Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Социального работника
Профессиональное становление мы рассматриваем как целостный, непрерывный, полиструктурный процесс, включающий образовательную, практическую и исследовательскую деятельность в области социальной работы. Этот процесс ориентирован на формирование личностных качеств, профессиональных способностей, умений и навыков специалиста, адекватных этическим квалификационным стандартам профессии. В современной научной литературе все чаще ставится вопрос о профессиональном становлении социального работника. Этому вопросу в своих исследованиях уделяют большое внимание такие ученые, как Ю.К. Березкин, В.Б. Бочарова, И.Ф. Исаев, Т.Г. Киселева, А.В. Мудрик, В.А. Сластенин, Л.В. Топчий, Е.И. Холостова и другие [174, 175]. Профессиональное становление специалиста предполагает формирование у него готовности к будущей деятельности. Поэтому одной из основных проблем подготовки социальных работников должно стать изучение профессиональной готовности студентов к своей специальности. Каждая профессия вырабатывает особую систему этических принципов, задающую некие «правильные» способы взаимоотношений с клиентами, коллегами и внешними инстанциями. Образовательные учреждения и профессиональные ассоциации стоят на страже этих принципов, превращая их в правила поведения. Особенно явственно связь между операциональными и этическими компонентами деятельности выступает в тех профессиях, которые принято называть самыми гуманитарными. Эти профессии, самоопределяясь в духе научной объективности, часто ставят задачи «инженерии» человеческих отношений, но в любом случае всё имеет конечную цель, определяемую интересами клиента. Личность специалиста и её профессионально значимые качества формируются в процессе многоступенчатого отбора, под непрерывным давлением профессионального сообщества как группы людей, разделяющих общие интересы, взгляды, предрассудки, часто даже манеру выражаться и одеваться. С помощью развитой системы стимулов и санкций складываются внутренняя структура и единство профессии. Жизнеспособность профессий, прежде всего, связана с тем, что они обеспечивают эффективный способ решения специфических задач в условиях ограниченных ресурсов. Для индивида принадлежность к определённой профессии означает, с одной стороны, идентификацию с какой-либо значимой целью, придающей смысл всей его жизни, а с другой – являет собою некий достаточно объективный критерий личных достижений. Далее, профессиональная организация означает, что сами специалисты осуществляют в известных пределах контроль над ресурсами и привилегиями. Это даёт основания рассматривать профессиональные знания как своего рода собственность. Характер профессиональной деятельности требует от социального работника знакомства с широким кругом вопросов, начиная с организации системы социального обеспечения в целом и соответствующего законодательства, элементов социологии и экономики, и, заканчивая конкретными, то есть предполагающими знание прикладной психологии, приемами работы с «клиентами». М.Вебер [176] рассматривал процесс профессионализации как переход от традиционного социального порядка к современному типу общества, где статус индивида определяется рационально осмысленными целями его деятельности, поэтому социальное образование организуется по соответствующим государственным стандартам для подготовки компетентных специалистов для социальной сферы. Междисциплинарный смысл подготовки означает проблемный характер обучения, в котором какая-то конкретная проблема освещается с позиций различных научных дисциплин, интегрируясь воздействием профессиографических целей. В процессе становления социального работника большое значение придаётся также формированию индивидуально-психологических черт, отвечающих требованиям профессии, а также выработке профессиональных навыков, среди которых можно назвать умение устанавливать контакты, вести переговоры, защищать интересы клиентов, сотрудничать с представителями смежных профессий, выступать формальным и неформальным лидером. Развитие современного общества с присущими ему тенденциями к атомизации, фрагментации и маргинализации порождает всё более отчетливую потребность в специализированной деятельности по решению разнообразных «социальных проблем». Социальная работа как особая профессия со своим подходом к решению этих проблем и к подготовке будущих специалистов является своеобразным ответом на подобный запрос. Вместе с тем, социальной работе присущи и некоторые особенности, обуславливающие противоречивость её статуса. Сам характер тех проблем, с которыми она имеет дело, не позволяет предложить однозначных методов их эффективного решения [177]. Сравнительная молодость профессии объясняет относительную непрочность её позиций в академическом и административном мире. Попытки социальных работников найти объективные и научные способы решения человеческих проблем часто вызывают недоверие, ибо данная сфера рассматривается как личностная и бытовая. То, что социальная работа активно вторгается в традиционную сферу частной жизни, предлагая свой «профессионализм» как частичную замену неформальных межличностных контактов вроде родственной поддержки или дружеского совета, нередко также вызывает враждебную реакцию и раздражение. Обыденное сознание сопротивляется внедрению «научного подхода» в личную жизнь. А представители академической науки, наоборот, часто отказывают социальной работе в праве считаться полноценной научной дисциплиной из-за отсутствия автономной и должным образом развитой теоретической базы. Для многих это интуитивное искусство, а не наука, которую можно постичь. Однако главная причина неоднозначности и противоречивости социальной работы как профессии кроется в её глубокой зависимости от современного государства, в её своеобразных симбиотических отношениях с ним. Наиболее значимым является морально-психологический аспект готовности к социальной работе, который еще не рассматривался в контексте подготовки социальных работников в вузе [178]. Необходимость исследования именно нравственного компонента готовности к социальной работе обусловлена тем, что теория и практика социальной работы с течением времени могут видоизменяться, но неизменным фактором в этой деятельности остается все, что связано с этическими ценностями. Именно моральные ценности должны лежать в основе личности и поведения социального работника, определять приемлемость тех или иных действий в рамках профессии. Сегодня назрела потребность в теоретическом обосновании этой проблемы, выработке методических рекомендаций по формированию морально-психологической готовности студентов к профессиональной деятельности; а также в обобщении результатов исследований по проблеме готовности к социальной работе, в теоретическом осмыслении практики ее формирования. Таким образом, морально-психологическая готовность к социальной работе – это сложное сочетание психических особенностей и моральных черт личности, составляющих основу установки будущего социального работника на сознание функций своего труда, профессиональной позиции, оптимальных способов деятельности; соотнесение своих возможностей с трудностями, возникающими при решении профессиональных задач и достижении планируемых результатов. При этом, считаем необходимым подчеркнуть, что психологический и моральный компоненты готовности следует рассматривать в тесной взаимосвязи, так как только в совокупности они могут обеспечить реальную готовность к профессии социального работника. В государственный стандарт среднего образования необходимо вести дисциплину «граждановедение». Такую идею выдвигает Бурова Е.Е. «При этом главная задача заключается в мобилизации всего комплекса воспитания, образования, просвещения и культуры на формирование гражданских качеств демократически ориентированной личности. Квинтэссенция новых знаний позволяет достигать не только профессиональных успехов, но и состояться в общественном качестве: быть интересным для других своей духовностью, гражданственностью, демократизмом, патриотизмом»[179, c.68]. Данную дисциплину, на наш взгляд, необходимо также ввести в учебный план профессионально-технической подготовки социальных работников. В становлении новой гражданственности ведущая роль отводится демократическому гражданскому образованию, способствующему преодолению односторонности и фрагментарности развития личности, расширяющему возможности каждого индивида в раскрытии своего внутреннего потенциала, ведущему к обретению должной жизненной позиции. Демократизация общества через систему гражданского образования – требование цивилизованного развития в XXI веке. Перед казахстанским обществом стоит сложная задача в достижении новой идентичности на мировой арене. Применительно к системе образования эта задача трансформируется в требование диверсификации существующей модели образования в РК. «Для решения задачи дальнейшей демократизации общества необходима: государственная политика в области гражданского образования. В этом аспекте уникальные возможности предоставляет система граждановедения. Граждановедческое образование следует рассматривать как комплексное направление учебно-воспитательной работы, которое сочетает в себе элементы политологического, правового и нравственного образования, формирует необходимые умения и навыки жизни в демократическом пространстве на основе принципов взаимопонимания, толерантности, культурного релятивизма, бескорыстия, помощи другим» [179, c.69]. Этот предмет, основы которого необходимо ввести в государственный стандарт среднего образования, призван восполнить те пробелы, которые образовались в идеологическом, духовном, психологическом, нравственном, философском, политическом пространстве бытия и сознания казахстанского общества. В чем замысел Концепции гражданственности? Прежде всего – «в разработке стратегии государственной политики в области гражданского образования в переходный период с учетом взаимодействия и взаимовлияния общих демократических ценностей и специфических особенностей Казахстана. Целевое назначение подобной концепции заключено в обретении новой гражданской идентичности молодыми поколениями и переопределении своего личностного статуса представителями средних и старших поколений казахстанцев. Поэтому точнее было бы говорить о необходимости разработки Концепции гражданской идентичности в системе образования» [179, c.69]. Социальная работа возникла на базе гуманитарных и демократических идеалов, ее ценности строятся на уважении к равенству, ценности и достоинству всех людей. Практика социальной работы сосредоточилась на удовлетворении потребностей человека и развитии человеческого потенциала. Права человека и социальная справедливость служат побуждением и оправданием возникновения социальной работы. В солидарность с ущемленными гражданами, социальная работа ставит перед собой задачу стремиться смягчить бедность и освободить уязвимых людей, чтобы способствовать их вовлечению в социальную жизнь. В настоящее время в Казахстане все большую необходимость приобретает социальная работа как специфический вид профессиональной деятельности. Сегодня высшие учебные заведения, и наш университет в частности, ведут подготовку по этой специальности. Для выполнения качественной работы по оказанию социальных услуг населению, разработки программ социального развития от индивидуального до регионального уровня необходима профессиональная квалификация не ниже магистратуры по социальной работе. Это относительно новое начинание в нашей стране, и проблемы обучения по специальности «Социальная работа» по-прежнему актуальны. Овладение профессией социального работника возможно лишь на индивидуально-личностном уровне. Таким образом, когда мы говорим о формировании морально-психологической готовности к социальной работе, мы имеем ввиду, в первую очередь, формирование гуманистической направленности личности будущего социального работника, без которой невозможно соблюдение этических принципов социальной работы. Ценности социальной работы воплощены в международных кодексах профессиональной этики. На основе изучения международных кодексов, мы предлагаем Кодекс практических действий социального работника: - защищать права и интересы потребителей услуг; - вызывать доверие у потребителей услуг; - способствовать независимости потребителей услуг; - уважать их права и гарантировать, что их поведение не опасно как для них самих, так и для других людей; - социальные услуги должны вызывать доверие у населения; - отвечать за качество работы и повышать уровень своих знаний и навыков. На наш взгляд, проблема формирования морально-психологической готовности студентов к социальной работе в ходе вузовской подготовки практически не решается, а сама работа в этом направлении носит случайный, хаотичный характер. Как показывают социологические исследования, проведенные в Саратовском государственном университете в 2001 году [180], только 30,4% респондентов считают гуманность важным личностным качеством социального работника. У многих студентов отсутствует мотивировка на работу со своими будущими потенциальными клиентами. Так, на вопрос о том, с какой категорией населения вы хотели бы работать, большинство выбрало молодежь (44,2%), значительно меньше число опрошенных – пенсионеров (7,8%), инвалидов (6,6%), безработных (8,6%), беженцев и вынужденных переселенцев (7,0%), детей с отставанием в развитии (5,0%). В ходе опроса также выяснилось, что большинство респондентов допускают использование эвтаназии (68,8%), в том числе и ее активной формы. Крайне негативное отношение студенты выразили в адрес наркоманов. Такие данные свидетельствуют о том, что многие студенты не осознанно выбрали эту специальность и не готовы к своей будущей профессии. Поэтому социальная работа может потерять свой общественный смысл и свое предназначение. В связи с вышеизложенным, автор считает, что показателем профессионализма специалиста по социальной работе должна выступать комплексная характеристика, содержащая требования, предъявляемые к личности современного социального работника, и отражающая специфику его труда. Такой характеристикой является морально-психологическая готовность к социальной работе, которая представляет собой сложное личностное образование, обеспечивающее высокие результаты социальной работы. В настоящее время половина магистрантов и бакалавров республики по социальной работе занимаются в Казахском национальном университете им.аль-Фараби. В 2001 году открылась новая специальность "Социальная работа", где учатся 76 студентов. Кафедра социологии КазНУ им.аль-Фараби разработала государственные общеобразовательные стандарты образования по социальной работе в соответствии со ст.6 Закона РК «Об образовании». На этой основе составлены учебные планы по социальной работе [181, с.27]. Разработаны государственные стандарты для заочной магистратуры. Для преподавания в магистратуре шире привлекается профессорско-преподавательский состав разных специальностей. Производственная практика ориентирует студентов на деятельность социальной реабилитации, целью которой является социальная помощь лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а также по оказанию различных видов помощи семье: семейные консультации, службы знакомств, различные виды семейного просвещения и самообразования, сексологические кабинеты, педиатрические кабинеты, педагогические консультации. Образование социальных работников требует развития практических навыков и знаний, но для этого нужно контролировать и проводить оценку опыта социальной работы. Данный компонент часто упоминается как компонент практики в профессиональном обучении социального работника. Он должен быть запланирован совместными усилиями, оценен университетом, отвечающим за курс обучения в социальной работе, и агентствами по социальной работе, при которых студенты проходят практику. Во время встреч и обсуждений данных вопросов с учебными учреждениями, проводящими обучение социальной работе, идея относительно установления более тесных и официальных отношений с агентствами социальной работы для разработки учебных программ была одобрена, и, мы надеемся, что в этом направлении будут сделаны определенные шаги. В курсовых и выпускных работах большое внимание уделяется деятельности, направленной на социально-бытовую помощь, расширение спектра предоставляемых услуг престарелым, одиноким, инвалидам; работе по социальной профилактике отклоняющегося поведения, предупреждению преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, бродяжничества, правонарушений и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних. Это связано с тем, что деятельность бакалавра направлена на анализ целостных социальных структур, уровней и форм жизнедеятельности человека в различных социокультурных, региональных и национальных условиях, а также на работу с различными социальными, возрастными, половыми, религиозными и этническими группами, с отдельными лицами, нуждающимися в социальной помощи и защите [181, с.31]. А магистрантам, помимо этого, будет возможность работать преподавателями учебных заведений; экспертами и консультантами по социальной политике, сотрудниками исследовательских институтов; работниками Центра психолого-педагогической помощи; работниками Дома милосердия; работниками реабилитационного Центра для лиц с ограниченными возможностями; сотрудниками фирм социального обслуживания. Авторский коллектив в составе профессоров и доцентов кафедры социологии Казахского Национального Университета имени аль – Фараби разработал Квалификационную характеристику выпускника с высшим базовым образованием. Данная Квалификационная характеристика используется органами управления высшим образованием, комиссиями по аттестации, аккредитации и лицензированию кафедр, факультетов, университетов, высшими учебными заведениями; учебно-методическими объединениями; предприятиями и организациями - заказчиками для: - прогнозирования потребностей в специалистах данной специальности и планирования их подготовки; - обоснования специализаций высшего базового образования по специальности 521500 – Социальная работа с академической степенью " 521500- социальная работа" - бакалавр; - определения целей, содержания и организации учебного процесса на факультетах университетов, в том числе для разработки учебных планов, рабочих программ и т.п.; - ознакомления (информирования) студентов данной специальности с требованиями (знаниями, умениями, навыками) образовательно-профессиональной программы, содержанием и организацией учебного процесса; - профессиональной ориентации поступающих в вузы, распределения, расстановки, анализа профессионального использования, аттестации и защиты профессиональных прав выпускников; - проведения экспертных оценок качества подготовки специалистов; - выработки рекомендаций по совершенствованию или прекращению подготовки по данной специальности в вузе. Исследование проведенное автором, среди 500 студентов и выпускников отделений социальной работы КазНУ им.аль-Фараби, Казахского экономического университета им. Рыскулова, КарГУ им. Букетова и Восточно-Казахстанского университета показывают, что 217 студентов считают, что для получения хорошей работы необходим высокий профессионализм, 317 респондентов думают, что уровень подготовки социальных работников соответствует требованиям их профессиональной деятельности. В то же время 183 опрошенных заявили, что работа по их специальности низко оплачивается. Следовательно, они не собираются работать по своей специальности. Приоритеты человека и общечеловеческих ценностей не должны оставаться лишь благим пожеланием, они выступают принципиальной позицией по включению умений, знаний и навыков в осуществление целей социальной работы. Принципы социальной работы строятся на общечеловеческих универсалиях культуры, приоритете человеческих ценностей, философии гуманизма. Принцип гуманизма включает в себя не только милосердие к людям, цивилизацию любви, предполагающую любовь к человеку, народам, культуре, но и рациональность организации помощи человеку не в абстрактных, а конкретных формах. Это не только призыв любить ближнего, но и оптимальный путь к выживанию, спасению. В Приложении Д дана анкета студента отделения социальной работы. Чересчур расширенный вариант понимания, при котором социальная работа представляется как присутствующая буквально во всех сферах общества и жизнедеятельности человека, образует так называемый псевдоглобальный подход, который надо отличать от глобального, составляющий в единстве с реализацией глобальной идеи в локально-конкретных действиях и проявлениях обязательный аспект гуманистического принципа. На основе вышеизложенного мы считаем, что в процессе становления социального работника большое значение придается формированию индивидуально=психологических черт, отвечающих требованиям профессии.
Date: 2015-09-24; view: 889; Нарушение авторских прав |