Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 5. О воспитании или передаче духовных ценностей





 

До сих пор мы говорили о духовных ценностях, теперь о том, что скрепляет эти ценности. Это воспитание. Сами по себе духовные ценности не имеют значения - игра слов, абстрактное теоретизирование, и только с привитием этих качеств в себе, в детях - приходит их подлинный смысл.

Без воспитания нет личности. Важно начинать воспитательный процесс с самого рождения. Недаром говорят, что «все мы родом из детства». Таланты и способности даются нам от Бога, но ментальность, мировоззрение личности закладываются в результате конкретного набора факторов и условий, в которых растет человек.

 

Семья – основа воспитания. Человек начинается с семьи. У ойратов семья, семейные отношения были святы. Предки, понимая важность правильного воспитания личности, четко регламентировали семейные отношения, создали уникальный семейный этикет, сохранявшийся у калмыков вплоть до ссылки, и, кстати, до сих пор бытующий во многих семьях.

Ребенок, получающий воспитание на улице, вне круга семьи становится «маугли». Его жизнь зависит от «случайностей». Причем «маугли» зачастую вырастают во внешне «благополучных» семьях, когда родители заняты «своими» делами. Часто можно услышать такое мнение-вопрос: «Ребенок одет, обут, сыт, что ему ещё надо?». Внимание и только внимание. Помимо удовлетворения биологических потребностей ребенку нужна эмоциональная и духовная поддержка.

Ещё совсем недавно в случае смерти родителей детей в обязательном порядке усыновляли родственники, если и их не было, то принимали в семью вовсе чужие люди. Даже детей врагов не бросали, воспитывали как своих. Показателен пример Суту Богдо Чингисхана, который усыновил многих детей бывших своих врагов.

Семья - это самая маленькая ячейка общества, но именно она играет важнейшую роль в жизнеспособности человека, общества и государства. Мы учимся любить, познавать мир в кругу своей семьи. Именно в семье закладываются понятия о достоинстве и чести, добре и зле. Любовь к родине, народу - это, прежде всего, любовь к своей семье. Поэтому наши великие прародители через отношения в семье заложили основу выживания этноса. Да и саму нацию ойраты воспринимали как свою большую семью.

 

Что такое воспитание? Передача духовных и исторических ценностей. Что есть цель воспитания? Становление Личности.

Качественные основы воспитания: любовь, четкое соотношение мужского и женского начал, современные примеры, наличие исторических, эпических идеалов событий-символов, четких характеристик добра и зла, система поощрений и наказаний за хорошие и плохие проступки.

Любовь. Любовь – это основа позитивного мира, основа воспитания гармонично развитых личностей. Родители, недодавшие любви своим детям, рискуют оставить им в наследство психологические комплексы. Любовь, как ничто другое, может раскрыть человека, открыть его сердце миру. Я знаю одного лидера по духу, который к 25 годам слыл настоящим бандитом, занимался рэкетом, грабежами, был судим. После очередной разборки ему встретился человек, значительно старший по возрасту, который, возможно, впервые за его жизнь, искренне захотел ему помочь. Их первая беседа длилась около трех часов. Как он мне рассказывал: «Я не понимал, что конкретно она говорила, но в её словах была такая искренняя любовь, что во мне что-то перевернулось. Вся жизнь прошла перед глазами. И вдруг… что-то открылось мне, я понял, что живу неправильно, и, если буду продолжать так жить, погибну. И тогда решил, что с этого момента стану другим человеком».

Такое искреннее чувство как любовь невозможно заменить ничем. Поэтому ни в детском саду, ни в школе, за исключением редких счастливых случаев, дети получить полноценного воспитания не могут. Школа – это система образования, но не воспитания. Только искренние чувства родителей и близких, семьи делают каждого ребенка исключительным, единственным, неповторимым, наделяют теми качествами, которые помогут ему впоследствии стать личностью, Богом своей судьбы.

Помню, в детстве мы всей семьей уехали отдыхать на море. Приехав, обнаружили, что на балконе голуби свили гнездо и уже отложили яйца. Отец сказал: «Не будем тревожить их покой, пока не вырастут птенцы». Мы всё время наблюдали за жизнью голубиной семьи, видели, как родители заботливо ухаживали за своим потомством. Однажды утром отец разбудил нас с сестренкой криком: «Смотрите, смотрите!». Оказывается, на нашем балконе происходила невообразимая суматоха. Голубиха-мать гонялась за своими птенцами, клевала их и выталкивала наружу. Так продолжалось до тех пор, пока она не вытолкнула всех. Птенцы, барахтаясь, начинали летать, сначала неловко, а затем всё лучше и лучше. Отец тогда сказал нам, что «в природе всё устроено очень мудро. Родители ухаживают за детьми, но когда приходит время, они просто выталкивают детей из гнезда. Хочешь жить - полетишь, не хочешь - погибнешь. В природе нет такого, чтобы заботиться о детях всю жизнь. Так должно быть и у людей. Мы вас вырастим, выучим, а дальше вам выбирать летать или падать». Слова отца и тот показательный голубиный пример запомнились мне на всю жизнь.


В воспитании, как и в любом другом деле, важно чувство меры. В жизни довольно часто можно наблюдать проявления слепой материнской любви. Мать старается уберечь чадо от всех жизненных напастей, решает его проблемы, в результате человек вырастает безоружным к жизненным невзгодам. В тот период жизни, когда закладываются основы характера, у ребенка-подростка-юноши отнимают возможности самостоятельного решения проблем, преодоления трудностей. В результате такой «любви» чаще вырастает жертва, но не личность. Что мы сеем, то и вырастает.

Также важно, чтобы рядом с ребенком как можно чаще были бабушки и дедушки, умудренные жизненным опытом и не такие требовательные, как родители. Мудрость, мягкость, искренняя любовь и сострадание старшего поколения способны сотворить чудо с любым ребенком.

Любить детей - значит, уважать их будущее, помогать формироваться им как личностям.

 

Мужское и женское начала. Четкое соотношение мужского и женского начал в воспитании – основа психически и физически здоровой личности.

Так заложено природой, что мужчина должен обеспечивать безопасность семьи, рода, государства, а женщина рожать и заботиться о потомстве, обеспечивать сносные условия быта. Физические и психоэмоциональные качества мужчин и женщин соответствуют именно такому раскладу обязанностей.

Однако современные условия выживания не требуют колоссального напряжения сил и энергии для обеспечения безопасности, поэтому в обществе происходит снижение уровня мужественности и повышение уровня женственности. Мягкое женское начало, затертое в суровые времена, всё более проявляется во всех сферах жизни общества. Современные мужчины по качествам характера становятся более женственными. Более того, геи, транссексуалы во многих странах, в крупных городах России уже не стесняются открыто выражать свою ориентацию. В то же время женщины становятся всё более мужественными, решительными, самодостаточными. Женщины сегодня с успехом занимаются боксом, тяжелой атлетикой, футболом, культуризмом и другими традиционно мужскими видами спорта. Психокультурное сближение полов проявляется в стиле жизни, поведении, иной раз даже по тембру голоса не отличить, мужчина говорит или женщина. Появился даже такой стиль одежды как унисекс.

Этим же словом можно охарактеризовать и современное воспитание – унисекс, ни мужское, ни женское. С одной стороны, вроде неплохо, обеспечивается формальное равенство полов, дети с ранних лет совместно познают мир. Но с другой стороны, никто не отменял законы природы. Какими бы умными и продвинутыми мы ни были, но основа выживания человечества заключается в биологическом продолжении рода. Только женщина может рожать, мужчины, увы, этого сделать не смогут. Мужчина может быть только защитником, героем, таков закон природы. Поэтому в государствах, где гендерная политика и социальная помощь акцентированы на поддержке женщин, где женщины в принципе не зависят от мужчин, слабыми и зависимыми становятся мужчины. Мужчины, не имея природных обязанностей по обеспечению безопасности и процветания своего рода, превращаются в женщин.


События во Франции, когда несколько дней государственные и общественные институты не могли справиться с волнениями эмигрантов, показательны. Французские мужчины уже не хотят защищать родину, им дороже личная безопасность. Представить, чтобы в Калмыкии бесчинствовали мигранты, во всяком случае, пока, невозможно, каждый мужчина посчитает своим долгом принять участие в наведении порядка.

Общества, где существует гармония в гендерном вопросе, где мужское – это дело мужчин, а женское – дело женщин, стратегически успешны. Никто не отменял естественного отбора. Римская империя пала от того, что просто никто не хотел её защищать, уровень мужественности был слишком низок, воинов оставалось слишком мало.

Также и в семье. Очень важно четкое разделение ответственности и обязанностей. Независимо от социального статуса каждого из супругов, их финансового состояния, карьерного роста, женщина дома должна быть хозяйкой, хранительницей очага, а мужчина - главой, защитником. Если в семье явно или не явно идет борьба за лидерство, если жена стремится к доминированию, гармонии не будет. Результатом такой борьбы может стать только горечь, разочарование, разлад. Женщина, исполняющая роль главы в семье (даже если и вынужденно), теряет женственность, приобретает мужские качества.

Мальчик становится мужчиной во многом благодаря женскому влиянию. Темуджин, возможно, никогда бы не стал Чингисханом, если бы у него не было такой матери как Оэлун и такой жены как Борте. Он в девять лет потерял отца, и Оэлун, понимая важность мужского воспитания, рассказывала ему древние монгольские предания о выдающихся воинах, о государстве монголов, о подвигах отца и дедов, о несправедливости, учиненной соплеменниками. Самое главное, она стала относиться к маленькому Темуджину как к главе семьи и рода, тем самым, сформировав в нем сильную личность. Верная Борте стала для Темуджина настоящим тылом, опорой и вдохновением, благодаря ей, он смог направить все свои созидательные устремления на созданию монгольского государства и великой империи.

Ухата эк - бўлин кишг – умная мать – счастье для семьи. Даже в отсутствии отца умная мать может воспитать в мальчике мужские качества, увидев в ребенке мужчину, личность, главу семьи. Дети, не познавшие в семье гармонию мужского и женского начал, очень часто становятся унисексами. А унисекс не может быть личностью.


Пример. Людей всегда вдохновляли и будут вдохновлять конкретные примеры из жизни выдающихся личностей, поворотных исторических событий, идеи, преобразующие будущее. Соответствующие представлению об идеале, они побуждают на активные действия, способствуют рождению целеустремленности и духа, что важно для воспитания подрастающего поколения. Сегодня с детьми мало разговаривают о героях прошлого и настоящего времени, потому что одинаково не знают истории и современников. При том, что героев нашего времени среди калмыков достаточно много: Николай Убушаевич Замбаев, Александр Иванович Леджинов, Юрий Эрдни-Гаряевич Бембеев, Владимир Анатольевич Довданов, Пюрвя Мучкаевич Эрдниев, Джемма Станиславовна Мучкинова, Арсланг Бамбаевич Санджиев, Аркадий Наминович Манджиев, Владимир Оконович Каруев, Бату Хасиков, Элистина Бурвяшова, Сангаджи Тарбаев, Герой России Баатр Александрович Гиндеев и многие-многие другие, живущие рядом с нами. Вырастить из ребенка личность возможно, создавая вокруг мир позитивного большинства из эпических и исторических героев, замечательных событий ойратской истории, из современников – личностей, живущих в гармонии со своей душой и окружающим миром.

Но первый пример – это родители и близкие родственники. Никакие обряды открытия дороги не помогут, если мы сами своим примером закроем дорогу собственным детям.

 

Штрихи к ойратскому воспитанию. «Кўн болх баhасн» - человек начинается с детства – говорили ойраты. И процесс воспитания начинался чуть ли не с самого рождения. Женщины носили детей не в двух руках, как принято сейчас, по-европейски, а «наклонивши свой стан, выставляют правое бедро вперед, на которое верхом сажают ребенка…, рукою придерживая дитя за ягодицы». Малютки крепко держались ручонками за одежду матери и, насколько им позволяли силы, сжимали ножки. Калмычки никогда не пеленали детей. Мальчиков учили ездить верхом с трехлетнего возраста, в 5-6 лет они уже были полноценными помощниками своих родителей или старших родственников, пасли скот, сопровождали взрослых на охоте, а к 12 становились лихими наездниками. Жизнь кочевников сама по себе является суровой, даже князья и ханы – элита общества – не имели возможности вырасти изнеженными. В то же время отношение к детям точно передается в калмыцкой пословице: «бичкн кўўкд – бурхн мет» – маленькие дети подобны Богу. Имелось в виду, что они безгрешны и им нельзя говорить неправду, обманывать.

Скот – основное богатство кочевников, легко отчуждаемое имущество. И мальчиков с детства учили не только пасти, но и охранять скот, читать следы. Для степняков кража лошадей была одним из опасных, но и излюбленных занятий, в которых они могли показать свою сноровку и удаль в мирное время. Поэтому скот в целом охраняли очень бдительно, по сути, каждая кража лошадей становилась небольшой войсковой операцией.

В старину большую роль в воспитании воинов играла облавная охота. В ней могли участвовать тысячи воинов, наравне со взрослыми участвовали и подростки. Такая охота длилась иногда несколько месяцев. Фактически это была крупная войсковая операция. Её смысл заключался в том, что сначала все участвующие в охоте создавали огромный круг (в несколько десятков квадратных километров), затем, постепенно сжимаясь, как бы запирали зверей в этом круге. Горе было тому воину (даже если это несовершеннолетний юноша), который выпускал зверя. Участвуя в облавной охоте, подростки учились строжайшей дисциплине, выносливости, координации во времени и пространстве. Успех охоты зависел от синхронности действий участников, за ней следили строжайшим образом. Существовала целая система знаков – команд. Противники монголов, а впоследствии и ойратов, не раз поражались умению наших предков действовать в бою синхронно и слаженно как один человек. Думаю, что участие в подобной охоте для молодых людей было чем-то вроде обряда инициации.

Цаган Сар для всего монголоязычного мира был и остается самым долгожданным и радостным праздником. В старину в один из дней празднования устраивались своеобразные поединки между молодёжью. Этот обычай сохранялся у донских калмыков вплоть до революции. С разных концов станицы два отряда молодёжи под задорные крики, призывы взрослых мужчин, женщин, детей и, конечно же, девушек, сходились в самой настоящей «рубке», только вместо сабель в руках у бойцов были плетки «маля». Во время схватки молодые ребята показывали свою удаль, характер, волю и воинское умение. Такие «забавы» впоследствии делали калмыцких воинов непревзойденными «рубаками». Во время русско-японской войны калмыки-казаки зачастую во время боя обходились без сабель, орудуя лишь малей, чем повергали в животный ужас потомков самураев, которые были не очень хорошими кавалеристами.

Ещё одной важной чертой воспитания было умение контролировать свои отрицательные эмоции и чувства, такие как печаль, скорбь, страх, боль. Суровые условия не позволяли нашим предкам даже на короткий промежуток времени быть пессимистами, поддаваться душевной или физической боли. Как подметил И.А. Житецкий в 80-х годах XIX века: «…калмыки чрезвычайно жизнелюбивы. Этим объясняется, между прочим, почти полное отсутствие среди калмыков самоубийств…». Кроме того, умение контролировать отрицательные эмоции позволяло тренировать и накапливать духовную силу. Многие калмыки во время битв входили в особое состояние духа (нўцкн баатрмуд), когда они не чувствовали боли, усталости, наоборот, их силы как будто удесятерялись, их не брали ни пуля, ни меч, ни копье. «В ярости иные из ойратских воинов срывали с себя шлемы и панцири и сражались с обнаженной грудью в самом пекле. Страшно было смотреть на них, перемазанных кровью.… Всякий раз, как в атаку шли неукротимые и грозные, словно боги, «нагие богатыри», широкоплечие, с багрово-красными телами и налитыми кровью белками, маньчжуры в страхе бросались врассыпную» [Митиров А.Г.].

Значимой составной частью воспитания была борьба «ноолдан». Вот как ее описывает Пармен Смирнов, священник и автор одного из первых русско-калмыцких словарей: «…начинается борьба, которая напоминает сцену Ермака Тимофеевича с Магмет-Куллом! Соперники не щадят себя, делают всевозможные усилия, чтобы выйти победителем. На полунагих телах борцов ясно можно видеть чрезвычайное напряжение мускулов, которое могло доставить богатые образцы для живописи или скульптуры». Чтобы побеждать, нужно было иметь не только огромную физическую силу и выносливость, но и несгибаемую волю к победе. По правилам лимит времени схватки не был ограничен. Для мальчишек борьба была одним из самых любимых занятий, впоследствии из их среды выходили профессиональные борцы, которых в каждом улусе было по нескольку десятков человек.

Стратегическую роль в воспитании подрастающего поколения играло устное народное творчество. Жемчужиной калмыцкого фольклора является героический эпос «Джангар», носителями которого было отдельное сословие сказителей – джангарчи. Карьера джангарчи была почетной, ведь стать им мог мастер слова, обладающий музыкальным слухом, невероятной степенью концентрации, ведущий определенный и высоконравственный образ жизни. Эпос был сакральным произведением, считалось, что слушать его могут только «улан залатнр» (улан зала – красная кисточка, которую носили только ойраты).

Род, из которого вышел прославленный джангарчи, автоматически становился известным во всех кочевьях. «Джангар» обладал для калмыков магической силой притяжения. Послушать величественные песни эпоса, старинные легенды, сказки собирались и стар, и млад. Очевидцы утверждали, что калмыки могли трое суток подряд с небольшими перерывами на еду и сон слушать сказания о битвах богатырей, о духовном и физическом величии степных красавиц.

Зимними сибирскими вечерами мой отец, как и остальные мальчишки, с упоением слушал песни эпоса, в мечтах воплощаясь в любимых героев и забывая о постоянном голоде. Думаю, что во многом благодаря эпосу, отец сформировался как мужчина, как личность. Он обладал несгибаемой волей, всегда держал данное слово, был суровым, но глубоко любящим отцом. Понятие чести для него не было абстрактным. Возможно, подсознательно он всегда старался быть похожим на своего героя из детства Хонгора Алого Льва.

Калмыки всячески поощряли тягу подрастающего поколения к знаниям и справедливо считали, что юноша, познавший разные страны, мудрее старика, всю жизнь прожившего на одном месте. Случаи, когда родители влезают в долги, продают имущество для того, чтобы найти средства на обучение детей, нередки и по сей день. Дети, воспитываясь в такой среде, охотно осваивали знания и оправдывали надежды родителей. Как отмечал, И.И. Попов, долгое время обучавший калмыцких мальчиков: «Что касается до духовных способностей, то калмыки выгодно отличаются от других наций хорошей памятью, остроумием, умением красноречиво говорить, усидчивостью в учении, терпением, внимательностью и охотою к нему. Нам приходилось обучать русской и монгольской грамоте очень много калмыцких мальчиков. Среди них была, конечно, разница в способностях, но не было ни одного лентяя и совершенного тупицы».

Калмыцкое воспитание немыслимо без уважительного отношения к старшим. «Старшего брата уважай на аршин, а младшего - на вершок», «У человека есть старшие, а у шубы – воротник», «Хорошо, когда старший ведет себя, как подобает старшему, а младший как младшему» - говорили калмыки. Считалось, что нагрубить старшему по возрасту, всё одно, что нагрубить родителям. Когда старший или гость собирался в путь, молодые готовили его в дорогу и седлали коня. Когда пожилой человек заходил в дом, то молодые люди поддерживали его и открывали перед ним дверь; раньше старшего по возрасту или пожилого молодой человек не входил в кибитку и не садился. Младшие не вступали в разговоры взрослых. В торжественных случаях благопожелания первыми произносили более старшие по возрасту, а потом – остальные. Младшие должны были слушаться старших, не имели права вступать с ними в пререкания, повышать в их присутствии голос.

В суровых условия степи одним из основных законов выживания был – «помоги ближнему!». Калмыки всегда бескорыстно оказывали помощь попавшим в беду, даже если это были незнакомые люди, иноверцы или иноземцы. Любой калмык знал: в пути он может смело рассчитывать на помощь людей. Даарснд hал тўл, олсснд ботаха чањ – замерзшего обогрей, голодного накорми – гласит народная система воспитания.

Наши предки глубоко осознавали, насколько ответственна миссия родителей, ведь ребенок на подсознательном уровне всегда старается подражать им. Поэтому взаимоотношения между членами семьи основывались на глубоком взаимном уважении. Отец был признанным главой семейства, жена всегда подчеркивала социальную роль мужчины. Ему первому подавали еду и питье, ему принадлежало главное место в доме, его слово всегда было последним, а его решения не подлежали оспариванию. Жена и дети обращались к отцу всегда уважительно на Вы. Та гисн таалснла ідл, чи гисн чичснлі ідл – «Вы» звучит как ласка, «ты» как тычок – считали калмыки.

В то же время роль женщины – хранительницы очага - была не менее велика, ведь на ней лежала основная нагрузка по воспитанию подрастающего поколения. Дети настолько любили и уважали мать, что, будучи уже взрослыми беспрекословно выполняли все её просьбы. Женщина в калмыцком обществе была образцом нравственности. «Мораль женщины калмычки – высокая мораль и она, как воспитательница, дает детям безусловно твердые устои нравственности, идеи правды, добра, верности долгу, беззаветной покорности и стоической выносливости», - писал Г.Н. Прозрителев. Мужчины никогда не позволяли себе повысить голос на женщину, не говоря о том, чтобы ударить, и не допускали каких-либо грубых выражений или проявлений распущенности в их присутствии. Нравственность калмыцкой женщины, её преданность семье ценилась не только калмыцкими мужчинами, но и окрестными народами. Например, казахи считали, что мужчина, взяв в жены калмычку, тем самым укрепляет свой род и привлекает благополучие на многие поколения. А если эта женщина родит и воспитает ему сыновей, они будут такими же непобедимыми как ойратские воины. Именно из-за уважения к жене калмыки редко позволяли себе многоженство, хотя по законам это не было запрещено. Вторую жену, как правило, брали в случае бездетности и лишь с согласия первой жены. Практически все писатели, чиновники, исследователи в очерках, заметках, книгах о калмыках отмечали высокую нравственность в их среде. Из века в век семейная гармония старших поколений передавалась младшим.

Четкое распределение обязанностей в семье не просто гармонизировало отношения, но и уничтожало саму возможность появления конкуренции за лидерство между мужем и женой, что характерно для многих современных семей и что является одной из самых распространенных причин разводов. «Не сошлись характерами» - подобный кризис случался крайне редко.

Таким образом, дети воспитывались в гармоничных семьях, где мужчины олицетворяли истинно мужское начало, а женщины - истинно женское и, естественно, старались быть похожими на своих родителей. Раздельным было и воспитание. Кўўкн ўрн – экин кеермљ, кґвўн ўрн – эцкин кеермљ – дочь – украшение матери, сын – отца. Чрезвычайно важным считалась совместная деятельность родителей и детей. Мальчики получали, как и подобает будущим воинам, суровое воспитание, с малолетства они помогали отцу пасти скот, охотиться, вместе постигали боевое искусство, развивали закалку и выносливость. Ташад ґсксн кґвўн тівн лањ, таалад ґсксн кґвўн тавн лањ – сын, воспитанный в строгих правилах стоит 50 лан, а воспитанный в нежности и ласке стоит 5 лан (лан – мера веса и денежная единица). Девочек, наоборот, холили и лелеяли, но и неженок из них не делали. С раннего детства девочки помогали матери по хозяйству. К 13-14 годам они уже могли делать всё, что должна уметь взрослая женщина. По калмыцким традициям, прежде чем взять в жены девушку из дальних хотонов, проводили своего рода разведывательную операцию. Для начала в кибитку предполагаемой невесты засылался родственник, якобы, по какому-либо не имеющему отношение к свадьбе делу, например, забрел в поисках скота. По законам калмыцкого гостеприимства его привечали, а он, не раскрывая истинных причин визита, наблюдая, делал выводы о том, хорошая ли девушка хозяйка. Затем по приезду домой «разведчик» подробно рассказывал обо всем, что видел. После этого делали вывод: стоит ли засылать сватов. Неженке, лентяйке или вертихвостке выйти замуж было очень и очень непросто. Чем жениться на неряхе, лучше всю жизнь оставаться холостым – говорили калмыки.

В целом, система воспитания ойратов отличалась суровостью и строгостью, дети с раннего возраста учились отвечать за свои поступки и уметь находить выход из любой сложной жизненной ситуации, в том числе и экстремальной. Для этого их развивали как интеллектуально, так и духовно (нравственно), и физически,благодаря чему мы сохранились как нация и не затерялись в Истории.

Благодаря устному народному творчеству, прежде всего, героическому эпосу «Джангар», сказаниям и песням о героях прошлых времен калмыки сохранили воинский дух предков и государственное мышление. Мальчики и девочки с младенчества впитывали в себя народное понимание красоты, чести, этики, добра. Калмыки всегда были верными своей клятве. 110-ая Отдельная Калмыцкая кавалерийская дивизия защищала участок фронта от станицы Семикаракорской до станицы Багаевской (58 км), в четыре раза превышающий норму, от атак танкового(!) корпуса, поддерживаемого артиллерией и авиацией. Даже оказавшись зажатыми в фашистские клещи, калмыки отступили, только получив соответствующий приказ. Именно здесь истекающий кровью сержант Эрдни Деликов крикнул: «Бейте фашистских гадов! Калмыки не отступают!». Первыми красноармейцами, упомянутыми в берлинской прессе за сумасшедший героизм, были именно калмыки.

 

Народная культура ойратов напрочь отвергала подлость, стяжательство, воровство, мошенничество, предательство. Уважением пользовались люди, обладающие следующими чертами: честность, открытость, порядочность, верность данному слову, отвага, удальство, выносливость, умеренность, стойкость к страданиям, оптимизм. Поэтому в народе не переводились воины, герои, способные отстоять независимость родины.

 

 







Date: 2015-09-24; view: 541; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.016 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию