Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сохранение и повторение
Итак, закончено рассмотрение всех этапов работы над произведением от первого знакомства с ним до концертного ис- полнения. Оно освоено и исполнено публично, может быть не раз и не два за короткий срок. Казалось бы, весь его жизненный путь прослежен и на этом пора закрыть книгу. Но нет, испол- нитель еще не однажды вернется к произведению. Это может случиться спустя небольшой промежуток времени, а может быть и через годы. Следовательно, возникает необходимость проана- лизировать условия сохранения (консервации) выученного и его возрождения — повтора. Из лабораторных — домашних условий пьеса уходит в ши- рокую практическую жизнь. Этого требуют и профессия испол- нителя и само произведение, которое дозревает на эстраде, на публике. Каждое такое исполнение не только вскрывает недо- делки, недодуманное, неуслышанное, но бывает и полным неожи- данных откровений. Только при четвертом публичном исполнении такой, каза- лось бы, не слишком сложной пьесы, как соната a-moll Моцарта, Рихтер добился удовлетворившей его интерпретации.1 То же подтверждает Гофман: «Прежде чем вы не сыграете произведе- ние публично два или три раза, вы не должны рассчитывать, что каждая деталь его выйдет в соответствии с вашим жела- нием».2 Задача сохранения — проще, чем возвращение к ранее вы- ученному. Для сохранения достаточно регулярно — раз-два в не- делю внимательно, лучше по нотам, чем наизусть, проигрывать пьесу в умеренном или даже медленном темпе, вслушиваясь в озвучивание каждого нотного обозначения, как высотноритми- ческого, так и интонационного. 1 Г. Н е й г а у з. Об искусстве фортепианной игры, стр. 234. 2 И. Гофман. Фортепианная игра. Вопросы и ответы, стр. 24.
Хотя во время концертного турне повторные исполнения имеют место в ближайшие дни, но и здесь угрожает «заигрыва- ние» пьесы. Оно сказывается как ослаблением творческого им- пульса, так и утратой точности и тщательности исполнения. «Если пьесы играешь перед публикой много раз подряд, чего артисты по возможности избегают, то нюансы принимают опре- деленную форму, которую можно вполне сохранить. Хотя с те- чением времени она потеряет дыхание подлинной жизни, но все же еще может дать иллюзию свежести, подобно тому, как, при- бегая к очень крайнему сравнению, мертвый может выглядеть, как если бы он спал». Это говорит Гофман и добавляет о дру- гой угрозе: «невозможно играть пьесу очень часто без того, чтобы в нее не вкрались ошибки...»1 Гофман, по-видимому, описывает свой собственный опыт или, во всяком случае, не выключает себя из числа подверженных неприятной эстрадной болезни. Да и вряд ли здесь возможны исключения. При домашнем и особенно при концертном исполнении худо- жественная сторона задачи — выразительность, характерность передачи, что связано с нюансировкой, тембрировкой интона- ций — поглощает внимание пианиста. Моторика же наблю- дается рассеянным полем внимания и попадает в фокус лишь в те мгновения, когда он наталкивается на еще не преодоленную трудность или непредвиденную случайность. Отсутствие сугубого внимания к технической стороне неиз- бежно ведет к «забалтыванию» произведения и загрязнению всей техники пианиста. Концертирование «разлагает технику» — говорит Скрябин. После каждого концертного турне необходима «чистка» техники. «Сыграешь раз пять в концерте и пьеса испорчена. Надо опять так играть,— говорил он и показывал, выигрывая каждую ноту в нарочито медленном темпе».2 Мне запомнился следующий случай: в Ленинграде в Боль- шом зале филармонии впервые выступал венгерский скрипач Ж. Сигетти. Глубина, благородство и красота его игры вызвала единодушное восхищение. Несколько профессоров консервато- рии — скрипачей — и я в антракте пошли в артистическую вы- разить восторг и благодарность замечательному артисту. Но там его уже не было. Не дождавшись конца концерта, в котором после его номера исполнялось еще и симфоническое произведе- ние, Сигетти ушел к себе в гостиницу. Отправились за ним и мы. Дойдя до номера, который он занимал, мы остановились в изумлении: из-за двери до нас доносились звуки скрипки. 1 И. Гофман. Фортепианная игра. Вопросы и ответы, стр. 117. 2 Л. Сабанеев. Воспоминания о Скрябине. М., Музгиз, 1925, стр. 128.
В медленном темпе, тщательнейшим образом, останавливаясь на отдельных моментах, Сигетти проигрывал по нескольку раз не- которые места из только что так совершенно исполненного Кон- церта Бетховена. Минут 5-10 мы прислушивались к работе ма- стера, не смея нарушить ее. Наступила пауза. Мы постучали в дверь,— Bitte! — раздался его голос. Мы вошли. В рубашке, без фрака и жилета, стоял Сигетти со скрипкой и смычком в руках. Узнав кто мы, он любезно при- гласил нас сесть. В завязавшейся беседе взыскательный артист рассказал, что считает необходимым всегда после выступления подправить и подчистить то, что ему не удалось сыграть так, как было задумано, как хотелось. Иначе,— повторил он сказан- ное Гофманом и Скрябиным,— неизбежно вкрадывающиеся в исполнение неудачи накапливаются от раза до раза и к концу турне исказят исполнение. Рассказы о подобном поведении артистов можно множить. Без взыскательности нет художника. Казальс, как и Сигетти, сразу же после концерта подчищает исполнение, но делает это без инструмента — мысленно. Он говорит: «Как только лягу, я мысленно представляю себе концерт и с совершенной точностью вижу весь его ход, не забывая ни од- ной ноты. Я не могу заснуть без такого пересмотра, взыскатель- ного и печального».1 Гофман объясняет «заигрывание» психо-физиологически. Когда мы, полагаясь на автоматизм, «разрешили пальцам бе- жать, а ум оставили позади, вместо того, чтобы он находился, как ему полагается, впереди пальцев, подготовляя их работу (давая им четкое задание.—С), то обнаруживаем, что в испол- няемой нами пьесе пальцы идут вразброд».2 Процесс этот примерно таков: при быстрых повторениях сложных фигур мелкие ошибки, промахи и недостатки усколь- зают от нашего внимания; чем больше быстрых повторений мы проделываем, тем обширнее становится количество этих малень- ких пятен, и это в конце концов неизбежно должно привести к полному искажению звуковой картины. Это искажение, однако, не есть самое худшее. Поскольку мы при каждом проигрывании не повторяем одни и те же ошибки, то звуковая картина стано- вится смутной, туманной. Нервные импульсы, заставляющие пальцы действовать, становятся сначала нерешительными, потом начинают путаться все больше и больше, до тех пор, пока не прекращают работу совершенно, и пальцы останавливаются. Неясность звуковой картины вызывает временный паралич двигательных центров, которые управляют пальцами. К несча- 1 X. Корредор Беседа с Пабло Казальсом, стр 262. 2 И Гофман Фортепианная игра Вопросы и ответы, стр. 27
стью каждый пианист знает ощущение, когда его пальцы начи- нают «прилипать» так, как если бы клавиши были покрыты клейкой бумагой, и он знает также, что это ощущение есть лишь предупреждение о том, что пальцы объявляют «всеобщую заба- стовку» и даже «забастовку сочувствия» — сочувствия потому, что в ней участвуют даже пальцы, в данный момент не занятые. Причина же этого ощущения кроется не в двигательных не- достатках самих пальцев, а в одном только мозгу. Здесь, по-ви- димому, имели место некоторые нежелательные изменения, ко- торые парализовали движения пальцев. Средство исправления или «лечения» здесь одно: «Придайте четкость звуковой картине в вашем представлении,— пальцы должны и будут повиноваться»,— утверждает мастер. Путь к этому через медленное, без экспрессии, но не механи- ческое упражнение, поскольку «оно предназначено для восста- новления расстроенного или нарушенного умственного пред- ставления».1
***
Особой задачей является восстановление ранее выученного и на ней придется остановиться. Прежде всего следует задуматься над ходячей формулиров- кой — повторение старого. Мои возражения будут направлены не против слов, а против существа. Нередко рассуждают примерно так: пьеса была выучена. Ее исполнение мне удавалось. Значит, теперь задача сводится к тому, чтобы «стереть пыль забвения» — восстановить выучен- ное в былом виде. При этом забывают «малое» — забывают о протекшем вре- мени и о жизненном пути, который пройден. Забывают, что нельзя «дважды вступить в ту же реку». Любой жизненный и тем более творческий процесс не терпит «повторений», и попытки восстановить удавшееся ранее исполнение ведут к тому, что вос- станавливается его старая форма, но внутреннее содержание вер- нуть нельзя. Сохранить произведение живым можно только тогда, когда, возвращаясь к старому, мы играем его по-новому. Так поступают художники любой области искусства. «Есть люди, для которых жизнь каждое утро начинается заново. Это те, кого все больше потрясает встреча с «Неоконченной» Шуберта... На вопрос, знаю ли я соль минорную симфонию Моцарта, я, собственно, должен был бы ответить: сегодня мне кажется, что я знаю ее, но завтра она может стать новой для меня, ибо уже мною раз я думал, что она мне известна и вся- 1 И. Гофман Фортепианная игра. Вопросы и ответы, стр. 26—27.
кий раз она становилась новой...»1 Это пишет Бруно Вальтер А вот что говорил К. Станиславский: «Вчера вообще не суще- ствует как творческая эмоция... Ставя себе задачей стать арти- стом-творцом, захлопните хорошенько дверь в прошлое и пой- мите, что оно существует только в вас, вовне нигде его уже нет, как и вас, вчерашнего, тоже нет. Жизнь умчалась вперед, со- вершилось и движение духа во всем окружающем, а вы остались в прошлом, и между вами и всею окружающей жизнью произо- шел разрыв...»2 Даже живописец, дублируя написанную картину, волей-нево- лей варьирует ее иногда весьма существенно. Вспомним хотя бы «Дуэль» Репина. Отсюда и попутный вывод: надо постоянно обогащать свой репертуар новыми пьесами, всегда учить что-то новое. Новое по- может и старое услышать по-новому. «Повторяться не следует, а то как раз, выдохнешься. Именно надо пробовать новое, а не сидеть на месте... иначе легко начать повторяться» (Римский- Корсаков). Если это правильно для сформировавшегося артиста, то тем более оно верно для быстро растущих и изменяющихся учащихся. Много внимания анализируемой проблеме уделяет Б. Валь- тер. «Умение, которое не обновляется и не развивается непре- станно, рушится и исчезает... на всех распространяется закон, в силу которого художественное мастерство, владение вырази- тельными средствами нашего искусства таит в себе опасность рутины».3 Художественный прием, оправдавший себя в каком-то случае, не может стать стандартным для всех случаев, которые кажутся подобными. Принцип стандартизации и штампов, которые уп- рощают производство, скажем, стиральных машин, телевизо- ров и т. п., никак не может быть оправдан ни в жизни, ни в ее отражении — в искусстве, здесь каждый случай — особый слу- чай и требует особого подхода и решения. Таков закон жизни! Немало было сказано о подражании и штампах в главе о тра- дициях. Здесь подчеркну, что так же, как нельзя жить чужими чувствами и разумом, нельзя жить и своими вчерашними чув- ствами, своим вчерашним умом. Подражание самому себе — это тоже штампы. Бойтесь попасть в плен своему «вчера» — своим достиже- ниям! Каждое возвращение к ранее игранному произведению должно быть его новым прочтением, переосмыслением, новым прочувствованием и новым воплощением. «Воображение необхо- 1 Сб. «Исполнительское искусство зарубежных стран», стр. 61—62. 2 «Беседы К. С. Станиславского». М —Л, ВТО, 1939, стр. 146—147. 3 «Исполнительское искусство зарубежных стран», стр 66
димо артисту не только для того, чтобы создавать, но и для того, чтобы обновлять уже созданное и истрепанное».1 Возвращаясь к произведению, выученному раньше, сумей каждый раз посмотреть на него словно встретился с этим чудом впервые в жизни. Чтобы побороть в себе «наигранное» раньше, уместно даже экспериментирование по принципу все наоборот: я играл это так, сделаю иначе. Хочется отметить этот каданс, не привычка ли подсказала это? Вслушаюсь, подумаю и, может быть, найду и лучшее, более отвечающее сегодняшнему музы- кальному переживанию. Испытывая различную, даже заведомо неподходящую трак- товку отдельных мест и целого, легче будет отойти от затвер- женных и омертвевших форм исполнения и поблекших эмоций. «Растрепав» игранную и налаженную Балладу Шопена, над ко- торой работаешь, можно надеяться, что услышишь в ней нечто новое, чего раньше не слышал, потому что за это время приш- лось познакомиться и полюбить, скажем, Прокофьева или французских импрессионистов. Спорь, дискутируй сам с собой, отрицай ранее найденное. В спорах рождается истина. Это старо, но вечно ново! Вот почему повторение ранее выученного нельзя считать лег- кой работой. В распорядке ежедневных занятий повторению следует уделить время, когда мозг еще не утомлен и работа не сводится к автоматическому проигрыванию нот. Нужна све- жесть восприятия, чувства и мысли. Мариан Андерсон рассказывает о своей работе: «Случалось, что некоторые из отобранных песен я уже пела в прошлые сезоны. Я знаю их, либо когда-то знала хорошо. Но это ничего не значит. Мы стараемся подготовить эти песни заново».2 Такой пример показал Вл. И. Немирович-Данченко своей повторной постановкой «Трех сестер» Чехова в 1939 году. Но- вая жизнь после Октябрьской революции вызвала новое миро- ощущение и родила новые художественные взгляды. Своей за- дачей, писал Владимир Иванович, он ставит «борьбу со штам- пами Художественного театра». Но ведь эти «штампы» он же породил и установил в театре. Значит, это была труднейшая, героическая борьба с самим собой. Это был подвиг художника! 1 К. Станиславский. Работа актера над собой. Собр соч, т 2, М, «Искусство», 1954, стр. 93. 2 Сб «Исполнительское искусство зарубежных стран», стр. 132
Date: 2015-09-24; view: 353; Нарушение авторских прав |