Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Счастье и его парадоксы





 

1.2.1. Что такое счастье?

Быть дураком, эгоистом и обладать хорошим здоровьем – вот три условия, необходимые для того, чтобы быть счастливым. Но если первого из них нет, то остальные бесполезны.

Гюстав Флобер

 

 

В рассуждениях об удовольствии и счастье даже великий русский народ временами ошибается. Пословица – «Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше!» – неверна. Рыбье счастье тоже там, где лучше. На глубине рыба не живет! Она отмели любит, где вода потеплее и корма больше.

Что такое счастье толком не знает никто. Хотя думать и рассуждать о нем любят все.

 

 

...

Например, так: «Человек счастлив, когда ему хорошо [8]». Или так: «Человеку хорошо, когда он счастлив». Логично!

 

Приведем несколько определений счастья:

▪ Счастье – это покой (философы и мистики).

▪ Счастье – это когда тебя понимают (подростки и одинокие люди).

▪ Счастье – это почесать, когда чешется (современные циники).

▪ Счастье – это когда утром с удовольствием идешь на работу, а вечером – домой (добропорядочные граждане).

Словом, счастье у каждого свое. Заключается оно обычно в получении (достижении) того, чего у тебя нет. А как только желаемое достигается – счастье уже в другом. Поэтому то оно и так зыбко, неуловимо.

 

 

...

Тут к месту привести еще одно определение: «Счастье – это воспоминания о прошлом и мечты о будущем».

 

Наши желания связаны с рассмотренной выше Пирамидой Маслоу (см. рис. 2). Последовательно хочется все большего, труднодостижимого. Хотя счастья это не особенно прибавляет.

 

 

...

Сначала – хорошо бы сменить корыто, наше‑то совсем прохудилось. А потом мало и дворца, подавай владычество над всем миром. Итог обычно один, и выражается он популярной в определенных кругах фразой: «Жадность фраера сгубила».

 

Кстати, желания и мечты у людей стандартны. Чего вы больше всего желаете? Даже несбыточного? Представьте, что это желание сбылось. Следующее? Если так продолжать, все проходят цепочку от полного материального благополучия и всеобщей любви и уважения, до (это же мечты!) вечного здоровья и бессмертия.

 

 

...

Сомневающимся советуем прочитать отличный рассказ Роберта Шекли «Кое что задаром». Там герою достается (из будущего) прибор, исполняющий все желания. При угрозе его потери, герой, уже получивший дворец и много всего, думает и действует так: «Надо поскорее, пока еще есть возможность, пожелать что‑нибудь пограндиознее». Быстро, одно за другим, он попросил себе пять миллионов долларов, три функционирующих нефтяных скважины, киностудию, безукоризненное здоровье, двадцать пять танцовщиц, бессмертие, спортивный автомобиль и стадо племенного скота. Но как только он стал совершенно здоровым и бессмертным – очутился на мраморных каменоломнях. Оказывается, все со временем желают мраморный дворец. А мрамор дешевле всего заготавливать вручную, используя бессмертных работников с несокрушимым здоровьем.

 

Дейл Карнеги писал (цитируем по памяти): «Среди нищих китайских кули на набережных Нью‑Йорка я видел не меньше счастливых людей, чем среди миллионеров Уолл‑Стрит».

Не в деньгах счастье!

 

 

...

И даже не в их количестве.

 

Хотя деньги всегда «плюс», а не «минус». Но они – пусть часто и необходимое, но недостаточное условие счастья.

Американские социологи ранжируют факторы, определяющие счастье так1:

1. Счастливые родители. Если твои предки и родственники считали себя счастливыми людьми, скорее всего, и ты таким будешь (То есть считать себя счастливым, что собственно и есть счастье). Наиболее высоко оценивают качество своей жизни люди, выросшие в благополучных семьях, где оба родителя были жизнерадостны и неконфликтны.

2. Счастливый брак. Такой, где жена (муж) довольна тобой и жизнью.

3. Счастливые друзья. Лучше, если их много, и они уважают и любят тебя.

4. Соответствие достигнутого способностям. Баланс между желаниями, делами и возможностями. Человек, которому того, что он получил и имеет, всегда мало, довольным жизнью не будет. Но и тот, кто не стремится к достижению большего, к реализации всего заложенного в нем, тоже.

 

 

...

Классические иллюстрации:

• Тост из к/ф «Кавказская пленница: «Имею желание купить дом, но не имею возможности. Имею возможность купить козу, но… не имею желания. Так выпьем за то, чтобы наши желания всегда совпадали с нашими возможностями…»

• Знаменитая «молитва покоя», принятая в популярных программах Анонимных алкоголиков и приписываемая обычно протестантскому теологу Р. Нибуру: «Господи, дай мне душевный покой, чтобы принять то, что я не могу изменить, дай силы изменить то, что могу, и мудрость, чтобы отличить одно от другого».

 

5. Вера. И жизнь в соответствии с нею. Служение идеалам, творение добра (или убежденность в этом). Уверенность в том, что ты помогаешь людям, наставляешь их на путь истинный, улучшаешь жизнь.

 

 

...

Бороться за любую вещь, в которую веришь – путь к счастью. «Блажен кто верует, тепло ему на свете!» Но не только религии решают эту проблему. Равно можно верить в торжество коммунизма и т. д.

 

6. Принятие себя. Удовлетворенность своей внешностью, способностями, успехами. Ведь всегда можно найти кого‑то лучше, умнее, красивее, способнее, богаче. Умейте не сравнивать.

 

 

...

• У любимого нами философа‑авантюриста Ошо есть притча «Сравнение». Вот она в сокращении:

«Вы нужны! Никто не выше, и никто не ниже, никто не главный и никто не подчиненный».

• Один высокомерный самурай пришел однажды к Мастеру дзэн. Он был знатен, но, взглянув на Мастера, вдруг почувствовал себя ничтожным. Он сказал Мастеру:

– Почему я чувствую свое ничтожество? Я много раз встречал смерть лицом к лицу и никогда не чувствовал страха. Почему я сейчас испуган?

Мастер сказал:

– Посмотри на эти деревья, на это, высокое до неба, и это, маленькое, рядом с ним. Они оба растут перед моим окном много лет, но у них нет никаких проблем. Маленькое дерево никогда не говорит большому: «Почему я чувствую унижение перед тобой?»

Самурай задумался и ответил:

– Потому что они не могут сравнивать.

– Вот видишь, ты сам знаешь ответ.

Когда вы не сравниваете, все ничтожество и все величие исчезает. Маленький кустик или большое дерево – не важно. Ты являешься самим собой. Лист травы так же необходим, как величайшая звезда. Голос кукушки так же велик, как речь Будды: мир был бы менее богат, если бы кукушка исчезла. Посмотри вокруг. Все необходимо, и все хороши вместе. Это единство, никто не выше и никто не ниже, никто не важнее, никто не ничтожнее. Все несравнимо уникальны и необходимы.

 

7. Деньги. Как видите, они действительно далеко не главное. Напрямую ощущение счастья с деньгами не связано. Но зарабатывать много все же лучше, чем мало. Мысли о том, что они несчастны именно потому, что нет денег, присутствуют у многих неудачников.

 

 

...

Про несчастных – чуть подробнее. Встречали мы их много, и вот наше им напутствие.

Всем несчастным!

Люди плачут только в одном случае: когда им жалко себя. Что бы они при этом ни говорили. Можно конечно прослезиться от лука, физической боли или радости, но это не тот плач – не горький. Горький только у несчастных.

Причина всех серьезных печалей по большому счету одна, и она стандартна: «Я обделен (не досталось, потерял, отняли) в сравнении с другими», «У меня нет того, что есть у всех».

Вот эта лесенка:

– Я маленький и слабый, скорее бы вырасти.

– У меня нет друга (подруги, сексуального партнера).

– Я не самый умный (удачливый, красивый, богатый, образованный, устроенный).

– Я все еще (уже, опять) не замужем (не женат).

– Я замужем не за тем (он не самый умный, красивый, богатый, образованный).

– У меня нет детей или с детьми мне не повезло (они не самые здоровые, умные, красивые и т. п.).

– Такая жизнь (работа, зарплата, квартира, город, страна) меня не устраивает.

– Я старенький и слабый, протянуть бы подольше (вариант: скорее бы все это закончилось).

Ребята, не плачьте! Не жалейте себя, не сравнивайте с другими, а действуйте!

Американский психолог Мартин Селигман («позитивная» психология) справедливо считает, что чтобы человек был счастлив, ему в первую очередь нужно отказаться от грустных мыслей, привычки размышлять над тем, как решить свои многочисленные проблемы. И начать думать о том, как использовать свои лучшие качества.

 

Итак, человек счастлив, когда сам искренне считает, что все в порядке, а близкие и окружающие разделяют его мнение. Когда он успешно участвует в жизненном созидательном процессе, реализует свои возможности, а особенно, когда творит (создает то, чего до него не было), и это получается и адекватно оценивается.

 

 

...

Обращайте внимание и ориентируйтесь преимущественно на тех, кто вас любит, хвалит, одобряет. Недовольные вами найдутся всегда, как бы вы ни лезли вон из кожи, чтобы им угодить. И ориентироваться на них – путь в тупик, к несчастью.

 

Еще один важный момент: вечное блаженство недостижимо на этом свете. Счастье скоротечно. Это надо хорошо представлять и не питать никчемных иллюзий, чтобы не было разочарований.

 

 

...

Процитируем классика [9]: «Состояние радости, рожденное удовлетворением потребности, недолговечно – на смену ему вскоре вновь приходит неудовлетворенность, только более высокого порядка. Человеческая мечта о вечном счастье неосуществима. Счастье достижимо, но быстротечно. Не успеет человек пережить момент удачи, прочувствовать трепет от исполнения желания, как уже воспринимает его как само собой разумеющееся и вновь тревожится и проявляет недовольство, взыскуя большего! Необходимо отказаться от мечты о постоянном и непрерывном счастье, принять как данность тот факт, что человеку не под силу вечный экстаз; человек способен лишь на краткое переживание счастья, после которого со всей неизбежностью обречен на недовольство».

Да что там абстрактное счастье, даже на гораздо более практическом и примитивном уровне… Жена соавтора, живущего сейчас, в основном, за границей, при удобном случае вспоминает его необдуманную давнюю фразу, сказанную при отъезде: «Я успокоюсь только когда сяду в самолет». С комментарием: «Ну что, успокоился?» Понятно почему? Как только кончаются одни заботы, тут же приплывают другие. Никакое физическое или карьерное перемещение не перенесет вас из края тревог и забот на счастливые поля олл‑инклюзив беззаботности, где за все заплачено. Мы лишь выбираем характер забот. В некоторых случаях выбор однозначен: понятно, что лучше находиться там, где главная тревога об успехе проекта, чем там, где на первом месте вопросы личной безопасности.

 

Итак, для ощущения полноты жизни (счастья) важно уметь выбрать посильную для себя цель, успешно продвигаться к ней и концентрироваться на успехах, а не на проблемах и неудачах, понимая при этом, что удовольствие от любого достигнутого успеха временно, зато количество таких возможных достижений безгранично.

Опять‑таки, все сказанное можно отнести не только к человеку, но к любым командам, фирмам и странам. Ниже об этом будет написано подробнее, как и о многих парадоксах счастья.

 

1.2.2. Счастье напрямую

Во сне – счастье, наяву – ненастье.

Пословица

 

 

Для того, чтобы достичь счастья «естественным путем», надо приложить массу усилий и иметь хотя бы немного везения. Но есть и другой способ – отключиться от реальности и кайфовать напрямую (рис. 3).

 

Рис. 3. Это, правда, не настоящий кайф, а кукольный. Растаманский сувенир с Карибов. На островах травка ничем таким особенным не считается, так, часть местной культуры. В Штатах таких сувениров вы не увидите

 

 

...

Если воспользоваться терминологией лидеров России – это, как бы, наш асимметричный ответ Природе.

 

Почему и как впадают в нирвану? Чтобы понять это необходимо краткое введение в химию мозга.

Положительные эмоции, создающие ощущение счастья, возникают, когда в мозгу вырабатываются определенные химические вещества.

 

 

...

Способность к их выработке у разных людей и даже у представителей различных наций может отличаться.

 

Главные гормоны счастья – серотонин и эндорфин. Механизм их действия нам сейчас не важен. Существенно, что простое повышение содержания этих соединений в организме вызывает радость и даже эйфорию, а нехватка – грусть и апатию. Кроме того, когда этих гормонов много, человек легче переносит боль, у него быстрее заживают раны, да и вообще он способен на большее.

 

 

...

Рекорды, озарение, вдохновение, состояния экстаза – все это напрямую связано с молекулами радости. Много эндорфинов вырабатывается при беременности, перед боем, при иглоукалывании и даже во время порки. Так организм помогает себе переносить стресс.

 

Можно целенаправленно усилить синтез серотонина и эндорфинов. Занимайтесь спортом, дыхательными упражнениями, сексом. Ешьте больше продуктов, способствующих их выработке: бананы, сыр, шоколад, сладости, булочки – все высококалорийное и содержащее глюкозу.

 

 

...

От сладкого и мучного, как известно, полнеют. С другой стороны, бытует мнение, что толстые люди добрее худых. Вполне вероятно – ведь серотонина в их организме больше!

 

Чаще бывайте на юге, на даче, на природе, на солнце: на выработку «гормонов кайфа» прямо влияет ультрафиолет.

 

 

...

В северных странах и в зимнее время депрессий всегда больше. На юге и летом люди веселеют!

 

Еще одна очень интересная закономерность. Психологи давно заметили, что связь «настроение – поведение» двусторонняя. Так, когда нам хорошо (а, значит, серотонина и эндорфинов много), мы улыбаемся. Но, с другой стороны, когда мы улыбаемся (пусть даже искусственно), содержание гормонов счастья повышается и нам становится хорошо!

 

 

...

Можете попробовать прямо сейчас. Подойдите к зеркалу, улыбнитесь и скажите: «Я такой хороший!»

 

Есть даже специальная основанная на этом оздоровительная практика – смехотерапия [10].

Но люди, как вы знаете (вы же – один из их представителей), ленивы и рациональны. А поэтому часто выбирают самый простой путь к кайфу – принять (съесть, выпить, вколоть, вдохнуть) химические соединения, непосредственно его дающие. А по простому – наркотики.

 

 

...

Как мы теперь знаем, это вещества класса серотонина и морфина («эндоморфины» – это внутренние; то есть вырабатываемые организмом, морфины). Сейчас наркотические вещества умеют синтезировать, а раньше находили опытным путем, в чем разные народы сильно преуспели.

 

Не будем себя обманывать, наркотики были всегда [11]. Их употребление так же характерно для людей, как воинственность, религиозность или расизм. Причем все это обусловлено одним – стремлением человека к счастью.

 

 

...

Фундаментальная концепция об индивидуальном стремлении к счастью не случайно зафиксирована в американской и, тоже не случайно, не зафиксирована в российской Конституции.

 

Известно, что: «Веселие Руси есть пити!» (приписывается князю Владимиру).

С этой же целью в Йемене традиционно жуют кат, в Боливии – листья коки, в Мексике заваривают пейотль, в Алжире употребляют гашиш и т. п. Национальные обычаи…

 

 

...

Нам, кстати, неоднократно приходилось объяснять американцам смысл русской традиции коллективного питья водки стаканами. Не доходит! Им непонятно, что жизнь народа может быть из поколения в поколение настолько беспросветной, что главное традиционное удовольствие в ней – забыться, чтобы ничего этого не видеть.

 

По сути, и опий, и водка, и кока, и кат, и марихуана, и крэк, и героин – это все наркотики, хотя и разные по опасности и характеру действия. Опасность связана с биологическим (не социальным – против этого есть защита!) привыканием. Через определенное время в мозгу происходят необратимые изменения, переключение нейронов, после чего к нормальной жизни практически нет возврата.

 

 

...

Про алкоголь мы знаем – алкашей полно, но от рюмки за ужином алкоголиком станет не каждый. То же относится, например, к марихуане. Галлюциногены часто вообще не наркотики – к ним нет биологического привыкания. А вот с героином внутривенно ситуация совершенно иная. Именно здесь лежит объективный критерий, по которому общество должно решать, что именно и в какой степени криминализировать.

 

Но вернемся к концепции счастья. Идти к нему естественным путем – долго и трудно. Но счастье – это ощущение. А все наши ощущения возникают в мозгу как ответ нервной системы на внешние раздражители. Реакция опосредованная, хотя все равно это взаимодействие нейронов.

И вот вам предлагают сократить этот сложный путь. Одна инъекция – и вы счастливы в недостижимой естественным путем степени. Два часа «балдежа» – и ничего больше вам в жизни не надо, потому что вы счастливы уже, ничего лучшего не бывает, и возврат после этого к тусклой действительности приобретает все черты несчастья. Скорей оттуда обратно! Любой ценой! Вот и весь механизм.

Обсуждать что‑то всерьез с человеком, который побывал в «раю» и для которого вы лишь досадная помеха (или возможный источник средств) для возвращения туда – невозможно. Даже после косяка – глазки красные, реакция неадекватная – «уплыл». О чем посерьезнее мы и не говорим – эти люди могут быть по‑настоящему опасны, им деньги нужны на ближайший билет в «рай». Зарабатывать же деньги приходится в реальной жизни, из которой настоящие наркоманы исключены.

В Северной Америке все начиналось, как и у нас, с алкоголя, с которым эпизодически пытались бороться. Даже сухой закон в двадцатые‑тридцатые годы вводили.

 

 

...

Пить в итоге меньше не стали, только мафия на контрабанде спиртного поднялась.

 

Запрещать пить, конечно, бессмысленно, и вдвойне бессмысленно было это делать в США, где хотя алкоголики и есть (существует даже известная ассоциация анонимных алкоголиков – ААА), но массового алкоголизма, как у нас, нет и никогда не было. Слишком там люди рациональны и ценят реальную жизнь. Социальная выпивка, снятие стресса после работы – это практикуется. Но они друг на друга посматривают, и потерять над собой контроль – позор.

 

 

...

Так что, если американец и напивается, то дома, за закрытыми дверьми. В барах выпивают в основном, для веселья и успокоения, а не ради драки с последующей полной «отключкой». И потом, каждому ведь на своей машине домой ехать.

 

С наркотиками сложнее, избирательнее. Массовое их распространение началось с 60‑х годов прошлого века, когда пришло поколение хиппи – детей‑цветов, противников войны и американского империализма. Оно хотело порвать с рационалистической, консервативной традицией, в том числе и посредством так называемого расширения сознания при помощи химических препаратов.

Наркотики, конечно, и сейчас в ходу, но романтизма вокруг них уже нет. Какая романтика, когда в тюрьмах в США сидит народу больше, чем в России, и значительная часть – именно по наркоманским статьям. С курением там справились, антиалкогольная пропаганда тоже дает ощутимые плоды. Наркотики же пока лидируют среди способов получения кайфа. У нас, боимся, многое еще впереди. Новое российское поколение уже не так тяготеет к водке, но о наркотиках осведомлено явно больше поколения старого.

Сейчас в США война наркотикам объявлена в качестве национальной программы, со всеми атрибутами настоящей войны, включая главнокомандующего и одуряющую пропаганду. Покупку наркотиков называют финансированием терроризма (что, как ни странно, правда – деньги от продажи тяжелых наркотиков перекочевывают в карманы экстремистских прокоммунистических групп Латинской Америки). За употребление наркотиков многих сажают.

 

 

...

В том числе по доносам американских павликов морозовых: наказали родители ребенка, а он возьми на них и настучи.

 

Чтобы перекрыть доступ к наркотикам, устраивают несанкционированные обыски, держат огромную сеть внутренней агентуры, вмешиваются во внутренние дела других стран (например, Колумбии, Боливии). Официальная политика – полное неприятие никаких наркотиков, абсолютно, без разбора, с проверками на дорогах, серьезными неприятностями из‑за унции дури, обязательными лабораторными тестами при приеме на работу и в ходе работы.

И ведь все равно курят! Потому что многие считают что марихуана лучше спиртного: нет похмелья, чище кайф, успокаивает, снимает симптомы у безнадежных больных (рак, СПИД).

Сторонников марихуаны в Северной Америке хватает, и они борются, правда пока безуспешно, за легализацию своего хобби. Причем в последнее время активизировались (рис. 4, 5).

 

 

Рис. 4, 5. Всемирная акция в поддержку свободы наркотиков, 2009 год. На фото – «акционеры» в разных знаковых местах США со своим девизом: «Хорошие люди употребляют наркотики». В Штатах сейчас мягкие наркотики становятся более приемлемыми. В Калифорнии медицинское применение марихуаны легализовано, а это значит, что практически любой взрослый может получить разрешение, придумав себе болезнь. Заметим, впрочем, что это все потом будет за вами тянуться неотрезаемым «хвостом», а во многих местах нравы строгие

А вот в Канаде сторонники наркотических свобод уже добились реальных успехов. Там эта проблема вообще воспринимается иначе, чем в США, скорее в медицинском, чем в полицейском плане. В Британской Колумбии официально существует даже небольшая Партия Мaрихуаны, и, по примеру европейских стран, на самом деле постепенно кое‑что легализуют. Уходя на пенсию премьер‑министр Канады, Жан Кретьен, произвел настоящий фурор в США своим заявлением, что, мол, когда Парламент окончательно снимет запреты – он обязательно марихуану попробует – интересно же.

 

 

...

Флаг ему в руки! Но в США такое заявление убило бы перспективы его партии на выборах.

 

В Ванкувере, бывает, дурью несет на улицах, полиция отслеживает производителей с вертолетов с помощью инфракрасных детекторов (на которых обогреваемые подвалы светятся). Стоимость нелегального экспорта марихуаны в США из Британской Колумбии недавно превысила стоимость легального экспорта продуктов из древесины – ранее основного товара. В то же время тяжелых наркоманов снабжают одноразовыми шприцами и организуют все больше контролируемых мест, где они могут свободно колоться.

В США это долгое время, после заката «революции хиппи», представлялось немыслимым развратом! Никаких разговоров с наркоманами, и средство одно – сажать. И что? В Канаде преступность несравненно ниже, общество спокойнее, а уровень наркомании ниже, чем в США. При этом народ тоже смешанный и культура очень близкая (большинство канадцев с этим не согласится – ну и пусть, со стороны виднее). В конце концов, накушавшись политической риторики консерваторов при Буше, и американцы стали браться за ум. Началась ползучая декриминализация, через разрешение выписывать травку как лекарство по рецепту врача, и, соответственно, легально выращивать для этих целей. Калифорния – это наиболее масштабный эксперимент. И что? И ничего, как все и предсказывали. Черный рынок пошатнулся и обстановка стала спокойнее.

 

 

...

Вообще разного рода бомжи чувствуют себя в Канаде довольно неплохо (рис. 6).

 

Нет никаких сомнений, что России предстоит пройти тот же путь в плане наркотиков, если общество и страна будут более‑менее открыты.

Справка [12]: «Мониторинги, проводимые Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков, Министерством здравоохранения, наркологической службой, а также экспертами управления по наркотикам и преступности ООН, дают приблизительно одну цифру – наркоманов в нашей стране от 2 до 2,5 миллионов человек. К сожалению, структура и специфика нашей наркомании в отличие от Европы заключается в том, что она у нас молодая. Почему? Давно известно, что заболевания психического характера, наркологические, алкоголизация населения имеют под собой, прежде всего, социально‑экономические корни».

 

Рис. 6. Да, это канадский бомж под канадским мостом. Имущество у него в тележке, сворованной в магазине, спит во вполне приличном спальном мешке, на подстилке, чтоб не простудиться. И в развитой стране не всем везет. Часто, впрочем, это невезение прямо связано с психикой

Это везде одинаково, а наша близость к Афганистану, Таджикистану очень напоминает близость Северной Америки к Южной. Насколько далеко страна пойдет по этому пути и с какими последствиями, зависит от народа и от политики администрации. Как мы только что показали, варианты могут быть разными – даже среди приемлемых (и в США, и в Канаде ситуация с наркоманией и ее последствиями поддерживается на приемлемом уровне). И в заключение. За счастье в любом его виде, в том числе и суррогатном, люди готовы платить. Наркотики – очень прибыльный товар, особенно с учетом того известного факта, что подсевший на дурь человек отказаться от нее уже не может. Деньги тут крутятся огромные. И паразитируют на этом не только отдельные криминальные структуры, но и целые страны.

В современном мире наркотики тесно переплетены с борьбой мафиозных кланов и международным терроризмом, а связанный с ними бизнес – одна из причин международных конфликтов.

1.2.3. Отложенное счастье

Господь терпел, и нам велел.

Пословица

 

Вспомним одно из уже обсуждавшихся определений: счастье – это мечты о будущем.

 

 

...

О будущем счастье – а о чем еще стоит мечтать, как не о нем.

 

И иногда настоящее маленькое счастье стоит отложить, ради будущего большого.

Сдается нам, что не все наши читатели провели свое детство в Соединенных Штатах, так что до рассказа об опытах психолога Вальтера Мишеля на детях нам придется прояснить популярную там концепцию marshmallows.

Marshmallows – это штука, пробуждающая у любого нормального ребенка неодолимое стремление ее получить. Нам не известны дети, которые не протянули бы руку, увидев marshmallows. Маршмеллологии посвящены многие увлекательные страницы в Интернете, из которых следует, что это мягкая вкусная конфета (дословно – зефир, пастила) с богатой, но малоинтересной для нас историей.1

Итак, Вальтер Мишель решил количественно испытать терпение детей посредством маршмеллоусов. Подопытному четырехлетнему ребенку выдавалась конфета, после чего ему врали, что у экспериментатора – срочные дела и он на несколько минут выйдет. А ребенку (четырехлетнему!) предлагалось тем временем сделать выбор: ждать все положенное время (пятнадцать минут) и потом получить уже не одну, а две конфеты, или нажать на звонок и немедленно съесть имеющуюся конфету – и все, второй тогда не будет.

 

 

...

Нечеловеческие мучения детей снимались на камеру, и индукционный период (время между уходом естествоиспытателя и поеданием конфетки) измерялся. В среднем, четырехлетние дети могли сопротивляться соблазну три минуты. Однако около 30 % сумели продержаться весь положенный срок и заработать вторую конфету.

 

И что? А то, что такое поведение оказалось не случайным, а тест – фундаментально важным для определения шансов человека на успех (как бы широко мы этот успех ни понимали) в последующей жизни. Судьба детей потом отслеживалась в течение многих лет, и она статистически достоверно коррелировалa с результатами теста Вальтера Мишеля: способные на сиюминутные жертвы в перспективе достигали большего.

Итак, «отсроченное удовольствие» – базовое психологическое понятие, вокруг которого накручивается множество нитей, связывающих индивидуальные психологические особенности с успехом в жизни, тем местом, которое человек занимает в обществе.

 

 

...

А к чему склонны вы? К спонтанности, действию по принципу – «все и сразу» или способны потерпеть ради того, чтобы достичь чего‑то гораздо более существенного в жизни? Сладкая, желанная, но только одна конфетка прямо сейчас или большой, возможно бесконечный кулек конфет – но в отдаленном будущем?

 

Существуют врожденные и приобретенные психологические механизмы, которые человек использует, чтобы противостоять импульсу «все и сразу». Заметим, что у четырехлетних детей из опытов Мишеля приобретенных механизмов, специального обучения не было. Так что довольно уверенно можно сказать, что врожденная предрасположенность к успеху в жизни наблюдается, во всяком случае в западной культуре, только у 30 % населения.

Почему способность потерпеть, переключиться (да, это специальный механизм психологического переключения), так важна для индивидуального успеха, а наличие достаточного количества людей, обладающих этим свойством, так важно для общества в целом? Потому что в реальной жизни невозможно постоянно «срезать углы», и если всегда пускать ток по кратчайшему маршруту – пойдут короткие замыкания и все погорит. Реальный успех достигается тяжелым трудом, а мгновенное удовольствие – одной инъекцией. От тяжелого труда, если он правильно направлен, выигрывает все общество. От инъекции (сразу съесть все вкусненькое, ухватить лучшее) в итоге проигрывают все.

 

 

...

Люди, неспособные контролировать свои импульсы, попадают во множественные ловушки типа «не хочу учиться, хочу жениться» или «взять все, да поделить». Они не видят проку в учении, потому что от него действительно нет непосредственного результата прямо сейчас. И в других людях они не ценят их умений и образования. Им кажется, что индивидуальное и общественное богатство – это все наворованное, так как они не имеют понятия, как реально преумножается богатство и сами не склонны прилагать необходимых для этого долговременных усилий. Они знают, что заставить проще, чем убедить. Они видят в других людях лишь инструмент для исполнения своих непосредственных желаний и несклонны, скажем, вкладывать свое время в построение каких‑то значимых взаимоотношений. К сожалению, российская действительность последнего столетия с революциями, перестройками и мгновенным перераспределением богатства, создает благоприятную среду для таких мыслей.

 

В нормальном обществе, которое и изучал Вальтер Мишель, такое поведение (приоритет сиюминутной выгоды) редко приводит к индивидуальному успеху. Весь смысл его многолетней работы заключался в поисках методов прививания полезных психологических качеств. Хотя это долго, трудно, и результат не гарантирован.

Итак, при ориентации на глобальные, требующие длительных усилий, но реальные цели, и адекватном этому поведении, успех со временем наступает. И опять‑таки не только у отдельного человека, но и у любого бизнеса, государства.

Рассмотренные закономерности применимы ко многим процессам и явлениям в жизни и развитии личности, фирмы, народа.

 

 

...

А теперь – пример, прикладное отступление. Мы, авторы этой книги, людьми суперуспешными не являемся. Как вы теперь понимаете, отчасти, из‑за склонности не откладывать удовольствия до светлого будущего. Думаем, что это можно отнести и ко многим нашим читателям. И вообще, в качестве примера лучше выбрать не человека, а что‑нибудь легкое, бестелесное, даже практически эфемерное, например интернет‑форумы.

 

Нас часто спрашивают, каков механизм интернет‑зависимости, что конкретно держит людей на форумах? Ведь дискуссии на русских форумах бесплодны: авторы не являются первичными источниками информации, специалисты туда заходят редко, а «решения» коллективного разума Рунета в жизнь не претворяются. То есть – «интеллектуальный онанизм»», обломовщино‑лоханкинщина. И тем не менее, что‑то людей держит. Так что конкретно?

А вот это и держит, instant gratification, мгновенное моральное удовлетворение без приложения существенных интеллектуальных усилий. Отыскать оригинальный материал и подготовить связный текст для публикации сложно.

 

 

...

Отклика публикации на русском языке, как правило, не имеют, да и появляются они с таким опозданием, что непосредственного удовольствия не доставляют.

 

То ли дело – Интернет. Тебя обругали, ты «срезал», и все довольны прямо тут, не отходя от клавиатуры. Но ты же ничего не сделал реально! Проблема заключается в том, что при такой деятельности как бы потребляется интеллектуальный наркотик, люди выключаются из настоящей жизни.

 

 

...

Есть случаи, когда наркотики действительно необходимы, например некоторым больным. И мы полностью поддерживаем легализацию каннабиса в медицинских целях. Но если выключение из реальной жизни, неспособность внести в нее мало‑мальский вклад захлестывает страну, то получается… Вот примеры:

1. Большевистский переворот – часть лидеров и интеллектуальной элиты сидят на кокаине, в солдатско‑матросской среде повальная зараженность венерическими болезнями.

2. Распадающиеся государства – Сомали, Йемен: все жуют кат.

3. Общественная импотенция – Россия, особенно нынешняя деревенская, с ее массовым алкоголизмом.

 

Ну да, мы, конечно больше о России – понятное дело, она нас больше беспокоит, чем Эритрея. И вот думая эту сюрреалистическую, в стиле Дали, думу о marshmallows и судьбах страны, мы наткнулись на такую мелкую, можно сказать, полудумку.

Какие были аналоги у интернет‑форумoв в прошлом? Ба! Да это же литературные салоны, клубы, политические салоны эмигрантов – та среда, из которой вырастали идеологические наработки для последующего страшного будущего России. Кто были все эти люди, какая у них была общая психологическая черта? Да вот эта – instant gratification, стремление выглядеть красиво, быть похваленным сразу, стремление к успеху внутри своей изолированной, референтной группы.

 

 

...

И неудивительно, что им приглянулся марксизм с его «научным доказательством» тезиса о разрешении всех проблем общества посредством государственного переворота. Или, в другой тусовке, – антисемитизм, с его «историческим доказательством» аксиомы, что все беды от евреев, и все сказочно улучшится, если их извести.

 

Невольно напрашивается сравнение с «отцами‑основателями» Америки, которые все занимались конкретными делами и сверяли свои политические идеи с непосредственной реальностью. «Отложенное удовольствие» – фундаментальный принцип протестантской этики, из которой выросла Америка.

 

 

...

В православии, на котором стоит Россия, легкая жизнь тоже не приветствуется. Но, к сожалению, неуважение к религии, характерное для русской интеллигенции на рубеже XIX–XX веков, сыграло со страной дурную шутку – отказавшись от традиционных принципов, народ оказался в плену псевдорациональных инстинктов, а они требуют удовольствия сразу.

 

Итак, народы, одобряющие практикуемый на индивидуальном уровне меньшинством принцип «отсроченного удовольствия» (трудовая этика, уважение к образованию и профессионализму, отсутствие страха перед долгосрочными проектами, серьезные инвестиции в улучшение качества жизни), достигают гораздо больших успехов, чем народы, идущие за большинством, склонным к жизни по инстинктам («кто сильнее, тот и прав», «взять все и поделить», «чужие здесь не ходят»).

Когда спрашивают, почему рыночные отношения не принесли России счастья, нам всегда кажется, что это вопрос риторический, что его задают люди, которые знают ответ, но не хотят себе в этом признаться.

 

 

...

Почему рыночные отношения не принесли счастья Африке? А нацистской Германии? Не все определяется только экономикой.

 

Экономические успехи в огромной степени зависят от внеэкономических факторов. Таких как способность детей удержаться от того, чтобы сразу схватить конфетку – впоследствии перерастающая в способность взрослых удержаться от того, чтобы схватить бутылку. Таких как вера в свою страну – предпосылка всех долгосрочных проектов. Таких как уважение законных интересов других людей и выход из порочного круга отношений по принципу «хищник – жертва» внутри своей страны. Таких как уважение законных интересов других стран и выход из порочного круга, созданного по принципу «мне лучше, если тебе хуже», в международных отношениях. Таких как…

Но сначала все‑таки, в фундаменте всего – marshmallows.

 

1.2.4. Причины счастья. Теоретическая классификация

Если мы будем искать счастья, не зная, где оно, мы рискуем с ним разойтись.

Ж. Руссо

 

 

Без этой главки, где впервые сделана попытка фундаментальной классификации причин счастья, нам, как истинным ученым‑естествоиспытателям, во всем старающимся «дойти до самой сути» было не обойтись.

Сначала наш тезис, а потом доказательства.

У счастья, по сути, всего две причины: или что‑то из окружающего мира проникает в тебя, вовнутрь, или наоборот, нечто исходит из тебя.

При этом удовольствий, от которых мы урчим, балдеем, испытываем кайф и впадаем в экстаз, в жизни масса. Испытываем мы их и от вещей грубо материальных и высоко духовных. Но все случаи укладываются в данную классификацию.

На разных стадиях развития (З. Фрейд выделил оральную, анальную и генитальную, добавим еще интеллектуальную) главным, сокровенным, определяющим восприятие мира для индивида, последовательно является и апробация всего через рот, и освоение горшка, и реализация себя в качестве полового партнера, и, простите за такой ряд, служение Господу или другой высокой идее.

 

 

...

Так что между вульгарным «отлить» и излиянием души на исповеди – связь прямая.

 

Простейшие, общедоступные, можно сказать, животные удовольствия мы получаем от физического захвата или выброса чего‑то. Некоторые связанные с этим действия для нас настолько естественны и доступны, что мы на них и внимания не обращаем. Например, вдох и выдох. Но попробуйте пару минут не дышать. Вдох будет кайфом!

 

 

...

Есть даже анекдот с похожим сюжетом, только там все наоборот и вместо воздуха – пиво. А кончается он словами «Вечный кайф!» Это когда пиву, после долгого запрета, наконец позволяют вырваться наружу.

 

Человек, как мы знаем, – открытая система, постоянно обменивающаяся веществом и энергией с окружающей средой. Этот обмен необходим для жизни, а за все, способствующее выживанию, природа с нами рассчитывается – платит удовольствием! Причем ввод и вывод стимулируются примерно поровну.

 

 

...

Выпить и закусить – отлично, но и в туалет сходить – здорово.

 

Сила наслаждения пропорциональна доступности и времени ожидания желаемого.

Но не только удовлетворение чисто физиологических потребностей нам приятно. Французская кухня, Кама‑сутра, дзен‑буддизм и прочие утонченные штучки – по сути один ряд. Стержень – удовлетворение от проникновения, постижения. Есть масса чисто духовных видов удовольствия. Все они также сводятся к актам отдачи (создаем, творим) либо получения (постигаем, поглощаем сотворенное).

 

 

...

Мы слушаем музыку – и в нас проникают гармонические колебания и идеи композитора. Пишем стихи – и выплескиваем свои чувства, эмоции, мысли, отдаем их миру.

 

Ученые и садоводы, актеры и грибники, филателисты и алкоголики, террористы и верующие – все получают удовольствие, беря, либо, отдавая. Все наши увлечения, от высоко духовных до примитивных, основаны на этом.

 

 

...

Даже сам Бог не смог удержаться от удовольствия акта отдачи, сотворив Землю и нас.

 

Почетное место в ряду удовольствий по праву занимает секс. И теперь вам понятно почему: тут проникновение нас или в нас повторяется быстро и многократно, причем глубиной и частотой мы можем управлять. При этом взаимопроникновение идет как на физиологическом (физическом и химическом), так и на духовном (эмоциональном) уровне. Передача (прием) [13] тут же оценивается партнером, и эту реакцию мы видим и чувствуем!

 

 

...

Если сравнить секс с таким приятным и тоже доступным практически всем, круглый год и в любом месте занятием, как еда, то ясно, что последнее проиграет: партнер не обязателен, эмоций меньше, процессы входа и выхода монотонны и разделены во времени. Не случайно в поисках кайфа пресытившиеся римляне щекотали горло гусиным перышком, чтобы стошнило, после чего опять можно было что‑то поглотить и вновь испытать удовольствие.

 

Изначально природой секс задуман как акт творения новой жизни. Для выживания он необходим, а мы помним, что за все правильные, нужные для жизни действия она нас поощряет. В данном случае – оргазмом, сильнейшим из естественных видов кайфа. Неважно, что сейчас секс стал для нас вещью самодостаточной и возможность появления потомства часто ему лишь мешает. Поощрение продолжается! Может природа еще не поняла, что человек (единственный из живых существ!) давно научился ее обманывать. Мы получаем от секса удовольствие и без продолжения рода.

 

 

...

Таблетка или презерватив – и все дела. А положившие на это солидную часть жизни китайские даосы умеют и вовсе не тратя семя оргазм получать.

 

А может природа просто ничего тут поделать не в силах и продолжает в своей манере перестраховываться, разбазаривая миллионы сперматозоидов и тысячи половых актов и оргазмов, чтобы хоть один новый человек появился.

 

 

...

Хотя есть и другие примеры работы Создателя с биологическим материалом. Акт воспроизводства потомства – иногда вершина и заключительный этап жизни. У некоторых видов особи, оплодотворившие самку или отметавшие икру, погибают, они свое дело сделали.

А если бы у нас так? В корне бы цивилизация изменилась. Кстати, есть гипотеза, что максимальный оргазм испытывают умирая, но желающих в этом убедиться экспериментально немного, да и впечатлениями они не делятся.

 

Почему футбол собирает стотысячные стадионы? Страшно сексуален! Цель – проникнуть (в данном случае мячом) в тщательно охраняемое отверстие соперника (так называемые ворота). Когда это удается (гол!), толпа испытывает сильнейший оргазм (взрыв радости).

Спорт вообще основан на удовольствии от проникновения. Класс не только попасть в ворота, корзину или лунку. Первым порвать финишную ленточку – тоже.

 

 

...

А ведь это все равно, что оказаться самым юрким сперматозоидом (радости одного порядка)!

 

Счастье, когда вышедшее из нас, созданное нами попадает в других и вызывает их восторг. Это знакомо создателям бестселлеров, выдающимся актерам и спортсменам, собирающим полные залы и стадионы и т. п., но доступно далеко не всем. В отличие от секса, единственного сильного наслаждения, которое, независимо от творческих способностей, может испытать каждый.

Несчастье, сильнейшее потрясение, когда проникновение в нас (исход из нас) происходит помимо нашей воли. Караул: грабят, насилуют, тошнит и т. д. Столь же сильное горе – когда воля отдать (получить) есть, но никак, не выходит (безответная любовь, не берут на работу, поэту не пишется или написанное не читают, запор или наоборот – хочется, а туалета рядом нет и т. п.).

Впрочем, данная глава в основном о счастье, а не о несчастье. Что‑то мы увлеклись.

Можно рассматривать вопрос и шире: потрясает и способен вызвать экстаз не только вход и выход в нас или из нас, но и наш вход куда‑то или выход откуда‑то (отпуск, гости, баня, кино, тюрьма… жизнь).

Так и листаем книгу жизни: приход и исход, вход и выход, ввод и вывод.

 

 

...

Отсюда и наш наиболее пристальный интерес к таким вещам, как:

еда;

секс;

власть;

деньги;

зрелища;

экстрим;

творчество;

вера и молитва;

водка и наркотики;

рождение и смерть.

 

Пожалуй, неслучайно все главные удовольствия частично попадают в область интимного и запретного. Ведь испытывающий их счастлив! Он не нуждается в помощи и руководстве, а, значит, выходит из‑под контроля (старшего, супруги, церкви, государства, идеологии), и использовать его в своих целях сложно. А какому же из названных выше контролеров это понравится? Но подробнее об этом ниже, в главе об истоках этикета.

А в заключение – об удовольствиях обычного человека, бизнесмена и лидера (политического, религиозного и т. п.). Естественно, последние тоже ступеньки людских удовольствий проходят. Но поднимаются и на новые – об этом и речь.

У обычных человеческих удовольствий, по сути, те же причины, что и у радостей, специфичных именно для бизнесмена или вождя. Суть, алгоритмы действий и подходы везде одни. Различны лишь масштабы.

 

 

...

Человеку нужна простая потенция, а бизнесу и державе – потенциал (в последнем случае – желательно ядерный).

 

Одна из задач человека, решение которой доставляет ему сильное удовольствие, – завоевать другого человека (как вариант – через секс). По аналогии – задача бизнесмена – подчинить группу (а затем и все прочие группы и других бизнесменов), а задача вождя – покорить массы (а потом и других вождей с их массами).

Так и просится не совсем приличное – «поиметь»: партнера, коллектив, народ. Если воспользоваться словом понейтральнее «соблазнить», то бизнесмены делают именно это с другими фирмами (заключая контракты), а вожди – с целыми народами (выигрывая выборы).

Итак, не только человек, а и бизнесы, и страны счастливы, когда в них что‑то проникает и они что‑то получают, либо когда они проникают во что‑то.

 

 

...

А когда закрываются железными занавесами – неминуема гибель. От которой, кстати, плохо всем окружающим, а не только самому погибшему. Так что весь наш народ и все прогрессивное человечество должны дружно сказать: «Нет – поправке Джексона‑Веника!», «Россию – в ВТО», «Россию – в НАТО»… и т. п.

 

1.2.5. Счастье как практическая задача

В качестве средства обнаружения истины эксперимент стоит выше интуиции.

Дж. Вайян

 

 

Право на стремление к счастью зафиксировано в Декларации Независимости США.

 

 

...

Томас Джеферсон: «Мы считаем самоочевидными истинами, что все люди созданы равными и наделены Творцом неотчуждаемыми правами, такими как право на жизнь, свободу и стремление к счастью».

 

Но как его достичь практически? Возможно ли это, зависит ли это от нас или счастье вообще запрограммировано, и «отцы американской революции», записавшие в протокол лишь стремление, а не гарантию, были прозорливы на уровне пророков?

Художественная литература издавна трактовала этот вопрос, и всегда по‑разному.

 

 

...

Тут и великая русская литература конца XIX века, моральный урок, которой можно сформулировать в двух словах, и слова эти – «некуда бечь». И великая французская литература начала XX века, экзистенциализм с его более сложным выводом «некуда бечь – но все равно беги!» И великая американская литература середины XX века, битники, с их продвинутым выводом «некуда бечь – ну и насрать!».

В современном (а потому пока не великом) искусстве практически одновременно (2009) по этому поводу отметились двое. Это писатель Ричард Пауэрс, с его образом патологически счастливой независимо от обстоятельств Тассадит Амзвар (роман «Щедрость»), и всенародно любимые кинорежиссеры братья Коэны с их образом современного персонажа, негеройски положительного профессора Ларри Гопника, на которого случайно пало проклятие Бога, и тут уж, понятно, никакими правильными жизненными решениями счастья не приблизишь (фильм «Серьезный человек»).

 

Мы понимаем, что художественная литература тут вообще не советчик, а религия прямых рецептов не дает, только общие указания. Таким образом, нам остается полагаться на науку. И наука нас, конечно, не подвела.

Не так давно, наконец, закончилось марафонское исследование1. Гарвардские ученые (начал Арли Бок, завершили Джордж Вайян и его группа) 72 года отслеживали судьбы 268 мужчин, поступивших в колледж в конце тридцатых годов прошлого столетия. Конечной целью работы было установить, какие факторы определяют, что у человека складывается счастливая жизнь.

 

 

...

Подопытных на регулярной основе подвергали обширному тестированию, очень подробному и неспецифическому – потому что откуда же заранее знать, что важно. Наиболее детальное исследование включало выборку студентов из потоков 1942–1944 годов. Догадаться о будущем этих студентов было невозможно, и совсем безотносительно от намерений организаторов в выборку попали по меньшей мере две будущие знаменитости – Бен Брэдли, многолетний редактор «Вашингтон пост» и… Джон Кеннеди, дело которого, к огромному нашему сожалению, засекречено до 2040 года (представляете, это как если бы после смерти Бехтерева сохранились материалы на Сталина).

 

Какие же факторы определяют способность человека спокойно жить, любить, работать, получая от жизни удовольствие, не впадая в отчаяние, до глубокой старости? Что сказывается на способности человека жить (а) долго и (б) хорошо. Разумеется, мы говорим о статистике, тенденциях, но, все равно, кое‑что полезное, хотя и не вполне удивительное, удалось нащупать.

Дж. Вайян выделил семь наиболее важных факторов, определяющих способность человека нормально и долго жить, взрослеть и стареть, не впадая в депрессию:

1. Способность адаптироваться, в том числе к изменениям в самом себе (скажем, к старению).

2. Образование (в Америке у образованных людей судьба складывается лучше, чем у необразованных).

3. Стабильные отношения в семье, длительный брак.

4. Отказ от курения (да, оно действительно сокращает продолжительность жизни).

5. Незлоупотребление спиртным – влияет и на продолжительность, и на качество жизни.

6. Физические упражнения.

7. Нормальный вес тела.

Так просто, да? Мы сейчас посмотрим на все эти дела повнимательнее, и увидим, что просто, – да непросто. Прежде всего, в социальных исследованиях, когда мы видим корреляцию, всегда встает вопрос: что причина, что следствие, а что – зависимость без прямой причинно‑следственной связи?

На первый взгляд, все тривиально и несерьезно. Однако, оказалось, что ни один из мужчин, проходивший в 50 лет лишь по трем и менее из перечисленных признаков, нe дожил до 80 лет в состоянии приемлемого здоровья и довольства жизнью. Даже если в 50 лет был полностью здоров физически! Вероятность не дожить до 80 лет у этой категории была в три раза выше, чем у тех, кто проходил по четырем и более факторам.

 

 

...

Кстати, уровень холестерина в 50 лет никак не сказывается на здоровье в старости. Абсолютно никакой корреляции.

 

Заметим, однако, что вряд ли целью жизни может быть хорошее настроение в 80 лет. Качество жизни – понятие динамическое, тут значение различных факторов меняется с возрастом.

 

 

...

Скажем, такая черта характера как общительность очень помогает во время учения и вообще в молодости (особенно при знакомствах, так значимых для юношей и девушек). С возрастом ее значение в жизни человека падает. То есть менее общительные, застенчивые люди чувствуют себя не очень радостно в молодости, но зрелость у них может быть вполне себе ничего.

 

Интересно, что активные занятия спортом в студенческие годы – хороший предсказательный фактор – но не для физического, а для душевного здоровья в пожилом возрасте. А депрессия влияет на продолжительность жизни сильнее, чем уровень холестерина.

 

 

...

Из тех, у кого клиническая депрессия была диагностирована в 50 лет, более 70 % умерли или были серьезно больны через 13 лет.

 

И вообще, пессимистический склад характера очень плохо сказывается на здоровье. Что тут от чего зависит, не так легко сказать: мы знаем, что пессимисты менее общительны и меньше заботятся о самих себе. Но в целом, народная мудрость о том, что «все болезни от нервов» (считайте – от постоянных расстройств и плохого настроения), в том числе смертельные, если не быть совсем уж буквалистами, подтверждается статистикой.

Влияет на продолжительность жизни и война, даже в том случае если вас случайно не убили. Более 80 % обследованных попало на фронты Второй мировой войны. Нас, наверное, это не удивит, но перед нами не художественная литература, а достоверные научные данные: те, кто участвовал в более тяжелых сражениях, умирали раньше.

 

 

...

Последними ветеранами оказываются по статистике, те, кто воевал меньше. Какое‑то неприятное чувство вызывает эта наука. Невольно, хотя может быть и безосновательно, переносишь все на недавнюю историю с тов. Долгих, г‑ном Подрабинеком и полуантиветеранской шашлычной, которую они не поделили [14].

 

Так называемое пост‑травматическое расстройство (PTSD – post‑traumatic stress disorder), которое в американской медицине заняло примерно такое же место, как вялотекущая шизофрения в советской, оказалось отнюдь не выдумкой ветеранских госпиталей.

Забавной выглядит находка, что черты характера, проявляющиеся в ранней молодости, впоследствии цементируются в политическую ориентацию. Значит, эта ориентация, во‑первых – не вполне результат осознанного выбора, во‑вторых – в здоровом обществе она не может быть у всех одинаковой, и, в‑третьих – политические партии должны ее учитывать, определяя на кого они сами ориентированы.

Оказалось, что в специфических американских условиях очень легко предсказать, базируясь на тестах в ранней молодости, станет ли человек демократом (предсказательные черты характера: чувствительность, культурность, склонность к самоанализу) или республиканцем (прагматичность, организованность).

 

 

...

Для русского читателя не может не пройти незамеченным тот факт, что эти экспериментальные данные напрочь опровергают наш расхожий пропагандистский штамп насчет отсутствия различий между демократами и республиканцами. Кабы не было различий, кластерный анализ дал бы совсем другие результаты.

 

Алкоголизм. В Америке это тоже проблема, но, не будем обманываться, не национальная трагедия. То есть все, что они там нашли, к нам применимо с увеличительным коэффициентом примерно один к десяти. У нас негативные последствия пьянства на порядок выше. Причем, злоупотребление спиртным – причина, а не следствие неудач и нездоровья.

 

 

...

Дж. Bайян утверждает, что, говоря метафорически, алкоголизм – это лошадь, которая тянет за собой телегу патологии. То есть не «он запил, потому что жена ушла», а «жена ушла, потому что пил» и т. п.

 

В отсутствие явной патологии, главным условием продолжительной и успешной жизни являются человеческие отношения. Именно они определяют, как человек себя чувствует морально, а через механизм мании / депрессии – и физически. Исследование показывает это совершенно ясно.

 

 

...

Для счастливой жизни важнее не талант, не происхождение, а прежде всего отношения с родственниками, – родителями, детьми, братьями и сестрами, дядьями и тетками. Чем более эти отношения тесны, да и просто чем больше родственников, с которыми поддерживается контакт, – тем спокойнее и лучше человек себя чувствует. На первом месте здесь – отношения между братьями и сестрами. Сейчас совершенно ясно, что один ребенок в семьe – удобно для родителей, но не здорово для самого ребенка!

 

Ну, не пугайтесь, даже если у вас тоже всего один ребенок, это только статистика. Хотя это и не шутка.

Образование. Вы уже знаете, что чем оно выше, тем, при прочих равных условиях, лучше жизненный прогноз. Конечно, влияние тут и опосредованное: более образованные люди лучше осведомлены и о здоровом, правильном образе жизни.

 

 

...

Так, для малообразованных людей вероятность стать алкоголиком на 50 % выше, чем для образованных. Однако для них и прогноз излечения от зависимости более благоприятный.

 

Для ребят из малообеспеченных семей, выросших в трудных условиях и не получивших хорошего образования, на первое место среди факторов, определяющих психическое состояние во взрослом и пожилом возрасте, вышла практическая изобретательность в детстве. Отношения в семье у них, преимущественно выходцев из эмигрантских семей первого поколения, только на втором месте.

По профилю смертности представители городской бедноты в 68–70 лет соответствуют представителям среднего класса в 78–80 лет. То есть «середняки» лет на 10 переживают бедняков.

 

 

...

Важный для нас вывод: если сравнивать страны, то Америка – средний класс в мировом масштабе, а Pоссия – место проживания малообеспеченных. И ситуация с профилем смертности соответствующая. Однако обусловлено это не разницей в доходах, а перечисленными выше семью факторами, которые в значительной степени можно контролировать. Именно поэтому во многих странах, где люди не богаче, чем в России, продолжительность жизни намного выше.

 

Так что не все предопределено социальным статусом или страной проживания. Многое (хотя и не все, конечно) зависит от усилий самого человека.

 

 

...

Кстати, этого человека множество авторов, особенно американских, которых культура социального оптимизма окружает с детства, стараются убедить, что надо быть веселым и счастливым, ожидать от жизни хорошего – и это хорошее придет. Между тем серьезная социальная психология, и американская тоже, предупреждает о подводных камнях на этом рекламируемом пути.

 

Мы знаем о негативных последствиях пессимизма. Но они есть и у оптимизма.

Надеяться на худшее всегда проще: не будет шансов проиграть, разочароваться. Люди подчас боятся, когда их хвалят, опасаются комплиментов, стараются не ожидать слишком многого.

 

 

...

Сколько за границей написано про хмурые лица русских, про присущие нашему народу внешнюю недоброжелательность и социальный пессимизм. Между тем эти свойства выработались как механизм психологической защиты в традиционно социально неблагополучной обстановке.

 

Негативные эмоции вредны для здоровья, но оберегают нас от сильных психологических ударов. Позитивный настрой хорош для самочувствия, но делает нас менее защищенными (перед хамством, отказом, пренебрежением). Так что эмоции, выражаемые человеком на улице, отражают как его собственный характер, так и общую обстановку в стране.

 

 

...

Хмурые лица москвичей неслучайны, и прежде чем требовать от них американских улыбок и обещать им за эти улыбки светлое будущее, следует понимать, что в конкретной обстановке столицы нашей Родины дистанция от улыбки до инфаркта гораздо короче, нежели от кислой физиономии до того же инфаркта.

 

И так дела обстоят не только у нас, но об этом – в следующей главе. А эту закончим общими выводами, к которым пришли исследователи счастья. Они достаточно просты, надежны и практически важны.

Установлено: то, что мы делаем, то, что у нас получается, в такой же степени влияет на наше мироощущение, в какой наше мироощущение влияет на все, что мы делаем.

 

 

...

Это как с улыбкой и хорошим настроением, или гормонами счастья и самим счастьем. Они появляются – и тебе хорошо. И наоборот, ты счастлив – и они возникают.

 

Далее, как уже отмечалось в разделе 1.2.1, деньги, после того как их количество становится достаточным для удовлетворения разумных потребностей, сами по себе счастья не приносят. Стабильность семьи и вера в Бога или иные идеалы чувствовать себя счастливым сильно помогают. Врожденные черты характера играют в ощущении счастья очень большую роль, но не определяют судьбу полностью.

 

 

...

В достаточно серьезной работе Сони Любомирской дается такой расклад: 50 % – вам написано на роду, это то, что вам досталось с генами и воспитанием в раннем возрасте, над чем вы совершенно не властны; 10 % – случай, везение (или невезение), 40 % – может определя

Date: 2015-09-24; view: 380; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию