Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Соблюдение принципов морали и служебной этики
Стратегическая идея развития США заключается в том, что и в бизнесе и в жизни человек должен следовать принятым обществом моральным правилам. Обман неприемлем. Необходимо жить всегда в ладу со своей совестью. Действующие в обществе и мире стандарты едины для всех, как правила игры в спорте. Для того чтобы общество успешно функционировало и развивалось, должны быть стоящие выше простых запросов общества идеалы. Достижимы они или нет – не главное. Само стремление к ним будет приносить ощутимые плоды: «Готовься к великой цели, и слава тебя найдет». Планка на высоте, которая гораздо ниже предельной, берется легко. При решении больших задач мелкие снимаются попутно.
... Если ты начал строить дом, проблемы с изготовлением табуретки у тебя не будет.
Для общества необходимы более значимые цели и идеалы, чем богатство и деньги или чем обожествление лидера и желание стать такими, как он. Государство с подобными устремлениями деградирует. История это доказала многократно.
... Богоподобных лидеров и вождей было множество, да и сейчас достаточно. Их правление всегда кончается упадком.
Америка – первая страна, положившая во главу своей государственности принципы демократии, равенства и справедливости. Ранее по таким принципам не жили, они существовали лишь в теории. В США же их не просто продекларировали, им стали реально следовать. Указанные идеалы недостижимы, но в Америке к ним подошли ближе, чем в других странах. Лидер там – это действительно «один из нас», деньги – «не роскошь, а средство продвижения».
... У нас в России, как и во многих странах с низким уровнем жизни, бытует представление, что США – царство материальных благ, что люди там стремятся только к деньгам. Нет! Прямое стремление к богатству – это концепция стран третьего мира. В развитых странах Запада деньги лишь мера успеха, но не его цель.
Америка состоялась, как страна с новыми принципами управления, следование которым приводит к материальному благосостоянию. Этому обществу удалось реализовать наиболее эффективную на сегодня систему взаимодействия людей, правил и стандартов. В широком смысле их стандарты включают в себя все: стиль одежды, поведения, общения и т. д., словом, стиль жизни. Обо всем этом мы писали отдельно, тем не менее, вот один краткий комментарий, который касается одежды. Ей в деловой Америке придают большее значение, чем у нас, а в быту, и это заметно на улицах, – меньшее. В бизнесе внешний вид – символ успеха, принадлежности к тем, с кем стоит иметь дело. Даже небогатый уличный музыкант может быть одет с иголочки.
... Американцы, в отличие от тех, кто живет в бедных странах, не так уж и дорожат вещами. Новые машины покупают не потому, что с жиру бесятся, а потому, что на разваливающихся ездить неприлично. Плюс – их же надо чинить беспрерывно, а это потеря денег и времени, в том числе рабочего, что чревато самыми неприятными последствиями. Стиль жизни должен соответствовать положению.
Конечно, и у превосходно экипированного могут быть и проблемы, и срывы. Но это бывает гораздо реже, чем у того, кто и с виду неопрятен. Общение на равных Американцы проповедуют принцип равенства прав для людей, стараются с одинаковыми мерками подходить ко всем. В Азии, как вы помните, своим всегда предпочтение. А у нас? Нечто среднее. В России очень теплые и близкие отношения в кругу друзей и родственников. Здесь все гораздо ближе и неформальнее, чем в США. Но при этом посторонний для нас – это просто посторонний и обычно отношение к нему (желание улыбнуться, уступить место, помочь, как другу) неважное. В Америке прохладнее, хуже, если хотите, относятся к близким, но лучше – ко всем прочим.
... У нас не принято здороваться с незнакомыми людьми (к примеру, в лифте), улыбаться им. Даже трудно представить, как это можно сделать. А американцы не представляют, как этого можно не делать. Там человека оценивают не по отношению к друзьям, а по отношению к врагам. И здесь ты должен исходить из общих принципов порядочности, соблюдать этикет.
Поправки к Конституции в Америке редки, а вот письменных инструкций, правил и кодексов на предприятиях – масса и количество их растет: стараются прописать все. Мы поправки к Конституции предлагаем запросто, а этических принципов деятельности, изложенных в письменном виде, пожалуй, ни одно наше предприятие не имеет. Американцы считают, что этические принципы и моральные правила чрезвычайно важны для принятия верных решений в бизнесе. В корпорациях они зафиксированы документально. Существуют и обязательные для исполнения этические кодексы фирм и компаний, где расписано буквально «что такое хорошо и что такое плохо». И по ним стараются жить. Нарушить нельзя – это закон организации. Если ты ее сотрудник – то и веди себя соответственно. На усмотрение индивидуума остается мало.
... В этом смысле диапазон свободы там гораздо уже, чем у нас. На фирме все расписано, даже как и в каких случаях одеваться.
Морально‑этические принципы каждая организация формулирует во всех деталях (не просто «не убий, не укради»). Ситуации в каждом деле бывают своеобразными и сложными, но все возможные случаи стараются предусмотреть. Если письменной инструкции нет – помогут специалисты по этике и юристы. Этические нормы поведения различны для правительственных организаций, бизнеса и университетов. Хотя общего больше, чем отличий: все ведь вышли из одной культуры. Указанные принципы и правила поведения далеко выходят за рамки Уголовного кодекса.
... Нарушишь кодекс – посадят. За нарушение этических правил осудят морально, максимальное наказание – с работы выгонят и из клуба исключат. Или дела с тобой никто иметь не будет, и бизнес твой прогорит. Еще существенно: этические нормы в разных сообществах могут отличаться в гораздо большей степени, чем нормы права. И те и другие не очень близки у нас и американцев, но с этическими это расхождение более наглядно. Например, у нас списывать – этично, а ябедничать – нет. У американцев все наоборот.
В Азии общее понятие морали растяжимо. Этика там ситуационная, определяющаяся обстоятельствами: сегодня можно поступить так, завтра, если это будет выгоднее, иначе. То есть выбор решения диктуется не столько законом (если нужно – и закон изменим!), сколько конкретными обстоятельствами. В Америке этого не понимают совершенно. Европейская, западная цивилизация началась с римского «Dura lex, est lex!» («Закон суров, но это – закон!»). Если соответствующий закон (правило, инструкция) есть – это четкое указание на все случаи жизни. В развитых странах Запада люди стремятся к ясности.
... Скажем, должно быть понятно, на кого этично донести при нарушении им закона. В Америке – на любого. У нас эта граница очень размыта и зависит от обстоятельств, в первую очередь из‑за специфических свойств российских, вечно меняющихся законов и взглядов. И Павлик Морозов объявляется то героем, то негодяем.
Американцы свои этические нормы и установки стараются выполнять вне зависимости от взаимоотношений, человеческих качеств и особенностей ситуации. Все прямо и конкретно. Всегда есть поведение правильное и неправильное. И все беды – следствие последнего.
... По мнению небезызвестного Рона Хаббарда, если результат плох, – где‑то ты вел себя неверно, даже если попал не по своей вине в аварию или твой дом разрушило землетрясение. Не оправдывайте плохую статистику, плохой результат обстоятельствами, а четче действуйте!
Между правильным и неправильным поведением, так же, как между правдой и неправдой в Америке нет полутонов. Или ты говоришь правду, или лжешь.
... На этом и Б. Клинтона подловили, получив повод для импичмента. Напомним, инкриминировали ему вовсе не связь с Моникой Левински, а то, что поначалу врал, дескать ничего такого не было.
В Азии, напротив, палитра оттенков между правдой и ложью достаточно широка. В нашей политической жизни последних десятилетий тому масса примеров.
... По сравнению с тем, что приходилось скрывать Горбачеву и Ельцину, ложь Клинтона – просто детская шалость.
На фирмах регулярно проводятся специальные тренинги. Их задача – научить людей действовать правильно, взвешенно, адекватно обстоятельствам. Или хотя бы пытаться это делать и создавать впечатление, что поступаешь в соответствии с установленными принципами. Это считается важным. В большинстве американских школ бизнеса читается специальный курс этики. Этика бизнеса – не совсем то, к чему мы привыкли в быту, хотя сходство есть. Основной ее принцип – не совершать ничего противозаконного (равно как и расходящегося с этическими принципами фирмы) никогда и нигде. Ведь даже вне США фирма обязана поддерживать свое реноме.
... С «нигде» бывает трудно. В ряде азиатских стран, скажем, в Индонезии, без взяток практически ничего не добиться. В Латинской Америке, кроме Чили, прямые взятки и знакомство с нужными людьми тоже сильно облегчают жизнь. А американцы твердо усвоили, что взятки неэтичны и противозаконны! Они стараются и там соблюсти невинность или создать видимость ее соблюдения. Один из вариантов мы указывали: назначают азиатских менеджеров, в деятельность которых не вмешиваются и подробностей ее стараются не знать. В России американцы также берут местных. Обычная проблема заключается в том, что честного пожилого сотрудника трудно переучить, а среди молодых и способных сложно найти принципиальных – воруют.
Один из распространенных этических принципов: «Являясь сотрудником организации, ты обязан приносить ей пользу и не должен никоим образом вредить».
... Почти по А. Азимову: «Робот не может вредить человеку».
Более того, «не навреди» – недостаточно. Общепринято еще вот что. Фирма, начальство, работа могут быть нелюбимыми. Но пока ты здесь работаешь – должен демонстрировать энтузиазм!
... Логика проста: считается, что на нелюбимой работе человек не работает с полной отдачей, а кому такой работник нужен?
По поводу плохой работы или несправедливого начальства никто не ноет: не поймут. Конечно, это идеал. Не все ему следуют, есть исключения. Но, как правило, до тех пор, пока с работы не выгонят, американцы изображают приверженность этому идеалу.
... Супруги обычно вплоть до развода тоже изображают верность друг другу. Хотя статистика измен известна.
В целом же все вращается вокруг общих принципов: равенство, справедливость, приоритетность законов и инструкций, жесткое соблюдение принятых правил и т. д. За равенством следят строго, особенно при заключении контрактов. На старте, скажем, при проведении тендера, все должны быть равны. Никто не имеет ни перед кем никаких преимуществ. Поле игры едино. Значение этому придают чрезвычайно серьезное, это скорее уже сфера закона, чем этики.
... Если кто‑то имеет заранее преимущество в конкурсе, кто‑то без объективных оснований в него включен, а кто‑то отодвинут, – это рассматривается как коррупция и приравнивается к взяточничеству, даже если деньги никому не передавались.
В Америке фаворитизм считается серьезнейшим злом, мешающим бизнесу. Если вы – новичок, если у вас нет, как у других, знакомых и друзей в компании, если вы лично кому‑то не понравились и т. д., – это не повлияет на шансы выиграть тендер, если ваш проект действительно лучший.
... Как с этим обстоят дела у нас вы можете судить по практике зачисления абитуриентов в вузы, а теперь и по результатам ЕГЭ, которые почти прямо пропорциональны коррумпированности тех мест, где происходит сдача. Еще пример. В последние годы наших военных стали обязывать проводить тендеры на закупку продукции и услуг. То и дело проколы. За руку кого‑то ловят редко, но постоянно приводят результаты расследований, установивших, что конкурс выиграла фирма, где и цена выше, чем у конкурентов, да и качество не очень. Один из авторов был свидетелем того, как проводивший тендер командир, предварительно договорившись с фирмой‑поставщиком о выгодных для себя условиях, предложил ей сформулировать, для последующей официальной публикации, правила прохождения конкурса так, чтобы быть вне конкуренции. Другой автор тут же сказал: «Так и в Канаде дают обязательные объявления на конкурсные должности, когда нужный кандидат уже там, скорее всего, неофициально работает». Но в США такие штуки с объявлениями отнюдь не правило, а с тендерами – редкое исключение.
Да, в Америке такие махинации редки. И не потому, что желающих обогатиться нечестным путем меньше (там их тоже хватает), а потому, что за этим пристально следят и жестко пресекают мошенничество. Ведь нарушение правил конкуренции губительно сказывается на экономике страны в целом. Выгодно, когда побеждает действительно сильнейший.
... Пожалуй, единственным исключением является практикуемая во многих штатах при раздаче местных правительственных контрактов поддержка бизнеса, принадлежащего представителям национальных меньшинств и женщинам. Это – отголоски эпохи борьбы за гражданские права, плавно перешедшей в борьбу за личные привилегии. Люди везде одинаковы. И здесь подобные правила приводят к назначению зиц‑председателей из женщин или официальных меньшинств.
Date: 2015-09-24; view: 300; Нарушение авторских прав |