгой проверкой их материального положения; - переход системы социальной зашиты от принципа всеобщности к принципу избирательности; - сохранение общественного сектора в ведущих отраслях социальной сферы (здравоохранении, образовании) при расширяющихся соцлатежах населения за услуги, ранее предоставляемые всем за счет государственного бюджета; - перенос основного финансового бремени по обеспечению социальных программ с государственного бюджета (центра) на местные бюджеты (территории и местные органы самоуправления); - развитие частных рыночных форм хозяйствования и некоммерческих организаций в отраслях социальной сферы; - переход на попрограммное финансирование социального сектора, использование социальных нормативов и общественного контроля за расходованием финансовых средств, персонифицированное финансирование бюджетных средств путем внедрения социальных заказов, расширение конкуренции и возможностей потребительского выбора социальных услуг; - сохранение предоставления части социальных услуг на предприятиях, особенно стимулирующих труд (социальные расходы ниже в тех странах, например, Японии, где фирмы играют важную социальную роль) [146, с.314-315]. Пенсии в России будут индексироваться ежегодно. В бюджете 2004 года предусмотрено на эти цели 76 миллиардов рублей, что в 5,4 раза больше, чем в 1999 году. К примеру, в нынешнем она подрастет почти на 240 рублей. В случае если инфляция «съест» и эту добавку, сенаторы предлагают произвести дополнительную индексацию пенсий. Кроме того, россиянам, чей возраст перевалил за 70 лет, следует полностью компенсировать денежные вклады, сгоревшие в начале 90-х годов. В России с 54 до 65 увеличилось количество госпиталей для ветеранов войны. Инвалиды и ветераны Великой Отечественной находятся под углубленным диспансерным наблюдением. Открыто 1600 отделений социально-медицинского обслуживания пожилых людей на дому. Введено регулирование цен на жизненно важные лекарственные средства. Некоторые из них выдаются бесплатно или при частичной оплате. Таким образом, значение такого направления развития социального знания, как концепция жизненных сил человека, сегодня трудно переоценить. Прежде всего, потому, что XX в. для нее завершается новым революционным переустройством всех сфер общественной жизни, затрагивающим основы формирования и воспроизводства жизненных сил человека.
Date: 2015-09-24; view: 908; Нарушение авторских прав |