Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 7. Общественный этикет ойратов





Отношение к семье. Семья – это святая ценность для каждого ойрата. Семья дает человеку все. Человек познаёт мир, получает жизненные навыки через ценностные установки своей семьи. Человек, лишенный семьи, старается всеми силами обрести её. Дети, выросшие в неполных семьях, зачастую не могут получить полноценного воспитания. Семья – это основа общества. Чем более будут цениться семейные ценности, тем больше будет полных семей, и более нравственным и устойчивым станет общество. Люди, бросающие своих детей, отдающие престарелых родителей в стардома, совершают смертный грех.

Отношение к истории, памяти предков. Без знания прошлого – неизвестно будущее. История это то, что связывает нас с многовековой жизнью народа. Знание истории делает нас сопричастными ко всем событиям прошедших времен, укрепляет дух, закаляет волю, делает ум гибким, а поступки мудрыми. Конфуций справедливо утверждал: «Хочешь узнать новое – обратись к старому». Тууљ умшсн – мергн, мудр тот, кто читает историю, говорили ойраты. Академик Российской академии образования Г.Н. Волков создал уникальную формулу: без исторической памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической личности.

Корни любого народа – это его исторические дела и свершения. Память о них есть животворный сок, питающий повседневную жизнь народа. Пока будет жить память в народном сознании, будет жив народ. Причина большинства современных проблем нашего народа в том, что мы поливаем не корни, а ветки и листья, которые не могут впитать живительную влагу. В результате ссыхается древо некогда великого народа, увеличивается количество сухих веток - этнических маргиналов.

Древние римляне говорили: «история – учительница жизни». Любой человек, каким бы гениальным не был, нуждается в Учителе, который подскажет верный истинный путь. Знание истории рождает уважение и благоговение к своему народу, понимание настоящего и ответственность за его будущее. Знание своей родословной окрыляет человека, дает ему чувство приобщённости к своему роду, наделяет ответственностью за память предков и будущие поколения. Помня о предках, сохраняя уважение к ним, к их жизни и деяниям, человек оберегает связь со своими корнями, передает потомству чувство уважения к себе и своему народу. Значит и последующие поколения будут знать и помнить его. Своей способностью сохранять память о далеких прапредках мы отличаемся от животного мира.

Человек, не знающий родословную и историю своей нации, подобен сироте, не знающему ни отца, ни мать, у которого туманное прошлое и неопределенное будущее.

Ойратская культура основывается на бережном отношении ко всему, что составляет историю семьи, рода, народа и государства. Зная родословную, минимум до седьмого колена, молодёжь гордится своими предками, стремится не опорочить их имя, сберечь честь семьи, рода и нации.

Приведу пример забвения потомками деяний предков. Сегодня мы помним, что присоединились к России, но мало кто задумывается о той роли, которую ойраты сыграли в становлении российского государства. До нашего прихода вся территория южнее Дона была турецкой или персидской (на Кавказе), именно ойраты покорили её и сделали пророссийской. Кстати, наши предки пришли не на пустующие земли, здесь кочевали около миллиона ногайцев.

С приходом калмыков Россия получила:

- тысячи километров относительного спокойствия на южных рубежах (прекратились разорительные набеги кочевых и горских народов). А это, в свою очередь, позволило окультурить миллионы квадратных километров земли, строить города, деревни, обеспечить демографический рост населения, например, донское казачество от четырнадцати тысяч во второй половине XVII века (К.Г. Малыхин «История донского края) к началу XIX века достигло трехсот пятидесяти тысяч человек;

- возможность концентрировать военные силы на западном направлении;

- профессиональных воинов, лучшую кавалерию в Евразии. В определенные периоды калмыки могли выставить до пятидесяти тысяч хорошо вооруженных воинов. В войнах XVII-XVIII веков чаша весов не раз склонялась в пользу России, благодаря ойратским войскам;

- контроль над так называемым Малым шелковым путем, важнейшей торговой магистралью, соединявшей индийские и персидские торговые центры с европейскими;

Таким образом, появление Калмыцкого ханства стало мощным фактором качественного развития России, укрепления её геополитического положения, становлением государства как империи. Данный исторический факт может быть сравнимым с выходом страны к Балтийскому морю («окно в Европу»), присоединением Сибири.

Однако кто-нибудь в России помнит об этих выдающихся заслугах калмыков? Можно ли в каком-нибудь учебнике прочесть о роли калмыков в становлении государства? Сильно сомневаюсь. Закономерно ли «забвение» российскими учеными таких очевидных исторических фактов? Конечно. Если сами потомки забыли о делах дедов своих, то и другим незачем помнить.

Историческая память нации питает её Дух. Задача нашего поколения в том, чтобы память о делах наших, также как о свершениях минувших поколений сохранилась и передавалась потомками из поколения в поколение. Дух предков покидает тех, кто не знает и не уважает историю народа.

Отношение к старшим. Народ, не уважающий старость – не способен рождать воинов, личностей, у такого народа нет будущего. Уважение к старшим - это одно из качеств, отличающих человека от животного мира.

Отношения между мужчиной и женщиной. Ойратское понимание взаимоотношений мужчины и женщины подразумевало, прежде всего, уважительное отношение друг другу. Ойраты понимали, что только при взаимоуважении полов возможна внутриэтническая гармония.

Муж и жена – это две половинки единого целого. Этим объясняются и обязанности полов в быту и во время военных действий. Женщины занимались воспитанием подрастающего поколения, организовывали быт, во время войн следили за скотом, организовывали перекочевку и т.д. Вследствие того, что ойраты практически постоянно находились в состоянии войны, родилось понятие, что мужчине принадлежит только его оружие, все остальное женщине.

Отношения между мужчиной и женщиной характеризовались чрезвычайной корректностью и даже трогательностью. Жена никогда не могла обратиться к мужу на «ты», в то же время даже хан обязан был сойти с коня и уступить дорогу беременной женщине. В государственных делах женщины также играли значительную роль, вспомним хотя бы ханш Дарма-Балу или Джан. После смерти нойона все имущество оставалось жене. Ойраты не поднимали руку на женщину. Уважительное отношение к женщине – это привилегия настоящих воинов. Времена, нравы, жизненный уклад изменились, но если в семье заинтересованы в счастливом будущем, здоровом подрастающем поколении, то исконное взаимоуважение между мужем и женой быть обязано.

Однако и равенства в современном понимании между мужем и женой не было, какой бы плохонький мужчина ни был, он, без сомнений, был главным. В природе нет равенства, есть только баланс. Мужчина – воин, защитник, герой, он – олицетворение духа семьи. Женщина, какая бы деловая, успешная ни была, именно она и только она может быть хранительницей очага, душой семьи. Такова основа создания счастливой семьи, правильного воспитания детей, залог их здорового будущего. Компетенция мужчины – стратегические вопросы, компетенция женщины – хозяйственно-бытовые. Счастье мужчины в дороге, счастье женщины в семье.

Отношение к алкоголю. Ірк савасн бишњкинь эвддг– водка портит все, кроме посуды. Ірк арвн нас хулхалдг, тімк тавн нас хулхалдг – водка крадет у человека десять лет, а табак – пять лет. В старину, задолго до того, как родились наши ээджи и аавы, мужчинам не разрешалось употреблять алкоголь, пока не родятся внуки, женщинам и вовсе это делать было запрещено. Такие обычаи были связаны с обеспечением качественного генофонда.

Действительно, среди калмыков не рождались до последнего времени умственно отсталые дети. Их количество пропорционально выпитому среди молодого поколения пива, водки и других алкогольных напитков. Женщинам, после рождения внуков, разрешалось курить трубку, жевать табак, но никак не употреблять алкоголь. Это связано с тем, что женщина – это нравственный стержень семьи и рода, поэтому неприемлемо, чтобы женщина находилась в нетрезвом состоянии.

Отношение к власти и государству. Что такое власть или государство? Это особый порядок жизнедеятельности людей, пронизывающий всю жизнь общества и обеспечивающий их жизнеобеспечение и безопасность. Основой является дисциплина и четкая функциональная иерархия.

Вся жизнь ойратского общества была проникнута идеей дисциплины и порядка. Там, где начинались общественные отношения (выпас скота, перекочевка, армейская служба, празднества и т.д. вплоть до семейных отношений и расстановки домашней утвари) жизнь ойратов была строго регламентирована и подчинена законам и традициям. Условия выживания ойратов диктовали им благоговейное отношение к такому образу жизни. Только так они могли быть успешными как индивидуально, так и коллективно. Именно поэтому в нашей истории нет восстаний.

Однако, такое положение было идеальным в моноэтничном государстве, в современных условиях отношение к государству должно быть изменено. Государство больше не может превалировать в общественных отношениях. Современному государству не интересны культура и традиции, с них не платятся налоги, государству нужны налогоплательщики, поэтому главой республики могут назначить совершенно случайных людей, хоть и этнических калмыков. В этих условиях уповать только на власть было бы не разумно, особенно в нашем сегодняшнем критическом состоянии. Нам, современным ойратам, нужно создавать другие центры силы, влияющие на общественное сознание: всевозможные культурные центры или общества, сотрудничающие с государственными структурами, но независимые от них. Это позволит сделать процесс развития нашего народа более устойчивым. Конечно же, люди, работающие в таких центрах должны пользоваться авторитетом и доверием людей.

Отношение к традициям. Традиции – это то, что делает народ нацией, её цемент. Традиции – это исторический опыт и знания многих поколений, выраженные в духовной и материальной культуре. Именно поэтому, унифицируя нации и создавая единый советский народ, КПСС жестко боролась с традициями и обычаями, клеймя их «пережитками прошлого». И она добилась определенных успехов.

Сегодня в нашем обществе немало людей, называющих себя «современными» людьми и даже космополитами. Это люди, не осознающие преемственность, и, соответственно, отвергающие национальное. На самом деле «современные» люди – это жертвы англо-саксонской культуры, виртуозно внедряемой в сознание людей на всем земном шаре. «Современный» человек сродни сироте, у которого нет родителей, нет родословной, который полностью зависим от воли «старших». Йос медх уга тенг, йовдл медх уга ўкр – не знающий обычаев – глупец, не разбирающийся в делах – невежда. Психология «современного» человека – это психология типичной жертвы. Она сродни поведению аборигенов Азии, Африки, Америки, отдававших свои сокровища за стеклянные безделушки пришельцев и в итоге остававшихся без земли, без культуры и без будущего.

Манипуляция сознанием в современном глобальном обществе идет намного агрессивнее, чем мы думаем. Приведу только один факт: для «современных» калмыков, да и русских английский язык становится приоритетнее, чем родной. Культурная агрессия всегда эффективна в обществах, где принижаются собственные традиции. Подавление одной культуры другой всегда разрушительно как для конкретных людей, так и для всего народа или общества. Люди становятся зависимыми, их уровень – это уровень слуг, их задача - жизнеобеспечение хозяев. Хотя они этого могут и не замечать. Сегодня не обязательно прямое принуждение, намного эффективнее манипулировать сознанием, и слуги охотно будут выполнять любые желания, принимая их за свои, что в конечном итоге и происходит с языком.

Французы, чехи, японцы, китайцы и многие другие нации, принимая англосаксонскую культуру, тщательно её «просеивают», выбрасывая мусор, ширпотреб, отбирают всё лучшее и вплетают его в национальную культуру. Но никак не наоборот. Народ становится безвольным, когда лишается национальных ценностей;

 

Отношение к родному языку. «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному языку – дикарь. Он вредоносен по своей сути, потому что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа» - писал К. Паустовский. Трудно что-то добавить к этим словам. Язык народа и дух народа неразделимы. Будущее калмыков, как нации, зависит от уважения к родной культуре и языку. Человек, не уважающий родной язык, не может быть личностью.

В нашем языке любое предложение заканчивается глаголом, речь ойрата всегда заканчивается действием и не может быть незавершенной. Человеку на подсознательном уровне закладывается модель поведения: сказал – сделал.

Язык отражает национальную картину мира, особое миропонимание и мироощущение. Если бы мы думали и говорили на родном языке, надобности в этой книге не было. Ойратские ценности и понятия - кровь и плоть нашей культуры - впитывались бы нами с молоком матери.

Вильгельм фон Гумбольдт писал: «Если по каким-либо посторонним причинам народ, обладающий совершенным языком, погрузится в духовную косность и слабость, то вырваться из этого состояния с помощью всё того же языка ему будет легче».

О пользе использования языка говорит и следующая версия. Ойратский язык интересен не только скрытыми в нем духовными сокровищами, но и системой речевого дыхания, вобравшей в себя тысячелетний опыт многих поколений. Процесс дыхания состоит всего из двух действий: вдох-выдох. Однако ученые, спортсмены, йоги, монахи в целях самосовершенствования на протяжении тысячелетий пытаются найти новые и все более совершенные способы дыхания. Каких только видов сегодня не встретишь: холотропное дыхание, «вайвейшн», «ребефинг», йогическое, по Стрельниковой, Бутейко и т.д. Любые физические действия, сама жизнь неразрывны от процесса дыхания. Правильное дыхание рождает дополнительные силы, соответственно, неправильное дыхание не только отнимает силы, но и разрушающе действует на весь организм.

Понимая теснейшую взаимосвязь дыхания и жизни, полноценного здоровья, ойраты совершили удивительное - в языке заложили систему правильного дыхания. Поэтому речь ойрата, хорошо владеющего родным языком стройна, энергична, гармонична, обладает завершенностью. Известный востоковед Ю. Лыткин, говорил, что нашему языку присуща «мягкость, гибкость и упругость, живость и необычайная сжатость, удивительная беглость и кипучесть». Действительно, калмыцкая речь напоминает пулеметную ритмику, так как ударение во всех словах калмыцкого языка ставится на последнем слоге. [С. Минаев] Именно ударение на последнем слоге делает нашу речь активной и в то же время завершенной.

При силовом ударении выделение одного из слогов осуществляется за счёт более интенсивного, чем в других слогах артикулирования гласного звука, которое достигается благодаря увеличению мускульного напряжения речевого аппарата и усиления выдоха. [Мусорин А.Ю.] Позиционно закрепленное силовое динамическое ударение задает особый ритм дыханию человека.

Таким образом, ойратский язык – это ещё и способ правильного дыхания. А как мы знаем правильное дыхание, как и правильное питание – залог долгой и счастливой жизни.

 

Отношение к имени. Понятие «нерн» - имя - в нашем народе сродни понятию чести. Поэтому для ойратов важно, чтобы имя собственное, фамилия, род оставались незапятнанными. Нерн ўкхір, бий ўкг – лучше умереть, чем потерять имя, нер олхнь – насни, нерін хуhрхнь – ґдрі – известности (авторитета) добиваются всю жизнь, а теряют в один день.

Имя подчеркивает этническое и религиозное происхождение человека, его индивидуальность. В наше время калмыки часто называют своих детей не калмыцкими и даже не монгольскими именами, считая, что в будущем им будет легче интегрироваться в этническом большинстве. Тўмн лањин нерін тўўкі тоhшас сольх – имя в десять тысяч лан поменять на сырой бублик, так говорили наши предки. Выбор имени для ребенка – наиважнейшее дело. У людей с двойными именами (дома по-калмыцки, в официальных документах по другому) часто развивается двойственность натуры, что прямо мешает развитию волевых качеств, духа, становлению цельной личности. Имя – это честь, давать ребенку родное имя, значит, уважить память предков, любить родную культуру. Во всем мире уважение вызывают те, кто идет своей дорогой, у кого свое мировоззрение, кто уважает традиции предков, с гордостью несет собственное имя. Если бы наши предки старались подлаживаться под большинство, разве появились бы мы? Ойраты создали три государства в разных частях света, никогда никому не кланялись, всегда были самими собой, потому вызывали и до сих пор вызывают восхищение у современников. Пора нам, их прямым потомкам, возвращаться к истокам. Сегодня главный вызов, на который должны ответить калмыки, быть или не быть нашей нации. Поэтому каждый, кто отвечает - быть, разделяет ответственность за её судьбу. Мы слишком многое потеряли, и наше имя – возможно, последний рубеж в битве за нацию.

 

Date: 2015-09-24; view: 411; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию